повышения эффективности урока / под общ. ред. И.Т. Огородникова. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1959. С. 5-30.
5. Савельева О.Ю. Пути повышения профессионально-педагогической подготовленности будущих учителей физической культуры (на примере преподавания учебной дисциплины «Плавание») // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. №1. С.127-133.
6. Чесноков Н.Н., Красников А.А. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учеб.-метод. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 85 с.
Савельева Ольга Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет
CONTROL THEORETICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR THE DISCIPLINE «THEORY AND METHODOLOGY OF SWIMMING»
O. Y. Savelyeva
The article presents the data of the current control of knowledge gained through the application of questionnaires alternative types in the process of training for bachelor of physical education (athletic training) and bachelor of teacher education (physical education) on discipline «Theory and methodology of swimming»; shows their internal relationship and correlation with the results of the final control examination assessment.
Key words: theory and methodology of swimming, professional-pedagogical preparation, student, testing knowledge.
Savelyeva Olga Yuryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University
УДК: 796.012:611;612
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
И.И. Самокиш, А.И. Босенко, С.И. Дискаленко, П.М. Шандицева
Представлено обоснование методики проведение уроков по физической культуре, с приоритетным развитием выносливости с целью повышения показателей физического развития девочек 10-11 лет.
Ключевые слова: выносливость, девочки, здоровье.
Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей школьного возраста обусловлена тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, снижением уровня функциональных
возможностей и физического развития [1-3]. В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются различные способности, проявляются черты характера, закладывается фундамент здоровья и основы развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению любой деятельности без снижения ее результативности [4, 5]. Выносливость являются критерием физической работоспособности организма - чем она выше, тем продолжительнее выполняется работа и успешнее преодолевается утомление. Развитие выносливости положительно влияет на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Поиск наиболее эффективных средств и методов развития выносливости является одной из главных задач физического воспитания школьников.
Формулирование целей работы. Выявить влияние учебных занятий физической культурой, на которых преимущественно использовались физические упражнения с приоритетным развитием выносливости, на уровень физического развития.
Методы, организация исследований. В исследованиях принимали участие 20 девочек экспериментальной и 25 девочек контрольной групп в возрасте 10-11 лет, которые обучались в первом классе гимназии № 1 (Украина, г. Одесса). Педагогический эксперимент проводился в течение учебного года (с сентября по апрель включительно). В ходе исследований у всех девочек, которые были привлечены в педагогическом эксперименте, регистрировали показатели физического развития (основные антропометрические и физиометрические показатели).
Исследование проводилось на спортивной базе и в медицинском пункте гимназии № 1, а также в крытом спортивном комплексе «Олимпиец».
В проведенном педагогическом исследовании для целенаправленного воздействия на физические возможности гимназисток экспериментальной группы использовались специальные упражнения. Выбор упражнений определялся возрастными нормами и программой для общеобразовательной школы по физической культуре.
Упражнения были подобраны с таким расчетом, чтобы при их выполнении принимали участие большее количество групп мышц, т. е. использовался комплексный метод развития выносливости.
Специальные упражнения:
1. Подтягивание. На низкой перекладине (высота не более 110 см), хватом сверху из положения вис лежа. Упражнение выполнялась в два подхода с максимальным количеством подтягиваний в каждом подходе.
2. Подвижная игра с набивными мячами. Содержание игры: класс делится на две команды, с одинаковым количеством игроков. Игра продолжается полторы минуты, на волейбольной площадке, разделенной волейбольной сеткой на две равные половины. Условия игры: за отведенное время игры необходимо перебросить все набивные мячи на половину соперника. Правила игры: по команде, каждый игрок перебрасывает на половину соперника свой мяч, затем поймав брошенный соперником, перебрасывает мяч на противоположную сторону. За 3 секунды до окончания игры подается команда «внимание», а по команде «стой» игра заканчивается. Победителем считается та команда, на половине которой осталась меньшее количество мячей. Указание: запрещается бросать мяч в соперника, бить мяч ногой, бросать мяч за пределы площадки.
3. Прыжки через гимнастическую скамейку. В максимальном темпе выполняются прыжки через гимнастическую скамейку на двух ногах. Прыжки выполнялись в течение 30 секунд. С каждым уроком время выполнения прыжков увеличивалось на 5 секунд до 1 минуты.
4. Прыжки со скакалкой. Прыжки выполнялись на протяжении одной минуты. Темп выполнения прыжков максимальный.
5. Эстафеты. Разнообразные эстафеты с использованием элементов спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол).
6. Бег 400 метров с последующим увеличением отрезка до 1000 метров. Дистанция возрастала на 100 метров после каждого урока.
7. Кросс 1000 метров. Бег проходил по пересеченной местности. Старт и финиш находился в одном постоянном месте. Каждая ученица должна была пробежать дистанцию с лучшим временем.
8. Бег за 6 минут. Определялось расстояние, которое гимназистка пробежала за это время. Старт давался общий для всего класса. После окончания шестиминутного бега звучала команда «стой» девочки выполняли бег на месте. Результат бега фиксировался с точностью до 10 метров.
Специальные средства развития выносливости не повторялись, а были различными на каждом уроке. Для осуществления комплексного подхода в развитии выносливости использовался метод с поочередным участием большого количества мышечных групп организма.
Планирование и построение уроков физической культуры осуществлялось в тесной связи с комплексной программой физического воспитания 1-Х1 классов Украинской общеобразовательной школы. Занятия проводились в соответствии с общепринятой методикой, но в экспериментальном классе, частично было изменено содержание уроков с включением специальных физических упражнений, направленных на развитие выносливости.
Результаты исследования. Антропометрические и физиометрические показатели гимназисток 10-11 лет экспериментальной и
контрольной групп в начале учебного года относительно не отличались и находились в пределах возрастной нормы. Так, длина тела девочек экспериментальной группы в среднем достигал 142,2±1,4 см, контрольной группы - 141,11±1,2 см. Длина тела испытуемых обеих групп имела относительно одинаковые величины. Такая же картина наблюдалась с показателями длины тела сидя. Средняя масса тела гимназисток экспериментальной группы составила 36,5 ± 1,6 кг, а в контрольной группе - 37,4±1,4 кг, таким образом, масса тела первой группы была меньше на 0,9 кг.
Окружность грудной клетки в состоянии покоя в экспериментальной и контрольной группах относительно одинакова (72,4±1,7 см и 71,6±1,41 см, соответственно). Тенденция сходства результатов наблюдалась и в показателях окружности грудной клетки при вдохе и на выдохе. Жизненная емкость легких в экспериментальной группе равнялась в среднем 2410±49,5 мл, а в контрольной группе - 2350±44,1 мл. Результаты кистевой динамометрии ведущей и не ведущей руки и становой тяги в первой группе (экспериментальной) были недостоверно выше, чем во второй, контрольной группе (р>0,1).
Интересно проанализировать, как в течение учебного года дополнительные физические упражнения повлияли на физическое развитие гимназисток экспериментальной группы. Длина тела увеличилась в среднем до 146,1±1,73 см, относительно начала учебного года увеличение произошло на 2,83 %. Такая же тенденция наблюдалась по показателям длины тела сидя, позитивное изменение составило 7,5 %. Масса тела девочек составляла 41,6±1,7 кг, т. е. возросла на 11,41 % (р<0,05). Положительные сдвиги наблюдались по показателям окружности грудной клетки в состояниях покоя, при вдохе и на выдохе в среднем на 3-7 %. Жизненная емкость легких в конце учебного года в среднем составила 2570±78,67 мл - увеличение составило 7,19 %. Наибольший прирост результатов в экспериментальной группе наблюдался по параметрам кистевой динамометрии (р<0,001). Данные становой динамометрии также свидетельствовали о значительных положительных сдвигах (р<0,05) в развитии силы мышц спины и ног в конце учебного года.
В целом, оценивая возрастные изменения физического развития, можно отметить, что в среднем увеличение антропометрических параметров произошло в диапазоне 2-7 %. Масса тела девочек росла более существенно и изменилась на 11,41 %. Рост физиометрических показателей у девочек на протяжении обучения в первом классе гимназии происходило значительно интенсивнее - в пределах 12-20 %.
Не менее интересно проанализировать изменение физического развития испытуемых, занимавшихся на уроках физической культуры по программе общеобразовательной школы (контрольная группа).
У гимназисток контрольной группы в конце учебного года длина тела стоя и сидя, соответственно, увеличились до 147,2±1,84 см и 75,9±1,4 см, относительно начала обучения в гимназии рост произошел на 4,4 % и 0,9 %. Масса тела в среднем равнялась 42,7±1,63 кг и позитивно изменилась на 12,1 %. Незначительно возросла и окружность грудной клетки: в покое - на 0,6 %, при вдохе - на 1,5 % и на выдохе - на 1,4 %. Жизненная емкость легких увеличилась на 3 %, и к концу обучения в первом классе составила 2420±81,3 мл. Полученные результаты кистевой динамометрии ведущей и не ведущей руки, как и аналогичные данные в экспериментальной группе, достоверно положительно изменялись (р<0,001). Показатели становой тяги недостоверно выросли в среднем на 6 % и составили 45,5±2,3 кг.
Таким образом, оценивая уровень физический развития девочек контрольной группы в конце учебного года, по сравнению с его началом, можно прийти к выводу, что увеличение большинства показателей незначительно и находилось в пределах - 0,6-6 %, однако положительные сдвиги массы тела и кистевой динамометрии имели значительный характер.
Особенно важно отметить, каким образом повлияла общая средняя программа по физической культуре на состояние физического развития девочек контрольной группы по сравнению с изменениями физического состояния девочек экспериментальной группы, занимавшихся по школьной программе по физической культуре с использованием дополнительных физических упражнений.
У девочек контрольной группы ростовые показатели стали большими по сравнению с экспериментальной, их длина тела изменялась с 141,1 см на 147,2 см, соответственно во второй группе - с 142,2 см на 146,1 см. Средняя масса тела гимназисток экспериментальной группы увеличилась до 41,6 кг, в контрольной группе она составляла 42,7 кг, т. е. масса тела девочек первой группы была меньше, чем масса тела гимназисток второй группы на 1,1 кг, в начале учебного года эта разница составила 0,9 кг. Однако увеличение окружности грудной клетки в разных состояниях, жизненной емкости легких и параметров кистевой и становой динамометрии у гимназисток экспериментальной группы было более существенным, чем у девочек контрольной группы. Наиболее значительные положительные изменения наблюдались по данным становой динамометрии, результаты которой в контрольной группе изменились с 42,4 кг на 45,5 кг, рост достиг 3,1 кг. У гимназисток, которые посещали занятия по физической культуре, направленные на преимущественное развитие выносливости, данные выросли с 43,5 кг до 51,76 кг, разница составила 8,26 кг, что в 2,5 раза больше чем у девочек контрольной группы.
Выводы. Возрастные изменения антропометрических данных девочек контрольной и экспериментальной групп по большинству
показателей в течение учебного года проходили относительно одинаково и равномерно. Физиометрические показатели у гимназисток, которые в рамках школьной программы выполняли больше упражнений на развитие выносливости (экспериментальная группа), достоверно улучшились по сравнению с гимназистками контрольной группы, у которых положительные изменения были менее значительными. Таким образом, корректировка учебно-воспитательного процесса физического воспитания в направлении приоритетного развития выносливости в различных ее проявлениях (общая выносливость, скоростная выносливость, силовая выносливость и др.) способствовала расширению функциональных резервов детского организма и улучшению физического здоровья учащейся молодежи.
Список литературы
1. Апанасенко Г.Л. Смерть на физре // Зеркало недели. № 41 (720).
2008.
2. Арефьев В.Г., Сдинак Г.А. Фiзична культура в шти (молодому спещалюту): навчальний пошбник для студенлв вищих навчальних закладiв II-IV рiвнiв акредитацп - 3-е вид. перероб. i доп. Кам'янець-Подшьський: ПП. Буйницький О.А., 2007. 248 с.
3. Самокиш I.I. Методика ощнювання навчальних досягнень дiвчаток молодшого шкшьного вжу в процес занять фiзичною культурою: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Кшв, 2011. 20 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 480 с.
Самокиш Иван Иванович, канд. пед. наук, доц., samokih@,i.ua, Украина, Одесса, Одесская национальная академия связи им. А.С. Попова,
Босенко Анатолий Иванович, канд. биол. наук, зав. кафедрой, [email protected], Украина, Одесса, Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,
Дисколенко Сергей Иванович, ст. преп., samokih@,i.ua, Украина, Одесса, Одесская национальная академия связи им. А.С. Попова,
Шандицева Полина Михайловна ст. преп., samokih@,i.ua, Украина, Одесса, Одесская национальная академия связи им. А.С. Попова
LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF GIRLS 10-11 YEARS IN THE PHYSICAL TRAINING AIMED AT DEVELOPING ENDURANCE
I.I. Samokih, A.I. Boserno, S.I. Diskalenko, P.M. Shanditseva
The substantiation methods conducting lessons on physical training, with priority development of endurance in order to increase physical development of girls 10-11 years old.
Key words: endurance, girl, health.
Samokih Ivan Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, samokih@,i.ua, Ukraine, Odessa, Odessa National Academy of Telecommunications named after A.S. Popova,
Bosenko Anatoly Ivanovich, candidate of biological Sciences, associate professor, head of Department, [email protected], Ukraine, Odessa, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D. Ushinskogo,
Diskolenko Sergei Ivanovich, senior lecturer, samokih@,i.ua, Ukraine, Odessa, Odessa National Academy of Telecommunications named after A.S. Popova,
Shanditseva Pauline Mikhailovna, senior lecturer, samokih@,i.ua, Ukraine, Odessa, Odessa National Academy of Telecommunications named after A.S. Popova
УДК 796.011
ОБУЧЕНИЕ МАГИСТРАНТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
С.М. Старостин, И.А. Сергеев, И.М. Туревский
С позиций компетентностного подхода рассматривается самостоятельная работа магистрантов в системе профессиональной подготовки в вузе. Показана нетрадиционная форма организации работы кафедры физического воспитания, разработанная магистрантами факультета физической культуры.
Ключевые слова: компетентностный подход, физическая культура, магистрант, методология науки, социокультурное здоровье, диагностика, индивидуальная траектория обучения, биосоциальный потенциал.
Вступление высшего образования России в Болонский процесс требует серьезной модернизации всего образовательного пространства. Кроме бакалавриата и магистратуры особое место отводится самостоятельной деятельности студентов-магистрантов, модульным технологиям обучения, рейтинговой оценке учебной деятельности, компетентностному подходу и т. д.
Влияние таких элементов на процесс профессионального становления определяется пониманием многофункциональности этой составляющей образования и определяет стратегию педагогического процесса. Эта стратегия определяет индивидуальную траекторию образования; развитие творческого потенциала личности; психологическое и методическое обеспечение новой педагогической парадигмы и обеспечение восхождения к профессиональной компетенции и мастерству; реализацию практики педагогики сотрудничества.
Новые учебные планы и компетенции, характеристика специальности 033100 - «Физическая культура» предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке студентов-магистрантов. Они