Научная статья на тему 'Герценовская педагогическая олимпиада: страницы истории и современность'

Герценовская педагогическая олимпиада: страницы истории и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакирева Эльфрида Викторовна, Гладкая Ирина Вячеславовна, Кондракова Ирина Эдуардовна, Писарева Светлана Анатольевна, Седова Нелли Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовская педагогическая олимпиада: страницы истории и современность»

Целесообразно расширять поле для выступлений студентов с полученными в исследованиях материалами для их обсуждения и анализа (кружки, заседания СНО, круглые столы, семинары, конференции, дискуссионные формы и пр.).

Весьма желательно сохранить конкурсную форму представления исследовательских работ и проектов на всероссийском уровне.

Важна и текущая работа, связанная с обеспечением консультирования и научного сопровождения исследовательских проектов.

Значимо расширение связей вузов и потенциальных работодателей при исследовании острых, актуальных проблем в образовании, активное включение студентов в эти проекты.

Э. В. Балакирева,

профессор кафедры педагогики И. В. Гладкая, доцент кафедры педагогики И. Э. Кондракова, доцент кафедры педагогики С. А. Писарева, профессор кафедры педагогики Н. В. Седова, профессор кафедры педагогики

ГЕРЦЕНОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Герценовская педагогическая олимпиада кафедры педагогики продолжает традиции, заложенные в 30-х гг. ХХ в., когда в Педагогическом институте появились предметные олимпиады. В этот период преподаватели ЛГПИ им. А. И. Герцена с целью усиления контакта со школой, развития в детях творческих задатков и оказания помощи им в выборе профессии начали работу с одаренными детьми по химии и математике.

В 1940-х гг. школьниками Ленинграда впервые были написаны конкурсные сочинения. В работу включились несколько десятков лучших школьников старших классов, решивших пойти на исторический факультет. В эти годы постепенно стали организовываться общегородские олимпиады школьников по отдельным предметам. Наиболее продуктивно эти олимпиады стали проводиться в 60-е гг.

В середине 60-х гг. ХХ в. происходит привлечение к проведению предметных олимпиад не только преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена, но и студентов, в задачу которых входила проверка конкурсных работ школьников. Привлечение студентов было обусловлено развитием демократиче-

ских тенденций в обществе, а также развитием предметного олимпийского движения, которое требовало для проведения олимпиад привлечения не только преподавателей вузов, но и будущих педагогов.

На базе института в июле 1976 г. проводилась Международная олимпиада по биологии, в которой приняли участие 202 школы Ленинграда. А в марте 1979 г. институт принимал участников 15-й Международной олимпиады школьников по биологии, в организации которой участвовали преподаватели факультетов естествознания и географии.

В 70-е гг. ХХ в. началось проведение первых собственно педагогических олимпиад среди студентов педагогического института, для которых условием участия в олимпиаде был высокий уровень достижений при изучении педагогических дисциплин. Проведению педагогической, а по сути, профессиональной, олимпиады для студентов способствовало включение в процесс педагогической подготовки на III курсе общественно-педагогической практики.

Это создавало уникальные условия для становления педагога-практика, что в свою

очередь вызвало потребность в дополнительных формах оценки профессиональнозначимых достижений студентов педагогического вуза.

В 80-е гг. команды победителей педагогических олимпиад института под руководством преподавателей кафедры педагогики И. С. Батраковой, И. А. Колесниковой, Е. И. Казаковой, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной участвовали во Всесоюзных педагогических олимпиадах в различных городах Советского Союза: Кишинев, Ростов-на-Дону, Полтава и др. В 1983 г. и 1984 г. команды-победительницы Всесоюзной студенческой олимпиады по педагогике, проходившей в Ростове-на-Дону, были награждены памятными кубками.

1994 г. — этот год можно по праву считать годом возрождения замечательной традиции проведения Герценовских педагогических олимпиад. Олимпиады проводились с целью поддержки авторитета педагогической профессии, привлечения талантливой молодежи, смотра инициативы молодых педагогов, сохранения и развития лучших традиций петербургской научно-педагогической школы. Преподаватели кафедры Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, Н. В. Седова во главе с заведующей кафедрой А. П. Тряпицыной организовывали и поддерживали все начинания в этой области. Все преподаватели кафедры включились в общее дело.

История сохранила две попытки проведения педагогических олимпиад для школьников. Первая была предпринята редакцией журнала «Народное образование» (1990 г.). Редакция предложила вариант заочной олимпиады по педагогике для учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Ее цель — пропаганда педагогических знаний среди молодежи, развитие новых форм ориентации на профессию учителя, выявление юношей и девушек, имеющих педагогические способности и склонности к учительской деятельности.

Вторая попытка была сделана Дворцом творчества юных в Санкт-Петербурге в 1992 г. Во Дворце творчества юных состоялся праздник и педагогическая олимпиада для учащихся школ с педагогическими классами. Победители олимпиады награждались дипломами и ценными подарками. Для всех участников олимпиады и праздника были проведены экскурсии по Дворцу творчества юных. Учителя, работающие со старшеклассниками, имели возможность при подготовке и проведении олимпиады познакомиться с новыми идеями в педагогической науке, направлениями поиска ученых и практиков, многообразными проблемами образовательного процесса, обратиться к вопросам развития отечественной педагогической школы.

С 1994 г. Олимпиада называется «Гер-ценовская педагогическая олимпиада». И с 1994 г. Комитет по образованию Санкт-Петербурга начинает проводить ежегодный общегородской конкурс «Учитель года», в рамках которого по инициативе кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена на базе университета был организован конкурс «Молодой учитель». В русле этой традиции развивается Герценовская педагогическая олимпиада как одна из ступеней подготовки будущих педагогов к участию в этом конкурсе. Актуальность олимпиады обусловлена также изменившимися в конце 80 — начале 90-х гг. ХХ в. требованиями к учителю. Особую значимость приобретают способы измерения и фиксации личностных профессиональных достижений будущего учителя. Олимпиада, безусловно, создает для этого условия.

В 1994 г. кафедра педагогики проводит первую педагогическую олимпиаду для школьников. Создание этой ступени Герценовской педагогической олимпиады было продиктовано развитием профильной направленности образования в старших классах общеобразовательной школы. Появились первые педагогические классы, объединившие ребят, стремящихся к полу-

чению педагогического образования. В эти годы отрабатывалась модель приема в вузы, учитывающая личностные достижения абитуриентов в значимых, с точки зрения вуза, областях деятельности. Для школьников педагогическая олимпиада стала местом профессиональной пробы и пространством для проявления личностных достижений.

Исторический опыт проведения педагогических олимпиад для старшеклассников показывает, что общение в рамках олимпиады помогает школьникам разбираться в отношениях между людьми; привлекает их внимание к реальной действительности, используя жизненный опыт самих школьников, их родителей и учителей.

Вторая половина 90-х гг. ХХ в. — проведение олимпиады для магистрантов как новой ступени Герценовской олимпиады. Необходимость разработки новой ступени олимпиады была продиктована развитием педагогической магистратуры в РГПУ им. А. И. Герцена, когда встала задача поиска новых эффективных форм развития научно-образовательной деятельности магистрантов.

В 2007 г. впервые в России проводится олимпиада аспирантов, выполняющих исследование по одной из научных педагогических специальностей. Проведение нового этапа олимпиады было продиктовано необходимостью объединения аспирантов в целях более качественного выполнения диссертационных исследований.

2009 г. — кафедра педагогики проводит Всероссийскую олимпиаду по педагогике региональный тур. В различных регионах Российской Федерации проводятся студенческие олимпиады, в том числе и по педагогике. Интерес к педагогике, проявляемый студентами различных педагогических вузов Северо-Запада, собирает их в Санкт-Петербурге. Развитие студенческого олимпиадного движения решает важную задачу — выявление талантливой молодежи и находится в поле внимания общественности.

Впереди новый, пятый этап развития Герценовской педагогической олимпиады — олимпиады для молодых педагогов — недавних выпускников профессиональнопедагогических учебных заведений (как высших, так и средних).

Все эти годы кафедра педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была центром подготовки и проведения олимпиад, поскольку именно на кафедре педагогики сосредоточен мощный научный и преподавательский потенциал Герценовского университета в педагогической области. В течение многих лет на кафедре развиваются научные направления в педагогике, ориентированные на исследования в различных областях образования и воспитания человека. Традиции научных исследований кафедры были заложены еще такими известными учеными, как Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант, Н. Н. Петухов, Т. Е. Конникова, Г. И. Щукина, А. К. Громцева, Т. К. Ахаян, З. И. Васильева, М. Г. Казакина, Г. Д. Кириллова, К. Д. Радина и др.

Участники олимпиады имеют возможность встретиться с учеными кафедры и университета на конкурсах и за «круглым столом», принять участие в диалоге по проблемам современного развития педагогики, обсудить имеющиеся противоречия в развитии образования в средней школе и педагогическом университете.

За восемь последних лет в РГПУ им. А. И. Герцена накопился богатый опыт по организации и проведению Герценов-ской педагогической олимпиады. Ее идеи воплощаются на принципах преемственности между школой и педагогическим университетом, непрерывности и многоу-ровневости высшего педагогического образования. Участниками Герценовской олимпиады могут стать все желающие — учащиеся старших классов, студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты и молодые педагоги.

Сегодня можно встретить среди педагогов школ тех, кто был участником Гер -

ценовской педагогической олимпиады на какой-либо ее ступени. Шагая по «лестнице успеха и достижений», они приближались к «педагогическому олимпу».

За этот период сформировались концептуальные основы Герценовской педагогической олимпиады:

• выявление талантливой молодежи и содействие ее профессиональному становлению в сфере научно-педагогической деятельности;

• развитие профессиональной мобильности будущих педагогических кадров в открытом научно-образовательном пространстве Российской Федерации;

• выработка научных позиций по вопросам развития подготовки педагогических кадров в университетах России.

Олимпиада как смотр готовности к

профессиональной деятельности предполагает владение ее участниками теоретическими знаниями и практическими умениями. Сама логика олимпиады строится на основании понимания педагогической деятельности как способности педагога решать педагогические задачи: аналитико-рефлексивные, конструктивнопрогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные, коррек-ционно-регулирующие, соответствующие каждому этапу непрерывного педагогического образования.

Исходя из сущности профессионального становления педагога в системе непрерывного педагогического образования, Герце-новская педагогическая олимпиада имеет ступенчатую структуру:

I ступень «Первый успех» — учащиеся выпускных классов школы, ориентированные на продолжение образования в педагогическом университете;

II ступень «Педагогические ориентиры» — студенты университета (бакалавриат: II — IV курс);

III ступень: «Эврика: научный поиск» — студенты университета (магистратура: II курс);

IV ступень: «Научное творчество» —

аспиранты научных специальностей (педагогические науки: II—III курс).

V ступень: «Профессиональные перспективы» — молодые педагоги: учителя; педагоги учреждений дополнительного образования.

Герценовская педагогическая олимпиада, каждая ее ступень основываются на за-дачном подходе, поэтому при отборе содержания конкурсных педагогических задач необходимо предусматривать их усложнение в соответствии с пятиуровневой системой общепрофессиональных умений:

1 уровень — умения решать педагогические задачи в аудиторных условиях при работе с учебным материалом, упражнениями, текстовыми заданиями и т. д. (старшеклассники);

2 уровень — умения решать педагогические задачи в процессе моделирования фрагментов педагогической деятельности с использованием элементов ролевой игры и т. д. в аудиторных условиях и в процессе педагогических практикумов и практик (студенты бакалавриата);

3 уровень — умения решать, проектировать и исследовать педагогические задачи в реальном образовательном процессе (магистранты);

4 уровень — умения моделировать и решать задачи в исследовательской и педагогической деятельности (аспиранты);

5 уровень — умения решать и проектировать педагогические задачи в реальном образовательном процессе (молодые педагоги).

Таким образом, Герценовская педагогическая олимпиада представляет собой особую форму самореализации и самовыражения всех субъектов образовательного процесса в университете и в школе. Это событие должно быть условием, побуждающим к поиску личностно значимого смысла профессии, обогащению профессионального самосознания за счет углубления и расширения знаний и опыта. Поэтому

олимпиада — это не только смотр знаний и умений, но и обогащение опыта, осмысление сущности педагогической деятельности, постижение специфики ценностного отношения к ребенку, осмысление феномена детства, обогащение опыта общения, постижение своего Я.

Организацию и проведение олимпиады осуществляет организационный комитет Герценовской педагогической олимпиады, в состав которого входят преподаватели кафедры педагогики, сотрудники других структурных подразделений университета, принимающих участие в подготовке педагогических кадров на разных ступенях образовательного процесса (институт довузовской подготовки, управление подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, институт постдипломного образования). Руководство осуществляется проректором университета.

Регламент проведения Герценовской педагогической олимпиады (по ступеням) ежегодно разрабатывается оргкомитетом.

Информация о проведении Герценов-ской педагогической олимпиады на каждой ступени размещается на сайте РГПУ им. А. И. Герцена, рассылается по адресам образовательных учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с утвержденным регламентом.

Для проведения конкурсных программ олимпиады и экспертизы конкурсных работ участников могут быть привлечены волонтеры.

Оргкомитет утверждает:

• регламент проведения олимпиады для каждой ступени;

• содержание конкурсных программ;

• критерии оценки результатов ее участников;

• номинации для лауреатов и победителей;

• форму дипломов победителей и лауреатов Герценовской педагогической олимпиады.

Оргкомитет утверждает списки победителей и лауреатов Герценовской педагогической олимпиады и проводит награждение победителей; организует информирование широкой профессиональной и научнопедагогической общественности об итогах Герценовской педагогической олимпиады (по ступеням).

Межвузовскую олимпиаду аспирантов по педагогическим наукам, которую проводит кафедра педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, можно назвать масштабным, многоплановым учебным проектом. Любой значительный проект требует большой организационной работы, как в период подготовки, так и при непосредственном проведении. Во время олимпиады аспиранты могут столкнуться с трудностями различного характера. Все эти проблемы могут помешать эффективному участию в олимпиаде. Чтобы участники олимпиады могли справиться с возникающими трудностями, разработана технология тьюторско-го сопровождения.

Сам термин «тьюторское сопровождение», несмотря на частое употребление, достаточно новый в российском научном дискурсе, в отечественной педагогической науке еще только формируется его четкое и однозначное понимание.

Что такое сопровождение? Понятие это совсем недавно вошло в образовательную практику, однако базируется на важнейшем постулате современной образовательной парадигмы: ценность процесса образования определяется тем развивающим эффектом, которым он обладает в отношении сопровождаемых лиц (в нашем случае, аспирантов-участников олимпиады). И здесь мы должны вернуться к тем возможным трудностям, с которыми могут встретиться аспиранты на олимпиаде. Итак, во время подготовки и непосредственного участия в олимпиаде аспиранты могут испытывать:

• проблемы организационного характера (распределение по группам, коммента-

рий расписания олимпиады, места проведения конкурсной программы и т. п.);

• межличностные проблемы (например, в группе складывается неблагоприятный климат, какой-либо член группы «тянет одеяло на себя» или излишне пассивен и т. д.);

• проблемы самооценки.

Сопровождение предполагает оказание

помощи тому, кто действует и испытывает затруднения в процессе деятельности (в нашем случае — участие в олимпиаде). Иначе говоря, под тьюторским сопровождением мы понимаем: взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение актуальных образовательных проблем, в данном случае — проблем участников в рамках проведения олимпиады.

От тьютора на олимпиаде зависит многое: микроклимат в группе и общий эмоциональный настрой; комфортные условия каждого участника и четкость в организации самой олимпиады; ощущение успешности каждого и успех олимпиады в целом. Тьютору предстоит в процессе проведения олимпиады: познакомить группу с содержанием конкурсной программы; организовать работу группы и каждого ее члена в отдельности с Дневником участника; создать условия для работы каждого участника и группы в целом в течение олимпиады; заботиться об эмоциональном климате и рабочей атмосфере в группе; организовать работу своей группы до и после конкурсной программы (включая знакомство членов группы); оказывать каждому из участников индивидуальную помощь и поддержку — как консультационноорганизационного, так и психологического характера; проводить рефлексию в конце дня.

Таким образом, олимпиаде нужны тьюторы, то есть специалисты, обеспечивающие сопровождение ее участников. И уже в первый год проведения олимпиады у аспирантов появились тьюторы.

Организаторы крупномасштабного образовательного проекта под названием «Герценовская олимпиада аспирантов по педагогическим наукам» решили готовить специалистов-тьюторов в своем коллективе. Первые две олимпиады такими специалистами выступали преподаватели кафедры педагогики, а, начиная с третьей олимпиады, необходимость тьюторского сопровождения аспирантов сложилась в образовательный проект кафедры педагогики РГПУ «Тьютор олимпиады».

Оргкомитету было очевидно, что тьюторами должны быть аспиранты I и II курса аспирантуры кафедры педагогики. Но для них это была абсолютно новая роль, с которой они не сталкивались, ни в процессе обучения в вузе и аспирантуре, ни в своей профессиональной деятельности. Поэтому оргкомитетом был разработан специальный проект «Тьютор олимпиады», целью которого стала подготовка команды тьюторов для работы на Третьей межвузовской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам. Проект содержит описание Программы подготовки аспирантов-тьюторов, состоящей из нескольких смысловых модулей:

Модуль 1. «Тьютор как новая профессиональная роль».

Модуль 2. «Технологии тьюторского сопровождения».

Модуль 3. «Исследовательская программа аспиранта-тьютора».

Итак, современное понимание тьютор-ства можно изложить следующим образом:

• Тьюторство как поддержка (путь решения проблемы субъектности в образовании). Под поддержкой понимается особый вид помощи, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта при решении проблемы.

• Тьюторство как сопровождение (сопровождение реализации конкурсной и исследовательской программы олимпиады, индивидуальных и групповых проектов).

• Тьюторство как фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения — сопровождение личностного развития). Эффективность деятельности тьютора

зависит от умения выстраивать «тактику взаимодействия». Позицию тьютора можно определить как содействие самоопределению и самореализации аспирантов в процессе олимпиады.

При этом необходимо увеличивать долю гуманитарных и метапознавательных технологий в сопровождении участников олимпиады, что требует изменения позиции тьютора и понимания им современных образовательных технологий:

• постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде;

• диалоговая позиция;

• постоянная рефлексия участников-аспирантов над полученными результатами, выращивание «живого знания»;

• личностное отношение к познавательной деятельности как реализация потребностей личности;

• взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов;

• единство творческого замысла и алгоритма деятельности.

Организаторы олимпиады полагают, что

учебный проект «Тьютор олимпиады» позволяет аспирантам-тьюторам овладеть технологией тьюторского сопровождения и решить ряд задач собственного диссертационного исследования, оргкомитету олимпиады эффективно провести саму олимпиаду аспирантов по педагогическим наукам и создать условия для решения исследовательских задач тьюторам-аспирантам кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а участникам межвузовской олимпиады чувствовать себя более комфортно в условиях проведения олимпиады, участвовать в различного рода дискуссиях (в том числе рефлексивного характера) и расширить круг общения с молодыми исследователями из разных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.