УДК 378 А.Ю. ФРОЛОВ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого E-mail: [email protected] И.М. ТУРЕВСКИЙ
доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого E-mail: [email protected] Г.А. ПЕТРУШИНА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого E-mail: [email protected]
UDC378 A.YU. FROLOV
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture and sports disciplines, Tula State Pedagogical University named
after L.N. Tolstoy E-mail: [email protected] I.M. TUREVSKY
Doctor of Pedagogics, Professor, Department oftheory and methods of physical culture and sports disciplines, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
E-mail: [email protected] G.A. PETRUSHINA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture and sports disciplines, Tula State Pedagogical University named
after L.N. Tolstoy E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ РОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ
TEACHING OF DIAGNOSTIC WORK IN PHYSICAL EDUCATION IN THE VOCATIONAL TRAINING OF PEDAGOGY BACHELORS
Статья рассказывает об исследовании сущности диагностической деятельности, её содержании, методах и условиях реализации на современном этапе, являющейся одним из важнейших направлений совершенствования процесса профессиональной подготовки бакалавров педагогики по профилю «Физическая культура».
Ключевые слова: педагогика, физическая культура, профессиональная подготовка, диагностическая деятельность.
In the article the problem of research of diagnostic work, its content, methods and conditions of realization at the modern stage is analyzed. The author claims that diagnostic work development plays an important role in the vocational training of pedagogy bachelors, which profiled in physical education.
Keywords: pedagogy, physical education, professional training, diagnostic work.
Анализ существующих форм, методов, содержания и качества подготовки бакалавров педагогики по профилю «Физическая культура» позволяет сделать вывод о несоответствии существующих в педагогических вузах способов обучения целям, задачам и особенностям предстоящей будущим педагогам профессиональной деятельности в этом направлении.
Подготовка бакалавра по профилю «Физическая культура» многогранна и включает в себя большое количество различных компонентов, обусловленных учебными планами. При всей фундаментальности и разностороннем характере подготовки без внимания остается обучение студентов диагностической деятельности.
В последние годы в педагогической науке растет количество исследований, касающихся различных сторон педагогической диагностики. Однако исследование практики обучения диагностической деятельности в процессе профессиональной подготовки в совре-
менном педагогическом вузе позволяет выделить ряд недостатков в её реализации: осуществление диагностической деятельности чаще представляет собой процесс субъект-объектного воздействия преподавателя на студентов; студенты редко выступают в качестве субъектов диагностической деятельности, что не позволяет им овладевать конкретными диагностическими методами и приемами; результатом диагностической деятельности в основном является количественная оценка, характеризующая степень усвоения содержания дисциплины и не учитывающая качественного аспекта уровня подготовки студентов; реализуемые на практике технологии обучения диагностической деятельности слабо способствуют повышению мотивации учебной деятельности студентов.
Причина перечисленных проблем, как показывает анализ научных исследований и практики, в том, что, несмотря на пристальное внимание ученых к пробле-
© А.Ю. Фролов, И.М. Туревский, Г.А. Петрушина © A.Yu. Frolov, I.M. Turevsky, G.A. Petrushina
мам диагностической деятельности учителя, до сих пор не определены перспективные направления ее развития.
Следует отметить, что исследования, посвященные проблемам диагностической деятельности, не в полной мере освещают её влияние на повышение качества профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры, слабо разработаны критерии отбора содержания и технологии диагностической деятельности студентов в практике профессиональной подготовки в учебном процессе педагогического вуза. Проведенный анализ позволил выделить ряд противоречий:
- между потребностью общества в высококвалифицированных педагогах, владеющих диагностической деятельностью, и сложившейся системой профессиональной подготовки студентов, в частности на факультетах физической культуры педагогических вузов;
- между необходимостью достижения уровня диагностической профессиональной подготовки студентов, соответствующего современным требованиям, и отсутствием научно-методической базы, недостаточной изученностью факторов его повышения в реальном образовательном процессе факультета физической культуры.
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и реализации модели обучения диагностической деятельности студентов факультета физической культуры.
Объект исследования - диагностическая деятельность будущего педагога по физической культуре.
Предмет исследования - процесс формирования диагностической деятельности студентов в ходе изучения дисциплин базового блока (физической культуры).
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель обучения диагностической деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры вуза (в процессе изучения спортивно-педагогических дисциплин).
Гипотеза исследования основана на предположении, что обучение будущих учителей физической культуры диагностической деятельности в системе профессиональной подготовки станет эффективным, если:
- реализуются взаимосвязи ряда дисциплин, в первую очередь, психолого-педагогического и спортивно-педагогического цикла;
- диагностическая деятельность входит в состав общей структуры педагогической деятельности и выполняет информационную, оценочную, прогностическую, контрольно-корректировочную и стимулирующую функции;
- создана и реализована дидактическая модель обучения диагностической деятельности, функционирующая на основе следующих принципов: соответствия конечным целям и задачам профессиональной подготовки; оптимального сочетания теории и практики; практической направленности будущих учителей физической культуры на подготовку к диагностике основных
знаний, умений, навыков, физических и личностных качеств школьников;
- обучение диагностической деятельности строится на основе индивидуально-личностного подхода к студентам;
- в основе диагностической деятельности будущего учителя физической культуры лежит гуманистическая направленность его личности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать развитие и современное научно-теоретическое состояние проблемы диагностической деятельности в психолого-педагогической, методической и литературе по физической культуре, исследованиях по профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры;
2. на основе теоретического анализа уточнить сущность понятия диагностической деятельности применительно к деятельности учителя физической культуры и студентов факультета физической культуры;
3. спроектировать и реализовать модель обучения диагностической деятельности студентов факультета физической культуры;
4. экспериментально проверить условия эффективного обучения студентов диагностической деятельности в ходе изучения спортивно-педагогических дисциплин будущими учителями физической культуры;
5. разработать учебно-методический комплекс и программы тестирования при обучении диагностической деятельности студентов факультета физической культуры в процессе прохождения дисциплины «Физическая культура» (раздел «Баскетбол») и проверить их в экспериментальных условиях. Для решения поставленных задач проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент с применением эмпирических методов исследования (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями вуза, анализ продуктов деятельности студентов), педагогического и методического конструирования, моделирования учебно-воспитательного процесса; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; теоретическое обобщение результатов исследования; методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал факультет физической культуры (ФФК) Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Основными задачами констатирующего этапа эксперимента были, во-первых, определение начального состояния качества профессиональной подготовки студентов-бакалавров, складывающегося из уровня об-ученности студентов, уровня сформированности мотивации учебной деятельности студентов; и, во-вторых, отбор экспериментальных и контрольных групп со
сходными характеристиками в области указанных параметров.
На констатирующем этапе эксперимента, нами было проведено тестирование, целью которого было выявление уровней обученности студентов факультета физической культуры диагностической деятельности.
Результаты констатирующею эксперимента и сравнение количественных показателей позволило увидеть, что общий уровень качества диагностической деятельности невысокий, а именно: 16% студентов имеют недостаточный (I) уровень обученности, 62% студентов - минимальный (II) уровень, 14% студентов - достаточный (III) уровень обученности и всего 8% студентов - оптимальный (IV) уровень. Данный результат, по нашему мнению, обусловлен неэффективностью традиционных методик и технологий обучения, а также характером традиционных методов диагностики качества подготовки студентов.
В качестве критериев для выделения уровней сформированности мотивации диагностической деятельности мы выделили: отношение к изучаемой диагностической деятельности, наличие познавательного интереса, степень познавательной активности.
В соответствии с вышеназванными критериями мы выделили четыре уровня сформированности мотивации диагностической деятельности студентов ФФК [2].
Результаты констатирующего этапа эксперимента и сравнение полученных количественных показателей позволило увидеть, что уровень сформированности знаний в области диагностической деятельности невысокий, а именно: 11,67% студентов имели недостаточный (I) уровень, 68,34% студентов - минимальный (II) уровень, 15,01% студентов - достаточный (III) уровень сформированности и всего 5,01% студентов - оптимальный (IV) уровень.
Также невысоким был уровень сформированно-сти умений и навыков в области диагностической деятельности: 11,67% студентов имели недостаточный (I) уровень, 66,67% студентов минимальный (II) уровень, 15,01% студентов достаточный (III) уровень сформиро-ванности и всего 6,68% студентов - оптимальный (IV) уровень.
Примерно одинаковым и недостаточным оказался уровень сформированности мотивации диагностической деятельности студентов в обеих группах до начала эксперимента. Так, отсутствие желания изучать диагностическую деятельность или очень слабый интерес к ее изучению (недостаточный уровень) проявили 15,01% студентов, у 61,67% респондентов (минимальный уровень) преобладали узкие познавательные мотивы, 18,34% изучаемых (достаточный уровень) осознавали необходимость изучения диагностической деятельности и только 5,01% студентов (оптимальный уровень) проявляли постоянное стремление к углублению знаний.
Общий уровень сформированности диагностической деятельности оказался низким и составлял: на недостаточном уровне 13,23% и 12,23% студентов контрольных и экспериментальных групп соответственно,
на минимальном уровне по 65,56% студентов в каждой группе, на достаточном 15,56% студентов контрольных и 16,67% - экспериментальных групп, на оптимальном по 5,57% студентов в двух группах.
Данное положение, по нашему мнению, обусловлено слабой эффективностью традиционных методик и технологий обучения студентов диагностической деятельности.
На формирующем этапе в экспериментальных группах обучение диагностической деятельности проводилось на основе разработанной модели; в контрольных группах - с использованием традиционных средств и методов.
Исходя из учебной программы по дисциплине «Спортивные игры и методика преподавания», а также из указанных ранее цели и принципов обучения, определялось содержание обучения диагностической деятельности, представленное в учебно-методическом комплексе, состоящем из совокупности дидактических модулей как логически завершенных частей в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами дисциплины [3].
Повышение уровня обученности студентов диагностической деятельности осуществлялось через четкую разработку структуры и содержания модели обучения диагностической деятельности в процессе профессиональной подготовки. В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания обучения спортивным играм на ФФК и на основании рабочей программы раздела «Баскетбол» курс обучения диагностической деятельности был разделён на дидактические модули, представляющие собой логически законченные самостоятельные части, объединяющие ряд тем и соответствующие изучаемому материалу дисциплины. Цель разработки модулей заключалась в том, чтобы каждый из них соответствовал одному из компонентов диагностической деятельности. Содержание дисциплины разделялось на логически завершенные части в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определялись целесообразные средства и методы обучения диагностической деятельности в согласовании их во времени и объединении в единый комплекс.
Основным ядром дидактического модуля, раскрывающим содержание обучения диагностической деятельности студентов в отдельной теме курса, являлось дидактическое обеспечение, представленное в практических упражнениях, предназначенных для преодоления возникающих трудностей, а также методическими рекомендациями к проведению практических занятий. Завершающим элементом модуля выступали задания для самостоятельной практической работы студентов: инструкторская практика и рекомендации студентам по использованию приобретенных знаний, умений и навыков для изучения последующих модулей.
Обучение в каждом модуле было составлено таким образом, что помимо изучения методики преподавания студенты получали и приобретали специальные диагно-
стические знания и умения по каждому из направлений деятельности путем объяснений, рассказов, диалогов, упражнений.
Целью программы первого дидактического модуля «Диагностическая деятельность в организации спортивного отбора и спортивной ориентации» явилось изучение материала по темам: «Учет возрастно-половых, психофизиологических особенностей детей школьного возраста», «Развитие двигательных навыков». На ход возрастной перестройки структуры психомоторных способностей оказывает влияние повышенная двигательная активность, в частности, занятия различными видами спорта [1].
Построение обучения в данном дидактическом модуле было направлено на подтверждение одного из пунктов гипотезы нашего исследования, согласно которому обучение студентов диагностической деятельности может быть эффективным при наличии в основе диагностической деятельности учителя физической культуры гуманистической направленности его личности, проявляющейся в желании педагога как можно лучше узнать ученика, в стремлении создать условия становления и самореализации личности ребенка, в установке на оказание ему необходимой педагогической помощи и поддержки. Этому способствовало обучение студентов процедурам спортивного отбора и ориентации. Именно эти процедуры, заключающиеся в оказании педагогической помощи ученику в выборе того вида спорта, в котором он добьется максимальных результатов, который наиболее эффективно поможет его личностному и физическому развитию, являлись проекцией гуманистических мотивов учителя физической культуры. Ведущее педагогическое условие первого модуля - чёткая разработка структуры и содержания обучения диагностической деятельности - позволяло студентам получить специальные диагностические знания (морфофункцио-нальные и нейропсихологические), умения (выявление динамики психомоторного развития) и навыки (оценка уровня физического состояния), необходимые для осуществления диагностической деятельности на уровне компонентной диагностики отдельных показателей и свойств школьников.
Целью программы второго дидактического модуля «Диагностическая деятельность в методике обучения и совершенствования технико-тактических элементов в баскетболе» явилось изучение материала по темам: «Учет возрастно-половых, психомоторных и анатомо-физиологических особенностей школьников», «Формирование двигательных навыков» и «Основные ошибки в технике выполнения двигательных действий».
В ходе организации обучения в данном дидактическом модуле нами проверялось положение гипотезы о том, что обучение диагностической деятельности будущих учителей станет эффективным, если этот вид педагогической деятельности выполняет информационную, оценочную, прогностическую, контрольно-корректировочную и стимулирующую функции.
Информационная функция диагностической дея-
тельности нашла отражение в обучении студентов методам и приемам диагностики, позволяющим получать информацию о протекании процесса обучения и совершенствования технико-тактических действий, о допускаемых ими ошибках. Обучение студентов умениям оценивать правильность выполнения разучиваемых двигательных действий являлось проекцией оценочной функции. Прогностическая функция диагностической деятельности определяла построение на основе полученной информации текущих, краткосрочных прогнозов освоения студентами технико-тактических элементов в баскетболе. Осуществлять контроль процесса получения новых знаний, умений и навыков, а также, в случае необходимости, коррекция применяемых педагогических воздействий позволяли такие дидактические средства, как наглядные пособия, образцовый показ, технические средства.
Применение средств, методов и приемов диагностической деятельности повышало эффективность процесса обучения новым технико-тактическим действиям и их совершенствования, что в свою очередь вело к стимулированию учебной деятельности студентов и их будущей профессиональной диагностической деятельности.
Второй дидактический модуль являлся площадкой для реализации таких педагогических условий, как создание диагностически-направленной среды в процессе профессиональной подготовки, использование современных информационных технологий и наличие положительной мотивации студентов.
Целью программы третьего дидактического модуля «Диагностическая деятельность в методике развития психофизических качеств школьников» явилось изучение материала по темам: «Учет возрастных, психофизических и физиологических особенностей учащихся», «Специализированное развитие двигательных качеств».
В ходе организации обучения в дидактическом модуле «Диагностическая деятельность в методике развития психофизических качеств школьников» нами проверялось положение гипотезы о том, что применение индивидуально-личностного подхода к студентам повышает эффективность обучения диагностической деятельности. Реализации данного подхода способствовало деление студентов на небольшие группы при изучении различных направлений, методов и приемов диагностической деятельности, педагогические практикумы в общеобразовательных и спортивных школах.
В представленном дидактическом модуле более других использовались педагогические условия: создание диагностически-направленной обучающей среды и наличие положительной мотивации к диагностической деятельности.
Целью программы четвертого дидактического модуля «Диагностика развития личностных качеств школьников» явилось изучение материала по теме «Развитие личностных качеств школьников в процессе физического воспитания».
В ходе организации обучения в этом модуле нами
проверялось положение гипотезы о том, что эффективное обучение диагностической деятельности будет возможным при реализации взаимосвязи ряда дисциплин, в первую очередь, психолого-педагогического и спортивно-педагогического циклов. Применение этих знаний в области развития качеств личности школьника в практической реализации процесса физического воспитания обуславливало реализацию межпредметных связей и таких видов обучения, как объяснительно-иллюстративный и самостоятельное добывание знаний.
Результаты формирующего этапа эксперимента и сравнение количественных показателей позволили увидеть, что:
- на недостаточном уровне сформированности знаний в области диагностической деятельности находилось 10% студентов контрольных и 3,34% студента экспериментальных групп. Количество студентов контрольных групп (60%) с минимальным уровнем сформированности знаний было выше по сравнению с экспериментальными группами (43,34%). Большее количество студентов экспериментальных групп находилось на достаточном (40%) и оптимальном (13,34%) уровнях сформированности знаний в области диагностической деятельности, по сравнению с контрольными (26,67% и 3,34%, соответственно).
- На недостаточном уровне сформированности умений и навыков в области диагностической деятельности находилось 10% студентов контрольных и 6,68% студентов экспериментальных групп. Количество студентов контрольных групп (63,34%) с минимальным уровнем сформированности умений и навыков было значительно выше экспериментальных групп (33,34%). Большее количество студентов экспериментальных групп находилось на достаточном (46,67%) и оптимальном (13,34%) уровнях сформированности умений и навыков в области диагностической деятельности, по сравнению с 23,34% и 3,34% контрольных групп соответственно.
- На недостаточном уровне сформированности мотивации к диагностической деятельности находилось 10% студентов контрольных и 3,34% студентов экспериментальных групп. Количество студентов контрольных групп с минимальным уровнем сформированности мотивации было значительно выше экспериментальных групп (50% и 33,34% соответственно). Большее количество студентов экспериментальных групп находилось на достаточном (46,67%) и оптимальном (16,67%) уровнях сформированности мотивации к диагностической деятельности, по сравнению с 30% и 10% контрольных групп.
Общий уровень сформированности диагностической деятельности после формирующего этапа эксперимента показал, что на недостаточном уровне осталось 11,12% студентов контрольных и 6,68% экспериментальных групп, на минимальном уровне 61,12% студентов контрольных и 45,56% экспериментальных, до 22,23% студентов в контрольных и до 37,78% студентов в экспериментальных группах повысился достаточный
уровень, на оптимальном уровне находилось 5,57% и 10,01% студентов контрольных и экспериментальных групп соответственно. Анализ тестирования различных направлений диагностической деятельности студентов подтвердил эффективность обучения по экспериментальной модели.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что реализация модели обучения диагностической деятельности привела к повышению уровня сформи-рованности у студентов знаний и умений из области диагностической деятельности, расширению мотиваци-онной сферы учебной деятельности.
Проведенное исследование и анализ полученных результатов подтвердили выдвинутую нами гипотезу, экспериментальные и практические результаты использования спроектированной модели обучения диагностической деятельности студентов послужили основанием для утверждения, что поставленные задачи выполнены, а цель достигнута.
Основные выводы.
1. Диагностическая деятельность учителя физической культуры - это составляющая его профессиональной деятельности, позволяющая выявить и спрогнозировать качественно-количественные характеристики и их изменения в учебном процессе по физической культуре, в результатах учебной деятельности школьников, в их физическом состоянии, в специфических особенностях. Определение состояния психомоторных и морфофункциональных свойств учеников и путей их дальнейшего совершенствования, обнаружение изменений в исследуемых признаках и факторов, их вызывающих, выявление реального состояния уровня подготовки школьников, определение программы дальнейших действий по физическому совершенствованию являются основными задачами диагностической деятельности будущего учителя физической культуры.
2. В основе диагностической деятельности учителя физической культуры лежит гуманистическая направленность его личности, проявляющаяся в стремлении как можно лучше узнать ученика, собрать большее количество информации о нем, его личности, развитии морфофункциональных и психомоторных качеств, проанализировать полученные данные, при необходимости педагогически воздействовать и прогнозировать дальнейшее развитие школьников и учебно-воспитательного процесса, чему способствуют информационная, оценочная, прогностическая, контрольно-корректировочная и стимулирующая функции диагностической деятельности.
3. Диагностическая деятельность будущего учителя физической культуры осуществляется на различных уровнях: компонентной диагностики отдельных показателей и свойств школьников с целью их коррекции, являющейся оперативной процедурой и не дающей прогноза развития исследуемого свойства; функциональной диагностики свойств как компонентов личности в их взаимосвязях и взаимозависимостях, позволяющей
получить обоснованный краткосрочный прогноз и выбрать оптимальные педагогические средства; структурной диагностики различных аспектов личности школьника как целостной системы с выявлением тенденций ее развития, дающей основание для среднесрочных прогнозов и разработки на их основе комплексных программ педагогической деятельности по физическому воспитанию учащихся; прогнозирования перспектив физического развития школьников, требующего интеграции диагностических данных с теоретическими моделями и эмпирических методов исследования с теоретическими.
4. Модель диагностической деятельности студентов факультета физической культуры представляет собой целостную структуру и включает в себя: принципы гуманизации, дифференциации, стандартизации, модульности, индивидуализации, системности, технологичности, компетентности и др.; мотивационный, когнитивный и деятельностный критерии сформиро-ванности; недостаточный, минимальный, достаточный и оптимальный уровни развития; профессиональное, специальное, психофизическое направления; рецептивный, репродуктивный, акцептивный, аппликационный, продуктивный, творческий этапы формирования; содержание обучения студентов (средства, методы, учебно-методический комплекс и межпредметные связи); педагогические условия (создание диагностически-направленной обучающей среды в процессе профессиональной подготовки студентов через четкую разработку структуры и содержания обучения; наличие положительной мотивации к осуществлению диагностической деятельности в процессе профессиональной подготовки; использование в процессе обучения современных информационных технологий).
5. В процессе обучения студентов диагностической деятельности реализовывались взаимосвязи ряда дисциплин. Синтез полученных диагностических знаний, умений и навыков студентов в ходе обучения диагно-
стической деятельности осуществлялся как через содержание учебных курсов спортивно-педагогических, психолого-педагогических и медико-биологических дисциплин, так и через целенаправленное использование методов и средств диагностической деятельности.
Формирующий этап эксперимента заключался в реализации авторской модели с делением содержания обучения на дидактические модули. Каждый модуль соответствовал одному из компонентов диагностической деятельности, разделял содержания дисциплины на логически завершенные части в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определял целесообразные средства и методы обучения, согласовывал их во времени и объединял в единый комплекс.
Результаты внедрения экспериментальной модели обучения подтвердили ее эффективность. Произошло снижение числа студентов экспериментальных групп на 5,55% с недостаточным (в контрольной группе на 2,11%) и на 20% с минимальным (в контрольной группе на 4,44%) уровнем сформированности диагностической деятельности и повышение достаточного на 21,11% (в контрольной группе на 4,67%) и оптимального на 4,44% (в контрольной группе - 0%) уровня.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели обучения диагностической деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов ФФК, достигнута. Отслеженная положительная динамика уровня сформированности диагностической деятельности студентов приводит к выводу, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Дальнейшая разработка названной и близкой к ней проблематики будет способствовать обогащению теории и методики высшей профессиональной школы.
Библиографический список
1. Туревский И.М., Петрушина Г.А., Серёгина О.Б., Тарасенко Л.В., Фролов А.Ю. Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 7-12.
2. Фролов А.Ю. Диагностическая деятельность студентов факультета физической культуры как фактор профессиональной подготовки специалистов // Культура физическая и здоровье. 2009. № 4. С. 53-56.
3. Фролов А.Ю. Обучение будущих учителей физической культуры диагностической деятельности в системе профессиональной подготовки. Автореф. дис... канд. пед. наук. Тула, 2009. 23 с.
References
1. Turevsky I.M., Petrushina G.A., Seregina O.B., Tarasenko L.V., Frolov A.Yu. Correlation and factor analysis by psychomotor structure // Theory and Practice of Physical Culture. 2013. № 8. Pp.7-12.
2. Frolov A.Yu. Diagnostic work of students of the department of physical education as a factor of effective professional training // Physical culture and health. 2009. № 4. Pp.53-56.
3. Frolov A.Yu. Diagnostic activity training of teachers of physical education in vocational training system. Author's abstract in candidate thesis in Pedagogy. Tula, 2009. 23 p.