Список литературы
1. Гладкова Ю.А. Дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры семьи в условиях дошкольного учреждения: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2009. - 31 с.
2. Евдокимова, М.А. Дефицит социально-психологической компетентности как фактор депривации родительской компетентности // Ассоциация супервизоров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.victimolog.ru/index.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
4. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.
5. Мизина Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Эйдос: интернет-журнал. - 2010. - № 9. - С. 25.
6. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д.: ИПО ЮФУ, 2013. - № 2. -С. 93-98.
7. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук, 2009. - С. 200.
8. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. - Тула, 2008. - С. 23-35.
Н. Н. Хрущева
Оказание помощи детям раннего возраста с тяжелыми нарушениями
зрения в условиях центра ранней абилитационной помощи
По статистике с каждым годом возрастает количество лиц с тяжелыми нарушениями зрения (ТНЗ) среди взрослых и детей. Экологическая ситуация, стрессы, нагрузки являются факторами, оказывающими пагубное воздействие на человеческий организм и зрительную функцию в частности.
Традиционно коррекция психического развития детей и коррекция нарушений зрения осуществляется учреждениями здравоохранения: профильными отделениями детских больниц, детскими санаториями, поликлиническими отделениями при детских городских и районных поликлиниках и в специализированных дошкольных образовательных учреждениях.
Необходимо отметить, что медицинская коррекция и профилактика таких заболеваний, как амблиопия, косоглазие, аномалия рефракции осуществляется в условиях детской городской поликлиники, но при этом совсем не уделяется внимание психическому развитию детей и их обра-
зованию. В учреждениях здравоохранения оказывается только медицинское сопровождение и лечение по назначению врача.
В учреждениях образования, а именно в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с ТНЗ, проблема коррекции решается комплексно. Развитие и образование дошкольников осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для слабовидящих, для детей с амблиопией и /или косоглазием, реализуемой в учреждении, где решаются не только образовательные задачи, но и коррекционные. Коррекционные задачи решаются с помощью специалистов учителей-дефектологов (тифлопедагогов) и специалистов по зрению - медицинских работников: врача-офтальмолога, медицинской сестры - ортоптистки.
В Санкт-Петербурге успешно на протяжении нескольких лет функционирует Городской консультационный центр (далее - ГКЦ), куда за помощью могут обратиться родители детей раннего возраста. В соответствии с ведущим принципом коррекционной педагогики, чем раньше начата работа - тем эффективнее будут достигнутые результаты. Однако у огромного количества детей дошкольного возраста нарушения диагностируются уже в раннем возрасте, но коррекционная и профилактическая помощь оказывается не всегда вовремя. Это связано прежде всего с тем, что многие родители впервые сталкиваются с такой патологией и элементарно не знают, с чего же начать и как уже в раннем возрасте помочь своему ребенку. Специалисты ГКЦ оказывают помощь родителям детей раннего возраста лишь в рамках консультаций, так как больший объем коррекционной работы осуществляется с детьми дошкольного возраста. Здесь можно выделить ряд причин неоказания кор-рекционной помощи детям раннего возраста в условиях ГКЦ:
■ возраст нуждающихся в коррекционной помощи (от 1 до 3 лет),
■ недостаток в штате врачей узкой направленности,
■ отсутствие условий для детей раннего возраста с ТНЗ,
■ отсутствие и/или недостаточное количество специализированных пособий.
По результатам мониторинга, проводимого на территории Колпин-
ского района Санкт-Петербурга были получены следующие результаты.
Среди дошкольников Колпинского района год от года увеличивается кои и VI/ V
личество детей до трех лет со зрительной патологией. У детей уже в раннем возрасте диагностируют такие заболевания, как: аномалия рефракции, косоглазие, амблиопия, афакия, аномалия зрительного нерва, ретинопатия, чуть реже встречаются следующие заболевания: птоз, заболевание сетчатки глаза, травма глаза. На сегодняшний день (по состоянию на 11.01.2016) в Колпинском районе СПб. нуждаются в специализированной помощи специалистов 758 детей, из них детей раннего возраста - 38. В районе функционирует всего 5 групп компенси-
рующей направленности для детей с нарушением зрения. Количество мест в группы компенсирующей направленности для данной категории воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет всего 70, и они полностью востребованы.
Анализ литературы и практического опыта по данной проблематике показал, что опыт консультационных центров в Северо-Западном регионе распространен на сегодняшний день только в качестве автономных медицинских центров, коммерческих медицинских центров, центров раннего развития. Не всегда родители, имеющие ребенка до трех лет могут получить необходимую коррекционную помощь специалистов. Зачастую в таких центрах все сводится к дорогостоящему медикаментозному лечению и консультации врачей - специалистов. После обращения в такие учреждения родители в большинстве случаев остаются наедине со своей бедой.
Поэтому возникла острая необходимость в создании и организации центра ранней абилитационной помощи, охватывающей детей раннего возраста (2-3 лет), целью которого будет оказание консультационной помощи родителям в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Центр ранней абилитационной помощи - это аналогия лекотек, школ раннего развития и других форм организации родителей с детьми, широко распространенных в дошкольных организациях, которые будут ориентированы на абилитацию детей с нарушением зрения.
При организации центра абилитационной помощи возникли следующие вопросы:
■ как организовать коррекционную помощь детям с ОВЗ с разной нозологией в условиях ДОУ и прежде всего соблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
■ какие специалисты будут осуществлять работу (по уровню специализации и образования),
■ какие нормативно-правовые документы необходимы для функционирования центра (Положение о центре абилитационной помощи, должностные инструкции специалистов, правила комплектования воспитанников и др.),
■ какие материально-технические условия необходимы для оптимальной связи с родителями детей в дистанционном режиме,
■ в чем сущность сопровождения семей по индивидуальной образовательной траектории,
■ какие критерии эффективности работы центра.
Для решения этих вопросов необходим анализ литературы по изучению работы аналогичных центров на территории Российской Федерации и за рубежом и разработка экспериментальной модели.
Список литературы
1. Гальцева Н.А., Корсакова Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в условиях социально-образовательной среды учреждения // Логопед. - 20 16. - № 1.
2. Каспер Н.В. Архитектурная составляющая реализации программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2016. - № 1.
3. Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации служб ранней помощи // ред. М.М. Цапенко / сост. Е.В. Самсонова, В.Н. Ярыгин. - М.: МГППУ, 2011. - 220 с.
Н. Н. Хрущева, А. Ю. Лачина Мнемотехника в познавательно-речевом развитии детей с ОВЗ
Современные педагогические условия предполагают переработку большого объема материала и своевременное и точное его использование в условиях решения различных задач.
Дети дошкольного возраста очень часто не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности в заучивании стихов, пересказе рассказов, повторении движений и др. С переходом в школу эти проблемы усугубляются, что приводит к неуспеваемости и снижению мотивации к обучению, с чем и сталкиваются на практике педагоги.
Задача дошкольного образования предполагает формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Быть готовым к обучению в школе - значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечит ребенку с ОВЗ высокий уровень успешности в школе.
Дети с ОВЗ имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребенка. Вместе с тем речевое