И. В. Гладкая,
доцент кафедры педагогики
ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
15-16 октября 2009 г. в РГПУ им. А. И. Герцена на кафедре педагогики состоялась I Всероссийская студенческая олимпиада (региональный тур) по педагогике «Педагогические ориентиры».
Постараемся взглянуть на эту олимпиаду как на событие, оказывающее влияние на профессиональное становление студентов, определить, анализируя результаты олимпиады, наличие проблем в подготовке специалистов к педагогической деятельности.
В чем состоял замысел педагогической олимпиады? Олимпиада проводилась в Год молодежи с целью поддержки авторитета педагогической профессии, привлечения внимания к талантливой профессионально-ориентированной молодежи, сохранения и развития лучших традиций отечественного образования. Целевые ориентиры обусловлены, на наш взгляд, тем, что расширение профессионального педагогического пространства на этапе обучения сегодня чрезвычайно значимо.
Всероссийская студенческая олимпиада проводилась в два тура. Первый тур, заочный, предполагал отбор участников в своих образовательных учреждениях. Он состоял из двух заданий. В первом задании «Урок для будущих президентов» необходимо было разработать проект урока для учащихся любого возраста с учетом профиля (специализации) подготовки, в котором необходимо было указать предмет, возраст учащихся, тему урока, его цель, описать основное содержание урока, технологии, используемые на уроке, и показать оценочный аспект результативности урока. Второе задание было предложено в форме кейса. Задание к кейсу складывалось из двух позиций: 1) вы-
явить и сформулировать проблемы, с которыми столкнулся молодой специалист, и возможные причины их возникновения; 2) сформулировать и обосновать возможные варианты решения данных проблем или пути устранения причин, их вызывающих. Результаты заочного тура в очном туре не учитывались.
Очный тур был ориентирован на выявление профессиональных качеств будущих учителей при решении ими профессиональных задач. Данный тур предполагал выявление победителей по его результатам. Организационным комитетом олимпиады было принято решение, что будут выявлены победители в личном первенстве и в командном, а также победители по номинациям, соответствующим конкурсам.
Программа олимпиады включала в себя не только конкурсные задания, индивидуальные или групповые, но и культурную программу. Студентам было предложено познакомиться с образовательными учреждениями Санкт-Петербурга. Была организована познавательно-обучающая экскурсия в Аничков дворец (Городской дворец творчества юных), экскурсию проводила заместитель генерального директора по учебно-воспитательной работе М. Р. Катунова. Студенты смогли познакомиться с творческими коллективами дворца, посетить юношеский клуб космонавтики им. Г. С. Титова, познакомиться с работой информационно-методического отдела.
Второй день олимпиады начался с экскурсии в Елагиноостровском дворце-музее декоративно-прикладного искусства и интерьера ХУШ-ХХ1 вв. на тему «В гостях у Марии Федоровны». Потом студенты по-
Олимпиада по педагогике как этап профессионального становления студентов
бывали на настоящем балу (с их личным участием) в костюмах XIX в.
Культурная программа олимпиады помогла познакомиться с образовательной средой Санкт-Петербурга, повысить уровень профессиональной компетентности обучающихся и создать базу для профессионального самообразования.
Кто участвовал в олимпиаде? В очном туре олимпиады приняли участие 10 образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования из 6 городов Северо-Западного региона, представленных 42 участниками. В олимпиаде участвовали следующие образовательные учреждения: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (г. Пушкин), Российский государственный университет им. И. Канта (Калининград), Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород), Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Архангельск), Коми Государственный педагогический институт (Сыктывкар), педагогическое училище № 1 им. Н. А. Некрасова (Санкт-Петербург), Архангельский педагогический колледж (Архангельск), педагогический колледж № 2 (Санкт-Петербург), педагогический колледж № 5 (Санкт-Петербург).
В основном в олимпиаде принимали участие студенты IV курса. Это обусловлено тем, что основные педагогические дисциплины уже изучены и студенты готовы продемонстрировать свои профессиональные навыки.
Какие проблемы удалось выявить? По итогам заочного тура, задания которого были направлены на определение уровня профессиональной готовности к организации образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий, можно отметить, что при осуществлении профессиональной подготовки студентов необходимо обратить особое внимание на применение современных образователь-
ных технологий в процессе обучения, на использование заданий для развития умения лаконично излагать свои мысли, на развитие творческого потенциала обучающихся и др.
Очный тур олимпиады состоял из нескольких конкурсов: «Молодежь — визитная карточка нашего образовательного учреждения!» (цель конкурса — представление участников команд, презентация их образовательного учреждения, рассказ о деятельности в нем молодежи), «Молодежь в искусстве» (цель конкурса — представить книги, песни, картины, фильмы и др., где затрагиваются проблемы молодежи), «Педагогическая игра» (цель — выявить уровень теоретических знаний по педагогике в разных номинациях: «Инновации в образовании», «Экскурс в историю», «Образование в разных странах», «Школьный урок», «Педагогика как наука»), «Ученые о молодежи. Правы ли?» (цель — дать рецензию на статью, в которой затронуты проблемы молодежи; каждому участнику была предложена на рецензию небольшая статья, после прочтения которой необходимо было высказать свою позицию о проблеме, затронутой в статье, и предложить пути ее решения).
Не претендуя на полноту анализа итогов конкурсной программы, отметим, на что надо обратить внимание при подготовке студентов к профессиональной деятельности. Во-первых, необходимо большее внимание уделять письменным работам студентов. Наши студенты не только не умеют писать рецензию, но они не умеют кратко и четко выражать свои мысли, как этого требовала кейсовая технология и технология рефлексии. Во-вторых, надо готовить студентов к использованию технологии презентации. Студенты научились создавать высокого качества презентации, но не научились работать с ними. В-третьих, следует организовать образовательный процесс так, чтобы были задания на расширение профессионального интереса, на развитие умения заниматься самообразованием.
Каким образом проводилась оценка конкурсных программ? Главным принципом
СОБЫТИЯ
проведения олимпиады являлась открытость. Все участники заранее получили информационные письма и знали конкурсные задания и критерии оценки результатов. Оценку конкурсов осуществляла экспертная комиссия, которая создавалась из преподавателей кафедры педагогики и приглашенных экспертов из других образовательных учреждений. Каждый участник получал сертификат участника олимпиады, что само по себе уже явилось значимым личностным достижением. Мы надеемся, что студенты, познакомившись, продолжат профессиональное общение друг с другом.
В чем состояли некоторые особенности проведения олимпиады? При информировании участников о проведении регионального тура олимпиады мы столкнулись с проблемой, заключающейся в том, что не всегда информация через электронные письма доходит до заинтересованных лиц. Поэтому в информировании участников значимую роль сыграли личные связи членов кафедры педагогики с образовательными учреждениями Северо-Западного региона. Но при четкой организации регистрации участников, при накоплении базы данных всех лиц, заинтересованных в сотрудничестве, в ближайшем будущем мы не столкнемся с такого рода проблемами.
Откликаясь на просьбы преподавателей, которые сопровождали участников олимпиады и являлись экспертами на конкурсах, с помощью работников библиотеки были организованы лекция «Электронные научные ресурсы в образовательном процессе современного университета» и круглый стол под названием «Кто он — современный студент?» Преподаватели смогли об-
меняться мнениями о проблемах подготовки квалифицированных кадров в системе среднего и высшего профессионального образования, о качестве кадров, осуществляющих эту подготовку, о готовности студентов к профессиональной деятельности и т. д.
Особую заботу организаторов олимпиады составляло стремление сделать пребывание студентов в РГПУ им. А. И. Герцена комфортным. Можно отметить слаженную работу всех структур (гостиницы, столовой, пропускной службы), которые способствовали организованному проведению конкурсной программы.
Для удобства пребывания студентов на олимпиаде была продолжена традиция, появившиеся на олимпиаде аспирантов, — тьюторство. Тьюторами выступали магистранты кафедры педагогики, многие из которых сами прошли студенческий этап олимпиады в процессе обучения в бакалавриате и в специалитете.
При подготовке регионального тура студенческой олимпиады организаторы посчитали, что должны быть индивидуальные и коллективные, письменные и устные, творческие и исследовательские конкурсы. Исходя из этого и была разработана соответствующая программа тура. В последующем она может быть расширена.
Проведенная олимпиада показала эффективность такой формы работы в профессиональном становлении студентов, расширении образовательного пространства в профессиональной среде, для корректировки профессиональной компетентности в процессе последующего обучения студентов.