УДК 13
Д. А. Мордовина ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ:
ПОНЯТИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Представлена ретроспектива исследования жизненного пути в различных областях философского и социально-гуманитарного знания. В качестве актуальных аспектов исследования жизненного пути человека в философской антропологии рассматриваются коммуникативный, аксиологический и экзистенциальный. Обозначена необходимость обращения к изучению жизненного пути в контексте современных проблем культуры и осбщества.
Ключевые слова: философская антропология, антропологические константы, жизненный путь человека
Тема жизненного пути является одной из самых актуальных для каждого поколения людей, поскольку стягивает, скрепляет между собой многие значимые для любого человека вопросы. Выступая темой философских исследований, она предполагает соединение ряда важнейших аспектов бытия индивидуального человека. Само по себе понятие жизненный путь отсылает сразу к двум основательным философским концептам -жизни и пути. Однако на сегодняшний день жизненный путь человека является, скорее, предметом внимания и полем деятельности практической психологии. Превалирует ориентация на создание эффективных методик, разработку инструментов и техник для оперативного достижения целей и решения конкретных, важных для человека задач. Рекомендации по организации жизни людям готовы предоставить практики-психологи, предлагая многочисленные практикумы и тренинги, доступные в том числе через Интернет (информационный интернет-блог «5 методов найти свой жизненный путь» и т. д). Указанное обстоятельство является свидетельством того, что проблемы жизненного пути человека приобрели явно технологический крен, соответствующий духу времени. Еще в 30-х гг. XX в. М. Хайдеггер показал, что техника - это проблемный аспект современной культуры и цивилизации. Он писал, что техника выходит на первый план: становится важно «что делать», он же считал, что действительно актуальный вопрос времени - «как начать думать» [12]. Технический подход к жизненному пути редуцирует его содержание и суть к жизнеустройству, карьерному росту, достижению определенного уровня благо-
состояния и т. п., ко всему, что часто выражается словом успех. Однако это не снимает значимых для человека вопросов о конечных целях, приоритетных ценностях, идеалах, возможностях и др. Весь спектр этих смысложизненных вопросов предполагает философское «измерение» темы жизненного пути, которая нуждается в современной проблематизации, в доведении содержания философских идей до уровня их возможной практической применимости.
Актуальность проблемы жизненного пути в настоящее время связана в первую очередь с самим толкованием содержания данного понятия, имеющего разные варианты определения - от механического движения до концептуальной стратегии. В толковом словаре Д. Н. Ушакова слово путь имеет два толкования: путь - полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога; путь - любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых производится передвижение, сообщение [11].
В приведенных значениях важно указание на то, что путь проходится кем-либо и является средством достижения чего-либо. Первое предполагает наличие человека, прокладывающего его. А во втором случае - это способ решения задачи, достижения цели, поэтому у пути в таком случае инструментально-технологическая роль.
Исследования, посвященные проблемам жизненного пути, ведутся уже достаточно продолжительное время. Понятие жизненный путь используется во многих научных дисциплинах, как социально-гуманитарных, так и естественно-научных. Однако в гуманитарном
64
научном познании на сегодняшний день не существует его единого определения.
Термин жизненный путь фигурирует в некоторых словарях и справочниках, в учебных пособиях. Например, в словаре по психологии развития жизненный путь - это процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В учебном пособии Т. В. Зиновьевой «Основные социологические термины» жизненный путь представлен как совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека [7, с. 32]. Вместе с тем термин жизненный путь отсутствует в «Философском энциклопедическом словаре» (2003), в «Новейшем философском словаре» А. А. Грицанова (2009) и «Новейшем культурологическом словаре» В. Д. Лихвара (2010). Одним из наиболее содержательных и актуальных представляется определение, предложенное А. В. Гри-бакиным: «...жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов» [4, с. 69].
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было представлено в рамках социально-гуманитарных наук, в частности психологии. Впервые термин жизненный путь личности ввела австрийский психолог, доктор философии Ш. Бюлер в 30-х гг. ХХ в. [13]. В те же годы П. Жане, французский психолог, определял жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии [1, с. 37]. Впервые в отечественной науке понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены советским психологом и философом С. Л. Рубинштейном в середине 1930-х гг. [10, с. 87]. В 1960-х гг. конкретными исследованиями жизненного пути занялся Б. Г. Ананьев. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути, на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности. Б. Г. Ананьев считал, что жизненный путь - это история формирования и развития личности в
определенном обществе [Там же, с. 95]. Л. Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы и оригинальной проективной методики, сделал понятие судьбы центром своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает все, что касается пути жизни человека [2, с. 36].
В философии термин жизненный путь широко используется, и хотя специально он не вводился, но, по сути, жизнь человека рассматривалась именно как его путь. Как, зачем живет человек, какие силы и факторы определяют содержание его жизни и насколько свободен человек от их влияния - эти и многие другие вопросы, близкие к вопросу о жизненном пути человека, традиционно ставились в философии. В античных представлениях о жизни человека превалировали такие понятия, как судьба (рок), закономерность, жизнь и смерть, ум (разум). В осмыслении жизненного пути в период Средневековья становятся наиболее важными понятие выбора, принцип свободы воли человека. Реннесанс и Новое время открыли свой идеал и свое понимание пути человека разумного, ориентирующегося в своей жизни прежде всего на научное знание [6, с. 48].
Выдающиеся философы различных эпох, такие как Августин Блаженный, Ф. Ницше, М. Ганди, через собственную призму восприятия жизни представили различные концептуальные модели жизненного пути человека, демонстрируя в них тождественность собственных идей и биографий. Так, для Августина Блаженного жизненный путь человека - это путь к Богу, для Ф. Ницше - путь к сверхчеловеку, М. Ганди говорил о тождественности пути человека и пути всей Индии.
Предшественник экзистенциализма С. Кьер-кегор последовательно описывает и анализирует стадии жизненного пути - эстетическую, этическую и религиозную, каждая из которых является, по существу, определенным способом существования человека, основанным соответственно на принципах наслаждения, волевого акта или веры.
С конца XIX в. в работах отечественных философов и социологов (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. С. Соловьев, Л. Н. Гумилев, П. А. Сорокин, М. М. Троицкий и др.)
65
прослеживалась тенденция к центрированию внимания на проблеме личности в плане ее саморазвития и самореализации, самоопределения и самостроительства.
Тема жизненного пути человека - одна из наиболее актуальных в философской антропологии, поскольку именно эта область философского знания, связанная с исследованием феномена человека, непосредственно обращена к индивидуальному бытию человека, особенностям и способам его существования. При этом философская антропология в исследовании жизненного пути человека выступает в качестве особого метода мышления, который, как пишет П. С. Гуревич, принципиально не подпадает «под разряд ни формальной, ни диалектической логики. Человек в определенной ситуации - исторической, социальной, психологической, экзистенциальной -таков исходный пункт нового антропологического философствования» [5, с. 63]. В методологическом смысле важной для исследования жизненного пути представляется предложенная Л. Е. Моториной категориальная модель, где связаны между собой фундаментальные антропологические константы, которые «выполняют роль регулятивных идей в познании человека как антропологической целостности» [9, с. 28]. Важнейшими категориями при этом выступают самотождественность и самотрансцендентность, позволяющие рассмотреть «мир человека» и «человека в мире» в их неразрывном единстве и взаимопроникновении [8, с. 106].
За время исследования жизненного пути обозначилось несколько различных аспектов его изучения: онтологический, социально-философский, коммуникативный, аксиологический, экзистенциальный и др. В рамках данной статьи выделим в качестве наиболее актуальных коммуникативный, аксиологический, экзистенциальный аспекты.
Первый аспект - коммуникативный, предполагающий обращение к уникальному опыту конкретного человека на его пути в мире с точки зрения многообразия его отношений с конкретными другими - чужими и своими (в том числе родными, близкими), спутниками и попутчиками, близкими и дальними, недругами и друзья-
ми. Идея бытия человека через диалог с другим является центральной для экзистенциальной философии и для философии персонализма. Например, М. Бубер был убежден в том, что я ничего не может сказать о себе, не соотнося себя с другим [3, с. 142].
Коммуникативный аспект может быть дополнен экзистенциальным, если предметом исследования становятся уникальные события, значимые вехи жизненного пути. С позиций экзистенциального подхода человек ежедневно выбирает и подтверждает свое существование, свое бытие. Этот выбор не может быть сделан раз и навсегда. Быть субъектом своей жизни - это осуществлять выбор своей позиции по отношению к своим жизненным задачам и обстоятельствам. Возможности современных коммуникационно-информационных технологий обостряют и актуализируют проблему отношений я - другой: ликвидируя пространственные и временные ограничения, Интернет приближает к человеку многочисленных виртуальных других, занимая и замещая время и пространство реального общения; виртуальные «близкие» отдаляют реальных. Экзистенциальная проблема подлинной коммуникации ушла в тень эйфории от доступности и простоты создания «моего мира», который каждый раз возникает в соответствии с той меркой, которая задается конкретным человеком как «миротворцем».
В связи с возможностями человека «творить» мир вокруг себя и находиться во множестве коммуникаций с другими, актуальность приобретает еще один аспект исследования жизненного пути - аксиологический, где значимыми предметами исследования оказываются цели и ценности человека, в соответствии с которыми выстраивается его жизненный путь, идеалы как ориентиры на нем. Жизненные цели, стратегии жизни, смысловые ориентации опосредуют взаимодействие человека с миром, являются гибкими, в условиях быстрых изменений социальной реальности именно они оказываются наиболее важными в решении задач успешного взаимодействия с миром. К этой же области относится и ценностная система человека, которая имеет не столько познавательно-
66
гносеологический, сколько экзистенциально-онтологический характер.
Человек, сознательно выстраивающий свой жизненный путь в соответствии с поставленными задачами, целями и мечтами, рассматривает путь к ним как предмет заботы. Главные жизненные цели человека естественным образом распределяются во времени на цели отдаленные и ближайшие. Создается некая иерархия целей по времени, где каждая малая конкретная цель ближайшего будущего (написать деловое письмо, прочесть какую-то книгу, окончить курсы) способствует реализации более масштабной цели отдаленного будущего (построить дом, достичь определенного уровня благосостояния, профессиональной реализации). При ближайшем рассмотрении оказывается, что достижение большой цели и состоит в планомерном осуществлении целей каждого дня, что по-другому к ней никак не подобраться. Любая цель направляет человека на путь, устремленный в будущее. Таким образом, будущее, представленное в каждой цели, становится предметом заботы и приобретает аксиологическую характеристику ценности. Если такой целью для человека становится не нечто внешнее, а он сам как самостоятельная свободная и ответственная единица, то жизненный путь прокладывается как путь к себе.
Итак, подводя итоги, можно утверждать, что жизненный путь человека является актуальным объектом исследования для философской антропологии. Жизненный путь каждого человека уникален, но возможность сосредоточенного исследования этих уникальных объектов, как показал в свое время Г. Риккерт, и есть достоинство «наук о культуре», к которым в данном случае принадлежит и философская антропология. Однако человек всегда - «герой» своего времени; каждый уникальный путь человеческой жизни как сцепление многих объективных и субъективных, внешних и внутренних, необходимых и случайных составляющих всегда осуществляется в конкретных социокультурных обстоятельствах. Соответственно, о жизненном пути человека надо вновь начать думать в контексте реальных обстоятельств, современных проблем культуры и общества, т. е. того мира, в котором прокладываются, пересекаются, сталкиваются жизненные пути отдельных людей. При этом для философской антропологии важно, что и сам этот контекст есть то, что не просто составляет готовый «жизненный мир» современного человека, но постоянно возникает в процессе меняющихся способов человеческого существования, способов организации человеческой жизни.
1. Акбиева, З. С. Профессиональное развитие в контексте жизненного пути и психического развития человека / З. С. Акбиева // Известия Российского государственного педагогического университета им.
A. И. Герцена. - 2008. - № 75. - С. 36-42.
2. Бастракова, Н. С. Проблема детерминации жизненного пути в учениях Л. Зонди: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Н. С. Бастракова; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 168 с.
3. Грибакин, А. В. Двадцать лекций по философии: учеб. пособие для вузов / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов,
B. Е. Кемеров и др.; Рос. филос. о-во и др. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - 408 с.
4. Грибакин, А. В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека: моногр. / А. В. Грибакин. - Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1985. - 160 с.
5. Гуревич, П. С. Философская антропология: учеб. пособие / П. С. Гуревич. - Москва, 1997.
6. Ермаков, С. А. Путь жизни человека в социально-философской и святоотеческой традициях: дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11 / С. А. Ермаков; Нижегород. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2004. - 201 с.
7. Зиновьева, Т. В. Основные социологические термины: учеб. пособие / Т. В. Зиновьева. - Челябинск: ЮУрГУ. - 2006. - 66 с.
8. Моторина, Л. Е. Философская антропология: учеб. пособие / Л. Е. Моторина. - Москва, 2003.
9. Мордовина, Д. А. Философская антропология как методология в исследовании жизненного пути / Д. А. Мордовина, В. С. Невелева // Культура - искусство - образование: научные поиски и практические решения: материалы XXXV науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад. / сост., авт. предисл. А. В. Штолер; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2014. - С. 27-30.
67
10. Низовских, Н. А. Человек как автор жизни: психосемантика жизненных ориентаций / Н. А. Низовских. -Киров: Изд-во Вятского ГПУ, 2000. - 175 с.
11. Путь [Электронный ресурс] // Яндекс. Словари. - Режим доступа: Шр8://81оуап.уаМех.ги/путь/правописание.
12. Хайдеггер, М. Вопрос о технике [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000287/.
13. Buchler, C. The course of human life: A study of goals in the humanistic perspective / C. Buchler, F. Massarik. -New York, 1968. - 267 p.
Сдано 30.06.2014 D. Mordovina
CONCEPT, ACTUAL PROBLEMS AND ASPECTS OF LIFE THE WAY TO THE PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY
Abstract. This article examines the life path of a person as an actual object of study in philosophical anthropology.
A retrospective study way of life in different areas of philosophical, social and humanities. As relevant aspects of research in the life course of philosophical anthropology considered communicative, axiological and existential. Need of
the appeal to studying of a course of life in the context of modern problems of culture and an osbshchestvo is designated.
Keywords: philosophical anthropology, anthropological constants, life Path
References
1. Akbieva, Z. S. Professional development in the context of man's life way and psychic development / Z. S. Ak-bieva // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo unviersiteta imeni A. I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen]. - 2008. - № 75. - P. 36-42.
2. Bastrakova, N. S. Problema determinatsii zhiznennogo puti v ucheniyakh L. Zondi [Problem of life way determination in the theories of L. Zondi] / N. S. Bastrakova; Ural State University. - Ekaterinburg, 2004. - 168 p.
3. Gribakin, A. V. Dvadtsat lektsiy po filosofii [Twenty lectures in Philosophy] / A. V. Gribakin, Yu. G. Yershov, V. E. Kemerov and others; Russian philosoph. Society and others. - Ekaterinburg: Bank kulturnoy informatsii, 2001. - 408 p.
4. Gribakin, A. V. Zhiznenny put kak sotsialno-istoricheskoe utverzhdenie cheloveka [Life way as man's social-historical statement] / A. V. Gribakin. - Irkutsk: Irkutsk University Publishers, 1985. - 160 p.
5. Gurevich, P. S. Filosofskaya antropologia [Philosophical anthropology] / P. S. Gurevich. - Moscow, 1997.
6. Yermakov, S. A. Put zhizni cvheloveka v sotsialno-filosofskoy i svyatootecheskoy traditsiyakh [Man's life way in social-philosophical and patristic traditions] / S. A. Yermakov; Nizhni Novgorod State Pedagogical University. - Nizhni Novgorod, 2004. - 201 p.
7. Zinovyeva, T. V. Osnovnye sotsiologicheskiye terminy [ Basic sociological terms] / T. V. Zinovyeva. - Chelyabinsk: YuUrGU. - 2006. - 66 p.
8. Motorina, L. E. Filosofskaya antropologia [Philosophical anthropology] / L. E. Motorina. - Moscow, 2003.
9. Mordovina, D. A. Philosophical anthropology as methodology in life way researching / D. A. Mordovina, V. S. Neveleva // Kul'tura - iskusstvo - obrazovanie: nauchnye poiski i prakticheskie resheniya [Culture - art -education; scientific searches and practical decisions] / compiled, preface author A. V. Shtoler; Chelyab. State Acad. of culture and arts. - Chelyabinsk, 2014. - P. 27-30.
10. Nizovskikh, N. A. Chelovek kak avtor zhizni: psikhosemantika zhiznenykh orientatsiy [Man as a life's author: psycho-semantics of life orientations] / N. A. Nizovskikh. - Kirov: Vyatsky GPU Publishers, 2000. - 175 p.
11. Put' [Electronic resource] // Yandeх. Slovari [Yandex dictionaries]. - URL: https://slovari.yandex.ru/путь/правописание.
12. Heidegger, M. Technique issue [Electronic resource] / M. Heidegger // [Digital Philosophy Library]. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000287/.
13. Buchler, C. The course of human life: A study of goals in the humanistic perspective / C. Buchler, F. Massarik. -New York, 1968. - 267 p.
Received 30.06.2014
68