ТРИБУНА
молодого ученого
С. Г. КОСТИН, адъюнкт1 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: sergei-k@inbox.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право;
административный процесс.
УДК 342:351.761.1
S. G. KOSTIN,
Adjunct2 of the 3rd Faculty
(Training Research and Teaching Staff)
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
(Russia, 125993, Moscow, Zoi
and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
Scientific specialty: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process.
Актуальные проблемы применения мер пресечения к лицам, совершающим административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
The Actual Problems of Application the Clampdown Measures to the Persons Making the Administrative Offences in an Alcoholic Intoxication Condition
Актуальность исследования проблем применения полицией мер пресечения к лицам, совершающим административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, обусловлена отсутствием определенной концепции по противодействию противоправным деяниям в данной сфере, а также пробелами в правовом регулировании мер административного принуждения.
Постановка проблемы: изучение практической деятельности органов внутренних дел показывает, что наибольшие затруднения у сотрудников полиции вызывает вопрос, где содержать лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, до вытрезвления в случаях, исключающих их помещение в медицинские организации.
Цель исследования: обоснование необходимости воссоздания медицинских учреждений, обеспечивающих оказание квалифицированной
The relevance of the study the problems of using the preventive measures by the police to the persons committing administrative offenses in a state of intoxication is due to the lack of a certain concept to combat the illegal acts in this area, as well as gaps in legal regulation of the administrative enforcement measures.
Statement of the problem: the study of the law enforcement bodies' practical activities shows that the greatest difficulties for the police officers is a question of where to keep the persons who are in a state of alcoholic intoxication, before sobering up in the cases excluding their placement in the medical organizations.
The purpose of the study: substantiation of the need to re-establish the medical institutions that provide qualified medical care and safety conditions, which, in the author's opinion, will contri-
1 Ранее - начальник отдела полиции № 10 межмуниципального отдела МВД России «Советский» по Республике Марий Эл.
2 Earlier - the head of the police department # 10 of the Intermunicipal Department ofthe Interior Ministry ofRussia "Sovietskiy" on the Mariy Ehl Republic.
158
медицинской помощи и условия безопасности, что, по мнению автора, будет способствовать обеспечению прав и свобод граждан, устранению опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии алкогольного опьянения могут создавать реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих, а также в целях эффективной охраны общественного порядка, обеспечения безопасности в общественных местах.
Методы исследования: диалектика, системный анализ, метод сравнительного правоведения, контент-анализ, формально-юридический метод.
Результаты и ключевые выводы: автором обоснованы и сформулированы предложения по внесению дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые, по его мнению, будут способствовать более эффективному предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.
Меры пресечения, административные правонарушения, задержание, доставление, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинские вытрезвители.
bute to ensure the rights and freedoms of the citizens, eliminating the danger to life and health of people who are intoxicated can pose a real threat to themselves and to the others, as well as for effective protection of public order, security in public places.
Research methods: dialectics, system analysis, comparative law method, content analysis, formal legal method.
Results and key findings: the author justified and formulated the proposals for amendments to the Codex of the Russian Federation about administrative offenses, which, in his opinion, will contribute to a more effective prevention and suppression of the administrative offenses committed while intoxicated.
Preventive measures, administrative offenses, detention, delivery, medical examination on state of intoxication, medical sobering-up stations.
Научный и практический интерес у исследователей к поиску путей совершенствования деятельности по пресечению административных правонарушений, в особенности связанных с потреблением алкогольной продукции, обусловлен своей генетической связью с преступлениями, так как известно, что вовремя не пресеченное административное правонарушение влечет за собой опасность перерастания в более общественно опасное противоправное деяние [5, с. 125—137]. Меры пресечения применяются в целях прекращения правонарушения и предотвращения наступления каких-либо вредных последствий.
Слово «пресечь» означает следующее: прекратить, остановить течение, развитие чего-нибудь, пресечь злоупотребление в корне [12].
Применение мер административного принуждения пресекательного характера преследует определенные цели, но всегда выполняет правоохранительные функции и является средством реализации административно-правовых запретов (предписаний). Являясь средством прекращения противоправного поведения, способом изменения противоправной ситуации, меры административного пресечения играют важную роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Сущность мер административно-пресека-тельного характера в сфере противодействия правонарушениям, связанным с потреблени-
ем алкогольной продукции, состоит не только в прекращении противоправных деяний. Данные меры используются также и в интересах самого правонарушителя. Например, доставление лиц, находящихся в общественном месте в состоянии опьянения, в медицинские учреждения или служебные помещения органов внутренних дел предупреждает совершение более серьезных противоправных деяний, а также способствует недопущению возможных правонарушений в отношении граждан, злоупотребляющих алкоголем (ограбления, побои, ДТП и т. п.), а в условиях низкой температуры предохраняет от причинения вреда своему здоровью и замерзания.
Перечень мер административно-пресека-тельного характера, применяемых сотрудниками полиции, включает следующее:
— требование прекратить противоправные действия;
— применение физической силы, специальных средств и оружия;
— задержание и доставление.
При применении мер пресечения сотрудники полиции должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, стремиться к минимизации вреда, избирать такие средства, которые необходимы для предотвращения вредных последствий. Так, нельзя применять оружие для задержания лиц, распивающих алкогольные напитки в запрещенных законом местах. Во всех
случаях сотрудниками полиции должно соблюдаться необходимое соответствие между применяемой мерой принуждения, характером нарушения и требованиями правовых норм [4, с. 103-118].
Говоря о таких мерах пресекательного характера, как применение физической силы, специальных средств и оружия, некоторые исследователи считают, что необходимо более четко определить перечень составов административных правонарушений, являющихся основанием для их реализации [1, с. 351-359].
На наш взгляд, такое уточнение не требуется. В Федеральном законе «О полиции»1 (далее — Закон «О полиции») четко изложены условия и основания, при которых возникает необходимость применения данных мер сотрудниками органов внутренних дел, а также запреты и ограничения, связанные с их реализацией.
Проблемный анализ нормативной базы, регулирующей сферу предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых лицами в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, изучение правоприменительной деятельности полиции отображают очевидные пробелы в законодательстве относительно полномочий должностных лиц органов внутренних дел в области применения таких мер административно-пресека-тельного характера, как доставление и задержание [6, с. 42-46; 13, с. 64-68].
Немаловажной остается проблема обеспечения прав и свобод лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) срок административного задержания не должен превышать трех часов, а для лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, он должен исчисляться с момента вытрезвления человека. Законом четко не урегулировано, каким образом и кем определяется физиологическое состояние вытрезвления. Само понятие «вытрезвление» не является юридическим, а относится к медицинской категории. Соответственно, чтобы объективно установить начало срока трехчасового задержания лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения (после вытрезвления), необходимо заключение уполномоченного врача-специалиста. Необходимо отметить, что зачастую сотрудник полиции, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении в отношении лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, стремится уложиться в установленный трех-
1 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
часовой срок административного задержания и отпускает правонарушителя сразу же после составления протокола. Происходит это также в связи с ограниченностью мест для содержания таких лиц до момента вытрезвления, в особенности в территориальных органах МВД России на районном уровне. Это приводит к тому, что лица, продолжая оставаться в состоянии алкогольного опьянения, вновь становятся субъектами различных противоправных деяний.
В целях исключения произвольного определения правоприменителем момента вытрезвления и недопущения злоупотребления служебным положением, обеспечения соблюдения прав и свобод граждан необходимо закрепление в ст. 27.5 КоАП РФ положения о том, что момент вытрезвления определяется по специальной методике, утвержденной на подзаконном уровне. При этом данная методика должна предусматривать медицинское и немедицинское (с помощью алкоте-стеров) установление факта вытрезвления.
Решение об упразднении медицинских вытрезвителей из системы МВД России некоторые ученые-административисты считают преждевременным, так как отсутствие указанных учреждений не отвечает требованиям о защите прав и свобод граждан [2, с. 122-131; 7, с. 41-45]. Анализ статистических данных показал, что закрытие вытрезвителей стало одним из факторов роста преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в частности, произошли всплески уличной и бытовой преступности, домашнего насилия. В период с 2011 по 2018 г. число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, возросло почти в два раза (с 182,5 тыс. до 343,6 тыс.) [10]. Вытрезвитель способствовал не только приведению пьяниц в чувство, но и выполнял профилактическую функцию: граждане в состоянии алкогольного опьянения находились не на улице, а там, где исключено совершение ими или в отношении них противоправных действий. Кроме того, возможность протрезветь лицу в условиях изоляции от общества позволяла избегать большинства тяжких и особо тяжких преступлений.
Создание специальных медицинских учреждений для вытрезвления и принудительного оказания медицинской помощи лицам, страдающим алкоголизмом, позволило бы, кроме решения вышеуказанных проблем, значительно снизить уровень смертности. По данным статистики, ежегодно в России злоупотребление алкогольной продукции приводит к преждевременной, предотвратимой смерти около полумиллиона человек [9]. Прямо или косвенно с алкоголем связано более 60 % самоубийств, более 70 % убийств. Анализ истории противодействия алкоголизму и правонарушениям в сфере потребления алко-
160
гольной продукции в России показывает, что существование медицинских вытрезвителей позволяло на протяжении многих лет спасать человеческие жизни от передозировки или потребления некачественного алкоголя, смерти от переохлаждения [8, с. 37-42].
Учитывая актуальность рассматриваемых проблем, в некоторых регионах предпринимаются попытки создания медицинских отделений или пунктов оказания помощи лицам, находящимся в сильной степени интоксикации. Согласно информации, поступившей из территориальных органов МВД России, подобные учреждения для оказания помощи лицам рассматриваемой категории созданы в 27 субъектах Российской Федерации, в том числе на базе медицинских организаций (в сфере охраны здравоохранения) в 20 субъектах [3].
Доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в специальное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении. Данная процедура допустима при невозможности составления протокола на месте выявления правонарушения. Согласно закону данная процедура должна быть произведена в возможно короткие сроки. В отношении доставленного лица выполняются необходимые административно -процессуальные действия, направленные на доказывание его вины.
Таким образом, следующей после доставления мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении является административное задержание, необходимое для принятия решения по назначению административного наказания. Однако в КоАП РФ не установлено, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если для административного задержания нет оснований. Например, согласно ч. 4, ст. 27.5 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения, обретает статус «административно-задержанного» с момента вытрезвления. Поэтому гражданин до вытрезвления может находиться лишь в статусе «доставленного», с ним невозможно производить какие-либо процессуальные действия, за исключением такой меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении, как направление на медицинское освидетельствование.
Перечень помещений, куда предоставлено право сотрудникам полиции доставлять физических лиц, совершивших административные правонарушения, имеет для исследования большое значение. В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ должностными лицами полиции доставление осуществляется в служебное помещение органов внутренних дел или органа местного самоуправления сельского поселения.
В связи с упразднением медицинских вытрезвителей сотрудники полиции столкнулись с серьезными трудностями при осуществлении деятельности по охране общественного порядка [11, с. 300-303]. В первую очередь, куда помещать лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, до вытрезвления в случаях, когда исключается их помещение в медицинские организации?
Конечно, правовые нормы, получившие свое отражение в ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, во взаимосвязи с положениями ч. 1 и 3 ст. 27.2, ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ предполагают возможность содержания физических лиц, совершивших административные правонарушения и находящихся в состоянии алкогольного опьянения, до их вытрезвления в специально отведенных помещениях. Но так как в настоящее время нормативно не установлен порядок определения вытрезвления, как физиологического состояния человека, содержание лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, допустимо лишь в самых исключительных случаях. Например, когда доставленное лицо находится в таком состоянии, что может своими действиями причинить вред жизни и здоровью самому себе, гражданам, а также нанести ущерб имуществу.
Помещение лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в служебное помещение для задержанных (далее - помещение для задержанных) бывает достаточно проблематичным в связи с тем, что должно в обязательном порядке сопровождаться составлением протокола об административном задержании. В итоге на практике довольно часто возникают ситуации, когда составить административно-процессуальный документ невозможно, а поместить в помещение для задержанных лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения, просто необходимо (неадекватное поведение, приступы белой горячки и т. п.). Для недопущения нарушения прав доставленных лиц законодатель в декабре 2017 г. установил общий (48 часовой) срок вытрезвления лица (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ). Руководствуясь этой новеллой, правоприменитель в таких ситуациях может и должен составить протокол об административном задержании. При этом срок административного задержания будет исчисляться не с момента помещения в камеру, а с момента вытрезвления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. После вытрезвления в отношении него могут быть составлены все остальные необходимые процессуальные документы.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
1. Задержание до вытрезвления как мера административного принуждения должно полу-
чить законодательно закрепление в КоАП РФ в качестве меры административного пресечения. Одновременно необходимо разъяснение правового механизма его реализации в правовых актах МВД России. В частности, должны быть определены основания, порядок и условия для его применения, предусмотрены меры воздействия (применение физической силы, специальных средств и т. п.).
2. Анализ мер административно-пресека-тельного характера показал, что наибольшие затруднения у сотрудников полиции возникают при решении вопроса, где содержать лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, до вытрезвления в случаях, исключающих их помещение в медицинские организации. В связи с этим в целях обеспечения прав и свобод граждан, устранения опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии алкогольного опьянения могут создавать реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих, а также в целях более эффективной охраны общественного порядка, обеспечения безопасности в общественных местах необходимо на законодательном уровне рассмотрение вопроса о воссоздании медицинских вытрезвителей, обеспечивающих оказание квалифицированной медицинской помощи и условия безопасности.
3. Поскольку задержание связано с ограничением свободы перемещения граждан, представляется, что в целях обеспечения прав и свобод граждан, а также исключения возникновения споров в оценке действий сотрудников полиции целесообразно ст. 27.5. КоАП РФ «Сроки административного задержания» дополнить следующим пунктом: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, находящееся в состоянии опьянения, может быть подвергнуто административному задержанию до вытрезвления. Порядок установления факта вытрезвления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Таким образом, внесение изменений в законодательство будет способствовать дальнейшему совершенствованию действующего законодательства, более результативному документированию уполномоченными должностными лицами административных правонарушений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, а также предупреждению преступлений, возникающих в результате потребления алкогольной продукции.
Список литературы:
1. Адмиралова И. А, Кареева-Попелковская К. А. Меры административного пресечения и механизм их реализации полицией в целях обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2014. № 4.
2. Дизер О.А. Проблемы реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России // Научный вестник. 2014. № 3.
3. Информационно-аналитические материалы об итогах служебной деятельности ГУОООП МВД России, а также состоянии обстановки по обеспечению охраны общественного порядка и профилактике правонарушений, результатах служебнойдеятельностиподразделенийполиции, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции ГУОООП МВД России, за январь - декабрь 2017 г.
4. Кареева-Попелковская К. А. К вопросу о классификации мер административного пресечения в деятельности полиции // Административное и муниципальное право. 2014. № 2.
5. Масленников М. Я. Предупреждение административных правонарушений // Админи-
References:
1. Admiralova I. A, Kareeva-Popelkovskaya K. A. Mery administrativnogo presecheniya i mekhanizm ih realizacii policiej v celyah obespecheniya prav i svo-bod grazhdan // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 4.
2. Dizer O. A. Problemy realizacii prava policii dostavlyat' lic, nahodyashchihsya v sostoya-nii alkogol'nogo op'yaneniya v medicinskie or-ganizacii i territorial'nye organy MVD Rossii // Nauchnyj vestnik. 2014. № 3.
3. Informacionno-analiticheskie materialy ob ito-gah sluzhebnoj deyatel'nosti GUOOOP MVD Rossii, a takzhe sostoyanii obstanovki po obespecheniyu ohrany obshchestvennogo po-ryadka i profilaktike pravonarushenij, rezul'tatah sluzhebnoj deyatel'nosti podrazdelenij policii, realizuyushchih zadachi i funkcii, otnesennye k kompetencii GUOOOP MVD Rossii za yan-var' — dekabr' 2017 g.
4. Kareeva-Popelkovskaya K. A. K voprosu o klas-sifikacii mer administrativnogo presecheniya v deyatel'nosti policii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 2.
5. Maslennikov M. Ya. Preduprezhdenie ad-ministrativnyh pravonarushenij // Adminis-trativnyj process: teoriya i praktika / otv. red. A. S. Dugenec. M., 2008.
стративный процесс: теория и практика / отв. ред. А. С. Дугенец. М., 2008.
6. Мельников В. А. Содержание мер административного принуждения, применяемых сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О полиции» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1 (32).
7. Михайликов В. Л., Подойма Л. Ю, Бутиков С. И., Полушкин М. Ю. О перспективах восстановления в России системы вытрезвителей для обеспечения правопорядка органами внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 3.
8. Николаев А. Г. Меры административной ответственности, реализуемые должностными лицами органов внутренних дел (полиции) Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 28 (30).
9. О злоупотреблении алкогольной продукцией // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: http://rospotrebnadzor.ru/about/info/ news/news_details.php?ELEMENT_ID=2687 (дата обращения: 20.05.2018).
10. Портал правовой статистики. URL: http:// crimestat.ru/offenses_table (дата обращения: 05.06.2018).
11. Руденко А. Н, Власенко Е. Е. Соблюдение прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами в состоянии опьянения // Общество и право. 2015. № 2 (52).
12. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.
13. Шевцов А. В. К вопросу о проблемах реализации участковыми уполномоченными полиции административно-процессуальной компетенции в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях // Академическая мысль. 2018. № 2 (3).
6. Mel'nikov V. A. Soderzhanie mer administra-tivnogo prinuzhdeniya, primenyaemyh sotrud-nikami organov vnutrennih del v sootvetstvii s Federal'nym zakonom «O policii» // Vestnik of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 1 (32).
7. Mihajlikov V. L, Podojma L. Yu, Butikov S. I., Po-lushkin M. Yu. O perspektivah vosstanovleniya v Rossii sistemy vytrezvitelej dlya obespecheniya pravoporyadka organami vnutrennih del // Prob-lemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2016. № 3.
8. Nikolaev A. G. Mery administrativnoj otvetst-vennosti, realizuemye dolzhnostnymi licami or-ganov vnutrennih del (policii) Rossijskoj Fede-racii // Tendencii razvitiya nauki i obrazova-niya. 2017. № 28 (30.
9. O zloupotreblenii alkogol'noj produkciej // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nad-zoru v sfere zashchity prav potrebitelej i bla-gopoluchiya cheloveka. URL: http://rospot-rebnadzor.ru/ab out /info /news/news_details. php?ELEMENT_ID=2687 (data obrashcheni-ya: 20.05.2018).
10. Portal pravovoj statistiki. URL: http://crimestat.ru/ offenses_table (data obrashcheniya: 05.06.2018).
11. Rudenko A. N, Vlasenko E. E. Soblyudenie prav cheloveka pri proizvodstve po delam ob admi-nistrativnyh pravonarusheniyah, sovershennyh licami v sostoyanii op'yaneniya // Obshchestvo i pravo. 2015. № 2 (52).
12. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. D. N. Ushakova. M., 1935-1940.
13. Shevcov A. V. K voprosu o problemah reali-zacii uchastkovymi upolnomochennymi policii administrativno-processual'noj kompetencii v hode osushchestvleniya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah // Aka-demicheskaya mysl'. 2018. № 2 (3).
162