teacher education. , Barnaul, 1999. pp. 40-43.
21. Horosheva I.P. Mastering Information Technology mandatory component of modern education // Knowledge Society Russia. M., 1998 68p.
22. Chandra M. Effective quality management of educational process as a pedagogical category // Almanac of modern science and obrazovaniya.-Tambov: Diploma, 2009. Number 10 (29): in 2 parts Part I. pp. 131-133.
23. Shishov S.E., Kal'nei V.A. School: education quality monitoring // Pedagogical Society of Russia, Moscow, 2000, p.15.
УДК 376.23 И.М. ТУРЕВСКИЙ
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого E-mail: [email protected] H.A. БАБУШКИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого E-mail:[email protected]
UDC 376.23 I.M. TUREVSKY
doctor of pedagogical sciences, professor Deportment of Theory and Methods Physical Education and sport, Tula Statepedagogiсal university named after L.N.Tolstoy E-mail: [email protected] N.A. BABUSHKINA candidate of pedagogical sciences, associate professor Department of Special psychologists, Tula State pedagogwal university named after L.N.Tolstoy [email protected]
ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ НУЖДАМИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КОРРЕКЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
DEPENDENCE OF THE EFFICIENCY HEALTH SAVING CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS OF THE USE OF DESIGN IN THE MANAGEMENT OF CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В статье рассмотрена опытно-экспериментальная работа по внедрению проекта «Здоровьесберегающая среда коррекционного образовательного учреждения» и перевод управления коррекционным образовательным учреждением на новый, более высокий уровень. Использование проектирования в управлении коррекционным образовательным учреждением позволяет повысить эффективность здоровьесбережения детей со специальными нуждами. Проект обеспечивает приоритет здоровья учащихся и позволяет функционировать и развиваться как субъекту, так и объекту коррекционного образовательного учреждения.
Ключевые слова: проектирование как функция управления, здоровьесберегающая среда коррекционного образовательного учреждения.
The article describes experimental work on implementation of the project «School health education environment correctional institutions» and the transfer of control correctional educational institution to a new, higher level. The use of design in the management of correctional educational institution can improve the effectiveness of health saving children with special needs. The project gives priority to the health of students and allows to function and develop as a subject and object of correctional educational institution.
Keywords: design as a function of management, health saving environment correctional educational institution.
Решаемые специальным образованием задачи требуют качественно нового подхода к управлению коррекционным образовательным учреждением (КОУ) при создании здоровьесберегающей среды (ЗСС) обучения и воспитания. Координация деятельности всех его служб обусловливает необходимость появления в процессе управления КОУ функции проектирования наряду с диагностикой, анализом, целеполаганием, планированием,
© И.М. Туревский, Н.А. Бабушкина © !.М. Turevsky, N.A. Babushkina
организацией и контролем. Проектирование, как функция управления, обеспечивает перевод внутришкольно-го управления на новую парадигму, в основе которой лежит «мотивационно-системный подход к личностно-ориентированной цели по его осуществлению» [1,2].
Постоянно усложняющиеся требования к учебно-воспитательному процессу с позиций здоровьесбере-жения, отсутствие научно-методического обеспечения
этого процесса, а также его качеству и результату не позволяют выполнять их при существующем уровне управления школой. Использование проектирования в управлении коррекционным образовательным учреждением позволяет повысить эффективность здоровьес-бережения детей со специальными нуждами [4].
Опытно-экспериментальная работа по проектированию ЗСС КОУ основана на уточненном понятии «здоровьесберегающая среда коррекционного образовательного учреждения», которая представляет собой сложноорганизованную систему, состоящую из совокупности санитарно-гигиенических, организационно-педагогических, психолого-педагогических, а также относящихся только к коррекционным учреждениям социально-реабилитационных и коррекционных условий, обеспечивающих приоритет здоровья учащихся и позволяющих функционировать и развиваться как субъекту, так и объекту КОУ
Для проведения экспериментальной работы были выбраны два первых, два пятых и два девятых класса («А» классы - контрольные, «Б» - экспериментальные).
Началом опытно-экспериментальной работы стало констатирующее исследование, проведенное в течение года, целью которого явилась диагностика состояния физического, психического и социального здоровья учащихся; уровень их обученности; адаптация и интеграция в общество; материально-техническое обеспечение.
Результаты наблюдения, тестирования, анкетирования, самооценки, анализ деятельности методических объединений, педагогов, дефектологов, психологов, социального педагога, медиков и анализ статистической отчетности показали низкий уровень физического состояния (подготовленности и развития) у 50% учащихся (физическое развитие близкое к норме имеют учащиеся 1-х классов - 10%; 5-х - 40%; 9-х - 34%); нарушение адаптации и высокий уровень тревожности (преобладание неадекватной самооценки: 1-е классы -75% учащихся; 5-е классы - 70%; 9-е классы - 50% и высокого уровня тревожности в 1-х класса - 88%; в 5-х классах - 63%; в 9-х классах - 51%); низкие показатели социального здоровья (1-е классы - 73%; 5-е классы - 56%; 9-е классы - 37%); уровень медицинских показателей учащихся свидетельствует о более высокой степени заболеваемости по сравнению с массовой школой (на 28%); низкий уровень успеваемости (средний балл в 1-х классах - 3,4; в 5-х классах - 3,4; в 9-х классах -3,5); недостаточный уровень материально-технической базы (по шкале С.Г. Смирнова 47,5%); низкую качественную адаптацию выпускников в обществе (44%). Результаты, показанные учащимися контрольной и экспериментальных групп, достоверно не отличались друг от друга.
На основании результатов диагностики нами были сделаны выводы о том, что в КОУ не обеспечиваются должным образом: формирование, сохранение и улучшение здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время; качество знаний, умений и навыков учащихся; необходимый и достаточный уровень
материально-технического обеспечения; адаптация выпускников в обществе.
Полученные на констатирующем этапе данные позволили сделать вывод о необходимости изменения условий обучения и воспитания учащихся в КОУ, что нашло свое отражение в решении педагогического совета о проектировании ЗСС.
Следующим этапом опытно-экспериментальной работы стал формирующий, сущность которого заключалась в проверке эффективности экспериментальных условий при реализации проекта «Здоровьесберегающая среда коррекционного образовательного учреждения». С контрольными (КГ) классами учебно-воспитательная работа проводилась в обычном порядке с учетом образовательных стандартов. В экспериментальных (ЭГ) классах внедрялся проект здоровьесбережения.
Внедрение проекта представляет собой изменение ЗСС КОУ на основе адаптированной процедуры проектирования в течение фиксированного времени, обеспечивающее приоритет здоровья учащихся с задержкой психического развития при создании организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, материально-техническом обеспечении и специфической организации [2].
Специфичность организации заключается в особенностях объекта и субъекта управления и включает в себя: интеграцию деятельности трех секторов (диагностико-реабилитационного, учебно-воспитательного,
коррекционно-оздоровительного); согласованную деятельность команды единомышленников; материально-техническое обеспечение; результат проектирования (физическое, психическое и социальное здоровье учащихся; их обученность; выпускник, способный адаптироваться в обществе) [5].
Сложный объект управления требует согласованной деятельности всех служб. «Осуществить свое главное назначение - обеспечить целенаправленность и организованность процессов, происходящих в школе, субъект внутришкольного управления сможет только при условии, что сам будет хорошо организован, структурирован, выстроен. Совокупность всех элементов, входящих в состав субъекта управления и связей между ними, выступает как организованная структура управления школой» [1].
Для формирования ЗСС обеспечивался комплекс условий: организационно-педагогических: формирование педагогического коллектива, владеющего широким спектром знаний; координация работы всех специалистов как внутри секторов, так и между ними с помощью протокола взаимодействия; организация научно-методической, экспериментальной работы коллектива,; максимальное привлечение родителей к обучению, воспитанию, социально-бытовой адаптации и реабилитации детей; организация лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режима труда и отдыха школьников с учетом их индивидуальных особенностей и специфики работы коррекционного образовательного учреждения; психолого-педагогических: мониторинг за
динамикой развития учащихся; проведение сравнительного психолого-педагогического анализа различных приемов, методов обучения и воспитания с целью выяснения адекватности их применения; разработка индивидуальных коррекционно-реабилитационных программ для учащихся; наблюдение за динамикой развития учащихся с целью своевременного переключения их на соответствующие уровню развития учебные программы; формирование механизма стимулирования, обеспечивающего эффективную и результативную деятельность всех участников педагогического процесса; применение разноуровневых и разнотемповых учебных программ; внедрение в работу различных режимов обучения, воспитания и коррекции, обеспечивающих охрану физического и психического здоровья школьников; развитие личности ребенка с использованием разнообразных условий, форм и способов коррекционно-развивающей работы; формирование элементарных профессиональных навыков и расширение адаптационных и коммуникативных возможностей детей [3,4,5].
Кроме того, в педагогическую деятельность внедрялись: принципы природосообразности и педагогики сотрудничества; здоровьесберегающая организация учебного процесса: фиксировался объем учебной нагрузки (количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий); учитывалась нагрузка от дополнительных занятий (факультативов, занятий с логопедом, психологом); проводились занятия активно-двигательного характера (динамические паузы, подвижные перемены на свежем воздухе, уроки физической культуры, занятия лечебной физкультурой, спортивные игры, спортивные секции и кружки, ежедневные часы здоровья, ежемесячные дни здоровья; составлялось рациональное расписания учебных занятий; проводилась диагностика и реабилитация зрительных функций; применялась фитотерапия [4,5].
После годичного внедрения проекта «Здоровье-сберегающая среда коррекционного образовательного учреждения» проверялась эффективность деятельности субъектов образовательного процесса.
В 1-х, 5-х и 9-х классах ЭГ уровень тревожности снизился в два раза по сравнению с КГ учащихся: в 1-х классах КГ - 75%, ЭГ - 48%; в 5-х классах - 53% и 30%; в 9-х классах - 40% и 25%; учащиеся ЭГ адаптировались к условиям обучения легче и быстрее (показатели неадекватной самооценки снизились: 1-е классы КГ -65%, ЭГ - 36%; 5-е классы - 60% и 35%; 9-е классы - 50% и 27%. Уровень достоверности находится в допустимых пределах ( р<^0,01).
Показатели социального здоровья КГ и ЭГ после проведения эксперимента значительно отличались друг от друга: (1-е классы: КГ - 60%, ЭГ - 35%; 5-е классы - 46% и 28%; 9-е классы - 30% и 20%). Уровень достоверности р<0,01. В экспериментальных классах улучшился микроклимат в семье, взаимоотношения в коллективе стали носить стабильный характер, повысилась санитарно-гигиеническая культура, дети стали более дисциплинированными).
Физическое развитие учащихся 1-х и 5-х классов улучшилось после проведения эксперимента: близкое к минимальной норме в 1 классе КГ - 30%, ЭГ 50%; в 5 классе соответственно - 55% и 70%. После проведения эксперимента показатели физического развития учащихся 9-х классов улучшились, не достигая достоверной разницы (р<0,05). Показатели физической подготовки учащихся ЭГ улучшилась на достоверном уровне (р>0,05) в четырех тестах из пяти. Если рассматривать внутригрупповые изменения показателей физической подготовки, то заметно, что в КГ достоверно улучшились из шести тестов только три, а в ЭГ - пять.
После проведения мониторинга всех параметров здоровьесберегающей среды изменились медицинские показатели. Количество детей с нарушением осанки снизилось в 1-м классе на 20%, в 5-м на 30%, в 9-м на 30%; зрение улучшилось во всех ЭГ на 10%; количество соматически ослабленных детей снизилось на 40%.
Результаты анализа полученных данных показывают, что к концу эксперимента наблюдается улучшение успеваемости в предметах естественно-математического гуманитарного и эстетического профиля, в 1-х классах ЭГ на 15 % по сравнению с КГ. В 5-х классах успеваемость улучшилась в КГ на 3%, в ЭГ на 15,7%, в 9-х классах соответственно на 2,9% и на 16,6%. Количество успевающих на «4» и «5» возросло на 50%, в 5 раз уменьшилось количество учащихся, направляемых во вспомогательную школу. В 20124 г. 100 % девятиклассников получили аттестат об основном общем образовании, чего не достигалось ранее.
При подготовке выпускника КОУ для работы в новом коллективе вопросы его социальной адаптации выступают на первый план и требуют специального внимания и систематического контроля со стороны педагогического коллектива. Реализация проекта по здоровьесбережению изменила качественную сторону их интеграции в общество: 44% выпускников продолжили обучение в школах и колледжах, столько же приобретают профессии в профессиональных лицеях. Это явилось результатом комплексной работы всех специалистов.
Диагностика состояния физического, психического и социального здоровья учащихся, уровня их обучен-ности, адаптации и интеграции в обществе позволила внести коррективы в содержание и структуру управления КОУ, выявить пути и средства реализации проекта здоровьесбережения; разработанная процедура внедрения проекта здоровьесбережения в КОУ позволила создать условия здоровьесбережения; экспериментальное обучение выявило весь комплекс условий, при которых реализация проекта позволила решить задачу здоро-вьесбережения, о чем свидетельствуют результаты экспериментального исследования.
Библиографический список
1. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. Под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. 384 с.
2. Ромашина Е.Ю. Педагогическое проектирование: Учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Ромашина, О.В. Чукаев // Науч. ред. А. А. Орлов. Тула: «Инфра», 2003. 35 с.
3. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2003. 208 с.
4. СмирновН.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121 с.
5. Туревский И.М. Интеграция здоровьесберегающей педагогики в систему. //Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов: материалы II Международного научно-практического семинара. Орел, ГТУ 2004. С. 224-232.
References
1. Designing systems intraschool management: A guide for education leaders and territorial education systems / Ed. A.M. Moiseev. - Moscow Pedagogical Society of Russia, 2001. - 384 p.
2. RomashinaE.U., Chukaev O.V. Teacher design: tutorial // Scientific. Ed. Orlov A.A. - Tula: "Infra", 2003. - 35 p.
3. Semago N.J., Semago M.M. Distressed Children: Fundamentals of diagnostic and remedial work of the psychologist. - M: ARKTI, 2003. - 208 p.
4. Smirnov N.K. Health-learning technologies in the modern school. - Moscow: APC and PRO, 2002. - 121 p.
5. Turevsky I.M. Integration of health-pedagogy in system // Actual problems of physical culture and sports of students: Materials II International scientific-practical seminar. - Orel STU. 2004. - S. 224-232.
УДК 364.465:364.044 Г.Н. ТЮРИКОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета E-mail: [email protected] О.В. ФИЛАТОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: [email protected] И.Ю. ГНЕЗДИЛОВА
соискатель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: [email protected]
UDC 364.465:364.044 G.N. TURIKOVA
сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel state University E-mail: [email protected] O.V. FILATOVA
сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel state University Е-mail: [email protected] I.U. GNEZDILOVA
аpplicant of the Department of theory and history of social pedagogy and social work, Orel state University Е-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ
MODERN STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL EDUCATION SPECIALISTS IN THE FIELD OF SOCIAL WORK IN THE PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA
В целях совершенствования системы подготовки специалистов по социальной работе для реформируемой пенитенциарной системы необходимо изучение данной проблемы и анализ существующего практического опыта. В статье проанализирован многолетний опыт подготовки специалистов по социальной работе для пенитенциарной системы в российских вузах. Наиболее подробно анализируется уникальный опыт Орловского государственного университета.
Ключевые слова: пенитенциарная система, деформация личности, ресоциализация, подготовка специалистов, бакалавриат, магистратура, социальная работа, волонтеры.
In order to improve the training of specialists in social work for the reformed prison system it's necessary to study the problem and analyze existing practices. In the article is presented an experience of long standing training in social work for the prison system in the Russian universities. The most detailed analysis of the unique experience of Orel State University.
© Г.Н.Тюрикова, О.В. Филатова, И.Ю. Гнездилова © G.N. Turikova, O.V. Filatova, I.U. Gnezdilova