ЭКОНОМИКА
УДК 08.00.657
ДЕОФФШОРИЗАЦИЯ российской ЭКОНОМИКИ
С. А. Басова
DEOFFSHORESATION OF RUSSIAN ECONOMY
S. А. Basova
В статье рассмотрены теоретические аспекты процесса оффшоризации экономики: раскрыто понятие «оффшор» относительно микро- и макроуровня. Раскрыто содержание положительного экономического эффекта от использования оффшорного режима для компаний и стран-оффшорных зон. Проведена оценка негативных экономических последствий оффшоризации для мировой и российской экономики. В заключении статьи изложены основные направления процесса деоффшоризации в России: административное направление; совершенствование законодательства РФ; улучшение инвестиционного климата России.
The paper deals with the theoretical aspects of the process offshorisation of economy and reveals the concept of "offshore" with respect to micro-and macro-levels. The content of the positive economic effect of using the offshore regime for companies and countries which are included in offshore zones is revealed. The estimation of the negative economic consequences of offshorisation for the global and Russian economies is provided. The main directions of the deoffshorisation process in Russia are outlined in the conclusion, the are: administrative direction; improving the legislation of the Russian Federation; improving the investment climate of Russia.
Ключевые слова: оффшор, оффшорная компания, оффшорная зона, оффшорный режим, экономический эффект, деоффшоризация экономики.
Keywords: off-shore, off-shore company, off-shore area, off-shore regime, economic effect, deoffshoresation of economy.
Считается, что первые операции с использованием оффшоров проводились еще в Древней Греции, когда для уклонения от двухпроцентного экспортного и импортного налога купцы намеренно объезжали территорию Афин, а после и вовсе стали использовать близлежащие острова для беспошлинного и необлагаемого налогами ввоза контрабандных товаров.
В современном значении термин «оффшор» впервые появился в США в конце 50-х годов XX века. Оффшоры (англ. offshore - вне берега) - это центры, в которых кредитные и иные учреждения (национальные и иностранные) осуществляют операции с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами) в иностранной для данной страны валюте. При этом для зарегистрированных в таких центрах учреждений (компаний) создается особый льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогов [1].
Однако, следует разграничить понятие «оффшор» относительно макро- и микроуровня. На макроуровне оффшор - это оффшорная зона-страна (т. е. оффшорная юрисдикция представлена всей территорией конкретного государства), предоставляющая для нерезидентов особый оффшорный режим, основными элементами которого являются: наличие упрощенной процедуры регистрации компаний, высокая степень конфиденциальности, минимальные требования со стороны властей к отчетности и величине уставного капитала, полное отсутствие или чисто символический налог, вместо которого взимается фиксированный сбор, возможность регистрации компании на анонимных учредителей, имена которых не содержатся ни в каких государственных реестрах и др.
На микроуровне оффшор - это оффшорная компания, точнее - это особый организационно-юридический статус предприятия, который обеспечивает ему,
в первую очередь, максимальное снижение налоговых потерь (в большинстве случаев - до нуля). Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикции, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована. Такая компания активно использует оффшорный режим, предложенный оффшорной зоной [2].
Положительный экономический эффект от использования оффшорного режима для стран-оффшоров заключается:
1) в пополнении государственного бюджета;
2) в привлечении иностранного капитала.
Положительные результаты для оффшорных компаний также очевидны:
1) сокращение налоговых платежей, и, как следствие, уменьшение издержек и повышение получаемой прибыли;
2) из-за сокращения издержек компания получает конкурентные преимущества, выражающиеся в возможности снижения цен на товары и услуги и увеличения за счет этого объема продаж;
3) определенную степень анонимности для владельцев оффшорных компаний;
4) упрощенная процедура подготовки и предоставления финансовой отчётности;
5) англосаксонская правовая система и правовая защищенность в целом и т. д.
Российские компании стали использовать оффшорные схемы с 1991 года, когда в Москве открылся офис швейцарской фирмы RiggsWalmetGroup, оказывающей услуги по открытию и сопровождению компаний в безналоговые юрисдикции. На данный момент операции с использованием оффшорных зон используют такие компании, как ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», ОК «Русал», ОАО «КамАЗ», инве-
С. А. Басова
237
ЭКОНОМИКА
стиционная компания «Интеррос» (в числе активов -ГМК «Норильский никель») и другие [10].
На основании данных «СПАРК-Интерфакс», около 25 % компаний с оборотом, превышающим 30 млрд рублей, имеют материнский холдинг в иностранных юрисдикциях. Из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» 46 %
(23 компании) зарегистрированы за рубежом (как правило, на Кипре, в Нидерландах или на Британских виргинских островах), при этом за оффшорами числится от 40 до 90 % акций данных компаний, либо там находится центр принятия решений и аккумулирования прибыли.
Средний бизнес более сдержан: не более 40 % акций компаний с выручкой от 1 до 30 млрд рублей хранится в оффшорах, материнскую структуру или центр консолидации прибыли при этом имеет лишь каждая десятая компания. В мелком же бизнесе лишь 5 - 15 % компаний принадлежит оффшорам.
Через оффшоры проводится примерно 80 % сделок по продаже на фондовом рынке российских активов [6].
В России сложилась уникальная ситуация: основа экономики (предприятия ТЭКа, порты, аэропорты, связь, электроэнергетика и т. д.) контролируется из оффшорных зон, более того, средства уходят из этих отраслей за рубеж в оффшоры. Таким образом, в России создана оффшорная экономика.
География оффшорных зон обширна, но у российских компаний наибольшей популярностью пользуются Нидерланды, Кипр, Великобритания, Люксембург, Виргинские острова [4].
Несмотря на выгоды использования оффшорных схем для предприятий, оффшоризация мировой экономики несет большое количество негативных последствий для стран, из которых уходит оффшорный капитал [2]:
1) сокращение государственного бюджета, в первую очередь за счет снижения налоговых поступлений;
2) структурные деформации в экономике, связанные с давлением экспорториентированных отраслей на импортозамещающие;
3) снижение инновационного потенциала;
4) сокращение внутренних инвестиций;
5) зависимость от иностранных займов;
6) износ и устаревание основных фондов и т. д.
Если оценить одни только экономические последствия влияния оффшоризации на мировую экономику, то по данным международной исследовательской организации TaxJusticeNetwork минимальный объем средств на оффшорных счетах в 2012 году составил 21 триллион долларов США, а максимальный -32 триллиона долларов США (рис. 1) [12].
Минимальный объем средств на | оффшорных счетах
_ Максимальный объем средств на оффшорных счетах
Совокупный ВВП США и Китая
n ВВП США *■ ВВП Китая
Рис. 1. Объем средств на оффшорных счетах, трлн долл. США (2012 г.)
Если сопоставить этот объем с ВВП разных стран, то получится, что даже совокупный объем двух самых развитых экономик мира - США и Китая - уступает средней величине средств в оффшорных зонах.
Российская часть этих средств по подсчетам экспертов английского издания The Guardian за период с 1990-х по 2010 гг. составила 798 млрд долларов США. Этот показатель является вторым по величине среди развивающихся экономик мира [13].
Главная проблема оффшоризации мировой экономики - проблема оттока капиталов в оффшорные зоны, которая стоит перед многими странами мира. Так, например, 5 января 2008 года сенатор США Барак Обама, выступая в Манчестере (штат Нью-
Гемпшир), пообещал разобраться с оффшорами, заявив: «На Каймановых островах есть здание, в котором располагаются 12 тыс. американских корпораций. Это или самое просторное здание в мире, или самое большое мошенничество в мире» [3]. Аналогичные слова звучали от премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда.
Проблема оттока капитала в оффшорные зоны в последнее время также является одной из наиболее острых и обсуждаемых в России. По словам Президента РФ В. В. Путина в 2012 году через оффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов, то есть пятая часть всего экспорта
238 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ЭКОНОМИКА
России. Уходят в оффшоры и российские инвестиции, Отток капитала из России за период с 1994 по
25 из 50 млрд долларов инвестиций в другие страны 2013 годы представлен на рисунке 2 [8]. пришлись именно на оффшоры [7].
ddHHHrIfNrNfNtNrNIMrjrjrNtNtNrjrMfN
Отток капитала, млрд долл. США
Рис. 2. Отток капитала из России за период 1994 - 2013 гг. (млрд долл. США)
По предположению экспертов 60 % от общей суммы оттока капитала - это сомнительные операции
[5]. Если принять это соотношение за долю средств, уходящих в оффшоры, тогда график будет иметь вид, представленный на рисунке 3.
Выделив из этих значений примерную сумму налога на прибыль (по ставке 20 %), уходящую в оффшоры от налогообложения, можно оценить ущерб для бюджета России (таблица 1).
Таким образом, уклонение российских предприятий с помощью оффшорных схем от налога на прибыль сокращает доходы федерального бюджета и приводит к существенному увеличению бюджетного дефицита. При этом если добавить к недополученной величине налога на прибыль другие налоги, экспортные пошлины, то ущерб для бюджета страны заметно увеличится.
Из-за негативных последствий оффшорного бизнеса с оффшорными зонами ведется борьба во всем мире. Наиболее агрессивную борьбу за деоффшоризацию ведут США, Великобритания, Германия, Франция. Основным способом борьбы был избран обмен налоговой информацией.
Правительство Российской Федерации также достаточно давно начало проводить антиоффшорную политику. В 2003 году были составлены списки государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и(или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, был введен дополнительный контроль за финансовыми сделками с фирмами-представителями данных территорий. Однако введенные меры контроля не принесли желаемого экономического результата, бегство капитала в оффшоры продолжалось и, более того, увеличивалось.
Отток капитала, млрд долл. США
Отток капитала в оффшоры, млрд долл. США
Рис. 3. Примерный отток капитала из России в оффшоры (1994 - 2013 гг.)
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 239
ЭКОНОМИКА
Таблица 2
Предполагаемая величина недополученного в бюджет РФ налога на прибыль
Год Величина недополученного налога на прибыль (тыс. руб.) Дефицит/профицит бюджета (тыс. руб.)
2006 16279200 +1739407792,9
2007 26193600 +912534090,3
2008 49082400 +1943808693,8
2009 20767200 - 3131396557,3
2010 15034800 - 2381468332,1
2011 30232800 0
2012 26050800 - 42705902,1
2013 39249600 - 480910194,7
Наиболее активная антиоффшорная борьба началась в 2012 году после выступления Президента РФ В. В. Путина с посланием к Федеральному Собранию. В своем выступлении Президент РФ обратил внимание на 3 направления деоффшоризации российской экономики. Первое - административное. «Нужно добиваться подписания соответствующих соглашений с оффшорными зонами и раскрывать налоговую информацию, раскрывать информацию о конечных бенефициарах. Это вполне цивилизованно, и ничего здесь страшного нет», - заявил он [11].
Вторым направлением Президент РФ назвал совершенствование законодательства: повышение стабильности, эффективности защиты интересов собственника. Национальное законодательство часто недостаточно развито, чтобы определенные сделки заключались в его рамках, а иногда и вовсе не гарантирует полную защиту той или иной стороны.
Третьим направлением было названо увеличение инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
После выступления Путина и прозвучавшей в нем угрозе отлучить предприятия, использующие оффшорные схемы от денег государства (государственных заказов), многие отечественные крупные компании заявили о переходе под российскую юрисдикцию.
Контролируемая государством «Русгидро» планирует переоформить кипрские оффшоры под российскую юрисдикцию к концу 2014 года, частная компания Олега Дерипаски «Русал» разработала по-
этапный план по возвращению бизнеса с Кипра на родину, но конкретной даты не назвала. Акционеры КамАЗа тоже совсем скоро начнут перевод ценных бумаг под российскую юрисдикцию [10].
Из конкретных мер, реализованных совсем недавно, можно отметить подготовку Минфином законопроекта о налогообложении иностранных «дочек» российских компаний (так называемый закон о контролируемых иностранных лицах (CFC)). Он может ограничить порог владения российскими физическими и юридическими лицами в оффшорных компаниях 10 процентами. Платить налоги в России должны как российские компании с доходов иностранных «дочек», так и физические лица с доходов своих оффшорных структур, считает Минфин. Достаточно прямо или косвенно владеть более чем 10 % компании, которая расположена в стране, подпадающей под закон о CFC. Если эта компания не возвращает доходы в Россию в виде дивидендов, налог должен уплачиваться с части ее нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента [9].
Таким образом, за последние годы проблема оттока капитала в оффшоры стала для России наиболее острой. Ее решение является одним из приоритетов российской экономики, озвученным Президентом В. В. Путиным. Меры, предпринимаемые органами власти в последнее время, сподвигли крупный бизнес начать возвращение под российскую юрисдикцию, а разрабатываемые Минфином законопроекты должны усилить эту тенденцию.
Литература
1. Академик. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16868
2. Басова С. А., Осокина Н. В. Оффшоризация как закономерность глобализации и ее воздействие на экономику России: монография. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 224 с.
3. Высказывания Владимира Путина и других лидеров государств об оффшорных зонах. Режим доступа: http://itar-tass.com/info/829079
4. Государственная служба статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/-d4/23-22.htm
5. Матовников М. Отток капитала из России // Банковское обозрение: сетевой журнал. 2013. Режим доступа: http://bosfera.ru/bo/2013/02/ottok-kapitala-iz-rossii
6. Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Эксперт онлайн: сетевой журнал. 2014. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/
7. Путин объявил начало новой кампании против оффшоров, призвав бизнес «понять свою меру ответственности». Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/20mar2014/offshore_putin.html
8. Центральный банк Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=-credit_statistics/capital_new.htm&pid=svs&sid=itm_18710
240 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ЭКОНОМИКА
9. Шохина Е. Прочь из оффшоров // Эксперт онлайн: сетевой журнал. 2014. Режим доступа: http://expert.ru/2014/03/18/proch-iz-ofshorov/
10. Шохина Е. Угроза отлучить бизнес от денег государства сработала // Эксперт онлайн: сетевой журнал.
2013. Режим доступа: http://expert.ru/2013/12/19/ugroza-otluchit-biznes-ot-deneg-gosudarstva-srabotala/
11. Якорева А. Оффшоры вернутся в Россию // Эксперт онлайн: сетевой журнал. 2012. Режим доступа: http://Expert.Ru/2012/12/21/Ofshoryi-Vernutsya-V-Rossiyu/
12. James S. Henry. The price of offshore revisited / Tax Justice Network. 2012. Режим доступа: http://www.-taxjustice.net/cms/upload/pdf/Price_of_Offshore_Revisited_120722.pdf
13. Stewart Heather. Wealth doesn't trickle down - it just floods offshore, research reveals // The Guardian: сетевой журнал. 2012. Режим доступа: http://www.theguardian.com/business/2012/jul/21/offshore-wealth-global-economy-tax-havens
Информация об авторе:
Басова Светлана Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансов и банковского дела Кемеровского института (филиал) РЭУ им. Г. Плеханова, svetakem [email protected].
Svetlana А. Basova - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Finance and Banking, Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University оf Economics.
Статья поступила в редколлегию 23.10.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 241