УДК 167.1. 159.99. 519.2.
Г.В. Попова*
Изучение развития профессионального явления: методологический подход
В настоящей статье представлен математический подход к исследованию процесса развития профессионального явления, в основе которого статистическое исследование абстрактного субъекта коллективной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное явление, процесс, развитие, методологический подход.
G.V. Popova*. Study of a professional phenomenon development: methodological approach.
The present paper proposed a mathematical approach to study the process of professional phenomenon development. The approach is based on statistical analysis of the abstract subject of collective activity.
Keywords: professional phenomenon, process, methodological approach.
Актуальность исследования
Современное общество переживает глубинную перестройку, период перемен, сопровождающийся актуализацией и интеграцией проблем деятельности, общества, личности человека. Это стимулирует поиск новых решений известных проблем, а вовлеченность в процесс изменений вносит и свои условия-ограничения в виде временного дефицита.
Наличие разнообразных методов способно обеспечить вариативность выбора исследователя в зависимости от его возможностей и условий-ограничений. В целом это позволит расширить возможности исследователя и, несомненно, приведет к появлению нового знания о закономерностях развития профессиональных явлений. Поэтому актуальность разработки нестандартных методологических решений очевидна.
В педагогике к настоящему времени наиболее распространенным, традиционным методом исследования явлений, происходящих в объекте деятельности, является педагогический эксперимент. Такой методологический подход предполагает наличие конкретного объекта (конкретные люди, как правило, группа обучаемых или педагогов), определенного времени на проведение педагогического эксперимента с тем, чтобы сравнивать результаты «на входе» и «выходе» и, соответственно, необходимость экспериментального применения педагогического воздействия на этот объект.
Таким образом, при всей проработанности такой подход имеет свои ограничения. Но возможно ли снизить эти ограничения, повысить объективность результатов, сократить время исследования на тот самый период проведения педагогического эксперимента? Кроме того, такой объект ограничен еще и пределами коллектива конкретного учебного заведения (школы, вуза, факультета, группы), возраст, пол и профессиональная направленность которых в исследованиях различных авторов приобретают достаточно высокую вариативность. Как быть, если профессиональные проблемы актуализируются, а времени на проведение эксперимента практически не остается?
Даже если такое предположение принять как абстрактное, а не реальное, значимость методологий и методов, хотя бы частично решающих эти вопросы, несомненна как в теоретическом, так и в прикладном своем значении. Ведь в таком случае и само научное исследование приближает время своей общественной (а не только научной) ценности, т.е. время практической реализации и перспективы внедрения. При этом получение одних и тех же результатов различными методами может обеспечить дополнительное подтверждение их истинности, что, собственно, и ставит своей целью любое научное исследование. Одно из таких решений оказалось возможным на основе теории статистики. В условиях объективной невозможности проведения традиционного педагогического эксперимента сложилось гипотетическое решение создать абстрактный субъект педагогического наблюдения, смоделированный статистически.
Идея состоит в следующем. Вся база статистических наблюдений разделяется на части методом аналитических группировок в соответствии с единым классификационным критерием, принимаемым как профессиональный норм-эталон элемента компетенции специалиста. Каждая из выделенных подгрупп представляет из себя наблюдения, общим для которых является итоговый результат. За одно наблюдение принимается результат тестирования одного обучаемого, представляющий некоторую варианту комплекса показателей, итоговое значение которой может быть отнесено к тому или иному классу (минимум, среднее, максимум). Различие отдельных вариант - в сочетании значений комплекса показателей. Далее из классифицированных подгрупп выстраивается последовательность по принципу соответствия норм-эталону как динамический ряд уровневых (качественных по своей сути) состояний, завершающийся максимальным уровнем состояния норм-эталона. Этот динамический ряд рассматривается как процесс развития комплекса показателей, составляющих элемент профессиональной компетенции специалиста конкретной профессии (в нашем случае - специалиста управленческой деятельности). Таким образом, данные
* Попова, Галина Валентиновна, преподаватель ИЯЭ (филиала) СПбГПУ, докторант ИМОП СПбГПУ, кандидат педагогических наук. 188540, г. Сосновый Бор Ленинградской области, ул.Ленинградская, д. 66, кв. 49. Тел.: 8 (812) 552-6417. E-mail: [email protected].
* Popova, Galina Valentinovna, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
диагностики фактических обучаемых субъектов становятся индивидуально нераспознаваемыми, а сама база данных - доступной для изучения массового профессионального явления, в ходе которого достигаются, во-первых, объективность толкования результата, во-вторых, достоверность, поскольку использованные наблюдения представляют собой фактический диагностический материал, и, в-третьих, некоторая методологическая универсальность, поскольку используется один из видов профессионального эталона (один из элементов общей профессиональной компетенции специалиста в среде «человек-человек»), В результате абстрагирования появляется возможность изучения независимого от субъектной значимости процесса развития комплекса профессионального явления, происходящего в некотором субъекте коллективной деятельности, Такое изучение носит прогностический характер, что дает возможность наглядного представления процесса развития явления в целом, понимания существа его качественного преобразования и ограниченности (предельности), что, в свою очередь, может стать одним из объяснений причин управляемости/неуправляемости рассматриваемого процесса, Итак, существенное отличие такой классификации состоит в том, что группировка выполняется не на субъективной (внешней статусной принадлежности фактическому месту и роли в среде деятельности), а на относительно объективной основе (посредством диагностического расчета соответствия профессиональной норме компетентности),
Классификация всех наблюдений по единому критерию - профессиональному профессиографическому «стандарту» - дает возможность выделить качественные группировки, При таком подходе становится практически незначимым такой фактор, как численность групп обследуемых, а репрезентативность статистической выборки обеспечивается общим объемом наблюдений, При этом нет необходимости ни педагогического воздействия на субъектов, ни выделения времени на педагогический эксперимент, Динамический ряд наблюдений выстраивается не из подгрупп обследуемых, а из качественно различных подгрупп-состояний некоторого объекта, принимаемого в целях педагогического исследования как генеральная совокупность статистических наблюдений, В качестве метода исследования профессионального явления в таком случае становится возможным применение такого хорошо известного математического метода, как статистическое исследование, Таким образом, применение в целях педагогического исследования надежного математического метода (научная интеграция) обнаружило новый для педагогики методологический подход,
Цели и задачи исследования
Объективная ситуация неопределенности для исследователя как субъекта деятельности, потребность в быстрой адаптации к среде деятельности, противоречие между личностной мотивацией и условиями деятельности привели к решению изучения профессиональной особенности среды, во-первых, и погружения в научное исследование для этого, во-вторых, на основе использования тех возможностей, которые объективно были доступны, Образовательная направленность среды реализации аксиоматически предполагала безусловную ценность приобретения научного опыта как элемента общепрофессиональной компетенции субъекта образовательной деятельности, Итак, ситуативное самоопределение и научная сориентированность позволили найти решение, прогностически содержащее в себе деятельностную ценность как для субъекта деятельности, так и для той среды, в которой предстояло решить вопрос конструктивной адаптации, Определившись с общими ценностями, собственными возможностями для этого и условиями реализации такого решения, оставалось только спланировать и организовать самостоятельное научное исследование, темой которого была определено решение вопроса изучения профессионального социально-психологического явления,
Для изучения профессионального явления необходимо было создать объект, который бы послужил прообразом субъекта коллективной деятельности, состоящий из отдельных субъектов, объединенных общей профессиональной направленностью, обладал признаком ценностноориентированного единства, Такой объект решено было создать статистически на основе данных профессионального социально-психологического тестирования по специализированной методике изучения социально-психологических качеств личности военных специалистов руководящего профиля, каковыми в военно-профессиональной среде являются командиры (как вид субъекта управления), В качестве предмета было определено социально-психологическое явление «психологическая совместимость» как элемент профессиональной компетенции субъекта управления,
Основная цель данного тематического исследования - выстроить и по возможности алгоритмизировать процесс изучения профессионального явления,
Для достижения этой цели потребовалось решить ряд следующих задач:
- собрать и систематизировать базу данных для проведения статистического исследования профессионального явления;
- формализовать эту базу данных и представить в виде абстрактных математических символов;
- сформулировать и абстрагировать задачи этапа статистического исследования;
- определиться с классификационным (профессиональным) критерием;
- составить программу статистического исследования и сводку сгруппированных данных;
- провести статистическое исследование;
- провести интерпретацию результатов статистического анализа и его интерпретацию;
- сформулировать окончательные результаты с учетом интерпретации;
- обобщить проведенное исследование в методику изучения профессионального социальнопсихологического явления,
Данные результатов профессионального психодиагностического обследования на момент начала исследования находились в одной из подсистем «Психофизиолог» специализированного автоматизированного обучающего комплекса1 КУОС «Позиция» и требовали некоторого времени на их извлечение и предварительную систематизацию. Общее количество обследованных (наблюдений) составило 555 единиц. Эти данные в дальнейшем и составили исходную информационную базу статистического исследования. Все последующие расчеты автоматизированы в программном приложении Excel. Интерпретированные результаты представлены в виде психограмм и математических диаграмм, графиков, гистограмм. Таким образом, методический комплекс данного тематического исследования состоит из следующих методов: наблюдение, тестирование, анализ, обобщение и синтез, психограммы, методика изучения психологической совместимости [1], формализация и абстрагирование, статистические методы и статистическое исследование как комплексный метод изучения общественных явлений/процессов, педагогический лабораторный эксперимент (исследование явления как апробация смоделированного объекта и методики, исследователь - в роли обучающего, обучаемого и изучающего явление одновременно).
Для получения числовых индивидуальных результатов опроса обучаемых (членов экипажей подводных лодок) использовалась комплексная универсальная обучающая система (КУОС), в состав которой входит программа автоматизированной психодиагностики «Процессор учета психофизиологических факторов обучаемых» (ППФ). Основой ПК является набор программ-тестов, объединенных в функциональные блоки тестов. Все тесты, составившие основу программного комплекса КУОС «Позиция», прошли экспертизу, соответствуют требованиям методических руководств. В состав комплекса психологической совместимости входят комплексы «Социальнопсихологический статус» и «Социально-психологическая адаптивность».
Для расчета оценки по комплексу «Психологическая совместимость» в блоке предусмотрены следующие тест-программы:
- тест-программа «Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кеттела (форма А)» (184 вопроса)
- служит для определения некоторых свойств личности, объединенных в шестнадцать функционально не связанных факторов, обусловливающих оценку поведения субъекта в разнообразных ситуациях;
- тест-программа «Мотивация и особенности самооценки» (39 вопросов) - служит для исследования мотивационных особенностей, проявляющихся через потребность в общении, и уровня субъективного контроля поведения в процессе служебных отношений и при неудачах. Результаты теста используются и для характеристики личности обучаемого, и для определения группы профпригодности;
- тест-программа «Стандартизированный метод исследования личности» (566 вопросов). Этот тест является вариантом теста «Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI)», адаптированного Ленинградским психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева. Тест служит для количественной оценки характерологических свойств личности, проявляющихся в особенностях поведения, межличностных отношениях, профессиональной деятельности в стрессовых и усложненных условиях;
«Стандартизированный метод исследования личности» (СМИЛ) предназначен для количественной оценки свойств личности, проявляющихся в особенностях поведения, межличностных отношениях, профессиональной деятельности в стрессовых усложненных ситуациях...Оценка результатов проводится комплексно с учетом шкал, достоверности (F), ., а также базисных шкал (сверхконтроля (Hs), депрессии (D),., импульсивности (Pd), ригидности (Pa), индивидуалистичности (Sc), активности и оптимизма (Ma). Кроме того, учитываются значения некоторых дополнительных шкал, таких, как социальная ответственность (Re), эмоциональная незрелость (Em), ., сила <^»(Es), самоудовлетворенность (Sf), самоконтроль (Cn),...,чрезмерный контроль (Eo), отношение к себе (As), ... доминантность (Do), лидерство (Lp)».
Шестнадцатифакторный личностный опросник (16-ФЛО) предназначен для определения некоторых черт личности (характерологических особенностей), обусловливающих поведение человека в разнообразных ситуациях. «Оценка результатов проводится комплексно по ... факторам (показателям): .общительность (A), уровень интеллекта (B), эмоциональная уравновешенность (C), доминантность (E), беспечность (F), нормативность поведения (G), уверенность в себе (H), чувствительность (I), подозрительность (L), мечтательность (M), хитрость(К), тревожность (O), радикальность (Q1), самодостаточность (Q2), самоконтроль (Q3), внутренняя напряженность (Q4). Для формирования 2-го промежуточного заключения (психологическая совместимость) используются следующие показатели: A, B, E, I, L, O, Q2, Q4».
Опросник для исследования мотивации и особенностей самооценки (МОС) предназначен для исследования и оценки таких мотивационных особенностей человека как потребности в достижении, одобрении и общении, мотивации достижений успеха и склонности к риску, а также особенностей самоконтроля поведения в процессе служебных отношений, неудач, достижений и межличностных отношений. Для формирования 2-го промежуточного и итогового заключения «используются показатели: уровень субъективного контроля (УСК) в процессе служебных отношений (по исходным данным); УСК при неудачах (по исходным данным); потребность в общении (исходные данные должны быть переведены в балльные оценки в соответствии с таблицами нормативов)».
С помощью КУОС были получены индивидуальные данные - численные значения показателей комплекса «ПС». Эта программа применена для их дальнейшего преобразования в таблицы групповых данных (по начальному группировочному признаку - коллективный субъект деятельности). В результате сформированы статистические наблюдения периода 1997-2003 гг. в количестве 555 единиц
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
наблюдения. Одна единица наблюдения (варианта) представляет собой результат тестирования одного обучаемого. В целом комплекс «Психологическая совместимость» («ПС») представляет собой комплекс оценки состояния психологических показателей, а эталонное состояние используется как профессиональный критерий, посредством которого оценивается прогностический уровень профессиональной социально-психологической компетентности субъекта управления в военнопрофессиональной среде деятельности как среде с повышенным уровнем социально-психологических требований. Оценка прогностического уровня развития психологической совместимости представляет собой один из двух этапов профессиональной диагностики, по результатам которых составляется, в соответствии с матрицей условий, окончательная итоговая оценка профессиональной пригодности субъекта управления к профессиональной деятельности.
Социально-психологическое явление «Психологическая совместимость» для целей исследования проанализировано в формализованном математически виде как некоторый динамический процесс, качественные состояния которого представляют собой отдельные его реализации, рассматриваемые как результаты некоторых временных периодов, не определенных по величине, но зависящих от некоторого общего механизма (случайности) их разделения. Для этого вначале была создана статистическая база данных показателей, проведен математический расчет критерия-классификатора, а затем методом аналитических группировок проведена систематизация аналитических подгрупп-совокупностей показателей.
Классификационный критерий получен посредством распознавания методами линейного программирования и графического метода решения линейных уравнений. В результате была получена профессиональная психограмма в формализованном виде (табл. 1).
Таблица 1
Психограмма профессионального критерия «Психологическая совместимость»
Х24 - + Х23
XI - - Xі)
ПОДКОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ] СТАТУС» Х2 + - XI0
XI7 + + XI 1
XI8 + + XI6
X2I + + XI2
XIУ - - XI3
хз - + XI4
Х4 + + XI5
Х5 - - Х4
Х6 - + Х20
Х7 + + Х24
Х8 + - Х25
XI6 + - XIУ
Х22 +
С его помощью проведен расчет индивидуальных значений (вариант) Yj и выполнена перегруппировка совокупности, в результате чего систематизированы аналитические группировки СГ, CB*min, CB*max Расчеты выполнены в приложении Excel. В результате статистического анализа были получены психограммы аналитических подгрупп Nmin, №р, Nmax, Nn (табл.2)
По результатам полученных данных построена гистограмма (рис. 1), на которой наглядно представлена последовательность различных состояний изучаемого явления. Однако это пока еще не дает возможности оценить их различие по составу показателей.
Динамика развития процесса
|--1 мера качественного соответствия
^—Экспоненциальный (мера качественного соответствия)
----Линейный (мера качественного
соответствия)
Рис. 1. Динамика развития процесса профессионального явления «Психологическая совместимость»
Таблица 2
Сравнительные психограммы
Фактор комплекса «ПС » 1ЧСр ^тах Эталон
К111 + + - -
к* - - - +
Ма + + - -
Ка - - - +
1) + + - -
1>а + - - -
Ли - - + +
Кс - - + +
1- + + - -
141 - - - -
1.р - - + +
II* - - - +
Хс + + - -
(’п - + - +
хг - - + +
а " ■ + +
в - + + +
К - + + +
I + + + -
О + - - +
02 - - - +
04 + + + +
ПО - - - +
У Г Ко - + + +
УСКн + + + -
Количественные соответствия 0,1 0,2 0,6 1
На диаграмме хорошо видна динамика развития процесса, определена также и нелинейность роста индекса: наиболее оптимальным, как видно из диаграммы, является экспоненциальный тренд. Для контроля этой прогрессии были произведены расчеты соответствий другими методами -расчетным методом «Порог» и «Мера близости».
Расчет индексов соответствия структурных показателей произведен относительно базового критерия эталонного состояния (Ки) и между аналитическими подгруппами (множествами составляющих показателей) сделан для того, чтобы оценить качественный, структурный сдвиг.
Таблица 3
Индекс количественного соответствия структурных показателей состоянию СВ*^р
Структурный показатель СВ *неопт СГ*ср/м СВ * О пт им
XI 2.061 1.070 1.235
\2 0.74.1 0.909 0.979
Х.1 1.261 0.994 0.9X2
\4 0.671 0.Х44 0.Х56
\5 1.092 0.96.1 0.Х.10
\6 1.197 0.905 0.795
\7 0.651 0.909 1.01Х
XX 0.772 0.94.1 1.006
\9 0.77.1 1.772 1.110
XI0 1.02Х 0.Х5.1 0.700
XI1 0.745 0.974 1.110
XI 2 0.7ХХ 0.524 0..17.1
XI3 1 ..126 1.007 0.7ХХ
XI4 1.0X5 1.027 1.02.1
XI5 0.Х16 1.0.1.1 1.0.1.1
Х16 0.915 0.974 1.057
XI 7 1.126 2.277 2.45Х
XIX 0.Х4.1 1..176 1.5X4
XI9 1.549 1.Х97 2.05.1
Х20 0.Х54 0.775 0.742
Х21 0.916 0.965 0.911
Х22 1.276 1.462 0.567
Х2.1 0.77.1 0.Х1Х 0.Х.11
Х24 0.961 1.070 1.2.15
Х25 0.955 1.026 1.290
Среднее 1.007 1.095 1.106
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Из табл. 3 видно, что средний индекс аналитических совокупностей увеличивается с незначительной интенсивностью - от 1,007 до 1,106. Для наглядности эти индексы представлены на диаграммах (рис. 2). Можно наблюдать, что экстремальные подгруппы отличаются выраженностью различных показателей, количественные же их значения остаются примерно в одном и том же интервале - около 1.
Рис. 2. Диаграммы индексов количественного соответствия структурных показателей состоянию СВ*Ыср.
Если же посмотреть качество структурного сдвига, то очевидны практически противоположные состояния экстремальных совокупностей - их последовательное преобразование от состояния с минимальным количеством показателей, соответствующих норм-эталону, до состояния с уровнем максимальной приближенности к состоянию норм-эталона (рис. 3.).
Соответствие средненормативному
1,25 1
0,75 0,5 0,25 0
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
О Неопт/Ыср О Опт/Ыср • Сред/Ыср О максУ/Ыср
2=5=12
Рис.3. Качественный структурный сдвиг профессионального явления «Психологическая совместимость».
Однако внутри однородной совокупности практически невозможно выделить последовательность вариант (рис. 4.).
На рис. 4 видно, что различие аналитических подгрупп наблюдается и в корреляционной зависимости, величина среднего коэффициента корреляции снижается от совокупности СВ*шт к СВ*шах.
Таблица 4
Средний коэффициент корреляции совокупностей СВ*ср/м, СВ*шш, СВ*шах
к сред (-)сред (+) сред абс.сред
СВ*тіп 0,180 -0,586 0,512 0,549
СВ* ср/м 0,039 -0,300 0,418 0,359
СВ*тах 0,017 -0,164 0,258 0,211
Неоднозначность структурного сдвига можно еще яснее увидеть на диаграммах, где комплекс «ПС» представлен составляющими его подкомплексами социально-психологического статуса (СПС) и социально-психологической адаптивности (СПА). На графике слева (рис. 5) хорошо виден темп динамики, а на графике справа (рис. 6) - заметное различие взаимовлияния этих процессов. Таким образом, структурное рассмотрение развития процесса может дать описание причинно-следственных связей, т.е. найти пути оптимизации как результирующего для всей совокупности, так и отдельных факторов.
Это крайне важно понимать не только и не столько для выбора наилучшего способа воздействия на процесс, но и прогностического выявления предельных состояний его структурной динамики. Социально-психологический процесс - это сложный процесс, динамика которого зависит и от внешних, и от внутренних факторов, влияние которых сегодня нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Поэтому, на наш взгляд, привнесение новых научно обоснованных методологических решений позволит расширить наше знание и понимание присущих этому процессу закономерностей
Структурный сдвиг СПС и СПА в комплексе "ПС"
Линейный
(СПА)
Линейный
(СПС)
Рис. 5. Диаграмма структурного сдвига «ПС» в подкомплексах СПС и СПА.
Статистический анализ показал, что: отдельные реализации процесса представляют собой количественно различные итоговые результаты, а крайние из них содержат различные, практически полностью несовпадающие соответствия базисному состоянию; динамика процесса носит нелинейный характер; структурный сдвиг не носит однозначного характера.
В результате интерпретации определено, что:
- аналитические подгруппы - противоположности, сформированные на основе результатов диагностической оценки «ПС» субъектов деятельности (с итоговыми минимальными и максимальными соответствиями норм-эталону), по своей профессионально значимой направленности противоположны по ряду одних показателей (показатели: I -
с тем, чтобы в конечном итоге приблизиться к пониманию процесса «образовывания» Человека не только как субъекта жизнедеятельности, но и как активного участника «сотворения» окружающего его мира, его роли в личностном развитии, социальной среде и профессиональной деятельности. Итак, процесс развития социально-психологического явления, рассматриваемого как часть профессионального явления, в совокупности построен на основе следующего алгоритма: 1) формирование статистической базы данных по результатам диагностического тестирования; 2) определение профессионального критерия-классификатора и перегруппировка данных по этому критерию; 3) выстраивание последовательности совокупностей по степени их соответствия базовому (профессиональному) критерию; 4) статистический анализ, включающий построение индексным методом структурного сдвига и выявления структурной взаимозависимости.
Взаимозависимость динамики СПС и СПА в комплексе "ПС"
/ J 11
-■ 8_
7
10 12
СПС
СПА
Линейный (СПС)
■Линейный (СПА)
Рис. 6. График взаимозависимости комплексов СПС и СПА.
4
6
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
жесткость/мягкость, ПО - потребность в общении, УСКн - уровень самоконтроля при неудачах, № -сверхконтроль, О спокойствие-тревожность) и одинаковы - по ряду других показателей (показатели Q4 расслабленность-напряженность и Сп самоконтроль), что указывает на их качественную разнородность и силовую общность (степень эмоциональной напряженности и самоконтроля), а, в соответствии с положением психологии труда, от эффекта качественного состава группы зависит продуктивность коллективной деятельности [2];
- развитие социально-психологического явления «ПС» - сложное неоднозначное преобразование структуры в качественном отношении и нелинейное - в количественном, обусловленное взаимовлиянием составляющих ее показателей;
- структуры состояний отдельных субъектов, имеющих одинаковую итоговую оценку, не представляют собой строгой линейной последовательности.
- по мере развития качественного соответствия состояний «ПС» норм-эталону наблюдается появление новых показателей, достигших соответствия профессиональному норм-эталону и снижение общего уровня корреляционной зависимости структурных показателей.
Таким образом, статистически построенный процесс демонстрирует развитие, качественное преобразование путем структурного сдвига, в ходе которого возрастает доля максимальных состояний профессионально значимых показателей. Структурное преобразование позволяет наблюдать постепенность динамики и переход из одного качественного состояний в другой. Такой подход дает возможность наблюдать постепенное развитие процесса в двух проекциях - продольной («временного типа») и поперечной (в структуре), анализировать причинно-следственные связи в моделируемом времени, что само по себе переводит уровень исследования на качественно иной уровень информативности. Содержательная часть статистического исследования может быть заменена (комплекс психодиагностических методик и критерий), поэтому подход имеет универсальный характер. В качестве базисного состояния «ПС» применен профессиональный норм-эталон. Тем самым показано, что измерение «развития» произведено относительно требований профессиональной деятельности, что является признаком объективности.
Согласно теории статистики [3], на изменение среднего значения показателя может оказывать влияние как изменение признака у отдельных единиц совокупности, так и изменение структуры совокупности («структурный сдвиг»), поэтому изучение процесса развития социально-психологического явления в коллективном субъекте деятельности примененной системой методов может рассматриваться в целях подготовки решений по оптимизации состояния развития социально-психологического явления в коллективном субъекте деятельности, а психограмма «ПС» субъекта управления среды с повышенным уровнем требований к уровню социально-психологического развития - как ориентировочный (модельный) эталон одной из составляющих профессиональной компетенции субъекта управления в целях профессионального саморазвития и/или как один из методов психолого-педагогического управления коллективной деятельностью, аналогично тому, как психология труда выделяет образец как «демонстрационный» метод (Субботина Л.Ю., 2004), психология управления - как «власть эталона» (Бандурка А.М., 1998), «пример» (Ковалев А.Г.), что в целом согласуется с парадигмальной стратегией обучения и современным пониманием компетентностного подхода в образовании.
Заключение
Процесс развития социально-психологического явления «Психологическая совместимость» рассмотрен как процесс качественного преобразования (структурного сдвига) профессионального явления, часть профессиональной компетенции специалиста управленческой деятельности, в наглядном виде, что может рассматриваться как один из способов обучающей визуализации объекта аналитического изучения. Изучение развития профессионального социальнопсихологического явления методологически выполнено на расчетной основе, посредством статистического моделирования дает возможность абстрагироваться от конкретного субъекта деятельности, обнаружить объективные закономерности (тенденции) и, главное, четко разделить качественно разнородные состояния на основе диагностического расчета. Поэтому такой метод обладает, на наш взгляд, признаками достаточной объективности и достоверности. Содержательная часть статистического исследования может быть заменена (комплекс психодиагностических методик и критерий), поэтому метод имеет универсальный характер.
Применение профессионального норматива в качестве квалификационного критерия позволяет оценить развитие процесса в контексте профессиональной деятельности и, следовательно, такой подход согласуется с компетентностным и деятельностным подходами: социально-психологическое качество субъекта деятельности представлено одновременно в двух качествах - основой эффективности коллективной деятельности и профессионализма субъекта деятельности. Статистически построенный процесс обладает признаками диалектичности, соответствует положению психологии о том, что личность развивается в деятельности, и основному принципу психологии о единстве психики и деятельности.
В целом можно заключить, что предложенный методологический подход изучения социальнопсихологического явления как профессионального обладает признаками научной методологии:
- объективности, поскольку объектом и предметом наблюдения выступают абстрагированные явления;
- универсальности, поскольку может содержать различные формализованные профессиональные критерии и психодиагностические методики;
- достоверности, поскольку в основе своей содержит только практически проверенную и научно обоснованную методологию;
- новизны и значимости - для педагогической отрасли наук,
- перспективы для получения более глубокой информации о взаимосвязях и взаимозависимостях явления в процессе его динамического преобразования («структурного сдвига»),
- ориентировочной основы - в целях профессионального саморазвития субъектов управленческой деятельности,
- образовательной направленности - для проведения аналогичных исследований на основе других профессиональных критериев аналогичного (но не тождественного) типа.
Таким образом, показано, что статистическая методология может применяться не только в целях обработки наблюдений, как это принято во многих психолого-педагогических исследованиях, но и как средство изучения и анализа статистически построенного процесса развития динамического социально-психологического явления (профессионального, как процесса, развивающегося в среде управленческой деятельности), при условии последующей интерпретации и согласования с положениями психолого-педагогических теорий, а фактически примененный комплекс систематизированных и целенаправленных математических методов - как методологический подход, посредством которого изучение профессионального (социально-психологического) явления имеет перспективное, прикладное и теоретическое, значение для отрасли психолого-педагогического знания.
Список литературы
1. Методика изучение психологической совместимости // Руководство по оценке психофизиологических и психологических качеств и прогнозированию психологической совместимости личного состава при комплектовании экипажей подводных лодок. - 1990.
2. Психология труда / Под ред. А. В. Карпова. - М.: Владос-пресс, 2003.
3. Ряузов, Н. Н. Общая теория статистики. - М.,1979.
Literature
1. Handbook on assessment of psycho-physiological and psychological features and prognosis of psychological compatibility of submarine crews. - 1990.
2. Karpov,A.V. (ed.) Psychology of labor. - Moscow, 2003.
3. Riauzov, N.N. General theory of statistics. - Moscow, 1979.
УДК 373.2 О.Е. Шерстнева*
Влияние виртуальной реальности на формирование личности безопасного типа как педагогическая проблема дошкольного воспитания
Статья содержит материалы исследования по теме кандидатской диссертации автора: «Формирование личности безопасного типа дошкольника в условиях современной социализации». В статье раскрывается социально-педагогический аспект влияния компьютерных игр в дошкольном возрасте. Согласно исследованию автора, киберпространство, создаваемое компьютерными играми,
- значимый, но мало регулируемый фактор современной социализации. Его агрессивному воздействию подвергаются физический, психофизиологический, интеллектуальный и волевой компоненты личности.
Ключевые слова: виртуальная реальность, личность безопасного типа, дошкольное воспитание
O.Y. Sherstneva*. Virtual reality influence related to forming a personality of a safe -type as the preschool education pedagogical problem
The present article includes research materials from Ph.D. thesis of the author: Formation of the Personality of the Safe-Type in modern socialization in pre-school age. The article describes the social-pedagogical specific of the cyberspace influence. According to the author’s research virtual reality of made by computer games is an important moment, but this process is slightly controlled within pre-school child socialization. Its aggressive influence destruct physical, psycho-physiological, intellectual and volitional components of the child’s personality.
Keywords: virtual reality, socialization, personality of the safe type, pre-school education
* Шерстнева Ольга Евгеньевна, аспирант Красноярского государственного педагогического университета им В.П.Астафьева, Железногорский филиал. Адрес: 662971, г. Железногорск Красноярского края, ул.Ленина 17 кв. 12. Тел. (39197) 5-44-56; моб. 8-913-192-84-49. E-mail: [email protected].
* Sherstneva Olga Evgenevna, the post-graduate student of Krasnoyarsk state pedagogical university it V.P. Astafeva, Zheleznogorsk branch. E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009