изводства по делу о несостоятельности (банкротстве), регулируемых нормами материального и процессуального права, направленных на соблюдение баланса интересов должника и кредиторов, обеспечивающих стабильность экономики государства. Таким образом, это предполагает процессуальный порядок рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) с при-
менением материально-правовых норм при активной роли организатора процесса — арбитражного суда, осуществляющего свои полномочия в соответствии с нормами публично-правового контроля.
Библиографический список
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 6.
СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222; 2002. № 43. Ст. 4190.
Инвестиционное законодательство и модернизация экономики
ДОРОНИНА Наталия Георгиевна,
заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук
Введение. Инвестиционное законодательство играет важную роль в решении задачи модернизации экономики, а также, как частный случай, в создании международного финансового центра, который является рынком капиталов, или рынком инвестиций. Развитие его означает значительное облегчение доступа предпринимателя к ресурсам, лежащим в основе расширенного воспроизводства. В решении названных задач важную роль играет учение С. Н. Братуся.
Прежде уточним, что понимается под инвестициями и инвестиционным законодательством. В Российской Федерации к инвестиционному законодательству относятся федеральные законы от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хо-
зяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-Х «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Указанные законы являются нормативной основой для прямых капиталовложений, в том числе, как это следует из последней редакции Федерального закона «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», путем ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период.
Однако модернизация экономики в настоящее время в большей степени связана с развитием портфельных инвестиций, под которыми подразумеваются инвестиции, осуществляемые путем совершения сделок на финансовом рынке. Портфельные инвестиции имеют важное значение для формирования национального рынка (капиталов и товаров), так как обеспечивают необходимые условия для формирования рыночной цены. В конечном счете развитость рыночных отношений обеспечивает оборотоспособность ресурсов, вклю-
чая капиталы, что является важным условием развития современного типа экономики.
Президент РФ Д. А. Медведев поставил задачу создания международного финансового центра в Москве, имея в виду прежде всего современный развитый рынок капиталов. Эта задача может быть решена путем принятия различных мер1, в том числе путем развития рынка портфельных инвестиций.
Основными источниками правового регулирования рынка портфельных инвестиций являются ГК РФ, а также специальные законы: от 20 февраля 1992 г. № 2383-Е «О товарных биржах и биржевой торговле», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и др. Совершенствование правового регулирования инвестиций на финансовом рынке обеспечивают принятые в последнее время законы, например Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью этого Закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения злоупотребления на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Указанный Закон наряду с Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Фе-
1 См.: Распоряжение Правительства РФ от
11 июля 2009 г. № 911-р «О плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации».
дерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительно подняли уровень регулирования российского финансового рынка, приблизив его к уровню регулирования, существующему в странах с развитыми финансовыми рынками, на территории которых действуют международные финансовые центры.
Благодаря внесению дополнений в Налоговый кодекс РФ расширился круг гражданско-правовых сделок, совершаемых на финансовом рынке. Сказанное подтверждает существующую связь между нормативным регулированием в различных отраслях законодательства.
Обращение к вопросам системы законодательства в связи с развитием финансового рынка как рынка инвестиций делает весьма актуальным учение профессора С. Н. Бра-туся об отраслевой принадлежности той или иной нормы, о предмете и системе гражданского права. Его труды являются классикой российской цивилистики. В своих трудах С. Н. Братусь четко определил признаки отраслевой принадлежности норм, принимаемых для целей регулирования экономических отношений в специальных сферах деятельности. Независимо от того, в каком нормативном акте содержится та или иная норма, ее отраслевая принадлежность будет определяться по этим признакам. Отношения, регулируемые нормами гражданского права, отличает то, что к ним применяются принципы диспозитивности и автономии воли сторон при формировании правоотношения.
Особенности инвестиционного законодательства. Общие и специальные нормы гражданского права в трудах С. Н. Братуся. Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно включает нормы частного, публичного и международного права. Инвестиции или осуществление инвестиций —
это совершение юридических действий, направленных на превращение материальных ценностей или денег в капитал, т. е. в стоимость, приносящую прибавочную стоимость или прибыль. Инвестировать — значит не только передать право собственности, в том числе путем внесения вклада, но и приобрести право на получение части прибыли. Частноправовой характер указанных отношений ни у кого не вызывает сомнения. Однако защита субъективных прав, возникающих у сторон при осуществлении инвестиций, обеспечивается в равной степени нормами частного, публичного и международного права (двусторонними соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключаемых Российской Федерацией2).
Инвестиционное законодательство может в равной степени обеспечивать частный и публичный интересы в конкретном правоотношении. Именно частный интерес — получение прибыли — движет субъектами частного права. В законодательстве говорится также о социальном эффекте капиталовложения. При этом подразумевается, что инвестиции, т. е. капиталовложение, может осуществляться и органами публичного права или при их участии либо иными юридическими лицами, действующими при этом в публичном интересе.
Гражданское право, основанное на принципе равенства сторон и обеспечивающее равную степень защиты публичным и частным интересам, оказывается наиболее эффективным в регулировании инвестиционных отношений. Государство может путем вмешательства в частноправовые отношения обеспечить (в случае нарушения) публичный ин-
2 См.: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений».
терес. Однако не следует забывать, что на государство как на участника гражданско-правовых отношений при осуществлении инвестиций возлагается определенная обязанность, за неисполнение которой оно несет гражданско-правовую ответственность, в том числе путем выплаты компенсации.
Заслуга С. Н. Братуся состоит в том, что в регулировании имущественных отношений он разграничил общие и специальные нормы. В ГК РФ содержатся общие нормы, основанные на принципе равенства сторон, свободы договора, автономии воли сторон. Специальные нормы гражданского права касаются конкретных договоров, а также юридических лиц, приспособленных для осуществления инвестиционной деятельности и имеющих ряд особенностей. Включение в ГК РФ всего разнообразия видов договоров и юридических лиц, встречаемых на практике, представляется не столь важным. Здесь уместно процитировать С. Н. Братуся: «Дело в том, что не любое изменение в экономическом содержании влечет за собою появление нового вида правоотношения. Для этого необходимы существенные количественные изменения, приводящие к новому скачку — к изменению фор-мы»3. Чтобы федеральные законы от 29 февраля 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» как источники законодательства, регулирующего корпоративную и договорную формы инвестиций, успешно применялись при осуществлении инвестиционной деятельности, достаточно норм общей части обязательственного права, института доверительной собственности, института общей долевой собственности, общих положений о юридических лицах, содержащих-
3Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 195— 196.
ся в ГК РФ. В специальное законодательство должны быть включены нормы, отличные от положений ГК РФ, свойственные инвестиционным отношениям.
Дальнейшее развитие правового регулирования в специальных нормах может привести к внесению изменений в общие положения ГК РФ, однако для этого требуется время и качественно иной подход к формулировке нормы, отличающийся от того, который содержится в специальном законе. Перечисляя разные виды договоров, которые не вошли в особенную часть ГК РФ, С. Н. Братусь подчеркивал, что эти договоры не выходят за границы регулирования, установленные общими положениями ГК РФ. Для них важно признание их формой договорных отношений: «Формой в данном случае является то правоотношение, которое до наступления скачка вмещает в себя изменения в содержании»4. Соотношение общих и специальных норм гражданского права в условиях большого разнообразия сделок, заключаемых на финансовом рынке, представляется очень актуальной темой исследований при решении задачи совершенствования гражданского законодательства.
Итак, правовыми формами инвестиций являются либо договор, либо корпоративные отношения. И в том и в другом случае отношения регулируются нормами частного права. Государство может различными способами стимулировать привлечение частных инвестиций в экономику страны. Речь идет о режиме деятельности и о государственных гарантиях прав инвестора. Однако основным стимулом являются общие начала рыночной системы ведения хозяйственной деятельности, в том числе инвестиционной. В условиях рыночной системы экономических отношений ГК РФ создает основу для осуществления предпри-
4Братусь С. Н. Указ. соч. С. 196.
нимательской, включая инвестиционную, деятельности в стране. При этом важную роль в регулировании инвестиций играет системный подход, когда нормы гражданского права действуют вместе с нормами других отраслей права.
Положения Конституции РФ, касающиеся защиты частной собственности, гарантий прав личности, предопределяют содержание как ГК РФ, так и специального законодательства в сфере инвестиций. Большое влияние на поведение инвестора могут оказать условия деятельности, предоставляемые государством инвестору посредством норм таможенного, налогового и административного законодательства. С помощью этих норм государство может направить частный капитал в ту или иную отрасль экономики.
Нормы международного права также принимают непосредственное участие в регулировании инвестиций. Это касается прежде всего иностранных инвестиций, для привлечения которых широко применяется практика заключения двусторонних международных соглашений. Российская Федерация заключила множество подобных соглашений, содержащих гарантии защиты прав инвестора договаривающегося государства. Однако роль международного права не ограничивается узкой задачей защиты прав инвесторов. В сферу действия международных договоров входят более широкие цели — защита рыночных отношений как основания существования мирового рынка.
Роль международного права в развитии российского инвестиционного законодательства. Для решения задачи модернизации экономики важным представляется участие Российской Федерации в многосторонних международных договорах и соглашениях, регулирующих инвестиции. Особо следует выделить многосторонние соглашения и конвенции, которые обеспечивают равные условия конкурен-
ции на мировых товарных рынках и рынках услуг, в том числе финансовых. Многосторонние международные соглашения создают условия для соблюдения требований открытости и прозрачности в экономических отношениях, что является непременным условием привлечения инвестиций. Участие России в ВТО создает те основные преимущества, которые заключаются в следовании курсу рыночной экономики. Эти преимущества проявляются в том числе и в вопросах привлечения инвестиций. Они привлекают инвестора не льготами и субсидиями, а стабильностью режима экономической деятельности и про-гнозируемостью действий органов государства по управлению экономикой. Все эти преимущества проявят себя только в том случае, если страна будет следовать принципам рыночной экономики.
Ориентация ВТО на рыночные механизмы управления мировой экономикой предполагает, что в государствах — членах ВТО действуют те же принципы регулирования рыночными отношениями, что и на мировых рынках товаров и услуг. Как заметил сопредседатель Консультативного совета по иностранным инвестициям Джеймс Терли, «образ (инвестиционная привлекательность государства) — это важно», однако важнее иметь рыночную систему и быть частью мирового рынка5.
ВТО объединяет государства с разной степенью развитости рыночных отношений, включая развивающиеся государства и государства с переходной к рыночным отношениям системой экономики (к ним относятся и бывшие социалистические государства, в которых превалирующей была административно-командная система управления). Переход к рыночным отношениям стран Восточной Евро-
5 См.: Евросоюз, откройся // Российская газета. 2010. 19 окт.
пы, многих развивающихся стран коренным образом изменил отношение к праву, которое рассматривается как важный элемент в системе управления обществом, влияющий на экономику, т. е. оценивается экономическая эффективность права.
Механизм управления международной торговлей, содержащийся в соглашениях ВТО, стал частью законодательства государств, вступивших в эту организацию, а также собирающихся стать ее членами. «... В течение последнего столетия в большинстве стран мира находятся и развиваются целые большие отрасли и институты частного права — такие, как международная купля-продажа, все виды финансовых сделок, все институты транспортного права (прежде всего морского и воздушного), вся сфера права интеллектуальной собственности и другие»6.
Помимо соглашений ВТО, регулирующих инвестиции (ГАТС, ТРИПС и ТРИМС), большое влияние на движение капитала оказывает так называемое международное законодательство, созданное Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Прежде всего речь идет о созданной МБРР системе взаимосвязанных международных договоров, которая позволила по-новому подойти к решению вопроса о защите иностранных инвестиций: двусторонние соглашения о защите инвестиций (в мире их насчитывается около трех тысяч) создают для государств, участвующих в инвестиционных спорах, обязательства подчиниться юрисдикции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД). Кроме того, действует Вашингтонская конвенция о по-
6Маковский А. Л. Влияние международного права на национальное гражданское законодательство // Международное право и национальное законодательство. М., 2009. С. 502—532.
рядке разрешения инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г. И, наконец, Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций предусматривает гарантии выплаты инвестору компенсаций в случае наступления политических рисков (например, экспроприация иностранной собственности). В указанных документах МБРР определены все особенности инвестиционных отношений, которые отражает и российское законодательство. Однако Россия не участвует в Вашингтонской конвенции, и это сдерживает развитие инвестиционного законодательства.
Общее и специальное регулирование инвестиций: международная унификация гражданского законодательства. Большое значение в развитии предпринимательской (в том числе и инвестиционной) деятельности в рамках международного бизнеса играют документы, создаваемые по соглашению между государствами, содержащие общие положения гражданского законодательства — принципы регулирования. Среди них следует выделить Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) и Принципы европейского договорного права (Принципы Ландо), в которых отражены общие тенденции развития гражданского права в различных государствах. Имплементация указанных принципов регулирования в национальное законодательство обеспечивает гармонизацию национально-правового регулирования в различных сферах деятельности. Развитие унификации права в этом направлении можно сравнить разве что с принятием общих норм регулирования в гражданском законодательстве.
Совершенствование гражданского законодательства происходит в первую очередь в части, касающейся общих положений ГК РФ. По такому же пути идет совершенство-
вание гражданского законодательства в европейских странах. В июле 2008 г. Министерство юстиции Франции опубликовало Проект реформы договорного права. По замыслу разработчиков проекта реформа Гражданского кодекса Франции будет способствовать усилению конкурентоспособности и привлекательности французского права, входящего в систему континентального права.
Создатели проекта реформы руководствовались традициями цивильного, или кодифицированного права европейских государств. Эти традиции воплощены в принципах европейского договорного права, а также в Принципах УНИДРУА, которые нашли применение в российской арбитражной практике, а также в сравнительно-правовых исследованиях.
Институт принял участие в Конференции, организованной Обществом сравнительного права в Париже, на которой обсуждались вопросы совершенствования гражданского законодательства в современных условиях глобализации экономических отношений. Обсуждение на тему «Гражданский кодекс России и Франции: современный взгляд» состоялось 20 марта 2009 г.7
Принятый в странах, следующих цивилистическим традициям, подход к реформированию гражданского кодекса может быть полезен и для нас, хотя перед нашим законодателем стоят более скромные задачи совершенствования уже реформированного в начале 90-х гг. XX в. гражданского законодательства. Ци-вилистический подход заключается в том, чтобы сформулировать в общем плане нормы ГК РФ так, чтобы они были применимы к максимально широкому кругу отношений. Что касается конкретных правовых форм, то здесь важную роль должны сыг-
7 См.: Revue Internatюnal de Droit Сотраге. 2009. N0 3.
рать нормы гражданского права, содержащиеся в специальных законах и основанные на общих принципах регулирования в ГК РФ.
Применительно к инвестиционным отношениям следует заметить, что для решения задачи формирования международного финансового центра в Российской Федерации предполагается принять ряд специальных законов в развитие общих положений ГК РФ, среди которых закон о клиринге и закон о бирже как о регулируемом рынке (организаторе торгов). Исходя из этого было бы полезным уже сейчас продумать, как сформулировать в ГК РФ норму, касающуюся встречных обязательств, чтобы нормы будущих специальных законов соответствовали общим положениям ГК РФ.
Проблема соотношения общих и специальных норм гражданского законодательства имела свое решение, когда действовали Основы гражданского законодательства и гражданские кодексы союзных респуб-лик8. Большая заслуга в принятии такой модели регулирования принадлежит С. Н. Братусю. При этом под специальным законодательством не подразумевались комплексные нормативные акты. С. Н. Бра-тусь, допуская дифференциацию двух видов гражданско-правовых отношений (с участием граждан и между хозяйственными организациями), полагал, что «принципиальные правовые нормы о регулировании имущественных отношений социалистического общества должны содержаться в Основах гражданского законодательства и в гражданских кодексах»9.
Практика разрешения споров, связанных с инвестициями. Для модернизации экономики большое значение имеет развитие судебной практики разрешения инвестици-
8 См.: Садиков О. Н. Общие и специальные нормы в гражданском законодательстве // Советское государство и право. 1971. № 1.
9Братусь С. Н. Указ. соч. С. 148.
онных споров. Судебная практика является своеобразной оценкой состояния гражданского законодательства.
На споры, связанные с инвестированием, большое внимание оказывают международные договоры, касающиеся разрешения споров путем обращения к арбитражному порядку рассмотрения споров, а также к иным альтернативным механизмам их разрешения. В части арбитражного порядка разрешения споров во внешнеэкономической деятельности, включая инвестиционную, большую роль играет участие Российской Федерации в работе Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Следует заметить, что в инвестиционных отношениях характерным является обращение именно к арбитражному порядку разрешения споров. Это касается не только прямых инвестиций как одной из форм осуществления внешнеэкономической деятельности, но и инвестиций, осуществляемых на финансовых рынках, где стороны также предпочитают обращаться в третейский суд, прибегая к услугам специалистов, хорошо понимающих экономическое содержание возникающих на финансовом рынке отношений.
Деятельность арбитража или третейского суда тесно связана с деятельностью судебных органов на стадии исполнения принятых решений. Именно поэтому большое значение имеет действие Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. для споров, вытекающих из отношений с иностранным элементом. Если в торговых отношениях применяется Нью-Йоркская конвенция, то для инвестиционных отношений значение имеет вышеупомянутая Вашингтонская конвенция 1965 г.
В литературе отмечалось, что «глобализация мировых хозяйственных связей имеет своим следствием
и изменения в подходах к регулированию гражданско-правовых отношений внутри нашей страны»10. Анализируя судебную практику в сфере инвестиций, следует выделить два аспекта: применение международных механизмов разрешения споров; применение норм гражданского права при совершении сделок на российском финансовом рынке.
В части, касающейся применения международных механизмов разрешения споров, — если в спорах участвует иностранный инвестор, следует обратить внимание на категорию инвестиционных споров, к которым применяется Вашингтонская конвенция.
Для рыночных отношений важными являются способности правовой системы «притягивать» (в том числе извне) ресурсы в форме новых технологий или инвестиций; поддерживать на должном уровне развития различные гражданско-правовые формы государственно-частного партнерства; развивать правовое обеспечение глобальных рынков, прежде всего финансового. Вашингтонская конвенция создает международно-правовую основу для разрешения споров между государством и иностранным частным инвестором.
Участие России в указанной Конвенции несомненно привлечет иностранного частного инвестора в российскую экономику. Участие в Вашингтонской конвенции необходимо еще и потому, что в заключенных Россией двусторонних международных соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений имеется отсылка к этой Конвенции и Дополнительному протоколу к ней, принятому в 1979 г. Двусторонние международные соглашения вместе с Вашингтонской конвенцией являются элементами единой системы междуна-
10 Международный коммерческий арбитраж: современные проблемы и решения. М., 2007. С. 418.
родно-правовой защиты иностранных капиталовложений.
В части, касающейся применения норм гражданского права при совершении сделок на российском финансовом рынке, следует заметить, что при обращении сторон в третейский суд, как и при разрешении споров в международном коммерческом арбитражном суде, специализированном инвестиционном арбитраже, требуется письменное согласие сторон в споре о разрешении спора в третейском суде. Специфика заключения сделок на организованном, т. е. биржевом, рынке позволяет, используя современные технологии, предусматривать основные параметры заключаемых на регулируемом рынке сделок, в том числе и самого арбитражного соглашения, в правилах биржи. Трудность заключается в том, что не все судьи однозначно понимают договорно-правовую природу биржевых правил.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. № 17799/09 выражена единая позиция судебной практики в оценке договорно-правовой природы биржевых правил, которой следует придерживаться судам при рассмотрении споров на финансовом рынке. Возражая против определения суда кассационной инстанции об отказе в признании и исполнении решения третейского суда, Президиум ВАС РФ указал, что подача заявления на осуществление своей деятельности на бирже участниками спора обеспечивает им не только приобретение статуса участника торгов, но и соблюдение установленной ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» письменной формы третейского соглашения, условия которого определены имеющимися у сторон письменными биржевыми правилами. При этом обращалось внимание на то, что особенности биржевой торговли объективно пре-
допределяют специфику заключения третейского соглашения, в том числе и потому, что на момент получения членства на бирже невозможно определить, с кем именно из других членов биржи будет заключен гражданско-правовой договор, спор по которому относится к компетенции биржевого третейского суда.
Заключение. При совершенствовании ГК РФ необходимо учитывать особенности гражданского законодательства в связи с осуществлением инвестиций. Это касается и раздела о вещных правах, и обязательственной части ГК РФ. При этом важно следовать пониманию общего и специального гражданского законодательства, которое можно найти в трудах С. Н. Братуся и других цивилистов — его современников.
О важности разделения норм гражданского права на общие и специальные свидетельствует также судебная практика.
Библиографический список
Revue International de Droit Comparts. 2009. No 3.
Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
Евросоюз, откройся // Российская газета. 2010. 19 окт.
Маковский А. Л. Влияние международного права на национальное гражданское законодательство // Международное право и национальное законодательство. М., 2009.
Международный коммерческий арбитраж: современные проблемы и решения. М., 2007.
Садиков О. Н. Общие и специальные нормы в гражданском законодательстве // Советское государство и право. 1971. № 1.
Оптимизация видов юридических лиц в соответствии с потребностями гражданского оборота
ГУТНИКОВ Олег Валентинович,
заведующий отделом предпринимательского законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук
Действующая система правового регулирования юридических лиц, основы которой были заложены Гражданским кодексом РФ в 1994 г., имеет множество недостатков, на которые указывается в целом ряде документов, направленных на совершенствование гражданского и корпоративного законодательства. Среди них — Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г., подготовленная МЭРТ в 2005 г. 1, Концепция совершенствования граж-
1 Одобрена Правительством РФ (раздел II Протокола от 18 мая 2006 г. № 16).
данского законодательства Российской Федерации, разработанная во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и одобренная Президентом РФ 7 октября 2009 г. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в рамках работы по подготовке концепций российского законодательства также предложена Концепция совершенствования корпоративного законодательства (законодательства о юридических лицах)2.
2 См.: Гутников О. В. Концепция развития корпоративного законодательства // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М., 2010. С. 241—270.