DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-287-291
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ в дошкольной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Сметнева Н. С.
Детский сад «Золотой петушок», г. Темников, Российская Федерация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении. Изучается готовность организации к приему таких детей. Проектируется модель сопровождения детей с ОВЗ.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; ограниченные возможности здоровья; проблемы; дошкольная образовательная организация.
DESIGNING A MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PRESCHOOL
CHILDREN WITH DISABILITIES IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Smetneva N.S.
Kindergarten «The Golden Cockerel», Temnikov, Russian Federation
The article examines the problems andperspectives of psychological and pedagogical support for children with disabilities in a pre-school
educational institution. The readiness of the organization to receive such children is studied. A model of accompanying children with HIA is being designed.
Keywords: Psychological and pedagogical support; Limited health opportunities; Problems; Preschool educational organization.
Формирование воспитательно-образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в связи с современностью и актуальностью проблемы изучения инклюзивного образования в России вызывает на сегодняшний день у педагогических работников некоторые затруднения. Поэтому в целях реализации практической помощи необходимо разработать некую модель комплексного сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), которая будет соответствовать требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной организации (ФГОС ДОО) и Федерального закона № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года [3].
Основная серьезная тенденция выражается в постоянном росте количества детей с проблемами в развитии, а именно с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольной организации должна занимать особо важное значение. Выявление отклонений в предшкольный период, своевременное начало кор-рекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая поддержка семьи такого ребенка позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития дошкольника с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. В последние годы исследованиями инклюзивного пространства дошкольных организаций занимаются Е.И. Казакова, Н.Н. Малофеев, JI.M. Шипицына, Н.Д. Шматко и др. [1,2].
Основные причины создания специальной модели работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья:
1. Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи дошкольникам.
2. Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы.
3. Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ).
4. Минимальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Цель исследования — создание оптимальной системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, коррекцию его психофизических недостатков, актуальное включение в окружающую социальную среду и подготовка к успешному школьному обучению.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
1. Сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
3. Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ.
4. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия.
5. Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекцион-но-развивающих программ.
6. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка.
7. Информирование родителей о результатах работы с детьми.
8. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели.
9. Проектирование последующей работы с детьми.
Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, изучения нормативно-правового инструментария, готовности дошкольной образовательной организации к приему и сопровождению детей с ОВЗ, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми.
Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляется в 3 этапа: диагностико-прогностический; коррекционно-фор-мирующий; оценочно-проективный.
Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям, постепенно усложняющуюся среду.
При исследовании готовности детского сада, мы пришли к выводу, что организация не готова к комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, их родителей, а также самих педагогов. Но предпосылки готовности существуют. Среди родителей существует потребность сопровождения детей при коррекции речи, психоэмоциональных нарушениях и других нарушениях психофизического развития детей. Педагоги ждут помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников:
Дошкольники: позитивная адаптация к условиям ДОО; динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу; эффективное
формирование нарушенных функций; развитие личности ребенка, развитие навыков общения; приобретение социального опыта.
Педагоги: развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ; профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования; приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители: получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватность установок в отношении перспектив ребенка; информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ; получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Казакова Е.И. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / Под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Ши-пицыной. СПб.: Питер, 1998. 245 с.
2. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-94.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/