тивных карт в ящике; да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие ).
Приведем примеры из практики.
Девочка Мила. Пятый ребёнок в семье, поздняя беременность. Девочка родилась с синдромом Дауна. Ситуацию отягощал тот факт, что в семье все общаются на родном (нерусском) языке. Когда Маша пришла в первый класс - речь её совершенно была непонятна для нас. Хотя все звуки в изолированном варианте она произносила вполне сносно, в слова эти звуки никак не складывались. Девочка была вынуждена прибегнуть к показу своих желаний с помощью мимики, жестов. Учитель стал знакомить её с коммуникативной книгой. В итоге, к середине второго класса словарь её заметно изменился. Вот некоторые из её слов: «КАБАЛИНА» (красный, как клубника), «НОЧЬ» (чёрный), «СОНЫШКА» (жёлтый, как солнышко), «БАДАДА» (мужчина), «ФАТУЧКА» (фартук).
Долгое время мы никак не могли заинтересовать двух мальчиков коммуникативной книгой. Нам казалось, что они не могут разглядеть никаких символов (у обоих ДЦП, речь практически отсутствует, зрение нарушено). Время и терпение дали нам отгадку. Выяснилось, что у них есть свои предпочтения - одному пришлись по душе животные, другому - транспорт.
Конечно, такая работа ведётся кропотливо, изо дня в день, требует терпения. Но мы стремимся побуждать ребёнка общаться, выражать свои мысли и контролировать то, что его окружает, используя слова из его собственного запаса, стимулировать развитие коммуникативной, назывной и регулирующей функции речи обучающихся.
Н. Н. Хрущева
Консультационный пункт в дошкольном образовательном учреждении как одна из форм образования дошкольников
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций, начинается далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для его всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гиперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Взрослым необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение,
263
следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: учителя-дефектолога
(тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-офтальмолога. Ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт.
Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе. Налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам у детей. К сожалению, существует огромное количество детей с нарушением зрения, которым не удается попасть в специализированное дошкольное учреждение и получить профессиональную помощь у специалистов. Именно для таких семей и было создан консультационный пункт в детском саду № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга, который осуществляет помощь детям с нарушением речи и зрения (от 1,6 лет до 6 лет), не имеющим возможность посещать специализированное дошкольное учреждение.
Целью функционирования консультационного пункта является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (не посещающих дошкольное учреждение) и осуществление консультирования родителей, дошкольных работников по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения.
Специалисты детского сада (учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог) осуществляют коррекционную работу в двух направлениях: предупреждение возникновения отклонений в развитии; медико-психолого-педагогическая помощь при коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей.
Основными задачами коррекционной работы консультативного пункта являются:
• ранняя диагностика детей с нарушением речи и зрения;
• проведение абилитационной и реабилитационной работы с детьми от 1,6 лет до 6 лет;
• достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня развития;
• индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вторичных отклонений;
• обучение родителей приемам и методам работы по обучению и воспитанию ребенка с нарушением зрения и нарушениями речи в условиях семьи;
• оказание психотерапевтической помощи родителям и детям.
Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется
как с детьми, так и с взрослыми:
264
1) разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка;
2) подбор форм и методов коррекционно-педагогической работы;
3) совместные игровые обучающие сеансы с детьми и родителями;
4) проведение семинаров и тренингов для родителей;
5) беседы и консультации родителей (их законных представителей);
6) информирование родителей о перспективах развития ребенка.
Работа специалиста - дефектолога (тифлопедагога) с семьей,
воспитывающей ребенка с ОВЗ, направлена на то, чтобы оказать квалифицированную поддержку родителям, помочь взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду, создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка, формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
На основе разработанной программы специалисты проводят коррекционные занятия. Длительность проведения коррекционнопедагогических занятий в каждом отдельном случае определяется офтальмо-гигиеническими требованиями, возрастными особенностями и потребностью ребенка. Педагоги работают с детьми сразу, начиная с момента установления диагноза. Все реабилитационные услуги оказываются семьям параллельно и составляют единую систему и непрерывный процесс. Специалисты определяют график посещений, разрабатывают рекомендации для родителей, призванных поддерживать и стабилизировать состояние ребенка.
Н. Н. Хрущева, Т. А. Руссова
Организация образовательной среды для качественного
дошкольного образования детей с нарушением зрения посредством комплексного сопровождения в ДОУ
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с проблемами в развитии.
Ведущий принцип организации образовательной среды для качественного дошкольного образования - это сопровождение детей в образовательном пространстве ДОУ.
Сопровождение дошкольников с нарушениями зрения - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции, направленный на создание социально-
265