- представления о времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью формируются значительно позже чем у сверстников с сохранным интеллектом (М.Н. Перова, И.И. Финкельштейн);
- представления о времени расплывчатые, неточные, неполные (Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, С.Г. Ералиева, М.Г. Аббасов);
- освоение временных представлений и понятий труднее для учащихся, чем ориентировка во времени (М.Г. Аббасов);
- учащиеся лучше ориентируются в кратких единицах измерения времени (секунда, минута, час), чем в длительных (сутки, неделя, месяц, год) (М.Н. Перова, Ю. Пумпутис);
- распределение, планирование деятельности в определенном временном интервале осуществляется без учета реальных временных затрат (М.В. Воронина, Ю. Пумпутис);
- дети испытывают трудности соотношения различных единиц измерения времени, ориентировка, в первую очередь, на отвлеченные числа (С.Г. Ералиева, М.В. Воронина, М.Н. Перова).
Эти и другие особенности временных представлений у старших школьников вспомогательной школы представляют значительную трудность в освоении ориентировки и способов измерения времени, необходимых учащимся для успешного осуществления учебной и профессионально-трудовой деятельности и требуют проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Список литературы
1. Аббасов М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы // Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 18-23.
2. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. 28-30.
3. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 63-66.
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Владос, 2001. - 408 с.
5. Пумпутис Ю. Особенности усвоения мер длины, веса и времени учащимися V-VI классов вспомогательной школы // Дефектология. - 1975. - № 1. - С. 36-41.
Н. Н. Хрущева
Формы оказания ранней помощи родителям детей младенческого
и раннего возраста с ОВЗ
Оказание помощи детям раннего возраста продолжает оставаться актуальной в связи с резким увеличением количества детей с различными формами отклонения от нормального развития. Именно в этот период развития ребенок сильно зависим от социальных условий жизни. Особенно важен для развития ребенка ранний возраст, по мнению Л.С. Выготский, он сензитивен для всех социальных влияний.
По статистике более 80 % детей раннего возраста находятся в зоне риска. Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ, в том числе детей с нарушениями зрения.
В современной специальной дефектологии ведущее место по праву занимает - оказание ранней помощи. Необходимость создания системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (профилактика появления отклонений, ранняя диагностика и специальная помощь детям с ОВЗ) как общего приоритетного направления специального образования, определяется социально-экономическими условиями современной жизни, а также влиянием этих последствий для населения, политикой государства по отношению к проблемным детям, возможностями науки и практики в оказании такой помощи [2, с. 3-8].
В стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей. Причины могут быть разные - это и экологические факторы, наследственные и социальные. Раннее выявление отклонений в развитии, своевременная психолого-педагогическая помощь ребенку и консультирование семьи позволяют скорректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих.
Оказание полного комплекса услуг и создание индивидуально-развивающих программ на основе различных форм взаимодействия с семьей -приоритетное право детей с ОВЗ, как и оказание ранней помощи семьям в рамках сопровождения [5; 6].
Специалисты (врачи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) службы ранней помощи при содействии воспитателей разрабатывают индивидуальные программы реабилитации детей с ОВЗ. В таких программах предполагается комплексный план мероприятий по психологической, педагогической и социальной реабилитации, соответствующих возрастным и личностным особенностям ребенка и уровню тяжести ограничений его жизнедеятельности.
Большинство семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, впервые сталкивающихся с проблемой «незнания» причин нарушения развития ребенка, не умеют взаимодействовать со специалистами различных служб. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка раннего возраста имеет большое значение на этапе раннего развития. И чем раньше она будет оказана, тем эффективнее будут результаты.
По мнению специалистов, которые занимались ранней абилитацией (Л.М. Кобрина, О.А. Денисова), существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы развития в раннем возрасте, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста [4, с. 42-52].
Реализация системы поддержки детей младенческого и раннего возраста в мировой практике считается эффективной и рентабельной. Ранняя помощь детям с ОВЗ и семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в развитых странах стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования и социальной защиты. По данным исследований Пенн Хелен (Школа педагогических и общественных наук имени Касса, Университет Восточного Лондона), образование и уход за детьми младенческого и раннего возраста с рождения до 3-х лет практически во всех странах Европы осуществляется частным сектором, кото-
рый занимает большую долю на рынке образовательных услуг детям до 3-х лет. «Частный сектор», по мнению Пенн Хелен, это негосударственные услуги, которые могут предоставляться волонтерскими, церковными, общественными и коммерческими организациями. Для данных организаций предусмотрены серьезные государственные дотации и субсидии, но вместе с тем контроль за качеством услуг остается за государством [1, с. 55-56].
В середине 90-х годов в России начали появляться учреждения, в которых начали оказывать диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с риском или выявленными отклонениями в развитии.
Среди таких учреждений: научный центр здоровья детей РАМН; служба ранней педагогической помощи в Ассоциации Даун-синдром; службы ранней помощи и лекотеки; аналогичные структуры при ПМПК и дошкольных учреждениях центральных городов и в региональных центрах России; Институт раннего вмешательства в Санкт-Петербурге.
В последние десятилетия в России усилился интерес к проблемам ранней диагностики нарушений развития у детей. Был осуществлен ряд научных исследований в данном направлении (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, и др.) [6, с. 87-92].
В настоящее время система комплексной помощи детям раннего возраста формируется как самостоятельное направление в социальной политике государства, как система целенаправленной деятельности, предусматривающая свои концептуальные подходы, стратегию, программы и организацию. Социальные институты ранней помощи - службы ранней помощи, лекотеки, центры игровой поддержки, консультативные пункты и др. интегрируются в общую систему государственной деятельности в качестве целостного объекта [3, с. 153].
Обеспечение младенческой и ранней диагностической и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в раннем возрасте регламентируется нормативными документами. В нормативных документах прописаны формы оказания ранней помощи, контингент воспитанников, примерные положения.
Для оказания помощи родителям детей раннего возраста с ОВЗ существуют различные службы.
Так, например, цель лекотеки - обеспечение психолого- педагогического сопровождения детей от 2 мес. до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
Цель службы ранней помощи - организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющая ребенка от 2 мес. до 4-х лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих государственные учреждения;
Цель консультационного пункта (КП) - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. КП создавался для родителей и детей в возрасте от 1 г. до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи;
Цели центра игровой поддержки ребенка - развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых техноло-
гий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Центры игровой поддержки осуществляли психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 мес. до 3-х лет [2, с. 56-57].
В Санкт-Петербурге программы раннего вмешательства начали развиваться с 1992 года, когда в рамках приоритетной городской социальной программы «Абилитация младенцев» была создана негосударственная организация «Институт раннего вмешательства» и открылась первая в России Служба ранней помощи в ГБДОУ № 41 Центрального района. С 1993 года под методическим руководством Института раннего вмешательства начинают открываться отделения раннего вмешательства при поликлиниках. Затем были открыты отделения раннего вмешательства (абилитации) в Центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов и в Комплексных центрах социального обслуживания. Годами позже открытие новых Служб ранней помощи стало возможным при поддержке городских властей на базе дошкольных образовательных учреждений.
Цель программ раннего вмешательства - раннее выявление проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказание соответствующей помощи. Такие программы оказывают помощь семье с момента рождения ребенка до момента поступления в дошкольное учреждение, а иногда и параллельно с посещением детского сада.
В основном все службы придерживаются общих принципов: помощь является семейно-центрированной (оказывается ребенку и его семье, когда родители присутствуют на занятиях и участвуют в них) и междисциплинарной. Команда специалистов включает специальных педагогов (логопедов, дефектологов), психологов, врачей (часто со специализацией - невролог, педиатр развития, физический терапевт) и социальных работников (специалистов по социальной работе) -в зависимости от ведомства в командах разное соотношение специалистов. Занятия и консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Практически во всех службах есть составляющие, общие для раннего вмешательства: оценка психомоторного развития детей, скрининги зрения и слуха, групповые и (или) индивидуальные занятия, которые проводятся одним или несколькими специалистам в тесном сотрудничестве с семьей.
Новые педагогические технологии воспитания и обучения детей с ОВЗ расширяют зону ответственности, включая в нее родителей, активизируют сотрудничество с семьей. Воспитатели и специалисты ищут новые возможности интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. Это позволит максимально учесть возможности детей, пожелания родителей и усовершенствовать систему образования на современном этапе его модернизации.
В настоящее время научным коллективом «Институт коррекционной педагогики» РАО во главе с Н.Н. Малофеевым наработан значительный отечественный опыт, представляющий различные действующие модели взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста и конкретные технологии психолого-педагогической помощи [2].
Ранняя помощь позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО // Современное дошкольное образование. - 2016. - № 5. - С. 54-58.
2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Разенкова Ю.А, Урядницкая Н.А., Шматко Н.Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - №6. - С. 3-8.
3. Калинина А.В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015 г./под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2015. - Т.1 - С.150-156.
4. Кобрина Л.М., Денисова О.А., Калинина А.В. Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2012. - №2. - С. 42-52.
5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей детей с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
6. Овчинникова Т.С. Возможности групповой диагностики развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2011. - С. 87-92.
7. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 460 с.
Т. Л. Чаброва
Учет особенностей процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению
На современном этапе развития независимого Узбекистана сверхактуальна проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Термин «адаптация» (от лат. Adaptatio - приспособление, прилаживание) означает способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Нас интересуют психологические аспекты проблемы адаптации. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Понятие «адаптация» в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, т. е. определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. Как считал И.П. Павлов, внешние условия жизни, внешняя среда - есть внешний стереотип. Он отмечал, что при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового. При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное - универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие «адаптация» перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию. Важнейший вклад в разработку понятия «адаптация» внёс Жан Пиаже. Адаптация, по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду