Н. А. Вершинина, Е. В. Пискунова
(Санкт-Петербург)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ
В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно характеризуется инициированный педагогическим университетом конкурс - «Герценовская педагогическая олимпиада молодых учителей»
За последние несколько лет в стране вышло несколько документов, определяющих значение учительской профессии, значимость задач, которые должны быть решены в профессиональной деятельности педагога. Это Предложения по формированию проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и по комплексной модернизации сферы образования в рамках долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Прежде всего в документах внимание обращается на кадровые проблемы в сфере образования. В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы говорится, что в системе общего образования фиксируется кадровый кризис, который проявляется в большой численности преподавателей пенсионного возраста. В докладе рабочей группы Совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?» приводятся следующие данные: в системе общего образования работает более одного миллиона учителей, в период с 2001 по 2007 год численность учителей сократилась примерно на 13%, при этом доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного - 30%, 50% имеют стаж работы более 20 лет, а молодые учителя - со стажем работы в школе до 5 лет - составляют лишь 8% учительского корпуса.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы решение стратегической задачи обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы планируется осуществить по нескольким направлениям, среди которых - повышение социального статуса и
благосостояния работников образования, престижа педагогического образования, профессии педагога. Ожидается, что решение этих задач приведет к увеличению доли выпускников, приступивших к трудовой деятельности в системе образования. В данном контексте исключительно актуальной представляется задача развития профессионализма молодого педагога.
Очевидно, что решение данной задачи достаточно сложно. Здесь может быть предложено несколько стратегий - организация наставничества, поддержка профессионального развития молодого учителя в образовательной среде педагогического университета. Представляется, что одним из средств поддержки молодого учителя может быть участие в профессиональных конкурсах. Понятно, что, не имея опыта профессиональной деятельности, молодой педагог не сможет составить конкуренцию своим более опытным коллегам, но специально организованные для молодежи, работающей в образовании, конкурсы могут решить эту проблему.
Развитие профессионализма молодого педагога в конкурсах педагогического мастерства проходит несколько этапов и включает: осознание своих возможностей, раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, возможной перспективы изменений профессиональной «Я»-концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимость профессионального роста [6].
Палитра конкурсов, в которых могут принимать участие молодые педагоги, достаточ-
но велика и разнообразна. Конкурсы проводятся по предметным областям, видам педагогической деятельности, функционалу педагогических работников; они организуются как органами управления образованием, так и фондами, другими учреждениями и организациями.
Наиболее системным конкурсом, создающим условия для презентации молодыми педагогами собственных достижений, является конкурс педагогических достижений Санкт-Петербурга в номинациях «Педагогические надежды» и «Дебют». Конкурс направлен на выявление творчески работающих педагогов, имеющих высокий рейтинг в образовательных учреждениях среди обучающихся, воспитанников, родителей и общественности, на поддержку и распространение инновационных разработок и технологий, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания, на развитие новых форм профессионального общения и расширение его диапазона.
Конкурс в номинации «Педагогические надежды» организуется в два тура: «Учитель-предметник» и «Учитель-лидер». В рамках тура «Учитель-предметник» оценивается уровень профессионального мастерства конкурсанта. Конкурсант проводит урок по самостоятельно выбранному предмету. Тема урока соответствует календарному плану изучения материала в образовательном учреждении, являющемся конкурсной площадкой. В рамках тура «Учитель-лидер» ставится задача оценить ценностные мотивы выбора профессии конкурсантом и творческие интересы конкурсанта вне педагогической деятельности. Для этого организованы два конкурсных испытания - «Самопрезента-ция», на которое представляется подготовленный заранее рассказ «Мой путь в профессию», и «Грани таланта», форма проведения которого произвольна. В рамках «предметного» тура оценивается, как учитель провел организационный момент учебного занятия, ясно ли поставил цели урока, взаимодействовал ли при этом с учащимися, создал ли атмосферу заинтересованности, насколько адекватно представил содержание учебного занятия, как организовал учебную деятельность учащихся (каков характер учебных заданий, вопросов, упражнений], каково соотношение речевой активности учащихся и учителя, каков стиль общения учителя с учениками.
Тур «Учитель-лидер» направлен на оценку ценностных мотивов выбора профессии конкурсантом, поэтому на конкурсном испытании «Самопрезентация» оцениваются: оригинальность выполнения творческого задания-рассказа «Мой путь в профессию» (внутреннее смысловое единство, композиционная свобода, способствующая раскрытию темы, заявление своей педагогической позиции, креативность, нестандартность мышления, культура использования научной литературы], сила убеждения (живое изложение, умение заинтересовать, поддерживать визуальный контакт], эмоциональная стабильность (спокойное и уверенное поведение, грамотная, четкая речь], презентабельность выступления, его логическая завершенность.
Конкурсное выступление «Грани таланта» направлено на оценку творческих интересов конкурсанта вне педагогической деятельности, поэтому эксперты оценивают общее впечатление от представления педагога.
Всероссийская Герценовская педагогическая олимпиада молодых учителей, как инициатива Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, представляет собой принципиально иной по смыслу профессиональный конкурс, суть которого в трансляции современного понимания требований к профессиональной деятельности учителя.
Необходимо отметить, что Герценовская педагогическая олимпиада - одна из замечательных педагогических традиций университета и рассматривается как движение, которое является массовым, то есть охватывающим разные поколения будущих (педагогические олимпиады для старшеклассников и студентов] и работающих педагогов школы и вуза (педагогические олимпиады для учителей, обучающихся в магистратуре и аспирантуре и работающих учителей]; консолидирующим, то есть предполагающим сотрудничество и сотворчество герценовцев разных поколений, школьников, широкой общественности; профессионально-направленным, то есть ориентированным на достижение и демонстрацию успеха в педагогической деятельности [1].
Олимпиада позволяет существенно обогатить педагогическое образование на разных его этапах, обеспечить профессиональное развитие педагогов в образовательной среде университета. Именно поэтому в универси-
тете была поддержана инициатива кафедры педагогики возродить традицию конкурсных испытаний молодых педагогов, которая зародилась в 90-е годы прошлого столетия, когда в 1994 году Комитет по образованию Санкт-Петербурга объявил общегородской конкурс «Учитель года», в рамках которого по инициативе кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена на базе университета был организован конкурс «Молодой учитель».
Сегодняшний конкурс молодых педагогов определяет педагогический дух университета, уклад его жизнедеятельности, демонстрируя осуществление идеи непрерывного педагогического образования, которое реализуется как формальными путями - через реализацию образовательных программ, так и неформальными - через обогащение профессионального самосознания, осмысление сущности педагогической деятельности в событийной общности представителей разных поколений педагогов.
Олимпиада, как смотр готовности к профессиональной деятельности, предполагает владение ее участниками профессиональными компетенциями, и сама логика олимпиады строится на понимании педагогической деятельности как деятельности по решению профессиональных педагогических задач.
Особенно важно отметить, что олимпиада рассматривается как образовательный проект для участников, поскольку в ее задачи входит расширение знаний молодых педагогов о современных способах решения профессиональных задач, об инновационных образовательных практиках. Именно поэтому конкурсная программа начинается с минилекции о профессиональных задачах учителя современной школы [2].
Первая группа задач ориентирована на способность учителя видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут. Это означает, что учитель умеет осуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности и ученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет ему осваивать образовательную программу (учение, общение, творческая и социальная активность], умеет отслеживать успешность освоения ребенком учебной и образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы [7].
Вторая группа задач нацелена на создание условий для достижения учеником це-
лей образования и предполагает умение отбирать содержание учебного материала и технологии (приемы, способы], позволяющие позитивно мотивировать ученика к конкретной учебной деятельности на основе проведенной диагностики (например, выполнять учебные задания, участвовать в групповой работе, принимая на себя различные роли, участвовать в проектировочной деятельности, реализовывать социально значимые проекты и т.д.]; умение ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные здоровьесберегающие технологии, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ребенка с учётом диагностики, оптимизации учебной нагрузки, сохранения физического и психического здоровья; умение выбирать и обосновывать выбор форм и способов рефлексивного, безот-меточного оценивания, которые обеспечат обучение детей самооцениванию и взаимо-оцениванию [7].
Третья группа задач направлена на умения устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса: умение использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами (учителя, психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования] для решения определенной профессиональной задачи; умение проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией (родительское собрание, включение родителей в решение учебно-воспитательных задач, решение бытовых проблем и др.]; умение взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач; умение взаимодействовать с общественными организациями (Попечительский Совет, органы защиты детей, Фонды и др.]
[7].
Четвертая группа задач предполагает умение создавать и использовать образовательную среду. Для этого учитель должен уметь организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения (коммуникативная, правовая, информационная, языковая -родного и иностранного языка и др.] для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооценива-нию, развитие познавательной и творческой активности] [7].
Пятая группа задач направлена на осуществление профессионального развития через умение определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы (затруднения] в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения, а также умение опираться на ключевые компетенции при решении задач профессионального развития (способы работы с разными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, участие в профессиональной коммуникации] [7].
Конкурсная программа олимпиады текущего года предполагала три конкурса. Все они были связаны с профессиональными задачами учителя и носили соответствующие названия - «Определяем профессиональные задачи учителя», «Характеризуем профессиональные задачи учителя», «Решаем профессиональные задачи учителя».
Первый конкурс «Определяем профессиональные задачи учителя» был связан с ответом на вопрос: «Какие профессиональные задачи учителя актуальны в современной образовательной практике?» Задание состояло в том, что микрогруппе было предложено изображение, иллюстрирующее профессиональную задачу учителя. Необходимо было интерпретировать изображение, определив, какую именно профессиональную задачу учителя оно иллюстрирует, и обосновать актуальность решения данной профессиональной задачи учителем.
Во втором конкурсе «Характеризуем профессиональные задачи учителя» участникам олимпиады предлагалось написать эссе, ответив на вопрос: «По каким признакам можно определить эффективность решения профессиональной задачи учителем?» Свою позицию участникам необходимо было проиллюстрировать примерами из собственной образовательной практики. В данном конкурсе оценивались следующие позиции: корректная формулировка профессиональной задачи учителя; формулировка признаков эффективного решения профессиональной задачи учителем; наличие аргументации выделения признаков решения задачи; наличие примеров из образовательной практики, подтверждающих авторскую позицию.
Третий конкурс «Решаем профессиональные задачи учителя» был связан с ответом на вопрос: «Каким образом можно эффективно решать конкретные профессиональные задачи учителя, опираясь на полученные
знания?» Группам предлагалось прочитать материалы, выявить из текста педагогические проблемы, сформулировать наиболее значимую проблему, соотнести ее с одной из групп профессиональных задач учителя и предложить коллективное решение проблемы в контексте выбранной профессиональной группы задач. В процессе обсуждения в группе и разработки целостного варианта сформулированной проблемы участникам предлагалось опираться на имеющиеся у них представления о данной группе профессиональных задач учителя, на собственный опыт профессиональной деятельности, опыт профессиональной деятельности коллег, знания в области теории педагогики, а также нормативных документов и документов, определяющих развитие образования.
На завершающем этапе программы олимпиады была организована рефлексия участников. Умение провести самоанализ, самоконтроль в процессе разработки и реализации любого аспекта образовательного процесса представляет собой важное условие профессионального развития учителя. В этом смысле идея рефлексии приобретает методологический характер, так как ориентирует учителя на актуализацию личностных процессов, связанных с оцениванием себя и своих возможностей для решения проблемных задач [8]. Чтобы помочь начинающим педагогам выстраивать стратегию и тактику профессионального и личностного роста в результате своего участия в олимпиаде, учителям было предложено написать свое мнение о проведенном деле. При этом в качестве ориентира участникам олимпиады предлагалось продолжить следующие фразы: «Самое яркое впечатление от олимпиады
- ...». «После олимпиады я хочу ...». «Пожелание участникам и организаторам - ...» Это направило внимание молодых учителей на анализ собственных личностных характеристик (как формирующегося педагога], побуждало к самоанализу, самооценке и преобразованию себя для достижения новых целей в педагогической деятельности.
Приведем примеры, демонстрирующие ценность для учителей участия в олимпиаде, позволяющего реализовать в коллективной работе свой творческий потенциал и поразмышлять о возможностях дальнейшего личностного и профессионального роста. Вот выдержки из отчетов участников.
Отвечая на вопрос о самом ярком впечатлении от олимпиады, 15 человек из всех уча-
стников назвали знакомство и общение с молодыми коллегами. 12 человек отметили как самую большую удачу олимпиады интересную работу в группах при выполнении заданий: «Работа в группах и коллективные обсуждения были настолько яркими, что все важные моменты ФГОС легко запоминались», «Работа в группе. Пять голов лучше, чем одна. Да и один в поле образования - не воин». Именно командное выполнение заданий показалось участникам не просто интересным времяпрепровождением, но помогло ярче проявиться творческим способностям всех членов команды. В 13 ответах ярко проявилось эмоциональное отношение к происходившим на олимпиаде событиям: «Приятно удивило такое большое количество молодых коллег», «Наконец-то побывала в стенах легендарного вуза», «Нас так много, и все мы такие разные». Такие восторженные отклики слышались и по ходу самой олимпиады. И это не случайно, ведь возраст участников соответствует возрастному периоду молодости, для которого характерно такое эмоциональное проживание жизненных событий.
Второй вопрос позволил нам выявить основные ориентиры, направления деятельности молодых учителей после олимпиады. Мы очень надеялись, организуя олимпиаду, что она убедит начинающих педагогов в необходимости постоянного самосовершенствования. Ожидания нас не обманули. Именно на это обращали внимание участники, продолжая фразу: «После олимпиады я хочу...». Приведем в качестве примера наиболее типичные ответы: «Не останавливаться и идти дальше», «Воплотить в жизнь свои научные и творческие идеи», «Продолжать повышать
свои профессиональные навыки», «Продолжать свое самообразование и самосовершенствование», «Повысить свой педагогический рост. Появилось желание развиваться» и др. Такие ответы составили самую многочисленную группу (16 ответов]. В 13 случаях респонденты связывали свое саморазвитие с возможностью дальнейшего обучения в статусе магистранта, аспиранта, соискателя. Они в частности писали: «Рассматриваю возможность продолжения обучения в стенах университета», «Хочу дописать диплом», «Продолжить обучение, получить повышение квалификации в области педагогики», «Продолжить свое образование для улучшения качества работы». Мы полагаем, что подобные ответы ярко демонстрируют, что одна из задач, которую организаторы ставили в этой олимпиаде, решена полностью.
Исследование показало, что вузам важно предусмотреть на кафедрах и факультетах систему мероприятий по взаимодействию с молодыми учителями, включив в нее не только олимпиаду, но и какие-то конкурсы, лекции, консультации, форумы, конференции, вебинары и т.п. Участники нашей олимпиады этого очень хотят и готовы к взаимодействию. Это означает, что у педагогического университета, с одной стороны, имеется несомненный потенциал, который можно использовать для профессионального развития молодого учителя, с другой стороны, есть выраженное стремление педагогов к наращиванию педагогического мастерства именно в университетском сообществе, в образовательной среде педагогического университета.
Литература
1. Герценовская педагогическая олимпиада: пространство для научно-педагогического поиска : методические рекомендации / сост. И. В. Гладкая. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 250 с.
2. Компетентностная модель современного педагога : учеб.-методич. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
3. О материалах по формированию современной модели образования. [Электронный ресурс]. - URL: www.mon.gov.ru/files/materi-als/4674/avgust08.doc/
4. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе : учеб.-методич. пособие. - М.: АПКиППРО, 2006. - 168 с.
5. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства. Программа повышения квалификации // Учитель в профессиональном конкурсе : учеб.-методич. пособие. - М.: АПКиППРО, 2006.
6. Пахомова Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя : автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
7. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя : моногр. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
8. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Психология». -2005. -Вып.1 (45].
9. Учимся вместе решать проблемы. Ч. 1. Методическое пособие для учителей. - СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2004.
- С. 13-14.
---------^----------