Научная статья на тему 'Онтологическо-антропологическая интерпретация жизненного пути современного человека'

Онтологическо-антропологическая интерпретация жизненного пути современного человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / "ПУТЬ К СЕБЕ" / "ПУТЬ ОТ СЕБЯ" / СОБЫТИЕ БЫТИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / LIFE PATH / "PATH TO ITSELF" / "PATH FROM ITSELF" / THE EVENT OF BEING / MODERN MAN / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Невелева Вера Сергеевна, Мордовина Дарья Александровна

Особенности жизненного мира и жизненного пути современного человека осмысливаются в аспекте онтологической антропологии. Жизненный путь представлен в единстве его внешнего содержания (событийной стороны) и внутреннего движения (как «путь к себе» и «путь от себя») через событие бытия, событие собственного Я. Только так человек осуществляет собственный жизненный путь, становится его субъектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological and Anthropological Interpretation of the Life Path of Modern Human

In a modern sociocultural situation the phenomenon and the concept of man’s path of life need new understanding. The path of life of modern man takes place in context of the increasing of diversity substantive forms of culture, of increasing instability, the number of situational relations. The life-world of modern man often looks like a world of singularities. A model of the life path in this case is the rhizome. But the lack of structure is that it characterizes only the outside of the path of life. From the standpoint of ontological anthropology, the path of life can be comprehended also as internal motion. This is the path through the event of being, “the path to himself” and “the path from himself”. Personal beginning of man is revealed along this path. Only in this case the path of life of the man becomes his own, and the man is the subject of his life’s path.

Текст научной работы на тему «Онтологическо-антропологическая интерпретация жизненного пути современного человека»

ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387).

Философские науки. Вып. 40. С. 9-13.

УДК 165.745

ББК 87.3Ф(56)

ОНТОЛОГИЧЕСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В. СНевелева, Д. А. Мордовина

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

Особенности жизненного мира и жизненного пути современного человека осмысливаются в аспекте онтологической антропологии. Жизненный путь представлен в единстве его внешнего содержания (событийной стороны) и внутреннего движения (как «путь к себе» и «путь от себя») через событие бытия, событие собственного Я. Только так человек осуществляет собственный жизненный путь, становится его субъектом.

Ключевые слова: жизненный путь, «путь к себе», «путь от себя», событие бытия, современный человек, личность.

Несколько обстоятельств побуждают вновь об -ратиться к феномену, понятию и теме жизненного пути человека с философской точки зрения. Во-первых, тема эта продолжает обсуждаться в различных её аспектах (более или менее общих) в конкретно-научной и философской литературе, в диссертационных исследованиях, на научных конференциях различного уровня. Обозначена даже возможность построения теории пути жизни человека [2. С. 62]. Следовательно, тема не исчерпана, при этом есть и потенциал осмысления её в онтологическом и философско-антропологи-ческом аспектах. Во-вторых, феномен жизненного пути человека, являясь всякий раз уникальным, поскольку уникален человек, совершающий этот путь, и путь, осуществляемый каждым отдельным человеком, безусловно, порождает эмпирическую ситуацию постоянно нового опыта и актуализирует многочисленные теоретические вопросы человеческого существования. В-третьих, представляется необходимым переосмысление феномена жизненного пути и соответствующего понятия, учитывая принципиально новые объек-

тивные обстоятельства, в которых осуществляется жизнь современных людей.

Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку означает, что осмысление феномена жизненного пути человека не может быть осуществлено исключительно в сфере «чистого разума»; контекст этого осмысления — современная социокультурная ситуация — задаёт основания понимания феномена. Кроме того, исследование, осмысление практической реализации жизненного пути конкретных людей важно, ибо в ней и находят своё действительное разрешение многие теоретические проблемы философии человека: его идентичности, свободы, способности быть самостоятельным субъектом, подлинной коммуникации и др.

Современная общественная жизнь, культура во всём её многообразии, всё то, что обычно именуется как «мир человека», остаётся таковым лишь в самом общем смысле, поскольку, безусловно, человеком (поколениями людей) порождается. Но этот мир становится всё более трудно осваиваемым для каждого отдельного челове-

ка: слишком велики пространство и мощь этого мира, возрастающая скорость обновления его элементов. При этом собственный мир человека, многообразие его предметных составляющих порождают и возрастающее количество отношений, в которых участвует человек, в которые он буквально вовлекается, будучи захваченным новыми возможностями их организации, предоставляемыми современными технологиями коммуникации и общения. Возрастает количество ситуативных, «разовых» отношений, каждое их которых не закрепляется как устойчивая форма и в этом смысле уже не соответствует существенным признакам отношения в традиционном его понимании. Однако постоянное воспроизводство подобных «отношений» само претендует на статус устойчивой формы современной социокультурной жизни — признаки устойчивой формы приобретает неустойчиво существующее, временное, случайное. Действительно, современные люди весьма мобильны и не одномерны во всех сферах своей жизни: смена представлений, информации, жизненных целей и устремлений, приоритетов, сфер деятельности, мест проживания и работы, вещей и пр. — очевидная и ставшая привычной примета нашей жизни. Человек, с одной стороны, укоренён в этом сложном мире, с другой сто -роны, не просто найти основания этой укоренённости. Мир человека всё больше соответствует признакам сферы возможного, сферы риска, чем понятного, близкого, знакомого «дома». «Текучей современности» (термин З. Баумана) соответствует и «текучая идентичность» человека [7. С. 221].

Эти объективно существующие обстоятельства заново проблематизируют вопрос о жизненном пути, само понятие пути выглядит достаточно проблематичным, учитывая его традиционно обозначаемое содержание. Путь предполагает длительность движения в определённом направлении, направленность «на» или «к» чему-либо. Современными исследователями (философами, социологами, психологами) предлагаются дефиниции понятия «жизненный путь», варианты моделирования пути жизни человека, в том числе с учётом половой, возрастной, поколенче-ской дифференциации [4]. Нам же представляется необходимым обозначить, скорее, общие онтологические основания философско-антро-пологической интерпретации жизненного пути современного человека. Учитывая сказанное выше, попытка предложить «модель» жизненно -го пути многих наших современников заставила

бы представить её в виде сложной кривой линии или, скорее, даже ризомы, которая в силу своей нелинейности обладает потенциалом самоконфигурирования. Организация жизненного пространства многих современных людей, особенно молодых поколений, всё больше соответствует тому образу, который использовали Ж. Делёз и Ф. Гваттари в своём номадологическом проекте — игре го, миру сингулярностей, где всё ситуативно и открыто для возникновения временно актуальных соотношений между отдельными событиями («плато»).

Однако ризоматично, аструктурно, как думается, выглядит всё-таки содержательно-внешняя сторона человеческой жизни, всё то, что соответствует ежедневно меняющемуся потоку происходящего, когда, анализируя жизненный путь человека, мы фиксируем многообразие его содержания, оставаясь на уровне сущего. И тогда путь — это некая совокупность всего того, что случилось, происходило, имело место в жизни человека. Даже при таком понимании жизненного пути он может быть разложен на множество отдельных путей: пути эмоционально-чувственного, интеллектуального, физического, социального (с учётом множества социальных ролей и социальных процессов, в которых осуществляется становление и воспроизводство личности), культурного движения человека от некоторых исходных — к новым состояниям, пути обретения опыта. Но является ли подобный уровень анализа исчерпывающим, позволяющим понять, что есть жизненный путь человека? Думается, что нет. Ибо существует и некое внутреннее движение, путь с участием «метафизического Я» (термин Л. Зонди), осуществляющийся «в тени» внешнего и в значительной степени детерминирующий любые внешние движения. Это путь человека от того, что в философии экзистенциализма называли «неподлинным» существованием к «подлинному», путь от состояния, когда человек — «не сам», к самому себе, и дальнейшего разворачивания, реализации собственного потенциала. Это путь выявления себя в себе, без чего жизненный путь не есть путь самобытного человека. Человеку необходимо быть, чтобы можно было вести речь о его жизненном пути. В таком случае и структурная организация жизненного пути выглядит как «путь к себе» и «путь от себя», начинающийся с события бытия, в котором человек впервые встречается с самим собой, где его Я, его лич-

ное начало высвобождается из-под всего, чем/ кем было заслонено. Событие бытия, таким образом, выступает и событием я» В этом смысле путь личности и путь жизни человека не совпадают по времени. Только в этом случае и возможна та свободная (в противовес навязанной) форма жизненного пути, которую представил Л. Зонди в концепции судьбоанализа, а человек как личность становится субъектом жизненного пути, разрешая противоречия между внешними и внутренними его детерминантами и обеспечивая себе условия для самореализации [1]. Для современного человека такой путь — особенно сложная задача, ибо на пути к себе его подстерегает неизмеримо большее, чем прежде, количество «соблазнов», которыми прельщают его бесконечно разнообразная культура и достижения цивилизации. Но без этого человек не есть, а исследование жизненного пути так и не выведет к онтологическим основаниям, так и не выйдет за пределы сущего со всей его дробностью, всеми его различиями, для которых всё-таки не -обходимо будет искать упорядочивающее, организующее начало. Сказанное предполагает, что «жизненный путь вовсе не нечто внешнее по отношению к индивиду. Напротив, он "тождественен идущему"» [6. С. 24]. М. Хайдеггер, имея в виду эту тождественность, писал, что «проделать путь (Bewegen)... значит... не двигаться туда или обратно по уже готовой дороге, но впервые проложить путь. и тем самым путём быть» [8. С. 269]. В определённом смысле пониманию жизненного пути как единства внешней и внутренней его составляющих соответствует различение двух фундаментальных антропологических констант — самотрансцен-денции и самотождественности, о которых пишет Л. Е. Моторина [5. С. 91-92].

Исследование жизненного пути человека требует определённости и в том, как понимается человек. Для философско-антропологического исследования это принципиально важно, ибо если исходить из методологического значения антропологического принципа, согласно которому че-

ловек — начальная точка осмысления всего существующего, то эта «точка» должна быть определена в своих существенных характеристиках. И в данном случае в арсенале философии есть различные варианты понимания. Важно обоснованно сделать выбор, в максимальной степени обеспечивающий не только соответствующее современной действительности теоретическое понимание человека и его ситуации, но и практически значимое понимание «рекомендаций», обра-щённых к каждому из нас. Ведь в подобных указаниях, как это ни странно, современные люди, имеющие возможность свободного выбора самоосуществления и самореализации, нуждаются всё больше. Они помогают хоть как-то преодолеть власть над человеком социального и культурного многообразия, то есть «встать на путь». Нет недостатка и в тех, кто готов снабдить этими рекомендациями, преследуя при этом отнюдь не всегда благородные цели заботы о человеке, способствования выявлению его самобытного начала. Рекомендации философии предельно общи, но от этого не менее значимы. Думается, что из сложившихся в философии способов понимания для современного человека гораздо важнее понимание того, что его главным атрибутивным свойством является его «потенциальность», возможность быть человеком. Не человеческим существом, а именно человеком, и требуется совершать прежде всего рефлексивное усилие, чтобы им быть [3. С. 353]. Но без этого усилия человеку не выстоять под натиском культурного многообразия, не преодолеть того, что в готовом виде дано чело -веку, а потому ему следует лишь воспользоваться этой данностью. С другой стороны, человек увлечённо включается в производство (или игру!?) всё новых элементов культуры, умножая её тело, и ещё больше отвлекается от заботы о выявлении себя. Сохранение в себе способности быть живым, совершающим усилие самовыявления, самоопределения есть залог самосохранения современного человека, его спасения; залог того, что он сможет не просто пройти по жизни готовыми тропами, а проложить свой путь.

Список литературы

1. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни [Электронный ресурс] / К. А. Абульхано-ва, Т. Н. Березина. - СПб. : Алетейя, 2001. - 304 с. - URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/ document125.pdf

2. Ермаков, С. А. Путь жизни человека как проблема философской антропологии / С. А. Ермаков, Л. Г. Мезина // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. - 2012. - № 3 (23). - С. 60-67.

3. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // Мамардашви-ли М. К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки / под общ. ред. Ю. П. Сенокосо-ва. - М. : Лабиринт, 1996. - С. 351-359.

4. Мезина, Л. Г. Модели пути жизни человека [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук / Л. Г. Мезина. - Н. Новгород, 2011. - 174 с. - URL: http://www.dissercat.com/content/modeli-puti-zhizni-cheloveka

5. Моторина, Л. Е. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / Л. Е. Моторина. - М. : Высш. шк., 2003. - 256 c.

6. Невелева, В. С. Антропологический принцип в философии истории (от современности к истокам) : монография / В. С. Невелева. - Челябинск : ЧГАКИ, 2001.

7. Невелева, В. С. «Текучая идентичность» современного человека / В. С. Невелева // Философия в современном мире: диалог мировоззрений : материалы VI Рос. филос. конгресса, Н. Новгород, 27-30 июня 2012 г. : в 3 т. - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2012. - Т. 3. - 377 c.

8. Хайдеггер, М. Путь к языку / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие. - М. : Республика, 1993. - С. 259-272.

Сведения об авторах

Невелева Вера Сергеевна — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философских наук, Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, Россия. vsneveleva@mail.ru

Мордовина Дарья Александровна — аспирантка кафедры философских наук, Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, Россия. mordashka_gs300@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 5 (387). Philosophy Sciences. Issue 40. Pp. 9-13.

ONTOLOGICAL AND ANTHROPOLOGICAL INTERPRETATION OF THE LIFE PATH OF MODERN HUMAN

V. S. Neveleva

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. Chelyabinsk, Russia. vsneveleva@mail.ru

D. A. Mordovina

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. Chelyabinsk, Russia. mordashka_gs300@mail.ru

In a modern sociocultural situation the phenomenon and the concept of man's path of life need new understanding. The path of life of modern man takes place in context of the increasing of diversity substantive forms of culture, of increasing instability, the number of situational relations. The life-world of modern man often looks like a world of singularities. A model of the life path in this case is the rhizome. But the lack of structure is that it characterizes only the outside of the path of life. From the standpoint of ontological anthropology, the path of life can be comprehended also as internal motion. This is the path through the event of being, "the path to himself" and "the path from himself". Personal beginning of man is revealed along this path. Only in this case the path of life of the man becomes his own, and the man is the subject of his life's path.

Keywords: life path, "path to itself", "path from itself", the event of being, modern man, personality.

References

1. Abulhanova K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni [Time of Personality and Life Time]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2001. 304 p. Available at: URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/ document125.pdf, accessed 14.06.2016. (In Russ.).

2. Ermakov S.A., Mezina L.G. Put zhizni cheloveka kakproblema filosofskoy antropologii [The Path of Human Life as the Problem of Philosophical Anthropology]. Izvestiya vusshih uchebnuh zavedeniy. Povolshskiy region [Proceedings of Higher Educacional Establishments. Volga Region], 2012, no. 2 (23), pp. 60-67. (In Russ.).

3. Mamardashvili M.K. Problema cheloveka v filosofii [Human Problem in Philosophy]. Moscow, Labirint Publ., 1996. Pp. 351-359. (In Russ.).

4. Mezina L.G. Modeliputi zhizni cheloveka [Path Models of Human Life. Thesis]. Nizhniy Novgorod, 2011. 174 p. Available at: URL: http://www.dissercat.com/content/modeli-puti-zhizni-cheloveka, accessed 14.06.2016. (In Russ.).

5. Motorina L.E. Filosofskaya antropologiya [Philosophical Anthropology]. Moscow, Vusshaya shkola Publ., 2003. 256 p. (In Russ.).

6. Neveleva V.S. Antropologicheskiyprinzip vfilosofii istorii (ot sovremennosti k istokam) [Anthropological Principle in the Philosophy of History (from Modernity to Basics)]. Chelyabinsk, ChGAKI Publ., 2001. 167 p. (In Russ.).

7. Neveleva V.S. "Tekuchaya identichnost" sovremennogo cheloveka [Anthropological Principle in the Philosophy of History (from Modernity to Basics)]. Filosofiya v sovremennom mire: dialog mirovozzreniy ["Fluid identity" of modern man. Materials of VI Russian philosophical Congress. Nizhniy Novgorod, 27-30 June 2012. Nizhniy Novgorod, N. Novgorod N. I. Lobachevsky]. Nizhniy Novgorod, St. Univ. Publ., 2012. Vol. 3. 377 p. (In Russ.).

8. Heidegger M. Put k yazuku [The Path to the Language]. Time and Being. Moscow, Respublika Publ., 1993. Pp. 259-272. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.