му, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан [Электронный ресурс] : закон Респ. Татарстан от 14 окт. 2010 г. № 71-ЗРТ // Регион. законодательство. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1361899 (дата обращения: 01.02.2016).
16. О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Омской области [Электронный ресурс] : закон Ом. обл. от 25 дек. 2012 г. № 1501-0З // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: локальный.
17. О правилах дорожного движения [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: локальный.
18. О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: локальный.
19. Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей (2009-2014 гг.) [Электронный ресурс] // Уполномоч. при Президенте Рос. Федерации по правам ребенка. - Режим доступа: http://rfdeti.ru/files/StatData-2014. pdf (дата обращения: 08.02.2016).
20. Российский статистический ежегодник. 2015 : стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 728 с.
21. Соловей, Ю. П. Концепция административной ответственности требует уточнения / Ю. П. Соловей // Акт. проблемы адм. ответственности : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 27 февр. 2009 г.) / отв. ред. Ю. П. Соловей. - Омск : Ом. юрид. ин-т, 2009. - С. 6-9.
22. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 776 с.
23. Явич, Л. С. Право и социализм / Л. С. Явич. - М. : Юрид. лит., 1982. - 176 с.
УДК 342.922 ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ЛИЦАМ,
НАХОДЯЩИМСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Giving Assistance to Intoxicated People in a Public Place: Foreign Experience
ПЕТРОВА Юлия Олеговна - преподаватель кафедры гражданского права Омской юридической академии (Омск)
Petrova Yulia О. - Lecturer of Civil Law Department, Omsk Law Academy (Omsk)
petrova.yo@omua.ru
Аннотация. В статье рассматривается зарубежное законодательство в сфере оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах. Проанализированы действия сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах, описан порядок доставления и содержания таких лиц в специализированных учреждениях.
The article deals with foreign legislation concerning assistance given to intoxicated persons in a public place. The article is devoted to a detailed analysis of the foreign law enforcement officers ' activities when discovering intoxicated persons in public places, and describes the procedure of transfer and treatment of such persons in specialized institutions.
Ключевые слова: общественное место, состояние опьянения, процесс вытрезвления, вытрезвитель.
Public place, intoxication, the process of sobering-up, sobering-up station.
DOI: 10.19073/2306-1340-2016-2-87-90
В настоящее время в целях снижения количества правонарушений и уровня преступности, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан федеральные и региональные органы власти Российской Федерации осуществляют деятельность, направленную на регулирование потребления населением алкогольной продукции. Принимаемые меры, заключающиеся в установлении запретов на продажу алкогольной продукции в определенное время суток, ужесточении требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также усилении мер ответственности, применяемой к лицам, не выполняющим требования законодательства, регулирующего потребление и оборот указанной продукции, призваны обеспечивать общественный порядок и оказывать положительное влияние на здоровье населения. Однако, несмотря на принимаемые меры, нередки случаи нахождения в общественных местах лиц в состоянии алкогольного и иного опьянения.
Для решения этой проблемы в России в начале XX в. было создано учреждение, ставящее своей целью содержание лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, вплоть до их вытрезвления. Первый вытрезвитель в России назывался «Приют для опьяневших». Он был открыт 7 ноября 1902 г. в городе Тула [1]. Положительная практика функционирования таких учреждений привела к созданию вытрезвителей по всей стране. Однако с середины 90-х гг. прошлого века наблюдался процесс сокращения числа вытрезвителей в России. В октябре 2011 г. были закрыты все медицинские вытрезвители на территории страны. Функции вытрезвления граждан одновременно были переданы из МВД региональным министерствам здравоохранения, однако регламентации действий медицинских работников в отношении поступивших в алкогольном или ином опьянении лиц не было предусмотрено. До настоящего времени процесс доставления, вытрезвления, содержания и правовые последствия для лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах, нормативно не урегулированы.
Интересным представляется решение указанной проблемы в зарубежных странах. Проанализировав зарубежное законодательство, касающееся нахождения лиц в состоянии опьянения в общественных местах, мы можем отметить, что во многих государствах нахождение лица
в состоянии опьянения в общественном месте является правонарушением (либо преступлением) и влечет неблагоприятные для такого лица последствия в виде штрафа либо заключения под стражу. В большинстве стран лица, обнаруженные в состоянии опьянения в общественных местах, доставляются в полицейский участок вплоть до их вытрезвления.
Согласно законодательству Великобритании в случае обнаружения лица, находящегося в состоянии опьянения в общественном месте, сотрудники полиции доставляют его, в зависимости от обстоятельств, к месту его проживания либо в полицейский участок до вытрезвления. В случае, когда лицо находится, по мнению сотрудников полиции, в тяжелой степени опьянения, оно доставляется в медицинское учреждение для оказания ему необходимой врачебной помощи. В любом случае впоследствии человек подвергается наказанию за появление в состоянии опьянения в общественном месте в виде штрафа в размере 80 фунтов стерлингов либо, в случае рассмотрения дела судом, - от 200 до 1 000 фунтов стерлингов в зависимости от фактических обстоятельств дела [3]. Власти Великобритании начали эксперимент по борьбе со злоупотреблением алкоголем, суть которого основана на эффекте похмельного синдрома. Людям, доставленным полицией в медицинское учреждение в тяжелой степени опьянения, после отрезвления предлагают посмотреть видео об их нахождении в общественном месте в состоянии опьянения, доставлении и пребывании в больнице, а также о самом процессе вытрезвления. Авторы методики рассказывают, что большая часть пациентов шокированы увиденным на экране. Предполагается, что это предотвратит повторные ситуации для конкретного человека в будущем. На эту акцию из муниципального бюджета выделено порядка 85 000 фунтов стерлингов.
Согласно Конституции Соединенных Штатов Америки деятельность по обеспечению правопорядка в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения, регламентируется региональным или местным законодательством. Таким образом, каждый штат самостоятельно устанавливает правила, которыми руководствуются сотрудники полиции при обнаружении лица в состоянии опьянения в общественном месте. В некоторых штатах, таких как Миссури, Монтана, Висконсин и некоторые другие, появление в состоянии
опьянения в общественных местах не является нарушением общественного порядка и не влечет каких-либо неблагоприятных последствий для таких лиц [7]. В большинстве штатов появление лица в состоянии опьянения в общественном месте - правонарушение, и сотрудники полиции доставляют этого человека в полицейский участок до вытрезвления. При наличии признаков сильной интоксикации сотрудники полиции доставляют его в ближайшее медицинское учреждение. В Калифорнии функционирует государственный «Центр вытрезвления», куда доставляются обнаруженные в состоянии опьянения лица для вытрезвления. В среднем этот процесс занимает около четырех часов, после чего лицо доставляется в полицейский участок. В большинстве же штатов отсутствуют государственные специализированные учреждения для доставления и вытрезвления лиц [2]. Однако следует отметить, что вместо наказания в виде штрафа (средний размер штрафа - 500 долларов США) либо заключения под стражу лицо, обнаруженное в состоянии опьянения в общественном месте, может добровольно пройти курс лечения в «Центрах вытрезвления», являющихся негосударственными учреждениями и функционирующих в каждом штате страны.
Законодательство Австралии содержит большое количество положений, регулирующих действия сотрудников полиции в отношении лиц, находящихся в состоянии опьянения. Так, в случае обнаружения лица в состоянии опьянения в общественном месте сотрудники полиции доставляют его в полицейский участок до вытрезвления с целью оказания ему помощи и его защиты [8]. При наличии признаков сильного опьянения, которое может угрожать здоровью обнаруженного лица, сотрудники полиции доставляют его в медицинское учреждение для оказания врачебной помощи.
В Германии вытрезвителей нет. Человека, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения, сотрудники полиции доставляют к месту проживания. Если невозможно установить место жительства такого лица либо человек нарушает общественный порядок, его доставляют в полицейский участок. В некоторых полицейских участках существуют так называемые «вытрезвительные комнаты». В них обязательно есть постельные принадлежности и душ. Доставленному человеку предлагаются лекарство и горячий чай, однако это не избавляет достав-
ленного от оплаты штрафа за появление в состоянии опьянения в общественном месте [4].
На основании проанализированных источников можно сделать вывод, что во многих странах отсутствуют специализированные учреждения для доставления и содержания лиц, оказавшихся в состоянии опьянения в общественных местах, либо они существуют в единичных случаях. Лиц, обнаруженных в состоянии опьянения в общественных местах, доставляют в полицейские участки либо, при наличии признаков сильного опьянения, - в медицинские учреждения.
Вместе с тем в некоторых странах учреждения по вытрезвлению граждан на протяжении длительного времени успешно функционируют. Примером может служить Чехия. Первый вытрезвитель в Чехии был открыт в Праге в 1951 г. Со времени основания и по настоящее время в чешских вытрезвителях прошли лечение около полутора миллионов человек. В настоящее время функционирует 63 вытрезвителя. Согласно законодательству Чехии, регулирующему их деятельность, вытрезвитель является медицинским учреждением и находится в ведении органов местного самоуправления. Территориально вытрезвители распределены так, чтобы максимальное время следования к лицу, находящемуся в состоянии опьянения, не превышало сорока пяти минут. При доставлении лица в указанное учреждение медицинские работники проводят клинические и лабораторные исследования для определения степени интоксикации и назначения срока и порядка лечения с целью выведения из такого состояния. Услуги по оказанию помощи являются платными. Размер платы регулируется законодательством органов местного самоуправления, к которым относится конкретное учреждение. К примеру, в одном из вытрезвителей региона Моравия стоимость пребывания за ночь составляет 800 крон, в то время как в вытрезвителе города Кромериц - 8900 крон за ночь. Вытрезвители в Чехии используются не только как пункты по выведению из состояния опьянения доставленных лиц, но и как пункты для определения наличия и степени опьянения у лиц, доставленных полицией в связи с совершением такими лицами правонарушений либо преступлений. Следует отметить, что услуги медицинского персонала оплачиваются из бюджета органов полиции в случае, если в ходе исследований выявляется отсутствие признаков опьянения у доставленного лица [6].
В 2012 г. чешскими представителями был организован опрос среди шестнадцати стран Евросоюза с целью обмена опытом по оказанию помощи лицам с острыми отравлениями алкоголем и другими веществами. Система специализированных учреждений по доставлению и содержанию лиц, находящихся в состоянии опьянения, существует лишь в пяти странах из участвовавших в опросе. В остальных одиннадцати содержание таких лиц возложено на органы здравоохранения. В случае нарушения общественного порядка - на сотрудников полиции [5]. Однако представители этих стран признали несовершенство такой системы как для лиц, находящихся в состоянии опьянения и нуждающихся в медицинской помощи, так и для медицинских работников, вынужденных порой оказывать помощь агрессивным людям, ставя под угрозу собственные жизнь и здоровье. Представители органов полиции также отметили, что содержание лиц в состоянии опьянения в полицейском участке может привести к трагическим последствиям при отсутствии должной помощи и необходимых
лекарств. Эти страны указали на положительный эффект функционирования специализированных учреждений по доставлению, содержанию и вытрезвлению лиц, находящихся в состоянии опьянения. Однако в связи с отсутствием финансирования указанные учреждения существуют лишь в нескольких странах.
Таким образом, как и в России, во многих зарубежных странах проблема оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах, остается нерешенной. В 2015 г. глава Министерства здравоохранения РФ В. И. Скворцова на расширенном заседании комитета Совета Федерации по социальной политике выступила с инициативой вернуть закрытые в связи с реорганизацией органов внутренних дел в 2011 г. вытрезвители. Согласно социологическому опросу более 80 % граждан поддерживают эту инициативу. В настоящее время решается вопрос о том, в чьем ведении будут находиться указанные учреждения, а также о порядке их функционирования, организации и финансирования.
Библиографический список
1. 110 лет назад в Туле открылся первый «приют для опьяневших» [Электронный ресурс] // Независимое изд. Тул. пресса. - Режим доступа: http://http://www.tulapressa.ru/2012/11/110-let-nazad-v-tule-otkrylsya-pervyj-priyut-dlya-opyanevshix/ (дата обращения: 02.03.2016).
2. California Penal Code, s. 639 [Электронный ресурс] // FindLaw. - Режим доступа: http://www.leginfo.ca.gov/cgi-bin/cal awquery?codesection=pen&codebody=&hits=20 (дата обращения: 02.03.2016).
3. Criminal Justice and Police Act 2001, ss. 12-16 // The Guardian. - 2009. - 19 January.
4. Feierlicher erster Spatenstich für US-Hospital Weilerbach, Amt für Bundesbau Rheinland-Pfalz, 24. Oktober 2014 [Электронный ресурс] // Rheinland Pfalz. - Режим доступа: http://www.abb-rlp.de/hospital-weilerbach/ (дата обращения: 02.03.2016).
5. Mravcik V. Sobering-up stations in the Czech Republic in the context of analogous models of care for acute intoxications in Europe [Электронный ресурс] / V. Mravcik, Z. Buresova, P. Popov, M. Miovsky // PubMed.gov. - Режим доступа: http://www. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23822545 (дата обращения: 02.03.2016).
6. O patrenich k ochrane pred skodami püsobenymi tabakovymi vyrobky, alkoholem a jinymi navykovymi latkami a o zmene souvisejicich zäkonü [Электронный ресурс] // Podnikatel.cz. - Режим доступа: http://www.podnikatel.cz/zakony/zakon-o-opatrenich-k-ochrane-pred-skodami-pusobenymi-tabakovymi-vyrobky-alkoholem-a-jinymi-navykovymi-latkami-a-o-zmene-souvisejicich-zakonu/ (дата обращения: 02.03.2016).
7. Revised Statutes of Missouri, s. 67.305. - Co., Mid-state Print, 1950.
8. Summary Offences Act 1966 [Электронный ресурс] // Victorian Current Acts. - Режим доступа: http://www.austlii.edu. au/au/legis/vic/consol_act/soa1966189/ (дата обращения: 02.03.2016).