тересами своего нанимателя - государства. Возникают корпоративные отношения с ие-рархизированными общими интересами; новые неформальные корпорации обязательно включают подразделения государственного аппарата или конкретных чиновников» [8].
Таким образом, исследование экономических аспектов коррупционных отношений свидетельствует о необходимости формирования системы мер, направленных на противодействие коррупции именно на основе совокупности экономических и административных подходов, которые должны не только устранять негативные последствия коррупции, но и бороться с ее глубинными экономическими первопричинами.
1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.
3. Режим доступа: www.anti-corr.ru
4. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М., 2000.
5. Райсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовый поход» и реформы. М., 1998.
6. Баранов А.Н. Что нас убеждает? (Речевое воздействие и общественное сознание). М., 1990.
7. Радаев В. В. Формирование новых российских рынков. М., 1998.
8. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. М., 1999.
Поступила в редакцию 20.09.2008 г.
YuEhachev S.P. Shadow economy and corruption as reflection of deviations in the system of realization of economic interests. The article is devoted to corruption and shadow economy consideration in the context of economic interests realization. Thus, corruption development acts as misbalance display in the system of realization of economic interests from the priority of the national interest to domination of private interests of authority subjects.
Key words: corruption, economic interest, economic relations in the system «power - business».
«OFF-SHORES» - ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Н.Ю. Коняхина
В статье дается представление о роли свободных экономических зон в мировой экономике и описывается практика мировой торговли. Рассказывается об образовании оффшорных зон. Рассматриваются плюсы и минусы оффшорных зон, практика существования зон в разных странах и история их образования.
Ключевые слова: оффшорные зоны, оффшорные центры, свободные экономические зоны, оффшорный бизнес.
В настоящее время многие инвестиционные сделки с участием партнеров из разных стран осуществляются в рамках оффшорных операций, связанных с оффшорной деятельностью, которая представляет собой любую разрешенную экономическую деятельность через банки, предприятия и т. д., зарегистрированные в оффшорных зонах и центрах [1-5].
В современной мировой экономике оффшорные центры - это небольшие территории или государства, в которых действует чрезвычайно льготный режим регистрации, налогообложения и проведения финансовых операций для иностранных компаний и банков.
В отличие от оффшорных центров оффшорные зоны - это часть территорий отдель-
ных государств с льготными налоговыми, валютными таможенными или административными режимами и отсутствием производственной деятельности страны-нерезидента.
Оффшорные центры являются особой формой сервисных ОЭЗ, в которых юридические лица (фирмы, банки), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами. В русский язык термин «оффшорный» пришел из английского языка, в которым «off shore» буквально означает «вне берега», «в открытом море».
В оффшорных центрах концентрируются, как правило, банковский и страховой
бизнес, через них осуществляется экспортноимпортные операции, операции с недвижимостью, морскими судами, трастовая и консалтинговая деятельность. Они привлекают иностранные компании и банки предоставлением широкого набора льгот. К ним относится благоприятное валютно-финансовое законодательство, льготный характер налогообложения и лояльное внешнеторговое законодательство.
Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, весьма существенны и представляют собой полное или весьма значительное освобождение от уплаты местных налогов, и в первую очередь налога на прибыль. При этом указанные льготы распространяются только на коммерческую деятельность компаний вне страны регистрации. Поэтому зарегистрированные компании не имеют права осуществлять какую-либо коммерческо-финансовую деятельность с резидентами данной юрисдикции в обмен на указанные льготы. Компании, зарегистрированные в оффшорной зоне, оплачивают лишь разовые платежи: регистрационный сбор, годовой сбор и сбор за перерегистрацию, ставки которых строго фиксированы, а общая сумма выплат компании колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Также в оффшорных юрисдикциях предоставляются валютные, инвестиционные, таможенные и другие льготы.
Все это вместе взятое делает оффшорные центры удобным местом для минимизации налогообложения компании и безопасности хранения капитала.
Как правило, оффшорные центры располагаются на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитым транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых торговых центров.
Оффшорные зоны можно условно подразделить на универсальные и специализированные. В настоящее время большинство этих территорий относится к числу универсальных, т. е. предоставляющих льготные условия и налогообложения компаниям независимо от вида их деятельности. Примером ведущих универсальных оффшорных центров являются британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, острова Кука.
К узкоспециализированным можно отнести Швейцарию (инвестиционная и банковская деятельность), Австрию (банковские услуги для физических лиц), Надерланды (инвестиционная деятельность).
По способу предоставления и объему предоставляемых льгот оффшорные центры подразделяются на территории с льготным и умеренным налогообложением. К первому типу принадлежат оффшорные зоны, которые предоставляют возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаниям, зарегистрированным в данной стране. Оффшорные зоны, применяющие юрисдикцию этого типа, нередко называют «налоговыми гаванями», «налоговым раем», «налоговыми убежищами». Эти юрисдикции в большинстве случаев исключены из сферы влияния международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Данный тип применятся в следующих оффшорных зонах: нидерландские Антилы, Багамы, Бермудские острова, британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова, острова Мэн, Науру, Теркс и Кайкос.
К юрисдикции с умеренными условиями относятся зоны, в которых действуют соглашения об отмене двойного налогообложения. Здесь, как правило, взимается небольшой налог на прибыль. Достоинства этих зон связаны также с благоприятной системой налоговых соглашений, условиями работы официальных представительств и другими льготами, предоставляемыми зарегистрированным в них компаниям. К странам второго типа юрисдикции относятся: Ирландия, Швейцария, Люксембург, Австрия, Кипр и др.
Постоянными клиентами оффшорных центров являются холдинговые компании, действующие в инвестиционной сфере, осуществляющие операции с недвижимостью, морскими судами, объектами интеллектуальной собственности. Холдинговые компании создаются с целью контролирования других торговых и производственных компаний через владения их акциями, финансирования данных компаний и аккумулирования их процентов, дивидендов и роялти. Выгодность размещения таких компаний в оффшорных зонах состоит в том, что учредители холдинга избегают высокого налогообложения в своей стране через перевод своих активов в оффшорный центр, используя по-
следний как «перевалочный» пункт» для последующего перевода активов в другие страны (через займы, кредиты и пр.). Наибольшее число таких холдингов расположено в Лихтенштейне, Швейцарии и Люксембурге.
Довольно часто в зонах налоговых льгот размещаются компании, осуществляющие торгово-посреднические операции. Размещение в оффшорных зонах позволяет этим компаниям:
□ переносить часть издержек в районы с низкими налогами;
□ путем трансфертных операций аккумулировать часть торговой прибыли в районах с льготным налогообложением;
□ перераспределять и реализовать торговый доход, использовать преимущества имеющихся налоговых соглашений;
□ осуществлять оптовые закупки непосредственно у иностранных производителей;
□ приближать товар к покупателю и управлять сбытовыми операциями в международном масштабе.
Сфера деятельности оффшорной компании в зоне налоговых льгот может включать не только торговые, но и иные коммерческие операции. Финансовое обслуживание компаний, связанных с торгово-посреднической и другими видами деятельности, как правило, осуществляется через зарубежные финансовые компании, создаваемые в зоне налоговых льгот. Они создаются в оффшорных центрах, предоставляющих им специфические налоговые льготы: низкий налог на прибыль и распределение банковского процента. Значительная часть оффшорных финансовых организаций размещена на заморских территориях Великобритании.
Одной из перспективных форм оффшорного бизнеса является деятельность страховых компаний. Для открытия подобных компаний необходима лицензия регистрационного органа, которая выдается после предоставления бизнес-плана, сведений об учредителях и директорах. Дочерние страховые компании, действующие в оффшорных зонах, обеспечивают снижение налогов, а также выход на рынок перестрахования. Дочернюю страховую компанию в зоне налоговых льгот часто рассматривают как составной элемент международной сети дочерних фирм и филиалов транснациональных корпораций.
В последние десятилетия одной из важных форм международного оффшорного
бизнеса стала банковская деятельность. Банки, регистрируемые в этих зонах, хотя и не имеют права работать с резидентами стран регистрации, получают следующие льготы:
□ полное освобождение от налогов;
□ меньшую требуемую величину оплаченного уставного капитала, чем в странах Запада и большинстве других стран;
□ менее строгие законы об обязательных резервах, правилах кредитования и осуществления инвестиций;
□ отсутствие валютного контроля по операциям вне страны регистрации;
□ короткие сроки создания банка.
Такие банки учреждаются, прежде всего,
для открытия и ведения счетов клиентов из стран с высокими ставками налогообложения и жестким валютным законодательством, а также для ведения финансовых операций на рынке евровалют. Так, значительное количество оффшорных банков зарегистрировано в Люксембурге, где отсутствуют требования к банковским резервам, в Швейцарии и Лихтенштейне, характеризующихся отсутствием валютного контроля, Сингапуре, Гонконге, на Каймановых и Багамских островах, отличающихся льготным налогообложением.
Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы стремительно растут. По существующим оценкам, до настоящего времени примерно половина всего объема мировых валютных операций проходила через оффшорные центры. Но теперь мировое сообщество стало настороженно относиться к системам оффшорного бизнеса, что объясняется, прежде всего, использованием оффшоров криминальными кругами для финансирования международного терроризма и наркобизнеса: финансовые средства, полученные преступным путем, отмываются через систему оффшорных банков. В связи с этим международное сообщество потребовало от оффшорных юрисдикций большей гласности, кардинальных изменений в части неразглашения банковской тайны (в сторону ее ослабления), расширения сотрудничества с правоохранительными органами государств (особенно развитых стран), совершенствования регулирования финансовой сферы.
Под давлением Группы финансового противодействия отмыванию денег, созданной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), многие офф-
шорные государства были вынуждены представить информацию о подозрительных сделках и стоящих за ними юридических и физических лицах.
Оффшоры как форма ОЭС имеют широкие перспективы и в России. К сожалению, опыт создания подобных зон у нас крайне неудачен. Многие ОЭЗ, некогда созданные в Бурятии, Ингушетии, Угличе и на других территориях, на практике становились внутренними оффшорами, и бюджеты соседних областей недосчитывались внушительных сумм налоговых поступлений. Однако если запретить регистрацию в подобных зонах резидентам страны и наложить требования отсутствия производственной деятельности иностранной компании на всей территории РФ, станет возможным создание в нашей стране внешних оффшорных зон. Результатом подобных действий может стать формирование в России международного бизнесцентра, предоставляющего современные информационные и банковские услуги, ускорение развития экономики.
Для того чтобы заставить инвесторов активизировать свои вложения в российскую экономику, оффшорные зоны, безусловно, должны быть принципиально новыми территориальными образованиями с льготным режимом налогообложения, которые отличались бы от своих предшественников середины 1990-х гг. В первую очередь, они призваны улучшить инвестиционный климат внутри страны и устранить причины, способствующие бегству капиталов за границу. Одновременно с этим они не должны привлекать зарубежных инвесторов только возможными «налоговыми каникулами», а также будут способствовать обоюдовыгодному сотрудничеству, при котором иностранные инвесторы были бы заинтересованы именно в прямых инвестициях, призванных поднять промышленное производство и сельское хозяйство, одновременно способствуя созданию новых рабочих мест.
К процессу создания оффшорных зон должны активно подключиться российские банки. Путем расширения сферы оказываемых услуг они могут привлечь значительные средства в экономику страны. Большая роль в этом процессе отводится страховым компаниям. Так как основной причиной, по которой иностранные инвесторы опасаются
вкладывать деньги, является отсутствие четких гарантий сохранности средств, следовательно, нужно совершенствовать законодательную базу, потому что Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г. не является достаточным для решения этой проблемы. Большую роль в привлечении инвестиций играет фактор доверия инвестора к стране (объекту) вложения. В свою очередь, для этого необходимо повысить кредитный рейтинг России на мировом рынке. Этого нужно добиваться путем увеличения собственных капиталов для кредитования, а также снижением внешнего и внутреннего долга, который ограничивает масштабы развития инвестиционного процесса, что, в конечном итоге, не стимулирует иностранного инвестора.
Анализ текущей инвестиционной деятельности позволяет говорить о том, что иностранные инвесторы рассматривают Россию, в основном, как источник получения за короткий промежуток времени значительной прибыли при незначительных затратах ресурсов, а не как равноправного партнера.
Необходимо не только убеждать, но и создавать реальные условия для потенциальных инвесторов, которые бы дали им возможность делать вложения как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу, не боясь потерять свои деньги в наших оффшорных зонах. Именно долгосрочное сотрудничество с обязательным финансированием позволит нам занять достойное место среди мировых центров оффшорной индустрии. Одновременно с этим необходимо тесное взаимодействие отечественных оффшорных центров с зарубежными. Это позволит российским специалистам перенять огромный опыт законодателей оффшорного бизнеса и повысит рейтинг наших компаний у иностранных инвесторов.
Таким образом, оффшорные зоны, созданные по примеру лучшего зарубежного опыта, в совокупности с огромными национальными богатствами, большими запасами природных ископаемых, развитой инфраструктурой, высокой подготовкой рабочей силы, станут соблазнительны для иностранных инвесторов, что позволит привлечь в страну необходимые средства.
1. Авдокунин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2003.
2. Майорова Т.В. Инвестиционная деятельность. К., 2003.
3. Данько Т.П. , Окрут З.М. Свободные экономические зоны. М., 2006.
4. Овчиникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства. СПб., 2007.
5. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. М., 2001. С. 178.
Поступила в редакцию 13.09.2008 г.
Konyakhina N.Y. “Off-shores” - features of functioning in the structure of special economic zones. The paper describes the role of free economic zones in the world economy and international trade practice. The off-shore zones formation is considered. The main focus of the paper is pros and cons of the off-shore zones, practice of their existence in different countries and history of their formation.
Key words: off-shore zones, off-shore centers, free economic zones, off-shore business.
ИНВЕСТИЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
М.Е. Серов
В условиях финансовой глобализации в России наблюдается существенный прирост иностранных инвестиций. В статье рассматриваются иностранные инвестиции как источник финансирования экономического роста, а также их влияние на экономическое развитие страны. На основании исследования делается вывод, что иностранные инвестиции играют роль акселератора экономического роста.
Ключевые слова: инвестиции, финансовая глобализация, экономический рост, экономическое развитие, акселератор.
В последние годы экономика России характеризуется очевидными положительными тенденциями, в т. ч. ускоренными темпами экономического роста, увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения, расширением внутреннего спроса, стабилизацией финансового состояния государства. Кроме того, на сегодняшний день Россия решила проблемы конкурентоспособности, что является необходимым условием для повышения оценок инвестиционной привлекательности, на которые ориентируются различные группы мировых инвесторов. За последние 10 лет российский суверенный рейтинг неуклонно рос и достиг инвестиционного уровня у всех ведущих международных рейтинговых агентств. Так, например, в июле 2008 г. агентство Moody’s повысило кредитный рейтинг России с «ВВА2» до «ВВА1», аргументировав это значительным улучшением экономической ситуации в стране, значительным увеличением объема золотовалютных резервов и значительным снижением государственного долга [1]. Рейтинговое агентство Fitch подтвердило страновой рейтинг России на уровне «+BBB».
Прогноз по этому рейтингу на ближайшее будущее стабильный.
В эпоху глобализации, когда финансовая взаимозависимость стран всего мира возрастает, очень важно, чтобы инвесторы смогли оценить условия ведения бизнеса в России. По результатам последних лет можно сказать, что положительные тенденции в этом направлении имеются. Так, на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике Российской Федерации составил порядка 220,6 млрд долл. США. Рост к уровню 2006 г. - 54,3 % [2]. Возможности привлечения денег и их доступность для российских компаний определялись уверенностью инвесторов не только в перспективах развивающихся рынков в целом, но и в финансовой устойчивости страны как экспортера энергоресурсов и металлов на фоне высоких цен на них. Привлекательность российского фондового рынка была обусловлена: 1) высокой доходностью вложений в акции; 2) стабильной макроэкономической ситуацией (за счет высоких цен на экспортируемое сырье, которые были обусловлены не только опережающим ростом денежной массы в развитых