Научная статья на тему 'Создание службы ранней помощи в Пермском крае'

Создание службы ранней помощи в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
684
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПОМОЩЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЕЙНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / ВЕРИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аюпова Е. Е., Меньшикова О. А.

В статье рассматривается система ранней помощи в Пермском крае. Деятельность данной службы представлена на примере работы краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее ЦППМСП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аюпова Е. Е., Меньшикова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание службы ранней помощи в Пермском крае»

УДК 364

Аюпова Е. Е., Меньшикова О. А.

Создание службы ранней помощи в Пермском крае

Аннотация: В статье рассматривается система ранней помощи в Пермском крае. Деятельность данной службы представлена на примере работы краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ЦППМСП).

Ключевые слова: ранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, семейно-ориентированный подход, междисциплинарное взаимодействие, ребенок-инвалид, верификация.

Согласно данным официальной медицинской статистики за последнее десятилетие наметилась негативная тенденция в динамике показателей соматического, физического и психического здоровья детей [4]. Во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и Пермском крае, создаются службы ранней помощи для раннего выявления отклонений в развитии детей и комплексного их сопровождения с целью коррекции первых признаков нарушений развития.

Нормативным основанием для создания таких служб являются федеральные документы: «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года», «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и др.

Создание Службы ранней помощи обеспечивает переход системы образования на современный этап развития, который предполагает:

- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

- снижение временных границ начала образовательного процесса;

- построение индивидуальных программ междисциплинарного сопровождения с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка;

- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

Для диагностики детей младенческого и раннего возраста в условиях ЦППМСП применяются различные современные и валидные методики:

- «Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет» [5], которая включает приемы, направленные на диагностику формы общения ребенка со взрослым и диагностику развития предметной деятельности;

- «Показатели нервно-психического развития детей» для детей двух лет [3]. Тут оцениваются следующие направления развития: импрессивная и экспрессивная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности и в более старшем возрасте - формирование изобразительной и конструктивной деятельности;

- «Методика психолого-педагогического обследования детей раннего возраста» [6]. Еленой Антоновной определены основные параметры оценки познавательной деятельности малыша: как он принимает задания;

как их выполняет; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Задачи ранней диагностики в условиях Центра:

- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

- определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности этих нарушений;

- выявление индивидуально-психологических особенностей развития малыша;

- определение особых образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающей работы;

- определение ведущего специалиста, ведущего за собой междисциплинарную команду;

- обоснование психолого-педагогического прогноза.

Однако существуют проблемы при диагностике развития детей младенческого и раннего возраста: отсутствие единых подходов в ранней диагностике специалистами образования, здравоохранения и социальной защиты, различные трактовки в интерпретации полученных результатов и наименовании ребенка, имеющего проблемы в развитии. В системе образования -это дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в здравоохранении вообще нет такого понятия, в системе социальной защиты населения - дети-инвалиды.

Еще одна проблема - неготовность специалистов к диагностической работе с детьми младенческого и раннего возраста в междисциплинарной команде, поскольку у различных специалистов свои представления о нарушенном развитии. Например, в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (структурное подразделение ЦППМСП) приходят дети, которым медицинский работник определяет степень снижения слуха как нулевую, даже после несколь-

ких приемов. И только после консультации в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте уха, горла, носа и речи ребенку определили 3-4-ю степень тугоухости. И наоборот, врач диагностирует у ребенка умственную отсталость, а он глухой. При этом также педагогическое заключение свидетельствует о снижении слуха.

Важно определить содержание понятия «ранняя помощь», так как просматривается различное толкование этого понятия: при создании данной службы мы рассматривали ее как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление малышей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).

В рамках деятельности службы ранней помощи в ЦППМСП определена цель - оказание ранней комплексной помощи детям целевой группы для максимального раскрытия их абилитационного потенциала, повышения уровня и качества жизни семей, имеющих таких детей.

Задачи Службы ранней помощи направлены на:

- раннее выявление детей с отставанием и нарушением в развитии;

- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития;

- разработку индивидуальных рекомендаций и коррекционно-развивающих программ по результатам диагностики с учетом психологического и физического состояния ребенка и помощи в их реализации с активным участием родителей;

- выстраивание взаимодействия и оказание помощи в работе с родителями и специалистами различных учреждений образования, здравоохранения,социальной защиты.

Система ранней помощи препятствует возникновению вторичных нарушений у ребенка и позволяет наиболее эффективно использовать сензитивные периоды развития высших психических функций, благодаря предельно широкому охвату детей с особыми образовательными потребностями на ранних стадиях онтогенеза. Максимально раннее начало комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, которая воспитывает ребенка с нарушениями в развитии, позволяет социализировать детей в среде сверстников, сформировать необходимые жизненные компетенции [1].

В рамках деятельности Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определены ведущие направления работы службы ранней помощи. В основе лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о них и направлениях коррекции, консультации на этапе принятия решения и разработки плана преодоления проблемы, комплексной помощи:

• в диагностическом направлении осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.

Ведущей задачей специалистов является определение начального уровня нервно-психического развития ребенка, выявление его особых образовательных потребностей и определение зоны ближайшего развития. Для этих целей эффективно используются методики: Я. Шапиро, И. Чистович «Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы KID», С.-Петербург, 2016 г.; Я. Шапиро, И.Чистович «Руководство по оценке уровня развития детей от 1.2 мес. до 3.6 мес.

по русифицированной шкале [?С01-2000», С.-Петербург, 2016 г.; Карты развития детей от 0 до 3 лет. Москва, «Национальное образование», 2016 г. и др.;

• коррекционно-развивающее направление обеспечивает помощь семье в выборе индивидуального образовательного маршрута; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.

Система работы в ЦППМСП направлена на создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста, его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром под руководством специалистов Центра (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-психиатр, невролог);

• консультативное и информационно-просветительское направление обеспечивает повышение психолого-педагогической культуры родителей, поддержку ресурсного состояния взрослых, воспитывающих ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.

Основная цель данного направления -создание информационного и мотивацион-ного полей ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста в целенаправленный развивающий процесс.

Также Служба ранней помощи (далее -СРП) при краевом Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет методическое сопровождение образовательных организаций Пермского края, которые реализуют различные формы ранней помощи: лекотеки, консультационные пункты, центры игровой поддержки, группы кратковременного пребывания, адаптационные группы. Краевая СРП проводит обучающие семинары, мастер-классы, вебинары, организует стажи-ровочные площадки для педагогов и узких специалистов, работающих в рамках ранней

помощи детям в муниципальных территориях и городских округах Пермского края. Кроме методического сопровождения коллег из системы образования, сотрудники краевой СРП взаимодействуют со специалистами таких служб в системе социальной защиты и здравоохранения. Усилиями трех ведомств разработана модель краевой службы ранней помощи детям с учетом мультидисципли-нарного и межведомственного подходов. Апробируются различные модели оказания помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям с учетом специфики принадлежности к определенному ведомству. СРП в системе социальной защиты населения практикует выездные консультации на дом в семьи, имеющие ребенка-инвалида, с целью скрининговой диагностики и помощи родителям в развитии и коррекции детей-инвалидов.

Также в плане помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ и/или ребенка-инвалида, общественная организация «Счастье жить» открыла несколько библиотек в трех городах Пермского края, где родитель или педагог может взять напрокат игру или специальную игрушку, способствующую развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии младенца или малыша раннего возраста.

Взаимодействие различных ведомств и общественных организаций значительно повышает качество предоставляемых услуг детям младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии. Возможность получить коррекционную помощь по месту жительства значительно улучшает шансы ребенка с ОВЗ на компенсацию недостатков в развитии и полноценную интеграцию в общество. Предоставляемая помощь на уровне краевого Центра позволяет в сложных, как в диагностическом, так и в коррекционном плане случаях, получить своевременную и высококвалифицированную поддержку педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, что значительно облегчает жизнь семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.

Таким образом, создание Службы ранней помощи в Пермском крае позволяет сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях в процессе обучения и воспитания, социальной адаптации, а также снизить количество детей в специализированных учреждениях. Своевременная помощь и коррекция дают возможность исправить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Ценностные ориентации старших дошкольников с нарушенным и нормативным речевым развитием: монография. М., 2013.

2. Концепция развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 г. № 1839-р.

3. Пантюхина, Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / ВУНМЦ. М. 1996. - 76 с.

4. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. № ВК-15/07.

5. Смирнова Е. О., Галигузова Н. Л., Ермолова И. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет: методическое пособие для практических психологов. СПб., 2005.

6. Стребелева Е. А. Методика психолого-педагогического обследования детей раннего возраста. М., 1994.

7. Эффективные практики ранней помощи (Опыт реализации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах РФ): Информационно-методический сборник. М.: Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Соинтеграция», 2015. - 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.