of Cognitive Science. - John Wiley & Sons, Ltd, 2006. - Р. 57-75.
Контактная информация: [email protected]
УДК 376.02
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К ВОЗРАСТНОЙ НОРМЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Татьяна Сергеевна Овчинникова, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина,
г. Пушкин,
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение», Санкт-Петербург,
Дмитрий Александрович Чернов, соискатель, Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Аннотация
Представлена психолого-педагогическая модель обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные о критериях эффективности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обоснованы технологии управления педагогической системой дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, образовательный стандарт, образовательная модель, качество образования.
TRAINING AND EDUCATION OF THE PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES, APPROXIMATE TO THE AGE DEVELOPMENT NORM, AT PRESCHOOL OF COMBINED TYPE
Tatyana Sergeevna Ovchinnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leningrad State University of A.S.Pushkin,
Pushkin,
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical sciences, professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Yuriy Aleksandrovitch Parfyonov, the candidate of medical sciences, scientific employee, The specialized enterprise “New Generation ", Saint-Petersburg,
Dmitriy Aleksandrovich Tchernov, the competitor,
Saint-Petersburg Academy of Management and Economics
Annotation
Psycho-educational model of training and education of preschool children with disabilities has been presented in the article. The data on the efficiency criteria for the educational process at pre-school educational institution for children with disabilities have been shown. The authors justify the pedagogical system management technology at pre-school educational institution.
Keywords: preschool children with disabilities, educational standard, educational model, quality of education.
Социально-экономическое и общественно-политическое переустройство всех сфер российского общества неизбежно влечет за собой изменения в духовной жизни людей, в мотивах их поведения, ценностных ориентациях, социальных установках. Перед системой образования, в этой связи, встает проблема перехода от традиционной педагогической парадигмы к обучению инновационного типа, в основе которого должна лежать за-
бота о здоровье и развитии дошкольников, являющихся генетическим, культурным и профессиональным потенциалом нации [4,6,7].
Однако решение данной проблемы в рамках существующей системы образования осложнено тем, что не сформулированы требования к процессу дошкольного образования вообще и, в специальном образовании, в частности, четко не определены, о чем свидетельствует отсутствие следующих компонентов:
• образовательный стандарт для дошкольников и допустимые соотношения в нем инвариантной и вариативной частей;
• параметры состояния, в которое переходит воспитанник дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в результате получения дошкольного образования;
• критерии и параметры оценки ресурсного обеспечения образовательного процесса: психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей в детском саду, адекватные и эксклюзивные содержание и методы дошкольного образования для всех категорий детей, характер взаимодействия педагогов с детьми и способы построения развивающей среды.
Особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения - это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования [1-3,5]. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:
• дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;
• дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.
Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:
• необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;
• нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и неразработанностью системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;
• необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.
Интеграция детей с ОВЗ осуществляется в условиях децентрализации управления, диверсификации видов образовательных учреждений, развития вариативности форм и методов, расширения спектра образовательных услуг, поэтому одной из центральных проблем обучения этих детей является качество образования.
Качество работы любой системы и, педагогической в том числе, определяется ее результативностью, которая может быть определена, если сформулированы требования к «выпускаемому образцу». Традиционно, уровень развития дошкольника определяли знания, умения и навыки, а в возрасте 6-7 лет школьные навыки, которые были конечной
целью образования дошкольников и определяли его качество. В авторской концепции результатом образовательной деятельности является уровень сформированности новообразований, которые характерны для определенного возраста ребенка, поскольку каждый возраст, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками и новообразованиями психического развития ребенка, на которых строится развитие в следующем возрасте. Если ранее знания, умения и навыки были целью образования и являлись ценностными ориентирами при обучении дошкольников, то сейчас мы их рассматриваем как операционный уровень развития ребенка.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию, Выполнение этой задачи позволит реализовать основополагающий принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой. «Социальный портрет выпускника ДОУ», как целевой ориентир, представлен с позиций гармоничного целостного подхода физическим, интеллектуальным и личностными качествами развития, сформированными в процессе обучения и воспитания его в ДОУ. Готовность обучения ребенка к школе можно считать сформированной на фоне полного физического, психологического, и социального благополучия, если ребенок:
• не имеет соматических заболеваний, соответствует всем возрастным нормам по антропометрическим показателям, обладает развитыми физическими качествами и сформированными двигательными умениями;
• владеет всеми школьными навыками: считает, читает, рисует и пробует писать, умеет на вербальном уровне делать сравнения и обобщения, выделять существенные признаки предметов и явлений, имеет большой словарный запас и грамотную связную речь;
• хочет учиться в школе, обладает усидчивостью, контролирует свои эмоции, обладает всеми навыками адаптивного поведения, вынослив и терпелив.
Представляя педагогическую систему как сложную конструкцию (рис.1), находящуюся в перманентном состоянии совершенствования и развития, стремящуюся к такому качеству образования, которое адекватно имеющимся нормам, требованиям, стандартам, а также будущим потребностям общества и личности, можно изобразить ее в виде абстрактной модели и проанализировать все ее компоненты.
Характеристиками образовательного процесса традиционно являются: функции и позиции взрослого по отношению к ребенку; образовательная модель обучения и воспитания; структура среды.
Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Показатели психического, физического, психологического, сексуального и социального здоровья воспитанников являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство, детерминирующими изменение и развитие всей системы.
Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметной, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда - совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена инфор-
мацией путем прямого обращения друг к другу.
ах ах ах ах ах
Психическое здоровье Физическое здоровье Социальное здоровье Сексуальное здоровье Психологическое здоровье
-----► Управляющие действия
-----► Коррекционно-рефлексивные действия
Р - ребенок; В - взрослый; П - педагог;
Рис. 1 Модель образовательного процесса в ДОУ
Критериями эффективности образовательного процесса в ДОУ для детей с ОВЗ в условиях интеграции или промежуточными результатами являются новые качества, возникающие у ребенка, в процессе обучения и воспитания, на основе критериальноориентированной диагностики. К таким качествам относятся следующие показатели:
• динамика заболеваемости;
• интегральный показатель психологического благополучия;
• степень соответствия возрастной норме всех параметров психического развития детей в группах;
• параметры утомления и тревожности детей.
В соответствии с эффективно организованной системой воздействий и контрольно-рефлексивных действий осуществляется гибкое регулирование образовательным процессом на основании следующих принципов:
• гомеостаза, позволяющего сохранять целостность образовательного пространства;
• иерархичности, реализующейся в стратегии многоуровневого целеполагания и планирования и координации всех служб образовательного процесса;
• • открытости, позволяющей осуществлять дифференцированный отбор
содержания для реализации идей индивидуального образовательного маршрута для всех категорий детей с зависимости от их психофизического состояния;
• • развития, позволяющего рассматривать педагогическую систему ДОУ в
постоянном эволюционировании и изменении;
• • эмерджентности (динамической иерархичности), реализующейся в стра-
тегии оценки эффективности функционирования на основе контрольно-рефлексивных взаимодействий;
• • наблюдаемости, обеспечивающей саморегуляцию системы на основании
результатов мониторинга.
Таким образом, качество образования (КО) в ДОУ мы определяем как суммарную оценку показателей качества ресурсного обеспечения (КРО), качества процессуального обеспечения (КПО) и качества результата (КР).
КРО представляет собой состояние материальной базы учреждения и его кадровый ресурс [1];
КПО - состояние всех компонентов педагогической системы (содержания технологий и методик, форм реализуемой деятельности) и процессов организации коррекционно-развивающей работы: планирования, координации и мотивации сотрудников [1];
КР - степень удовлетворенности всех участников педагогического процесса его результатами [1]:
- для детей - удовлетворенность коррекционно-развивающими, оздоровительными мероприятиями, проходящими в совместной с педагогом игровой форме;
- для родителей - эффективное обучение и качественная подготовка детей к школе;
- для воспитателей - положительная оценка деятельности руководителями ДОУ и родителями;
- для руководителя - высокая оценка деятельности педагогического коллектива детского сада.
Качество образования определяется, с одной стороны, степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения, с другой, соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного воспитанника. Повышение качества образования зависит от многих факторов обеспечения (научно-методического, финансово-экономического, технического, кадрового), но, прежде всего, организационно-управленческого.
Исследования по вопросам управления образовательными системами, раскрывая природу, закономерности и принципы педагогического управления, позволили вплотную подойти к решению проблемы организации образовательного процесса в ДОУ для детей с ОВЗ в условиях их интеграции.
Для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным, необходимо, чтобы в условиях обучения познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурнооздоровительное и социально-нравственное развитие были представлены равными долями в инвариантной (базисной) и вариативной частях образовательной программы ДОУ. Для осуществления адекватного возможностям детей индивидуальнодифференцированного обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего ДОУ, проведен анализ образовательных моделей и определены наиболее оптимальные условия для интеграции детей с ОВЗ.
Анализ ситуации позволил выделить в качестве объекта исследования дошкольные образовательные учреждения, которые различаются в соответствии с реализуемой программой приоритетом своей деятельности образовательной моделью: интеллектуальной, эстетической и двигательной, которые оценивались с позиций организации условий здоровьесбережения по реализации двигательной активности детей (табл. 1).
В группах с интеллектуальной образовательной моделью приоритеты отдаются познавательно-речевому развитию, (в наборы предметов входят: экология, валеология, английский язык, шахматы, развитие и др.), при этой модели обучения увеличиваются статические нагрузки и уменьшаются динамические, - ребенок получает психическое и физическое переутомление.
В группах с эстетической моделью преобладают предметы искусства: пение, хореография, керамика, ритмопластика, музееведение и др. Развитие детей при этом происходит естественным путем, ребенок достаточно много двигается, но интеллектуально развивается недостаточно. Дети, воспитанные в этой модели дольше отстают в формировании учебной деятельности и отличаются крайним инфантилизмом. При двигательной модели в режим ДОУ преимущественно включают различные оздоровительные процедуры в ущерб эстетике и интеллекту.
Таблица 1
Характеристики образовательных моделей_______________________
Образовательная модель Виды развития (в %)
социально- физкультурно- Художественно- Позновательно-
нравственное оздоровительное эстетическое речевое
Двигательная 6 45 29 20
Эстетическая 8 22 53 17
Интеллектуальная 10 3 20 67
В условиях интеграции детей с ОВЗ в ДОУ с разными образовательными моделями необходимо решить следующие проблемы при организации:
• На уровне содержания:
- разработать образовательную модель, позволяющую уравновешивать инвариантную и вариативные компоненты образовательной программы в соответствии с адресными потребностями воспитанников;
- реализовывать принцип гармонизация развития ребенка за счет обеспечения баланса двигательных, интеллектуальных, эстетических воздействий
- обеспечить более высокий уровень дифференцированного обучения.
• На уровне образовательной среды:
- обеспечить планирование учебной нагрузки и контроль интенсивности обучения;
- обеспечить координацию программ всех специалистов и систему сопровождения каждого ребенка, которая даст возможность осуществить подбор индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
• На уровне коммуникативных отношений на уровне взаимодействий:
- повысить мотивацию персонала и родителей в получении более высококачественного конечного продукта;
- изменить стратегии взаимодействия с детьми, основанные на социальной ценности здоровья;
- обеспечить грамотность педагогов в вопросах коррекционной педагогики, охраны и укрепления здоровья;
- обучить технологиям обучения и воспитания с детьми разных категорий
с ОВЗ.
Решение этих задач возможно при качественно новом подходе к организации всей системы ДОУ, который представлен в настоящей публикации, и заключается в применении технологий управления в модели организации педагогической системы ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовский, Г. А. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех» : опыт России / Г. А. Бордовский ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. - 81 с.
2. Кобрина, Л.М. Интегрированное образование как приоритетное направление современной образовательной политики / Л.М. Кобрина // Известия РАО. - 2006. - № 2 (4). - С. 4-14.
3. Малафеев, Н.Н. Интегративные тенденции современного специального образования / Н.Н. Малафеев, А.Н. Коноплева, Л.С. Лазгиева. - М. : Полиграф сервис, 2004. -406 с.
4. Панкова, Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска / Н.В. Панкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 148-151.
5. Сабират, С.Е. Роль здоровьесберегающего образовательного пространства в формировании культуры здоровья подростков сельских школ / С.Е. Сабират // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 54-57.
6. Слободчиков В. И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей : проблемы, поиски / под ред. В. И. Слобод-чикова. - М., 1999. - С. 44-48.
7. Филиппов, С.С. Информация о здоровье школьников как основа организации физического воспитания / С.С. Филиппов, Т.Н. Карамышева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 102-105.
Контактная информация: [email protected]
УДК 374
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Есения Омаровна Раджабова, соискатель,
Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного технического
университета (МФ МАДИ), г. Махачкала
Аннотация
В статье описаны особенности формирования методических компетентностей в системе "бакалавр-магистр", основные стадии этого процесса и их содержание, а также рассмотрены уровни методических компетентностей. Основными идеями подготовки компетентного специалиста-физика являются: системность, начальная технологичность, активность, самостоятельность, рефлексия, базирующие на информационной, мультимедийной технологии образования.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, бакалавр, магистр, профессиональное образование.
FEATURES OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE FOR BACHELOR AND MASTER'S PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION
Esenija Omarovna Radzhabova, the competitor,
Makhachkala Branch of the Moscow Auto-Road Technical University
Annotation
The article depicts the features of formation of methodical competences within the system "bachelor-master", the basic stages of this process and their content, and levels of methodical competences. The basic ideas of preparation of the competent expert-physicist are: system methods, initial produceability, activity, independence, reflexion based on information, multimedia technology of education.
Keywords: competence, bachelor, master, vocational training.
Необходимость подготовки бакалавра и магистра физико-математического образования нового типа, способного к реализации компетентностного подхода в обучении своему предмету, обусловлена процессом интеграции Российской Федерации в мировое образовательное пространство. Актуальность обусловлена введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, недостаточной проработанностью теоретических основ такой подготовки в рамках двухуровневой системы обу-