циальный закон, который будет принят в ближайшее время. Это объясняется, во-первых, публично-правовым характером регулирования порядка регистрации, а во-вторых, стремлением объединить и упростить сложившуюся систему различных публичных реестров.
Согласно пояснительной записке к Закону о торговых корпорациях авторы законопроекта не стремились найти «чешский путь» регулирования торгового права, поэтому в процессе работы был учтен законодательный опыт в данной области (британский, германский, французский, польский, итальянский, российский, швейцарский и голландский). Говоря о рецепции права ЕС, авторы законопроекта подчеркивают, что ее цель — не дословный перенос переведенных текстов директив ЕС, а перенос в чешское законодательство их адекватного содержания.
Новый Гражданский кодекс и Закон о торговых корпорациях вступают в силу 1 января 2014 г.
В Словацкой Республике, где сегодня действуют и Гражданский кодекс 1964 г., и Торговый кодекс 1991 г., также ведется работа по кодификации соответствующих отраслей законодательства.
Библиографический список
Knapp V. Veke pravni sistemy. Praha, 1996.
Suchoza J., Husar J. a kol. Obchodne pravo. Bratislava, 2009.
Suchoza J. Fenomen «Rekodifikace» — pohyb v zacarovanom kruhu? Zbornik medzinarodneho symposia «Pravo — obhod-ekonomika» (26—28 oktobra 2011). Vydavatelske oddeleni Pravnicke fakulty Univerzity P. Y. Safarika v Kosiciach, 2011.
Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981.
Гражданское и торговое право зарубежных государств. М., 2004.
Обзор VII Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся
24 октября 2012 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) состоялись VII Ежегодные научные чтения, посвященные памяти профессора С. Н. Братуся, на тему «Новое в гражданском законодательстве: баланс публичных и частных интересов». Со вступительным словом к участникам чтений обратилась директор ИЗиСП академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т. Я. Хабриева. Выбор предложенной темы она объяснила необходимостью найти правильное и эффективное соотношение публичных и частных элементов в системе регулирования современных гражданско-правовых отношений, особенно в контексте обсуждения проекта федерального закона «О вне-
сении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект ГК РФ), рассматриваемого в настоящее время Государственной Думой.
Сегодня становится все более очевидным, что публичный интерес, традиционно противопоставляемый частному, состоит в создании условий для удовлетворения и правомерной реализации частных интересов. Наблюдаются две тенденции: с одной стороны, сфера публично-правового регулирования расширяется, нарастают императивные предписания и ограничения. Государство ограничивает свободу договора в целях защиты прав потребителей
и развития конкуренции, накладывает на собственников публичные обязанности. С другой стороны, традиционные цивилистические конструкции проникают в отношения с участием органов публичной власти, например государство облекает в форму оказания услуг выполнение своих функций. Изучается вопрос об использовании концессионных договоров при решении социальных проблем. Бизнес-сообщество активно продвигает идеи либерализации Гражданского кодекса, но разбалан-сировка публичного и частного регулирования небезопасна: она может привести к незащищенности слабой стороны правоотношения.
В докладе советника Президента РФ, Председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, Председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. Ф. Яковлева было обращено внимание на то, что право только изучается по отраслям, а действует в целом. Оно призвано разными методами обеспечивать частные и публичные интересы в оптимальном соотношении: гарантировать свободу и установить ее границы, предусмотреть права и одновременно обязанности.
Совершенствование гражданского законодательства предполагает дальнейшее развитие способа регулирования, который характерен для гражданского права: наделение участников экономических отношений свободой и необходимым набором прав как средств удовлетворения их индивидуальных частных интересов. Внесение изменений в ГК РФ позволит увеличить число диспозитивных норм, ввести защиту владения от самоуправных действий, расширить перечень вещных прав.
Вместе с тем, для того чтобы гражданское право действовало эффек-
тивно, нужны определенные «подпорки» публично-правового характера. Без них частные права станут «проваливаться» и не будут надлежащим образом защищены. Поэтому принцип добросовестности должен пронизывать «ткань» ГК РФ, определяя границу свободы, ее меру.
Государственная регистрация юридических лиц, прав на недвижимость, некоторых интеллектуальных прав должна быть достоверной и обслуживать гражданский оборот, обеспечивая его устойчивость. Недостоверный, фальшивый государственный реестр хуже хаоса. Нотариальное удостоверение перехода вещных прав создаст правовую безопасность участников оборота в отношении наиболее ценного имущества. Задача нотариуса проверить истинность фактических обстоятельств и сопроводить исполнение заключенного договора.
Докладчик привел вопиющие примеры нарушения прав граждан в сфере долевого строительства, которые показывают, что рынок сам по себе в отсутствие надлежащего правового регулирования не может гарантировать правопорядок. Когда начался кризис, на Западе появилось новое законодательство. В США в срочном порядке был разработан колоссальный по объему закон о финансовом контроле и защите граждан в сфере оборота финансовых инструментов. Открытость, контроль, предупреждение, ответственность — вот что обеспечивает защиту частных прав1.
Председатель Федерального арбитражного суда Центрального округа доктор юридических наук О. М. Сви-риденко сосредоточил внимание на проблемах правового регулирования создания и прекращения юридических лиц. Изложив некоторые теории юридического лица, он охарак-
1 См. также: Яковлев В. Ф., Талапина Э. В.
Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 5—16.
теризовал существующую в России систему государственной регистрации юридических лиц как несовершенную, способствующую проявлению злоупотреблений. Принцип достоверности реестра должен быть реализован в полной мере, в связи с чем необходимо проведение обязательной проверки достоверности сведений, вносимых в реестр, особенно их изменений. В качестве образца докладчик привел порядок, действующий в Германии и Нидерландах.
Рассматривая проявления частных и публичных интересов в корпоративном праве, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова доктор юридических наук, профессор Е. А. Суханов выступил против «экономизации» права. По его убеждению, право, включая гражданское, не является средством снижения издержек, оно должно иметь нравственную, справедливую основу. Нормы же Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», как и проект федерального закона «О публичных компаниях», аморальны, безнравственны. Они выводят указанные юридические лица из-под действия общих норм и отражают узкочастные интересы, противоречащие публичным.
Доклад судьи Европейского суда по правам человека, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ доктора юридических наук Д. И. Дедова был посвящен аффилированности. Он констатировал, что в ГК РФ отсутствуют положения об аффилированных лицах, а устаревшая, плохо сформулированная норма о них продолжает существовать в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-Х «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»2. Между тем в со-
2 Названный Закон, за исключением положений об аффилированных лицах, признан утратившим силу.
временной экономике вертикально-интегрированных структур и холдингов имеется немало примеров участия в таких образованиях независимых лиц (миноритариев, квалифицированных инвесторов, соинве-сторов отдельных проектов), интересы которых могут пострадать в случае отсутствия у них информации об аффилированных лицах. Как свидетельствует арбитражная практика, аффилированность встречается почти в каждом корпоративном споре. Докладчик поддерживает позицию Минэкономразвития России о включении норм об аффилированных лицах в ГК РФ и считает, что положения о сделках с заинтересованностью должны стать частью общих положений о юридических лицах ГК РФ.
Главный научный сотрудник Института государства и права РАН доктор юридических наук, профессор В. Е. Чиркин настаивает на введении в российское законодательство категории «юридическое лицо публичного права» и ее легальном определении. Это позволит наложить на такого рода юридические лица дополнительные обременения, например обязанность доказывания в случае рассмотрения юрисдикци-онным органом спора с юридическим лицом частного права или физическим лицом.
Макро- и микроуровни правового регулирования имущественных отношений в сфере экономики предложил различать главный научный сотрудник ИЗиСП доктор юридических наук, профессор В. П. Мозолин3.
Заместитель начальника юридического управления Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» кандидат юридических наук А. В. Кряжков со-
3 Подробнее об этом см.: Мозолин В. П. О макро- и микроправовом регулировании комплексных имущественных отношений в сфере экономики // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 19—28.
средоточил внимание на правовом регулировании деятельности названной организации.В докладе указывалось, что правовой статус Агентства по страхованию вкладов имеет двойственную природу и совмещает в себе частноправовые и публичные элементы.
С критикой положений о юридических лицах, содержащихся в проекте ГК РФ, выступил заведующий кафедрой гражданского права Российской академии правосудия доктор юридических наук, профессор В. К. Андреев. К числу некоммерческих корпораций проект относит общественные организации, ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, тогда как такие юридические лица не являются корпоративными организациями. Вместо пяти уровней правового регулирования предпринимательских корпораций, предлагаемых проектом ГК РФ, докладчик настаивает на закреплении трех следующих уровней:
положения ГК РФ о хозяйственных товариществах, обществах, производственных кооперативах;
законы об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и производственных кооперативах;
законы о хозяйственных обществах и производственных кооперативах в отдельных сферах экономики и об отдельных направлениях экономической деятельности (законы о банках и банковской деятельности, страховой деятельности, инвестиционных фондах, приватизации государственного и муниципального имущества, народных предприятиях и т. п.).
Проблемам правового регулирования одного из направлений экономической деятельности — инвестиционной деятельности в градостроительстве было посвящено выступление ведущего научного сотрудника ИЗиСП кандидата юридических наук Е. А. Галиновской, которая под-
черкнула, что и градостроительная, и инвестиционная деятельность представляют собой совокупность реально существующих общественных отношений. Долгое время законодательство об инвестициях и законодательство о градостроительстве развивались независимо друг от друга. Градостроительная деятельность, направленная на развитие территорий и регионов и имеющая большое общественное значение, далеко не всегда интересна для инвестора, стремящегося получить прибыль от капиталовложений. Более выгодно возведение жилья, торговых комплексов, автостоянок и других подобных объектов. В то же время в обустройстве территорий, разбивке садов, парков, оформлении набережных, строительстве школ, больниц, спортивных и культурных комплексов частный инвестор видит скорее затраты, чем прибыль.
Для решения проблемы необходимо гармонизировать градостроительное, земельное законодательство и законодательство об инвестиционной деятельности, обеспечив инвестиционную привлекательность регионов, территорий или отдельных проектов. Градостроительные решения должны быть основаны на законе и иметь плановый характер, базироваться на федеральных, региональных, местных проектах устойчивого развития территорий, документах территориального планирования и градостроительного зонирования. Регулирование инвестиционной деятельности в градостроительстве важно рассматривать в качестве регулирования системы взаимосвязанных инвестиционных отношений, конечная цель которых — преобразование и развитие территории как комплексного объекта инвестирования. Информация о градостроительной документации, наличии свободных для застройки земель и иные существенные для инвестора сведения должны быть достоверными и публичными. С этой точки зрения важно наличие правил землепользова-
ния и застройки, генеральных планов и других документов территориального планирования, завершение постановки земельных участков на кадастровый учет с достоверными и четкими сведениями о категории и разрешенном использовании земельных участков. Площадь и качество предоставляемых земельных участков должны быть достаточными для решения социальных и экономических проблем региона путем капитальных вложений. Целесообразно развивать институт предоставления земельных участков для комплексного освоения, распространяя его на все виды отношений в области строительства4.
Заместитель заведующего отделом гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук О. В. Гутников, тема выступления которого была посвящена корпоративному праву в Российской Федерации, считает, что в целях определения предмета корпоративного права к корпорациям в широком смысле следует относить любые юридические лица. Законодательство о юридических лицах необходимо кодифицировать и включить непосредственно в ГК РФ. В нем должен быть раздел (или часть), включающий общие положения о юридических лицах, нормы об отдельных институтах (органах юридических лиц, их компетенции и ответственности, о правовой природе решений органов юридических лиц, правах учредителей и участников юридических лиц, конфликте интересов, реорганизации, ликвидации, крупных сделках, сделках с заинтересованностью и т. д.), а также специальные положения об отдельных видах юридических
4 Подробнее об этом см.: Галиновская Е. А. Правовые проблемы инвестиционной деятельности в градостроительстве // Новое в гражданском законодательстве: баланс публичных и частных интересов: матер. для VII Ежегодных науч. чтений памяти проф. С. Н. Братуся / отв. ред. Н. Г. Доронина. М., 2012. С. 374—382.
лиц. Особенности деятельности различных юридических лиц в качестве благотворительных, саморегулируемых организаций, политических партий, профсоюзов могут быть закреплены в специальных законах.
Доцент кафедры гражданского права и процесса Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск) кандидат юридических наук, доцент Ю. В. Виниченко проанализировала ограничения гражданских прав в пользу соседей, предусмотренные в проекте ГК РФ. Выступающая отметила, что, хотя соседское право и не ново для отечественного законодательства, этот институт находится на стадии становления и пока чаще всего соседи прибегают к административным способам защиты своих прав. Были отмечены неточности, неясности проекта ГК РФ, в частности, что именно подлежит ограничению в пользу соседей — само право или его осуществление, чье право — собственника или иного владельца; в отношении каких объектов возникают соседские права. В выступлении обращалось внимание на значение медиативных процедур в урегулировании соседских конфликтов5.
Профессор кафедры гражданского права юридического факультета Кубанского государственного университета (г. Краснодар) кандидат юридических наук Т. Д. Чепи-га посвятила выступление проблемам правопреемства при банкротстве физических лиц. Она выразила несогласие с суждением о допустимости оспаривания со стороны кредиторов должника его отказа от наследства как односторонней сделки. Нормы ст. 612 и 615 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
5 Подробнее об этом см.: Виниченко Ю. В. Частные и публичные интересы в ограничении гражданских прав в пользу соседей // Новое в гражданском законодательстве: баланс публичных и частных интересов. С. 181—191.
регламентируют оспаривание сделок должника, заключенных на возмездной основе и являющихся двусторонними. Нельзя ни оспорить отказ должника от наследства в целях обращения взыскания по долгам должника, ни понудить должника принять наследство. Возможность использовать наследство для пополнения конкурсной массы в целях удовлетворения требований кредиторов зависит исключительно от волевого решения должника-наследника о принятии наследства.
Регулирование института ответственности наследников по долгам наследодателя в ГК РФ, по мнению Т. Д. Чепиги, является неполным. Для определения состава и стоимости наследства, возможности покрыть долги за его счет необходимо проводить инвентаризацию наследства. В решении нуждаются также вопросы об очередности погашения долгов, способах и порядке их обеспечения, включая те долги, срок исполнения которых не наступил, о допустимости введения применительно к наследству процедур, аналогичных порядку, условиям и последствиям банкротства, с учетом особенностей, предусмотренных для банкротства индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Заведующая отделом гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП доктор юридических наук Н. Г. Семилютина попыталась раскрыть подлинную причину появления таких новых организационно-правовых форм юридических лиц, как хозяйственные партнерства и инвестиционные товарищества, возникновение которых обусловлено развитием Сколково. По ее мнению, хозяйственное партнерство, по сути, представляет собой коммандитное товарищество, а инвестиционное товарищество — это инвестиционный фонд с управляющей компанией. Новые формы понадобились потому, что законодательство о паевых инвестиционных
фондах, устанавливающее жесткие требования к публичной отчетности, оказалось «неудобным». Однако иностранных инвесторов конфиденциальностью привлечь не удастся, они не пойдут на риск и вкладывать свои средства в компании, осуществляющие инвестиционную деятельность на основании секретного договора, не станут6.
Признание и приведение в исполнение иностранных решений органов международного коммерческого арбитража стало темой выступления заведующей отделом международного частного права ИЗиСП доктора юридических наук И. О. Хлестовой. В условиях развития глобализации, расширения и углубления процессов экономической интеграции, интенсификации внешнеэкономической деятельности все более широко используется международный коммерческий арбитраж как средство разрешения внешнеэкономических споров. Он обладает рядом достоинств: быстрота разбирательства, добровольность подчинения спора арбитражу, высокий уровень компетентности арбитров, конфиденциальность рассмотрения споров, сравнительная дешевизна разбирательств.
Существуют три теории о природе международного коммерческого арбитража: договорная теория (частноправовая природа), процессуальная теория (публично-правовая) и теория о том, что арбитраж является институтом частного и публичного права. Последней концепции придерживается и И. О. Хлестова.
В выступлении были выделены два основных направления международно-правового регулирования международного коммерческого арбитража: унификация норм, обес-
6 См. также: Семилютина Н. Г. Проблема соотношения гражданского законодательства и специального законодательства о рынке финансовых услуг (на примере Федерального закона «Об инвестиционном товариществе») // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 116 — 124.
печивающих единообразие в разрешении споров, и создание правовой базы для признания исполнения иностранных решений. Признание и приведение в исполнение иностранных решений органов международного коммерческого арбитража регламентируются Нью-Йоркской конвенцией 1958 г. Ее успех обусловлен в первую очередь тем, что универсального международного договора, обеспечивающего признание и приведение в исполнение иностранных решений государственных судов, не существует. В России иностранные арбитражные решения исполняются при условии, что они вынесены в стране, участвующей в Нью-Йоркской конвенции, а если они вынесены в других странах — при наличии фактической взаимности.
Нью-Йоркская конвенция, не определяя единообразного порядка признания исполнения иностранных арбитражных решений, устанавливает основания для отказа в их признании и исполнении. Аналогичные основания содержит Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». В выступлении были проанализированы проблемы применения указанных оснований. В частности, в последнее время стороны чаще ссылаются на публичный порядок в тех случаях, когда международный коммерческий арбитраж применял российское право, однако согласно ст. 1193 ГК РФ лишь применение нормы иностранного права может противоречить публичному порядку7.
Старший научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук С. В. Соловьева рассмотрела вопросы, связанные с конфликтом интересов в некоммерческих юридических лицах. Законодательство не
7 Подробнее об этом см.: Хлестова И. О. Признание и приведение в исполнение иностранных решений органа международного коммерческого арбитража // Новое в гражданском законодательстве: баланс публичных и частных интересов. С. 408—418.
содержит общих положений о конфликте интересов, а в специальных законах, регулирующих деятельность юридических лиц, созданных в тех или иных организационно-правовых формах, положения о конфликте интересов закреплены с разной степенью разработанности. Конфликт интересов может возникнуть как во внешних отношениях, т. е. между некоммерческим юридическим лицом и обществом, государством, другими юридическими лицами, кредиторами, так и внутри некоммерческого юридического лица между его членами, учредителями и органами управления, работниками, группами членов, различными органами. Правовая конструкция «конфликт интересов» чаще используется в законодательстве о некоммерческих организациях, тогда как порядок заключения сделок с заинтересованностью — один из элементов конструкции конфликта интересов — определяется законами о коммерческих юридических лицах.
Старший научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук О. М. Сакович проинформировала участников чтений о новой кодификации гражданского законодательства в Чехии, где в 2012 г. были приняты три важнейших закона, вступающих в силу 1 января 2014 г.: Гражданский кодекс; Закон о торговых товариществах и кооперативах; Закон о международном частном праве.
Ведущий научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук, доцент Б. А. Булаевский полагает, что презумпции в праве выступают универсальным способом выражения конкретных интересов. Они призваны восполнить неопределенность в фактических отношениях, но могут быть опровергнуты.
Участниками чтений были одобрены рекомендации.
М. Л. Шелютто,
ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук
Рекомендации VII Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся, на тему «Новое в гражданском законодательстве: баланс публичных и частных интересов» (г. Москва, 24 октября 2012 г.)
Обсуждение в рамках VII Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся, позволило исследовать существующие теоретические и практические узловые проблемы, связанные с характером и объемом предстоящих изменений гражданского законодательства.
Поиск оптимального баланса в соотношении частных и публичных интересов характерен для всей истории развития гражданского права. Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой в первом чтении, предлагает свое видение такого баланса с учетом достижений европейских частноправовых доктрин и реальностей социально-экономического развития нашей страны, отражаемых в судебной практике.
Нормы частного и публичного права должны находиться в состоянии непрерывно функционирующей юридической совместимости. Решение задачи правильного соотношения публичного и частного права требует усилий ученых разной специализации.
Участники научных чтений обозначили основные направления совершенствования гражданского законодательства, учитывающие соотношение публичных и частных элементов в сложной системе регулирования имущественных отношений в экономической, социальной и экологической сферах, взаимодействие публичного и частного интересов.
1. Совершенствование российского гражданского права направлено на его прогрессивное развитие и обеспечение
эффективной правовой основы модернизации экономики России при сохранении преемственности и стабильности гражданского законодательства. Вместе с тем достижение законодателем вышеуказанных целей невозможно без определения границ баланса частных и публичных интересов при реформировании конкретных институтов гражданского права (например, при решении вопроса о границах свободы договора в корпоративных отношениях).
2. Участники научных чтений подчер -кивают, что достижение баланса частных и публичных интересов при реформировании гражданского законодательства предполагает прежде всего синхронизацию процессов модернизации гражданского законодательства и положений бюджетного, налогового, валютного, земельного, природоохранного, процессуального, административного, уголовного законодательства и других отраслей.
3. Учитывая, что в сферу регулирования со стороны публичного и частного права может входить один объект регулирования, требуется научный подход, чтобы найти компромиссное решение коллизии интересов участников общественных отношений. Действующее законодательство не содержит общих положений о конфликте интересов в гражданско-правовых отношениях, и их целесообразно разработать.
4. Поиск оптимальной модели баланса частных и публичных интересов особенно актуален для корпоративных отношений.
Построение стабильной, четкой и логически не противоречивой системы корпоративного законодательства включает в себя задачу предоставить
универсальные гарантии защиты права собственности, не создавать основы для возникновения корпоративных конфликтов, а также в целом ликвидировать неопределенность в корпоративных отношениях. Решение этой задачи позволит повысить инвестиционную привлекательность российской экономики и снизит мотивацию инвесторов по уводу активов в иностранные (в том числе офшорные) юрисдикции.
Реформа корпоративного права как системы законодательства о юридических лицах должна быть основана на концептуальном осмыслении корпоративного права в качестве подотрасли гражданского права, определении в законе основных принципов и институтов корпоративного права, особенностей и правовой природы регулируемых им отношений.
5. Текущая реформа системы российского гражданского законодательства предполагает коренное преобразование институтов вещного права.
Актуальность системных и качественных преобразований законодательства о вещных правах обусловлена модернизацией российской экономики, усложнением имущественного оборота, отсутствием последовательной и детальной регламентации отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением вещами, которые уже складываются в практике имущественных отношений, в том числе под влиянием международного опыта.
Создание развернутой, внутренне непротиворечивой и эффективной системы правового регулирования вещных прав предполагает:
формулировку общих положений о вещных правах непосредственно в тексте Гражданского кодекса РФ (понятие, признаки, виды, способы защиты, система вещных прав, виды и правовой режим их объектов);
совершенствование действующего законодательства о вещных правах посредством гармонизации положений Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства, анализа сложившихся тенденций правоприменительной практики;
создание моделей правового регулирования неизвестных действующему законодательству Российской Федерации вещных отношений (преимущественное право покупки земельного участка, право вещных выдач и др.) на основе взвешенного анализа последствий их законодательного закрепления.
Методология правовых преобразований в сфере вещного права должна основываться на выявлении действительной экономической необходимости и широком общественном обсуждении предлагаемых законодательных решений, глубоком изучении и взвешенном заимствовании зарубежного опыта регулирования вещных правоотношений, традициях законотворчества и правоприменения, сложившихся в Российской Федерации.
Участники чтений отмечают следующие конкретные задачи совершенствования законодательства о вещном праве:
более четкая нормативная регламентация разграничения вещных и обязательственных прав;
выделение особых признаков ограниченных вещных прав и закрепление их соотношения с общими признаками вещных прав;
развитие форм землепользования, уточнение подходов к определению земли как объектов права;
детализация бремени содержания имущества;
закрепление презумпции права собственности за владельцем движимой вещи;
конкретизация роли и места института владения в законодательстве о вещном праве;
уточнение субъектного состава, объекта, последствий нарушения и способов защиты соседских прав.
6. В современных условиях развития рынка требуется адекватное, соответствующее международным стандартам регулирование механизма расчетов по операциям (сделкам), совершенным на организованном (биржевом) рынке.
7. Современный порядок регулирования отношений в сфере доступа к услугам по передаче электрической энергии
и оказания этих услуг идет вразрез с такими основными принципами реформы электроэнергетики, как свободное взаимодействие субъектов отрасли, установление свободных конкурентных отношений, создание открытых рынков.
В связи с этим при реформировании гражданского законодательства целесообразно вернуться к существовавшей ранее модели субабонентских отношений (ст. 545 ГК РФ) в части передачи электроэнергии по электросети смежного абонента. Регулирование данных отношений должно основываться на принципе свободы договора и не может предусматривать необходимости наделения смежного потребителя статусом сетевой организации для получения оплаты его услуг.
8. В настоящее время повышается роль гражданского права в регулировании отношений в социальной сфере. Необходимо развивать договорные формы, на основе которых функции по оказанию социальных услуг передаются на исполнение частным структурам вместе с возложением на них обязанности финансирования соответствующей сферы деятельности.
9. Сегодня особое социальное значение приобретает проблематика поиска баланса частных и публичных интересов в жилищной сфере.
Участники чтений обращают внимание на необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс РФ, предусматривающих, что протокол общего собрания граждан, на котором принято решение о создании жилищно-строительного кооператива и об утверждении его устава, должен подписываться всеми участниками собрания, проголосовавшими за принятие таких решений; в примерный перечень вопросов компетенции общего собрания кооператива, который отсутствует в Жилищном кодексе РФ, следует внести: принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности кооператива.
10. Показателем гармоничного соотношения публичных и частных интересов в том или ином государстве явля-
ется существование в нем социально и экологически ориентированного бизнеса. К мерам стимулирования экологически ориентированного бизнеса можно отнести: упрощение государственного регулирования для предприятий, прошедших процедуру экологического аудита или имеющих полис добровольного экологического страхования; установление преимуществ для экологически безопасной продукции, имеющей соответствующие сертификаты, в рамках государственного или муниципального заказа; ограничение или запрет на захоронение определенных видов отходов производства и потребления; стимулирование посредством государственных программ «зеленого» строительства; разработка и внедрение «зеленых» стандартов.
Значительным толчком к развитию такого бизнеса могла бы стать ратификация Российской Федерацией Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и присоединение к Протоколу по стратегической экологической оценке к указанной Конвенции. Данные международные соглашения предусматривают обязательное проведение экологических оценок инвестиционных проектов экологически потенциально опасных объектов и видов деятельности, государственных планов и программ на предмет их возможного воздействия на окружающую среду, а также выработку мер по предотвращению или минимизации такого воздействия.
11. Для обеспечения экономической базы проведения местными властями эффективной политики в отношении субъектов экономической деятельности необходимо:
закрепление за местным самоуправлением на постоянной долговременной основе дополнительных налоговых источников не только имущественного, но и экономического характера (например, хотя бы небольшой части налога на прибыль, как это было до 2004 г.);
ускорение завершения процесса закрепления публичной собственности на землю и формирования фонда муниципальных земель;
изменение принципов формирования муниципального имущества, в первую очередь исключение из Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения о необходимости отчуждения муниципального имущества, не соответствующего перечню, установленному в ст. 50 названного Закона;
введение специальных критериев выбора исполнителя муниципального заказа для муниципальных образований, особенно небольших (сельских поселений), например осуществление ими деятельности на территории муниципалитета, размещение муниципального заказа с условием длительной (в течение нескольких лет) поставки товаров и оказания услуг заявленного качества.