и публичных интересов, который законодатели во все времена решали в пользу общества и государства. Действующее законодательство содержит перечень механизмов урегулирования частных интересов некоммерческих юридических лиц и публичных интересов общества и государства, к которым можно отнести:
публичную отчетность о своей деятельности и использование имущества;
отказ в государственной регистрации некоммерческого юридического лица;
публичное подтверждение продолжения своей деятельности некоммерческим юридическим лицом;
обеспечение открытости и доступности учредительных документов;
судебную ликвидацию некоммерческого юридического лица;
лишение статуса саморегулируе-мой организации;
запрещение деятельности некоммерческого юридического лица.
Как видно, все предложенные механизмы составляют арсенал административного права.
В заключение отметим, что тема конфликта интересов все больше привлекает практиков и ученых, и внимание к этой правовой ситуации вполне оправдано. Поиск новых
механизмов предотвращения, выявление и урегулирование конфликта интересов как законодателями, так и самими участниками гражданского оборота, имеют большое значение в достижении всеми участниками своих целей. Баланс интересов всех лиц, заинтересованных в деятельности юридического лица, способен обеспечить устойчивое развитие тех экономических направлений, в которых осуществляют свою деятельность различные виды юридических лиц.
Библиографический список
Габов А. В. Сделки с заинтересованностью: практика акционерных обществ. М., 2004.
Ельяшевич В. Б. Союзы республиканского Рима // Избранные труды о юридических лицах, объектах гражданских правоотношений и организации их оборота Т. I. М., 2007.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996.
Иоффе О. С. Г ражданское право. Избранные труды. М., 2000.
Михайлов С. В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002.
Осокина Г Косвенные иски: реальность и фикция // Хозяйство и право. 2001. № 1.
Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 1. М., 1991.
Юридическая конфликтология / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995.
Опыт кодификации частного права в Чехии
САКОВИЧ Ольга Марковна,
старший научный сотрудник отдела гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП, кандидат юридических наук
В начале 2012 г. в Чешской Республике были приняты три важнейших нормативных акта: Г ражданский кодекс, Закон о торговых товариществах и кооперативах (Закон о торговых корпорациях) и Закон о между-
народном частном праве1. Утверждению этих законов предшествовали годы серьезной работы законодателей и ученых-юристов над реформой частного права и новой кодификацией действующего законодательства. В настоящей статье мы сосредоточим внимание на отдельных этапах создания нового Гражданского кодекса и Закона о торговых корпора-
1 См.: Sbirka zakonu. 2012. № 89, 90, 91.
циях, отражающих существовавший в Чехии на протяжении 150 лет дуализм частного права.
1. Напомним, что с XVI в. Чехия и Словакия были в составе Австрийской империи Габсбургов, а с середины XIX в. — в составе Австро-Венгерской империи, что во многом определяло развитие их правовых систем. Если в Чехии (Богемии), входившей в состав Австрийской империи, основным источником гражданского права было Общее гражданское уложение 1811 г., то в Словакии, входившей в состав Венгерского Королевства, действовали Временные юридические правила, а также нормы обычного права2. Торговые отношения в Чехии регулировались Общегерманским торговым уложением 1861 г., а в Словакии — венгерским Законом о торговле 1875 г. Таким образом, в Чехии и Словакии с конца XIX в. уже существовал дуализм частного права, «то есть параллельное существование гражданского и торгового за-конодательства»3.
В 1918 г. после распада Австро-Венгерской империи была образована первая Чехословацкая республика, на территории которой одновременно действовали все вышеперечисленные правовые акты, что существенно осложняло правоприменительную деятельность и требовало проведения унификации законодательства. С 1920 г. в республике начались работы по созданию первого чехословацкого гражданского кодекса на фоне постепенного обновления действующего законодательства. При этом разработчики стремились по возможности сохранить и перенять правовые институты и принципы австрийского Общего гражданского уложения.
Законопроект Гражданского кодекса был подготовлен правитель-
2 См.: Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981. С. 384; Knapp V. Veke pravni sistemy. Praha, C. H. Bech, 1996. S. 136 a nasl.
3 Г ражданское и торговое право зарубеж-
ных государств. М., 2004. С. 48.
ством Чехословацкой республики в 1937 г. Он базировался на дуализме частного права и задумывался авторами в качестве общегражданского кодекса, регулирующего частную сферу правоотношений и содержащего нормы о лицах, вещах, сделках, а также исключительных правах, в том числе авторских, вексельных и др. По мнению специалистов, законопроект был выполнен на достаточно высоком юридико-техническом и научном уровне (что позволило спустя много лет использовать его в процессе создания ГК 2012 г.), однако в силу исторических и политических причин не был реализован на практике.
В 30-х гг. XX в. в Чехословакии велись работы над проектом единого Торгового кодекса (в 1937 г. были опубликованы его «Основные положения»). Но и он остался в статусе проекта.
После Второй мировой войны политическая ситуация в Чехословакии также не была благоприятной для реализации проектов Гражданского и Торгового кодексов 1937 г. Таким образом, вплоть до 1950 г. область частного права регулировалась законами, действовавшими в Чехословакии в довоенное время: австрийским Общим гражданским уложением, Общегерманским торговым уложением, обычным правом и венгерским Законом о торговле.
Сегодня чешские и словацкие ученые-цивилисты по-разному оценивают факт рецепции первой Чехословацкой республикой системы частного права бывшей Австро-Венгерской империи. К примеру, в пояснительной записке к проекту Гражданского кодекса Чехии 2012 г. подчеркивается значение принципов классической европейской цивилистики в процессе создания нового гражданского кодекса для возвращения в него классических институтов частного права4. Между тем словац-
4 URL: http://obcanskyzakonik.justice.cz/ cz/navrh-zakona.html.
кий профессор Й. Сухожа считает парадоксом принятие Чехословацкой республикой 1918 г., возникшей на руинах Австро-Венгерской империи, за основу своей правовой системы в области частного права законов уже не существовавшего на тот период государства, а также фактический «перенос» дуализма частного права в правовую систему нового чехословацкого государства, вследствие чего «историческая раздвоенность австрийского и венгерского частного права стала судьбой и чехословацкого частного права на сравнительно продолжительный период»5.
2. Полная «ревизия» частного права и гражданского законодательства началась в Чехословакии с 1948 г. в связи с провозглашением нового политического курса, при котором само существование частных интересов признавалось несовместимым с общественными интересами. При социализме гражданское право Чехословакии, в сущности, регулировалось публично-правовыми методами в целях расширения волюнтаристского вмешательства государственной власти в частную жизнь граждан.
В 1950 г. был принят первый Гражданский кодекс Чехословакии, содержащий общие положения, нормы о вещных правах и обязательствах. При этом некоторые области гражданского права (авторское, семейное, изобретательское), а также хозяйственные договоры регулировались специальными законами. Общая концепция ГК 1950 г., разработанная с классовых позиций, носила публично-правовой характер и базировалась на государственной собственности, приоритете государственного плана и ликвидации
5 Suchoza J. Fenomen «Rekodifikace» — pohyb v zacarovanom kruhu? Zbornik medzinarodneho symposia «Pravo—obhod-ekonomika» (26—28 oktobra 2011). Vydavatelske oddeleni Pravnicke fakulty Univerzity P. У Sa-farika v Kosiciach. 2011. S. 2—12.
частной хозяйственной деятельности. Целью принятия ГК 1950 г. была также унификация чешского и словацкого права.
На ниве бывшего частного права, с одной стороны, появилось место для создания самостоятельных кодексов с элементами комплексного правового регулирования, а с другой — классические отрасли частного права стали регулироваться методами публичного права. В результате гражданское право утратило свой традиционный характер: перестав быть основной отраслью частного права, оно превратилось в одну из дисциплин публичного права.
Несмотря на наличие серьезных концептуальных недостатков ГК 1950 г., связанных с жесткими политическими установками, законодателям в тот период все же удалось сохранить в нем отдельные традиционные правовые институты, правда, наполнив их классовым содержанием. Речь идет, в частности, о закреплении в Гражданском кодексе права застройки; вещного обременения; права на содержание, оговариваемое родителями при передаче крестьянского хозяйства своим детям; права аренды; завещательного отказа и др.
Отметим, что с принятием ГК 1950 г. развитие торгового права в Чехословакии на долгое время было приостановлено6.
3. В 60-е гг. XX в. в Чехословакии началась новая реформа гражданского законодательства. Согласно партийным директивам функция гражданского кодекса как основного регулятора гражданских правоотношений, по сути, была упразднена. После дискуссий о необходимости специального закона, регулирующего хозяйственные правоотношения, в 1964 г. в Чехословакии наряду с Гражданским кодексом был принят Хозяйственный кодекс.
Гражданский кодекс 1964 г. (до сих пор действующий с изменениями
6 См.: Suchoza J., Husar J. a Ьзі. Obchodne pravo. Bratislava, 2009. S. 27.
в Чехии и Словакии) изначально задумывался как кодекс потребительского права. Это вытекало из его концепции, согласно которой гражданские правоотношения разделялись на типичные и нетипичные для социализма, при этом «нетипичным» правоотношениям в главе «Регулирование иных гражданско-правовых отношений» отводилось всего девять параграфов. Таким образом, появился Гражданский кодекс, концептуально усиливший отход от традиций европейского континентального права в целях создания гражданского права, нового по содержанию и форме. По всей видимости, этот кодекс и не предполагалось использовать для регулирования несоциалистического сектора экономики7.
Идеологической основой ГК 1964 г. стала доктрина единства и взаимозависимости интересов гражданина и социалистического общества, при этом гражданское право понималось как инструмент управления обществом, защищающий классовые интересы и ценности. На этом основании правоотношения, возникающие между гражданами, рассматривались как второстепенные, а приоритет отдавался отношениям между гражданами и социалистическими организациями. По той же причине в нем превалировали императивные нормы.
В ГК 1964 г., по сравнению с ГК 1950 г., произошло сужение объема общих понятий, поскольку, как уже отмечалось, он рассматривался не в качестве основного закона, регулирующего имущественные отношения, а только в качестве закона, регулирующего имущественные отношения в области потребления. В текст ГК 1964 г. не были включены многие классические правовые институты (в частности, владение, приобретательная давность, соседские права,
7 См. пояснительную записку к проекту Закона о торговых корпорациях. С. 3—5 (URL: http://obcanskyzakonik.justice.cz/cz/ navrh-zakona.html).
завещательный отказ, лишение наследства и др.) под предлогом, что это институты буржуазного права. Некоторые из них позднее в деформированном виде были возвращены в ГК, например приобретательная давность — «давностное владение».
Отражением социалистического содержания ГК 1964 г. была и новая юридическая терминология. Такие традиционные правовые понятия, как «лицо» и «сторона» договора, заменены публично-правовым понятием «участник», а категория «добрые нравы» — «правилами социалистического общежития».
Хозяйственный кодекс 1964 г. нельзя рассматривать в качестве комплекса норм торгового права. Это был своеобразный правовой акт, регулирующий помимо отношений, возникающих между социалистическими организациями, также отношения, возникающие между этими организациями, с одной стороны, и государством — с другой. В Хозяйственном кодексе, естественно, преобладали нормы публичного права. При этом международные торговые отношения в Чехословакии регулировались Кодексом международной торговли 1963 г., который содержал ряд классических институтов торгового права, в частности в области обязательств.
4. После «бархатной революции» 1989 г. стало очевидным, что действующие Гражданский и Хозяйственный кодексы не соответствуют новым общественным отношениям и противоречат политической и экономической обстановке. Было принято решение приступить к ускоренному и обширному обновлению Гражданского кодекса и созданию Торгового кодекса. В целях урегулирования актуальных в тот период проблем в области гражданского права был принят Закон № 509/1991 «Об изменении и дополнении Гражданского кодекса», сыгравший важную роль в процессе обновления системы частного права. Отметим, что данный Закон должен был действовать вплоть до
принятия нового Гражданского кодекса, поскольку основные усилия законодателя тогда были сосредоточены на создании Торгового кодекса, который должен был заменить Хозяйственный кодекс8.
В пояснительной записке к Закону № 5G9/1991 был определен принцип соотношения Гражданского и Торгового кодексов. Так, коммерческие отношения, отражающие специфику торгового оборота, должны были регулироваться нормами Торгового кодекса, а при отсутствии в нем регулирования конкретного вопроса, в качестве lex generalis, — нормами Гражданского кодекса, т. е. субсидиарно. Правда, констатация этого принципа не исключила появления в Торговом кодексе 1991 г. ряда норм, дублирующих положения ГК.
Одной из целей обновления действовавшего Гражданского кодекса и создания Торгового кодекса 1991 г. было сближение чешского законодательства с правовыми стандартами регулирования сферы частного права, существующими в странах Центральной Европы. При этом в процессе своей работы чешские законодатели обращались и к национальным источникам права социалистического периода, в частности к нормам ГК 1950 г., а также Кодексу международной торговли 1963 г., на основании которых вносились изменения в раздел о вещных правах ГК 1964 г. Принципиальное значение представлял отказ от оснований классификации форм собственности, а также включение в текст вместо раздела об услугах общих положений об обязательствах и отдельных видах договоров.
В общей сложности за период с 199G г. изменения в ГК 1964 г. вносились более 30 раз, в том числе в целях приведения чешского гражданского права в соответствие с директивами ЕС и европейскими стандар-
8 См.: Suchoza J, Husar J. a kol. Op. cit. S. 19—33.
тами. Стимулом внесения отдельных изменений была заинтересованность в повышении качества правового регулирования. Однако зачастую подобные изменения осуществлялись без глубокого анализа и учета всех взаимосвязей, что приводило к правовой нестабильности.
Принятый в 1991 г. Торговый кодекс базировался на законодательстве первой Чехословацкой республики, Кодексе международной торговли, а также германском праве и, соответственно, представлял собой смешение норм и правил, изначально устаревших и зачастую нецелесообразных. Кроме того, быстрое развитие общества и предпринимательской деятельности потребовало многократного внесения изменений в текст Торгового кодекса, что сделало его излишне казуистичным и неудобным в применении, чему способствовал также факт регулирования договоров одновременно Торговым и Гражданским кодексами.
С момента принятия Торговый кодекс был предметом многочисленных серьезных дискуссий чешских юристов и предпринимателей. Внесение в Торговый кодекс на протяжении 20 лет огромного количества изменений и дополнений объяснялось, помимо наличия общественных нужд, также необходимостью гармонизации чешского права с правом ЕС. В результате Торговый кодекс обрел форму весьма объемного и зачастую несогласованного регулятора торговых правоотношений.
5. Вопрос о необходимости новой кодификации частного права был предметом обсуждения в Чехии в течение 20 лет. При этом первые попытки осуществления новой кодификации гражданского законодательства предпринимались еще до распада Чехословакии, а также в середине 90-х гг. XX в. Решением министра юстиции Чешской Республики (январь 2000 г.) работы по подготовке нового Гражданского кодекса были возобновлены, но без прямой связи с предыдущи-
ми попытками. На этой основе разработана концепция и основные направления кодификации, одобренные правительством в апреле 2001 г. В мае 2005 г. министр юстиции представил на общественное обсуждение первый вариант нового Гражданского кодекса, а спустя два года была подготовлена вторая версия законопроекта.
Окончательно проект Гражданского кодекса в постатейной редакции подготовлен в 2009 г. В его тексте нашли отражение не только национальные демократические правовые традиции, но также принципы и стандарты европейского частного права. В работе над проектом нового Г ражданского кодекса был использован и проект Гражданского кодекса первой Чехословацкой республики 1937 г., а также гражданские кодексы Австрии, Германии, Италии, Нидерландов и Швейцарии.
Новый Гражданский кодекс был принят 3 февраля 2012 г. По замыслу законодателя он должен в первую очередь нивелировать существующие в обязательственном праве противоречия и разобщенность, которые были связаны с параллельным регулированием договоров Гражданским и Торговым кодексами. Кроме того, принятый Гражданский кодекс объединил в себе нормы нескольких до сих пор самостоятельных законов: «О семье», «О договоре страхования», «Об объединениях граждан», «О фондах», «О собственности на квартиры» и др. Таким образом, в новом Гражданском кодексе законодатель осуществил объединение частного права, исправив один из главных недостатков ГК 1964 г. — разбросанность по разным законам норм, регулирующих гражданско-правовые отношения.
Гражданский кодекс 2012 г. включает 3081 параграф и разделен на пять частей. По существующей в чешском законодательстве традиции отдельные части ГК делятся на главы, разделы и подразделы.
Часть первая «Общая часть» (§ 1—654) содержит общие положения о предмете и основных принципах регулирования, положения о лицах и представительстве, положения о вещах и их классификации, а также нормы о юридических фактах.
Часть вторая «Семейное право» (§ 655—975) состоит из трех глав: брак (общие положения о браке, порядке заключения брака, фиктивности и недействительности брака; правах и обязанностях супругов; прекращении брака); родство и свойство; опека и попечительство.
Часть третья «Абсолютные имущественные права» (§ 976—1720) включает три главы: общие положения; вещные права (владение, собственность, общая собственность, вещные права на чужие вещи, управление чужим имуществом); наследственное право.
Часть четвертая «Относительные имущественные права» (§ 1721— 2990) состоит из трех глав: общие положения об обязательствах; обязательства из договоров; обязательства из деликтов. Данная часть регулирует возникновение, содержание, обеспечение и прекращение обязательств, кроме того, обязательства из отдельных договоров и деликтов.
Часть пятая «Переходные и заключительные положения» (§ 2991— 3081) определяет правила и сроки перехода к новому правовому регулированию.
6. Если гражданское право в европейских демократиях отличается стабильностью, то торговое право, в частности правовое регулирование деятельности торговых товариществ, в последние 30 лет характеризуется динамичным развитием, чему способствует совершенствование финансовых рынков и процесс глобализации. Именно европейское право установило принцип, согласно которому каждый гражданин Европейского Союза может для создания товарищества избрать пра-
во любого государства — члена ЕС. В связи с этим отдельные государства прилагают усилия к созданию на своей территории привлекательной для предпринимательства правовой среды. Так, начиная с 2000 г. полностью или частично изменено торговое законодательство Великобритании, Франции, Италии, Польши, прибалтийских стран, Швейцарии, Германии и Австрии.
Новый чешский Закон о торговых товариществах и кооперативах от 25 января 2012 г. представляет собой вторую часть кодификации частного права и тесно связан с ГК 2012 г. Согласно пояснительной записке к проекту зако-на9 при обсуждении различных вариантов осуществления новой кодификации частного права внимание было сосредоточено на двух из них: 1) коммерциализация Гражданского кодекса и отказ от Торгового кодекса; 2) осуществление параллельного регулирования гражданского и торгового права. Законодатель при разработке концепции Гражданского кодекса остановился на втором варианте, следствием чего явилось прекращение работ над проектом нового Торгового кодекса и начало работ над проектом Закона о торговых корпорациях.
Главным в работе над проектом закона о торговых корпорациях было соблюдение принципа верховенства гражданского кодекса, стремление создать согласованное и гармоничное регулирование частного права путем достижения гармонии гражданского и торгового права. Проект закона о торговых корпорациях не предусматривал создание параллельного правового регулирования конкретных институтов нормами гражданского и торгового законодательства. В результате принятый Закон о торговых корпорациях не дублирует нормы ГК 2012 г., относящиеся к отдельным ви-
9 URL: http://obcanskyzakonik.justice.cz/ tinymce-storage/files/2011/ DZ_zakona_o_ obchodnich_korporacich_2 011 .pdf.
дам юридических лиц, а дополняет и конкретизирует их.
Закон состоит из двух частей. Часть первая включает шесть глав. В главе 1 содержатся общие положения о торговых корпорациях, касающиеся, в частности, порядка их создания, прекращения и ликвидации, органов управления, вкладов и паев, уставного капитала и долей участников. Глава 2 посвящена публичным торговым корпорациям, гл. 3 — коммандитным товариществам, гл. 4 — обществам с ограниченной ответственностью, гл. 5 — акционерным обществам, а гл. 6 — кооперативам (включая жилищные и социальные). Часть вторая содержит заключительные и переходные положения. Всего в законе 786 параграфов.
Закон о торговых корпорациях в отличие от Торгового кодекса не регулирует вопросы недобросовестной конкуренции, не содержит общих положений о юридических лицах и торговых договорах, которые теперь сосредоточены в ГК 2012 г. Договорное право теперь является единым при заключении договоров — как в целях предпринимательства, так и в иных целях. Однако положение предпринимателя будет иметь значение при толковании договоров, в частности, если одной из сторон является потребитель. В отличие от действующего регулирования Закон о торговых корпорациях строго придерживается конституционного принципа «что не запрещено, то разрешено», а также принципа свободы договора.
Закон не содержит детального регулирования ведения торговых книг и бухгалтерской документации, несмотря на наличие традиций в этой области (к примеру, торговые книги были предметом регулирования австрийского Общего гражданского уложения и Общегерманского торгового уложения). Кроме того, в Закон не включены положения о ведении торгового реестра в целях переноса регулирования этих вопросов в спе-
циальный закон, который будет принят в ближайшее время. Это объясняется, во-первых, публично-правовым характером регулирования порядка регистрации, а во-вторых, стремлением объединить и упростить сложившуюся систему различных публичных реестров.
Согласно пояснительной записке к Закону о торговых корпорациях авторы законопроекта не стремились найти «чешский путь» регулирования торгового права, поэтому в процессе работы был учтен законодательный опыт в данной области (британский, германский, французский, польский, итальянский, российский, швейцарский и голландский). Говоря о рецепции права ЕС, авторы законопроекта подчеркивают, что ее цель — не дословный перенос переведенных текстов директив ЕС, а перенос в чешское законодательство их адекватного содержания.
Новый Гражданский кодекс и Закон о торговых корпорациях вступают в силу 1 января 2G14 г.
В Словацкой Республике, где сегодня действуют и Гражданский кодекс 1964 г., и Торговый кодекс 1991 г., также ведется работа по кодификации соответствующих отраслей законодательства.
Библиографический список
Knapp V. Veke pravni sistemy. Praha, 1996.
Suchoza J., Husar J. a kol. Obchodne pravo. Bratislava, 2009.
Suchoza J. Fenomen «Rekodifikace» — pohyb v zacarovanom kruhu? Zbornik medzinarodneho symposia «Pravo — obhod-ekonomika» (26—28 oktobra 2011). Vydavatelske oddeleni Pravnicke fakulty Univerzity P. Y. Safarika v Kosiciach, 2011.
Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981.
Гражданское и торговое право зарубежных государств. М., 2004.
Обзор VII Ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся
24 октября 2012 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) состоялись VII Ежегодные научные чтения, посвященные памяти профессора С. Н. Братуся, на тему «Новое в гражданском законодательстве: баланс публичных и частных интересов». Со вступительным словом к участникам чтений обратилась директор ИЗиСП академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т. Я. Хабриева. Выбор предложенной темы она объяснила необходимостью найти правильное и эффективное соотношение публичных и частных элементов в системе регулирования современных гражданско-правовых отношений, особенно в контексте обсуждения проекта федерального закона «О вне-
сении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект ГК РФ), рассматриваемого в настоящее время Государственной Думой.
Сегодня становится все более очевидным, что публичный интерес, традиционно противопоставляемый частному, состоит в создании условий для удовлетворения и правомерной реализации частных интересов. Наблюдаются две тенденции: с одной стороны, сфера публично-правового регулирования расширяется, нарастают императивные предписания и ограничения. Государство ограничивает свободу договора в целях защиты прав потребителей