Научная статья на тему 'Педагогическая олимпиада как компонент профессионального становления студентов'

Педагогическая олимпиада как компонент профессионального становления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ / ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкая Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая олимпиада как компонент профессионального становления студентов»

Педагогическая олимпиада как компонент профессионального становления студентов

В конце 2010 г. в РГПУ им. А. И. Герцена на кафедре педагогики состоялась II Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике «Педагогические ориентиры» (региональный тур). Публикуем краткий отчет об этой олимпиаде, которая стала заметным событием в жизни студентов, особенно тех, кто планирует связать свою судьбу с учительской профессией.

И. В. Гладкая,

доцент кафедры педагогики

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Делами заработай право других учить себе во славу.

Себастьян Брант

В региональном туре II Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике «Педагогические ориентиры» приняло участие 11 образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (г. Пушкин), Коми государственный педагогический институт (г. Сыктывкар), Нижегородский государственный педагогический университет, Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия (г. Биробиджан), Курский институт социального образования, Карельская государственная педагогическая академия (г. Петрозаводск), Архангельский педагогический колледж, педагогическое училище № 1 им. Н. А. Некрасова и педагогические колледжи № 4, № 8 (Санкт-Петербург). Всего участвовали 50 человек. В основном это были студенты IV курсов. Это обусловлено тем, что основные курсы педагогических дисциплин уже изучены и студенты готовы продемонстрировать свои профессиональные навыки.

Олимпиада проводилась в Год учителя. Её цель — поддержка авторитета педагогической профессии, раскрытие способностей талантливой профессионально-ориентированной молодежи, сохранение и развитие лучших традиций отечественного образования.

Всероссийская студенческая олимпиада проводилась в этом году только очным туром (в отличие от прошлого года, когда были организованы очный и заочный туры). Очный тур был ориентирован на выявление профессиональной компетенции будущих учителей при решении ими профессиональных задач. Данный тур предполагал выявление победителей в личном первенстве и в командном, а также победителей по номинациям, соответствующим конкурсам.

Программа олимпиады включала в себя не только конкурсные задания (индивидуальные или групповые), но и культурную программу. Студентам было предложено познакомиться с образовательными учреждениями Санкт-Петербурга: Аничковым дворцом, Нахимовским училищем, Суворовским училищем, Академией художеств, школой № 210, Первой академической гимназией и др.

Второй день олимпиады (15 октября) начался с экскурсии в Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XXI вв. Здесь для студентов была организована экскурсия «В гостях у Марии Федоровны» по «историческим» покоям императрицы, а потом студенты побывали на настоящем балу (с их личным участием) в костюмах ХГХ в.

Использование в программе олимпиады культурной составляющей помогало лучше

СОБЫТИЯ

познакомиться с образовательной средой Санкт-Петербурга, повысить уровень профессиональной компетентности обучающихся и создать базу для профессионального самообразования.

Очный тур Всероссийской олимпиады состоял из следующих конкурсов: «Студенты — будущие учителя — новой школе!», «Образ учителя в искусстве», «Будущие профессионалы — новой школе!», «Профессиональная деятельность», «Педагогическая эрудиция», «Признание достижений коллеги-учителя».

Анализ результатов конкурсной программы показал, на что следует обратить внимание при подготовке студентов к профессиональной деятельности.

Во-первых, необходимо большее внимание уделять развитию письменных компетенций, больше работать над письменной речью студентов. Наши студенты не только не умеют писать рецензию, но они не умеют кратко и четко выражать свои мысли, как этого требовала кейсовая технология и технология рефлексии. Во-вторых, нужно готовить студентов к работе с технологией «презентация». Студенты научились создавать высокого качества презентации, но не научились работать с ними. В-третьих, следует организовать образовательный процесс так, чтобы были задания на расширение профессионального, познавательного интереса, на развитие умения заниматься самообразованием.

В-четвертых, важно организовывать устные выступления перед большой аудиторией, иначе студенты очень волнуются и теряются в своих выступлениях.

В 2010 г. победителями олимпиады в индивидуальном первенстве стали следующие студенты: 1-е место — Дмитрий Викторович Квасков (педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова), Наталья Владимировна Гринь (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия), 2-е место — Ольга Олеговна Чегесо-ва (Коми государственный педагогический институт), Светлана Анатольевна Фофанова (РГПУ им. А. И. Герцена), 3-е место — Дмитрий Юрьевич Бойцов (педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова), Полина Викторовна Жильцова (педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга), Виктор Викторович Хохлов (Коми государственный педагогический институт). В номинации «Взгляд в будущее», в которой оценивалась команда учебного заведения, 1-е место занял РГПУ им. А. И. Герцена, 2-е место — Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия; 3-е место — Коми государственный педагогический институт и педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова.

Проведенная олимпиада подтвердила эффективность этой формы работы в профессиональном становлении студентов, в совершенствовании их профессиональной подготовки в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.