О ПЕРСПЕКТИВАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ ВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ABOUT THE PROSPECTS OF RECOVERY IN RUSSIA THE SYSTEM SOBERING-UP STATIONS FOR LAW ENFORCEMENT BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
УДК 34
M
В.Л. МНХАИЛНКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) mihailikov.vitalii@mail.ru
V.L. MIKHAJLIKOV,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Л.Ю. ПОДОЙМА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) podojma@mail.ru
L.Y. PODOYMA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
v
С.Н. БУТИКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) s.boutique@mail.ru
S.I. BOUTIQOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
М.Ю. ПОЛУШКИН
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) vellvett2109ant23@gmail.com
M.J. POLUSHKIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Анализируются проблемы нормативного регулирования порядка оказания такой помощи.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, антиалкогольное законодательство, пьянство, медицинский вытрезвитель, полиция, безопасность.
Abstract: the article considers the features of the organization to assist persons being in public places while intoxicated. The problems of the regulatory procedure for such assistance.
Keywords: prevention of crime, antialcoholic legislation, drunkenness, medical detoxification center, the police, security.
Первое советское «учреждение для отрезвления» в системе здравоохранения СССР было открыто в 1931 году в Ленинграде, с этого же года медицинские вытрезвители начали появляться и в других городах Советского Союза. В 1940 году вытрезвители были переданы в подчинение народного комиссариата внутренних дел [1] и существовали в качестве специального учреждения милиции до 1991 года.
Основными задачами медицинских вытрезвителей было:
- пресечение противоправных действий, связанных с нахождением в общественных местах лиц в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
- предоставление пьяным возможности для вытрезвления.
В соответствии с Положением о советской милиции медицинские вытрезвители содержались за счет бюджетов местных Советов народных депутатов. Оплата с помещаемых в медицинские вытрезвители взыскивалась в бесспорном порядке на счета медицинских вытрезвителей в учреждениях Госбанка СССР
Средства, получаемые от деятельности медицинских вытрезвителей, а также половина сумм штрафов за распитие спиртных напитков в неустановленных местах и появление в общественных местах в пьяном виде, направлялись на приобретение медицинского оборудования, на ремонт помещений, приобретение и ремонт специального транспорта.
В 1991 году при принятии закона РСФСР «О милиции» предполагалось, что в период 1991-1992 гг. организация работы медицинских вытрезвителей будет передана в ведение других органов. Правительство Российской Федерации в Постановлении от 17 сентября 1992 г. № 723 «Об организационных мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие закона РСФСР «О милиции» возложило на органы здравоохранения обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей. За милицией при этом сохранялись обязанности по удалению из общественных мест лиц в состоянии алкоголь-
ного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и обеспечению общественного порядка в медицинских вытрезвителях.
С этого времени Министерством внутренних дел неоднократно поднимался вопрос о передаче медицинских вытрезвителей органам здравоохранения, а министерство здравоохранения категорически от такой передачи отказывалось, выдвигая свои аргументы:
- лица в состоянии средней и не осложненной тяжелой степени алкогольного опьянения не требуют целенаправленной медицинской помощи, а нуждаются только во временной изоляции до вытрезвления, что не является функцией учреждений здравоохранения;
- при тяжелых состояниях лица в состоянии опьянения госпитализируются в уже существующие медицинские учреждения;
- недобровольная доставка и удерживание граждан в медицинских вытрезвителях как в учреждениях здравоохранения, противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Федеральному закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», так как средняя и тяжелая степень простого, не осложненного алкогольного опьянения не дает оснований медицинским учреждениям здравоохранения оказывать медицинскую помощь без согласия граждан;
- правовая незащищенность и низкая оплата труда медицинского персонала в условиях работы с контингентом вытрезвителей не позволит обеспечить нормальное функционирование подобных учреждений в системе здравоохранения.
Как результат, передача медицинских вытрезвителей органам здравоохранения не состоялась, и они продолжили функционировать как специальные учреждения в системе органов внутренних дел.
В 2010 году Указом Президента России в рамках реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинские вытрезвители передавались в ведение органов управления здравоохранением.
По факту это означало закрытие. В октябре 2011 года последние существовавшие в системе органов внутренних дел медицинские вытрезвители были ликвидированы [2].
После упразднения медицинских вытрезвителей остро встала проблема доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения на улицах, в общественных местах, а также по месту жительства.
Приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 утвердил согласованную с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации инструкцию о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Согласно этой инструкции полицейские, обнаружив в общественном месте лиц, находящихся в состоянии опьянения, при необходимости оказывают им первую помощь и для дальнейшей госпитализации незамедлительно вызывают на место бригаду скорой медицинской помощи.
Тем не менее, отсутствие четкого механизма взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с работниками учреждений здравоохранения приводит к несогласованности действий в работе, в частности при решении вопроса - требуется ли нетрезвому гражданину медицинская помощь и нуждается ли он в госпитализации [3].
При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России, однако процессуальные действия осуществляются после вытрезвления доставленных, а комнаты административно задержанных отделов полиции также не предназначены для вытрезвления [4]. Специализированных помещений в органах внутренних дел для указанных целей не предусмотрено.
В то же время на медицинские организации не возлагаются функции по изоляции лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. После доставления гражданина в лечебное учреждение и улучшения состояния его здоровья, он отпускается и снова оказывается на улице, способный стать как участником преступления, так и потерпевшим от преступных посягательств.
Жизнь показала ошибочность решения о ликвидации вытрезвителей. В России наблюдается тенденция роста преступлений, совершенных в
состоянии опьянения, смертей, вызванных опьянением, в связи с чем министерства внутренних дел и здравоохранения совместно подготовили предложения по восстановлению вытрезвителей в крупных городах.
Глава МВД России Владимир Колокольцев, выступая 22 апреля 2015 года в Госдуме, сказал, что оказание помощи пьяным гражданам, которые не нуждаются в медицинской помощи и не совершили правонарушения, «по-прежнему остается проблемой», и система вытрезвителей, восстановление которой в России предлагается различными ведомствами, может быть возрождена в структуре социального обслуживания населения.
По словам министра, «оставлять их на улице в беспомощном состоянии зачастую преступно из-за реальной угрозы для жизни. Выходом из создавшейся ситуации должно стать создание в системе социального обеспечения специализированных учреждений для содержания и деин-токсикации этой категории лиц».
Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова на заседании комитета по социальной политике Совета Федерации заявила: «У нас должна быть специальная система, которая дает возможность быть подвыпившему человеку, человеку в состоянии алкогольного опьянения, под наблюдением, не замерзнуть на улице, не попасть в какую-то сложную ситуацию».
Озаботились вопросом детоксикации излишне выпивших граждан и региональные власти. В настоящее время в 27 субъектах Российской Федерации функционируют организации для размещения в них до естественного вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и не нуждающихся в оказании им медицинской помощи. В каждом регионе, где проблеме нахождения пьяных на улице стараются противостоять, подходят к решению вопроса по-своему. Например, в Смоленске организовали отделение наркологического диспансера по оказанию помощи лицам в состоянии алкогольного опьянения, в Башкортостане создали сеть муниципальных реабилитационных учреждений, в Якутии с февраля 2015 года работают вытрезвители в рамках государственно-частного партнерства. При условии достаточной проработки вопроса и достаточного финансирования о готовности организовать вытрезвители заявляют власти и многих других субъектов Российской Федерации [5].
За рубежом по-разному подходят к вопросам удаления подвыпивших граждан из общественных мест и обеспечения их безопасности. В Великобритании и Финляндии вытрезвители находятся на балансе министерств
здравоохранения, во Франции существуют при полицейских участках, в Беларуси после непродолжительной передачи вытрезвителей учреждениям здравоохранения вернулись к советской системе подчинения их министерству внутренних дел.
В настоящее время альтернативы медвытрезвителям не найдено, но попытки их возрождения в прежнем или несколько измененном виде наталкиваются на определенные трудности.
1. Принудительное содержание в вытрезвителе.
Ограничение прав и свобод в соответствии
с Конституцией России возможны в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [6]. Правовой статус медицинского вытрезвителя как места содержания под стражей до вытрезвления должен быть нормативно закреплен. По аналогии с содержанием под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, лиц, административно арестованных, в течение времени содержания лица, помещенные в вытрезвитель, должны обеспечиваться питанием, для них должна предусматриваться возможность передачи вещей и продуктов, предоставляться возможность встречи с родственниками.
2. Плата за услуги вытрезвления.
Плата с лиц, помещавшихся в медицинские вытрезвители, в советское время взыскивалась в бесспорном порядке, однако законность взимания платы за услуги непосредственно с оказавшегося в вытрезвителе человека вызывает сомнения.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 статьи 779 ГК РФ). Бесспорная оплата нахождения в вытрезвителе, когда потребитель услуги вытрезвления не изъявляет желания получать эту услугу, противоречит нормам гражданского законодательства.
Также к медицинским вытрезвителям должны применяться нормы статьи 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в соответствии с которыми необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
В том случае, если лицо находится в состоянии, которое не позволяет ему выразить свою волю (бессознательное состояние, тя-
желое состояние здоровья), ему оказывается скорая медицинская помощь. В соответствии со статьей 39 Основ такая помощь оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней [7].
3. Осуществление медицинской деятельности без лицензии и отсутствие в штате квалифицированных медицинских работников, притом что в медицинских вытрезвителях может оказываться доврачебная медицинская помощь.
Верховный суд РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2008 года определил, что «медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения могут проводить только лица, обладающие специальными познаниями в области медицины и прошедшие специальную подготовку в порядке, установленном действующим законодательством».
4. Вытрезвители финансово затратны.
Финансирование вытрезвителей осуществляется за счет бюджета муниципального образования, на территории которого находится учреждение. Муниципалитетам в тягость содержать вытрезвители, и они, как показала практика, постоянно сокращали финансирование этих учреждений, что особенно актуально в условиях дефицитных региональных бюджетов. Однако отсутствие финансов в дотационных регионах не должно стать препятствием для оказания помощи людям придти в себя и, соответственно, не совершить противоправные действия.
Таким образом, старой системы медицинских вытрезвителей больше не существует, нормативно-правовая база по регулированию мер, применяемых в отношении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, отсутствует. Теперь те, кто в состоянии двигаться, остаются на улицах, часто агрессивными и опасными для общества, а те, кто очень перебрал, или сами отказываются от медицинской помощи, или их в таком состоянии не принимают лечебные учреждения. И они опять же остаются на улицах, но только в беспомощном состоянии.
Для оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения, повышения эффективности мер профилактики правонарушений, связанных с потреблением алкогольной продукции, нужны новые социальные учреждения, где могут получить первую помощь люди с чрезмерным алкогольным опьянением, где будет обеспечена их безопасность и безопасность окружающих. Координатором усилий должны
стать органы социальной защиты населения как единая государственная система, оказывающая помощь гражданам, находящимся в экстремальных ситуациях.
Не должны оставаться в стороне от оказания помощи общественные объединения антиалкогольной направленности и общества трезвости различных религиозных конфессий, активные члены которых могли бы оказывать волонтерскую помощь в деятельности возрождаемых вытрезвителей.
Сотрудники органов внутренних дел при этом должны обеспечить безопасность персонала и общественный порядок в этих учреждениях, а медицинский персонал органов здравоохранения - контролировать процесс детоксикации и состояния вытрезвляемых и, при необходимости, вовремя оказывать им медицинскую помощь.
Создание специализированных учреждений в структуре органов соцзащиты с использованием механизмов взаимодействия и опытом совместной работы с другими государствен-
ными органами и социально ориентированными общественными организациями позволит устранить опасность для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.
Здесь есть свои сложности. Очевидно, требуется разработать четкую нормативно-правовую базу, урегулировать все вопросы, начиная от организационных, финансовых и заканчивая социальными и даже нравственными вопросами.
Положительное решение указанных мероприятий позволит оказать сдерживающее влияние на проблему алкоголизации населения, выработать систему оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, и определит четкий порядок действий сотрудников полиции и работников системы здравоохранения в работе с указанными категориями граждан, что в конечном счете повысит уровень общественной безопасности в государстве.
Литература
1. Ковшевацкий В.И. Исторические предпосылки и правовая основа оказания принудительной помощи по вытрезвлению граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 174-177.
2. Дизер О.А. Основные направления участия полиции в реализации государственной антиалкогольной политики // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3 (37). С. 19-22.
3. Бекетов О.И., Давыдов Ю.В. Оказание помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 2 (53). С. 38-41.
4. Ковшевацкий В.И. К вопросу о применении административного законодательства в деятельности медицинских вытрезвителей // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина: в 2-х частях. - Москва, 2010. С. 94-98.
5. Мирошниченко Л.Д., Рыбакова Л.Н., Мирошниченко Е.Л. Организация медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения: региональный аспект // Вопросы наркологии. 2013. № 5. С. 75-85.
6. Цурлуй О.Ю. К вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и соблюдения конституционного права на свободу // Воронежский адвокат. 2014. № 10. С. 11-14.
7. Андреев Ю.Н. Возмездное оказание медицинских услуг // Цивилист. 2006. № 2. С. 59-82.
= References =
1. Kovshevatsky V.I. Historical background and basis of rendering assistance in forced sobering citizens // Moscow University Russian Interior Ministry. 2012. № 4. P. 174-177.
2. Dizer O.A. Main directions of police involvement in the implementation of the government's anti-alcohol policy // Journal of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 2014. № 3 (37). Р. 19-22.
3. Beketov O.I., Davydov Y.U. Helping citizens in public places in a drunken state // Scientific Bulletin of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia. 2014. № 2 (53). Р. 38-41.
4. Kovshevatsky V.I. On the question of the application of administrative law in the activities of medical sobering-up stations // Actual problems of administrative and administrative procedure law: materials of the annual All-Russian scientific-practical conference dedicated to the memory of Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation V.D. Sorokin: in 2 parts. - Moscow, 2010. P. 94-98.
5. Miroshnichenko L.D., Rybakov, L.N., Miroshnichenko E.L. The organization of medical care to persons in a state of intoxication: a regional perspective // Questions Addiction. 2013. № 5. Р. 75-85.
6. Tsurluy O.J. On the question of the application of a preventive measure in the form of detention and respect for the constitutional right to liberty // Voronezh lawyer. 2014. № 10. Р. 11-14.
7. Andreev Y.N. For paid provision of medical services // Tsivilist. 2006. № 2. Р. 59-82.
(статья сдана в редакцию 29.04.2016)