Научная статья на тему 'Оффшорная зона как особая территория осуществления финансово-экономической деятельности: некоторые вопросы правового регулирования'

Оффшорная зона как особая территория осуществления финансово-экономической деятельности: некоторые вопросы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свободная экономическая зона / оффшорная зона / оффшорная компания / оптимизация налоговых платежей / налоговое убежище / free economic zone / off-shore zone / off-shore company / optimization of tax load / tax shelter

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Павел Владимирович

Раскрывается понятие оффшорных зон и анализируются причины их возникновения и территориально-функциональной дислокации. Дается определение оффшорной компании, характеризуются принципы ее создания и управления. Изучаются причины неразвитости оффшорного бизнеса на территории России и предлагается организационно-нормативный подход к решению проблемы совершенствования деятельности данного вида особых экономических зон на территории нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article author determines the off-shore zone, analyzes the reasons of their appearance and territorial and functional location. The author gives the definition of the off-shore company, describes the principles of their creation and management; examines the key problems of off-shore business in our country and suggests the ways to solve these problems by perfection of the activity of this type of free economic zones on the territory of Russia.

Текст научной работы на тему «Оффшорная зона как особая территория осуществления финансово-экономической деятельности: некоторые вопросы правового регулирования»

УДК 341.9

ОФФШОРНАЯ ЗОНА КАК ОСОБАЯ ТЕРРИТОРИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© 2010 г. П.В. Павлов

Таганрогский институт управления и экономики, пер. Тургеневский, 13, г. Таганрог, 347900, info@tmei.ru

Taganrog Institute of Management and Economy, TurgenevskiyLane, 13, Taganrog, 347900, info@tmei.ru

Раскрывается понятие оффшорных зон и анализируются причины их возникновения и территориально-функциональной дислокации. Дается определение оффшорной компании, характеризуются принципы ее создания и управления. Изучаются причины неразвитости оффшорного бизнеса на территории России и предлагается организационно-нормативный подход к решению проблемы совершенствования деятельности данного вида особых экономических зон на территории нашей страны.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, оффшорная зона, оффшорная компания, оптимизация налоговых платежей, налоговое убежище.

In this article author determines the off-shore zone, analyzes the reasons of their appearance and territorial and functional location. The author gives the definition of the off-shore company, describes the principles of their creation and management; examines the key problems of off-shore business in our country and suggests the ways to solve these problems by perfection of the activity of this type of free economic zones on the territory of Russia.

Keywords: free economic zone, off-shore zone, off-shore company, optimization of tax load, tax shelter.

Многие страны с формирующимися рынками рассматривают создание у себя свободных экономических зон (СЭЗ) в качестве наиболее быстрого и приемлемого пути их экономического развития. В классическом международном понимании СЭЗ - это территория, исключенная из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства. СЭЗ - это мастерская по формированию и производству тех экономических отношений, которые должны быть изготовлены и апробированы в этих зонах и, если они демонстрируют свою эффективность, то их функционирующие механизмы могут быть внедрены в экономику всей страны.

Особым видом СЭЗ являются оффшорные зоны. Термин «оффшор» (англ. Off-shore - вне берега) широко распространен в деловой практике. Государство, имеющее на своей территории оффшорную зону, обеспечивает в ней высокопрочную банковскую и коммерческую секретность для ее резидентов. В зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством [1].

В конце ХХ в. во всем мире существовало свыше 100 оффшорных зон, причем около 70 % всех оффшорных центров были созданы на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим и геополитическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникативными сетями, вблизи крупных международных финансовых центров [2].

В результате появления новых телекоммуникационных технологий произошло резкое увеличение скорости перемещения международных капиталов, усилилась

конкуренция между новыми «экономиками с благоприятными налоговыми условиями» и возникла целая сеть оффшорных зон, состоящая из четырех основных групп, сформированных по региональному принципу:

1) группа оффшорных зон Карибского бассейна, обслуживающая страны Северной и Южной Америки, находящиеся в одной группе часовых поясов с Нью-Йорком;

2) европейская оффшорная зона, включающая в себя материковые страны, прибрежные анклавы и «независимые» острова, расположенные недалеко от Лондона, -обслуживает страны, находящиеся в европейской группе часовых поясов;

3) оффшорная зона Персидского залива, обслуживающая нефтедобывающие ближневосточные страны;

4) оффшорная зона Юго-Восточной Азии - Гонконг, Сингапур, Вануату и Науру. Эти государства обслуживают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, находящиеся в одном часовом поясе с Токио.

Оформившаяся конфигурация оффшорных зон свидетельствует о том, что финансовый капитал стал таким же важным элементом мировой экономической системы, как торговый и производительный капитал. В отличие от свободных торгово-складских, экспортно-производственных, научно-технологических зон, действующих на относительно локализованных рынках, оффшорные зоны являются участниками мировых валют-но-кредитных и финансовых рынков. Ежедневные операции на мировых валютных и финансовых рынках примерно в 50 раз превышают сделки по мировой торговле товарами [3]. Некоторые страны, и в первую очередь страны третьего мира, активно конкурируют друг с другом за оффшорные инвестиции, поскольку потенциально они являются высокоприбыльными; финансовая глобализация резко сокращает возможности государства

осуществлять контроль над национальной финансовой системой.

О размерах оффшорного бизнеса может говорить число созданных в середине 1990-х гг. оффшорных компаний: в Панаме их зарегистрировано 306 тыс., на Кипре - 27 тыс., на Багамах - более 400 оффшорных банков и трастовых компаний с ежегодным оборотом по счетам более 20 млрд дол. США. В недавнем прошлом по всему миру уже насчитывалось более 3 млн оффшорных компаний [4].

Если проанализировать географию функционирования оффшорных зон, можно сделать вывод, что их объединяет, как правило, отсутствие природных и трудовых ресурсов. Последствия такой ресурсной обделённости нередко проявляются в неразвитости национальной или территориальной экономики, отсутствии внешних и внутренних инвестиций, низком уровне жизни населения. Глобализация дает шанс небольшим бывшим колониальным странам за счет использования налоговой конкуренции в оффшорных зонах существенно улучшить свои финансовые показатели и повысить уровень жизни населения до уровня развитых стран. Поскольку у таких территорий нет возможности торговать материальными ресурсами, они продают юридические адреса, предоставляя при этом освобождение от налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от ее коммерческой активности. Другим ведущим признаком деятельности в режиме оффшора является запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации оффшорной компании [5]. Это позволяет стране, учреждающей оффшор, защитить собственных производителей от иностранной конкуренции.

Страна, обладающая статусом оффшорной зоны, имеет высокую заинтересованность в привлечении участников международного бизнеса, так как каждая фирма, зарегистрированная в данной стране, использует всю имеющуюся финансовую инфраструктуру и производит выплаты в национальный бюджет страны. По данным специалистов, ежегодный фиксированный сбор, представляющей полную отчетность оффшорной компании, колеблется от 150 до 1000 дол. [6].

Оффшорная компания - это термин, характеризующий особый организационно-правовой статус компании, который обеспечивает для нее максимальное снижение налоговых потерь. Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами материнской юрисдикции, где данная компания официально зарегистрирована. Главные особенности оффшорной компании связаны с ее нерезидентным статусом. Это значит, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом, а для ее функционирования достаточно наличия формальных атрибутов компании - владельцев, директоров, устава, банковского счета, комплекта регистрационных документов.

Одной из главных особенностей оффшорной компании является конфиденциальность владения этой компанией, которая обеспечивается институтом номинальных владельцев и номинальных директоров. Это значит,

что в регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц. Услуги номинальных владельцев и директоров обеспечивают секретарские компании, которые специализируются на комплексе услуг по регистрации оффшорных фирм. Управление оффшорной компанией, оформление от ее имени контрактов, распоряжение банковскими счетами и любым имуществом создают гибкий механизм налогового планирования и открывают для ее владельца большой круг деловых возможностей. Функционирование оффшорной компании сопряжено с конфиденциальностью, обеспеченной правовыми нормами и законодательством юрисдикции, в которой она зарегистрирована.

Существует несколько способов использования оффшорных юрисдикций, основными из которых являются два. Первый - оптимизация налоговых платежей и налоговое планирование, его применяют бизнесмены, которые сомневаются в политической и экономической обстановке в своей стране. Они переводят активы своего бизнеса в стабильные в этом плане оффшорные зоны.

Второй способ - использование различных методов уклонения от налогов. Оффшорные зоны предоставляют для этого полный набор финансово-правовых инструментов и схем. Большинство из них предполагают использование оффшорных страховых компаний, банков и простых оффшорных фирм.

Базовый принцип налогового планирования с использованием оффшорных компаний можно сформулировать следующим образом: доходы от деятельности компаний, расположенных в различных географических зонах, поступают в оффшорную компанию (центр прибыли), которая находится в выгодной с налоговой точки зрения юрисдикции. Оффшорные компании могут выступать в качестве разного рода посредников, участников финансовых операций, на их банковских счетах аккумулируются полученные доходы.

Типичной схемой оптимизации налогов при налоговом планировании является использование лицензионных платежей (агентирование). Для того чтобы минимизировать налогообложение, правообладателем объекта интеллектуальной собственности должна быть компания, зарегистрированная в низконалоговой юрисдикции. Другой налоговой схемой является заем денежных средств у оффшорной компании (самофинансирование). Суть её заключается в предоставлении займа материнской организации, которая по договору выплачивает проценты. Размер процентов по таким договорам чаще всего завышен, и таким образом большая часть прибыли переводится в оффшорную зону с минимальным налогообложением. Еще одним способом минимизации налога на прибыль является реализация товаров через оффшорную компанию (трансфертное ценообразование и реинвойсинг) [7].

Основой эффективного функционирования оффшорных зон служит заключение соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения. Цель таких соглашений состоит в следующем: не взимать определенные налоги дважды с одного и того же лица и уберечь его бизнес от одновременного налогообложения в странах, где он получает свой доход. Это дает

возможность легально планировать налоги компании, действующей в другой стране. Например, если юридическое лицо из одной страны-участницы договора (страна А) извлекает прибыль с территории другой страны-участницы (страна Б) через постоянное представительство, то эта прибыль облагается налогом по законодательству страны Б, а при уплате налога в стране А налог, уплаченный в стране Б, засчитывается налогоплательщику (но в размере, не большем, чем налог, причитающийся по законодательству страны А).

Вышеуказанные соглашения закрепляют за каждой страной-участницей право налогообложения только определенных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами при переводе их из одной страны в другую, а также взимание налогов с имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства. В России документом, определяющим сводный перечень ставок налогообложения процентов, дивидендов и роялти приводится в письме Госналогслужбы РФ от 31.05.95 г. № ЮУ-6-06/308 «О ставках налогообложения отдельных доходов, установленных в соглашениях об избежании двойного налогообложения», а также в письмах Госналогслужбы РФ от 21.03.1996 г. №НП-4-06/23н и от 05.02.1997 г. №ВЕ-6-06/105.

Развитие оффшорного сектора мировой экономики на данном этапе все более отчетливо характеризуется двумя в целом разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, небывалым размахом процессов «оффшоризации», с другой, ужесточением борьбы с оффшорными зонами со стороны промышленно развитых государств и международных финансовых институтов. Промышленно развитые страны сегодня крайне негативно настроены в отношении практики использования мировых оффшорных центров своими резидентами. В целях снижения негативного эффекта этой практики они принимают соответствующие законы, ужесточающие контроль за движением капиталов через свои границы и в значительной степени ограничивающие возможности различных типов оффшорных компаний. Мировые державы давно ведут войну с оффшорными зонами, для чего создаются специальные организации финансового контроля (FATF, OFAC, OLAF и др.).

Различные правоохранительные органы могут получить информацию об оффшорных компаниях через регистрационного агента, но, как правило, легче и быстрее добыть необходимую информацию через банк. Если расследование касается налоговых правонарушений, то налоговые органы имеют право в рамках международного сотрудничества направлять друг другу запросы.

Большинство иностранных банков может раскрыть информацию о бенефициаре счета и его операциях по запросу генеральной прокуратуры страны или решению местного суда. Между тем в Швейцарии, Лихтенштейне и Сингапуре налоговые преступления не являются основанием для раскрытия информации о клиенте. В то же время английские банки оставляют за собой право провести собственное расследование. А в США кредитное учреждение выдает информацию о бенефициаре по запросу любого государственного органа.

При этом на международном уровне никаких препятствий работе оффшорных структур не было и нет. Например, уже давно и вполне легально многие из крупнейших банков мира имеют свои отделения и дочерние банки в таких международных банковских центрах, как Багамские острова или Джерси. На Багамских островах действуют около 400 банков из 30 стран, общая сумма их активов составляет 200 млрд дол. На Каймановых островах имеют лицензию около 600 банков, их общие активы - свыше 500 млрд дол. На Джерси работают 64 банка из 17 стран, и в этот список входят 10 крупнейших банков США («Бэнк оф Америка», «Си-тибэнк» и т.д.), 10 крупнейших банков Великобритании («Ройэл Бэнк оф Скотлэнд», «Барклэйз Бэнк» и т.д.), а также по одному крупнейшему банку Швейцарии, Канады, Германии, Ирландии, Израиля, Нидерландов и Испании. Общая сумма банковских депозитов здесь превышает 130 млрд фунтов стерлингов [8].

Россия, вступив в Международную организацию по борьбе с отмыванием денег (РАТР), активно исполняет рекомендации этой организации: прежде всего ужесточает банковское законодательство и контроль в повышении прозрачности корпоративных структур, а также участвует в международном обмене налоговой информацией. В Российской Федерации государственным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Наряду с этой службой контроль над организациями, осуществляющими расчеты с использованием оффшорных компаний, ведут налоговые органы и ЦБ РФ.

В последние годы Федеральная налоговая служба (ФНС) активизировала борьбу с налоговыми схемами. С 1 января 2007 г. вступили в силу поправки в НК РФ, которые существенно расширили полномочия налоговых органов по сбору информации. В настоящее время они вправе запрашивать сведения о сделках проверяемого налогоплательщика практически у любых лиц (ст. 93.1 НК РФ).

На сайтах ФНС России стали публиковаться «черные списки» фирм-однодневок, не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы, список недобросовестных организаций, списки подозрительных зарубежных оффшорных компаний и т.д. В настоящее время Приказом Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н утвержден Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. В данный перечень включены 45 территориальных образования (оффшорные зоны) [9].

На сегодня обширное использование оффшорных зон отечественными компаниями подтверждает тот факт, что российский капитал, ушедший в оффшорные и низконалоговые юрисдикции, реинвестируется

в Россию под видом иностранного. Наглядным примером подтверждения этому служит Республика Кипр. Её площадь составляет 9251 км2, а основные статьи производства приходятся на аграрную сферу, обработку и производство химикалий, рыболовство, туризм. Тем не менее по объему иностранных инвестиций за 2007 г. в экономику России именно Кипр занимает 2-е место (20,7 млрд дол. США). Недалеко от него отстали и другие признанные лидеры оффшорного бизнеса: Люксембург - 4-е место (11,5 млрд дол. США), Швейцария - 6-е место (5,3 млрд дол. США), Виргинские острова - 10-е место (2,1 млрд дол. США) [10].

Многие аналитики оффшорного бизнеса признали, что законодательство Кипра в сфере финансов ориентировано на российский рынок. Либеральная ставка налога на прибыль (с 2003 г. - 10 %), введение дополнительных налоговых льгот для оффшорных компаний, а также исключительно благоприятные положения Соглашения об избежание двойного налогообложения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 г. (ратифицировано Федеральным законом РФ от 17.07.1999 г. № 167-ФЗ) сделали Кипр популярным для российских компаний.

Не менее интересна история создания оффшорных зон в России, начало которой приходится на середину 1990-х гг. Старейшими из них являются учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позже возникли внутренние оффшоры в Алтайском крае, Республике Бурятия, городах Центральной России - Угличе, Курске, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей и пр. За прошедшие годы все эти центры прошли различный путь развития, некоторые так и не стали полноценно функционирующими, в деятельности других наблюдалось много нарушений федерального законодательства и даже активизация криминальных структур, по причине чего они были ликвидированы. Наибольшую известность получили оффшорные зоны Ингушетии, Калмыкии и Алтая: здесь в максимальной степени получило развитие оффшорное законодательство, а также оффшорная практика.

ЗЭБ «Ингушетия» была учреждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики» и статус ее был подтвержден Федеральным законом РФ от 30.01.1996 г. № 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса "Ингушетия"». В соответствии с этими документами ингушскому правительству предоставлялась бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачивались предприятиями, зарегистрированными на территории Ингушетии. Республиканскому руководству была предоставлена полная свобода в вопросах взимания налогов с зарегистрированных в ЗЭБ предприятий, причем эта свобода распространялась не только на местные, но и на федеральные налоги. Уже в первый год существования ЗЭБ бюджет Ингушетии получил более 500 млрд руб. доходов от зарегистрированных компаний. Однако общий итог деятельности

ингушского оффшора оказался, скорее, негативным, это обернулось большими потерями для федерального бюджета и бюджетов регионального уровня, а также существенной криминализацией финансового сектора Ингушетии.

Более успешным оказался опыт функционирования оффшорной зоны в Калмыкии. Режим льготной зоны здесь действовал также начиная с 1994 г., с момента вступления в силу местного Закона «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков». Калмыкия не предлагала своим клиентам льгот по федеральным налогам, ставка была сделана на существенное снижение региональных и местных налогов, что является вполне правомерным в рамках республиканского законодательства. Несмотря на весьма высокий регистрационный взнос результатом такой финансовой политики стала ежегодная регистрация в калмыцком оффшоре более тысячи новых компаний.

Еще одним примером относительно успешного развития внутреннего российского оффшора можно считать эколого-экономический район (ЭЭР) «Алтай», существующий с 1997 г. Распоряжением Правительства РФ от 21.10.1996 г. № 1256 «О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края» администрации Алтайского края было поручено подготовить предложения по созданию СЭЗ на территории края и предоставить их на рассмотрение Правительства РФ. ЭЭР был учрежден в соответствии с Законом Республики Алтай «О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования эколого-экономического района "Алтай". ЭЭР отличала проработанная правовая база регулирования предпринимательской деятельности, наличие пакета корпоративных услуг, отвечающих требованиям международных стандартов. В своем развитии алтайский оффшор активнейшим образом использовал опыт Калмыкии, однако условия, предлагаемые им, были более либеральны.

Несмотря на то, что вступивший в 2005 г. в силу Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [11] прекратил существование ранее созданных ОЭЗ и СЭЗ на территории России, опыт функционирования первых оффшорных зон показал, что в России продолжается формирование сложно структурированного и все более дифференцируемого рыночного хозяйства, где отрабатываются многовариантные схемы деловой практики.

Налоговое планирование способствует превращению простой экономии на налоговых платежах в высокодоходный бизнес не только для развивающихся, но и наиболее развитых государств. Все это вызывает потребность государственных структур и частных компаний в изучении и систематизации разрозненной информации о деятельности оффшорных зон.

Оффшорные зоны являются основным инструментом налогового планирования и оптимизации налоговых платежей в международном бизнесе, поэтому не перестают быть актуальными аспекты организационно-правового регулирования деятельности оффшорных компаний. Особое место занимают проблемы структуризации

коммерческих отношений оффшорных компаний с партнерами, вопросы планирования и создания эффективной структуры компаний в рамках единой группы лиц, составные элементы которой находятся в разных государствах, имеющих собственное налоговое законодательство.

В России формируется своеобразный рынок кооперативных и финансовых услуг на базе льготных налоговых режимов. Поэтому наиболее развитые отечественные компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, будут продолжать использовать международное налоговое планирование посредством оффшорных зон до тех пор, пока налоговые системы различных стран отличаются друг от друга.

Литература

1. Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к оффшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11.

2. Цуканова Г.М. Особая экономическая зона как форма внешнеэкономического развития региона // Внешнеэкономический бюл. 1999. № 1.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М., 2001. С. 396-397.

4. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон // Директор. 1997. № 5.

5. Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика : учеб.-практ. пособие. М., 2004.

6. Ларионова В.А. Финансово-правовой механизм оффшорных зон // Право и экономика. 2007. № 11.

7. Фролова Т.С. Оффшоры. Как оптимизировать налогообложение? // Горячая линия бухгалтера. 2008. № 22.

8. Антишина М.И. Современные опасности и перспективы использования оффшоров в налоговом планировании // Налоги и налогообложение. 2004. № 7.

9. Приказ Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

10. Россия в цифрах - 2008 : стат. сб. М., 2008. Табл. 24.12.

11. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Вступил в силу с 27.08.2005 г. Ст. 40. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Поступила в редакцию 18 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.