УДК 82.085
Л.А. ВЛАСОВА
Орловский государственный университет
ОБУЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОМУ КРАСНОРЕЧИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИТОРИКЕ В ВУЗЕ
Статья посвящена методическому аспекту преподавания педагогической риторики в вузе. В ней выявлена актуальность обучения академическому красноречию студентов преподавательской и учительской специальностей на филологическом факультете. В статье описаны такие виды заданий, как уяснение содержания теоретических положений, характеристика мастерства выдающихся ученых прошлого, учебная экскурсия, анализ учебной лекции и речевого поведения лектора-преподавателя, сопоставительная характеристика научной и учебной разновидностей академического красноречия.
The article studies methods of pedagogical rhetoric teaching at higher educational institutions. The article is shows the necessity to teach academic oratory to future lecturers and teachers at the Language and Literature Department. The article describes such assignments as to characterize the skills of outstanding scientists of the past, an educational excursion, a lecture analysis and an analysis of speech patterns of a lecturer, comparable characteristics of scientific and educational varieties of academic oratory.
Одна из основных целей риторического обучения студентов предполагает формирование понятия уместности речи. Оно складывается из умений говорящего «прочитывать» ситуацию общения и соотносить с ней свое речевое поведение. Обучение академическому красноречию для студентов преподавательской и учительской специальностей на филологическом факультете университета профессионально значимо. Хотя данная работа целенаправленно и поэтапно ведется в течение всего курса обучения риторике и культуре речи, целесообразным представляется уделить анализу академических речей и отдельное семинарское занятие. Прокомментируем несколько видов заданий, эффективность которых не раз была выявлена в процессе обучения.
При подготовке к семинару предлагается сначала уяснить содержание таких теоретических положений, как сфера применения академических речей, их тематика, типология, стиль, язык; сопоставительная характеристика научной, студенческой, школьной аудиторий; требования к докладчику, вузовскому лектору, школьному учителю. Особое внимание уделяется особенностям содержания научного доклада, сообщения, обзора,
учебной (вузовской, школьной) и научно-популярной лекции, их стилевому оформлению, языку, этикетно-речевому сопровождению.
В качестве одного из практических заданий студентам предлагается подготовить сообщения об особенностях ораторского мастерства одного из выдающихся ученых-лекторов прошлого: историков Т.Н. Грановского, В.О. Ключевского, филолога Ф.И. Буслаева, химика Д.И. Менделеева и других (по выбору). Задание осложняется тем, что выступления должны носить различный характер. Одни из них могут быть представлены как фрагменты научных докладов на научном симпозиуме, другие - как мини-лекция в вузе, третьи - в виде воспоминаний современников, которые якобы сами присутствовали на лекциях знаменитых лекторов и могут поделиться личными впечатлениями. После прослушивания выступлений следует обсуждение содержательности и точности отобранного материала, соответствия его теме, способа подачи, эффективности использованных речевых средств, имиджа оратора в соответствии с заданной речевой ситуацией. При подготовке сообщений студенты пользуются научной и мемуарной ли_ 127
Санкт-Петербург. 2005
тературой. Подлинный интерес к жизни и деятельности, ораторскому мастерству земляка-орловца Т.Н. Грановского неизменно вызывает экскурсия в музей писателей-просветителей в г. Орле, располагающийся в доме прославленного ученого.
Другой интересный вид работы - составление устного обзора выступлений, прозвучавших на занятии, в котором обобщаются основные характеристики речи академического типа. Выполнение данного задания поручается обычно одному из самых сильных студентов и логично подводит итог семинарскому занятию. Вариантом задания подобного типа может служить составление научного обзора литературы по какой-либо специальной проблеме, например, по проблеме формирования навыков академического красноречия. Возможен обзор несуществующих источников, выдуманных студентами.
В немалой степени выработке умений видеть характерные особенности академического красноречия и давать адекватную оценку лекторскому мастерству способствует анализ текста одной из лекций (например, по риторике), прочитанной на данном курсе. В анализ входит характеристика содержания лекции, выявление ее соответствия теме, логической связи с предыдущей и последующей лекциями, оценка информативности. Текст анализируется с позиций структуры, наличия последовательности в подаче материала, логичности изложения, научности и доступности языка, ясности и образности изложения.
В более сильных группах предлагается такое задание: в результате наблюдений дать полный риторический анализ речевого поведения одного из преподавателей-лекторов, читавшего или читающего у студентов курс лекций по какой-либо дисциплине. Это задание требует соблюдения этической щепетильности, не позволяющей деловому анализу перейти к обсуждению личности преподавателя. С этой целью предлагается выбрать лучшего, по мнению студента, «идеального» лектора и в процессе ана-
лиза не называть его фамилии и учебной дисциплины. Подготовке риторического анализа предшествует коллективное составление многоаспектного плана, в котором находят отражение следующие характеристики: оценка содержательности лекций, формы их подачи, разнообразие и эффективность приемов обучения, взаимодействие с аудиторией; профессиональные, деловые, коммуникативные, психологические, личностные качества лектора; манера его поведения, мимика, жестикуляция, техника речи, внешний вид; проявление индивидуальности и другие.
Представление анализа академического мастерства лектора одним из студентов не исключает бурной дискуссии, в которую нередко вовлекается вся группа. Студенты активно дополняют список достоинств обычно угаданного «номинанта» часто по-разному, с абсолютно противоположных позиций, оценивая те или иные риторические приемы лектора или его профессиональные качества. Подобное обсуждение позволяет формировать у студентов умения убедительно и последовательно отстаивать свою позицию, этично вести полемику с оппонентами и, таким образом, знакомит студентов на практике еще с одним аспектом академического красноречия.
Для очень сильных студентов преподавательской специальности в качестве индивидуального служит иногда задание посетить защиту диссертации по филологии в Совете университета и представить группе сравнительно-сопоставительный анализ научной разновидности академической речи. Как правило, выполнение этого задания требует от преподавателя риторики тщательной индивидуальной работы со студентом. Интересные наблюдения над речевым поведением ученых, высоким уровнем дис-куссионности, логической и языковой культурой членов Совета и самого диссертанта помогают студентам ярко и убедительно выступать с чтением научных сообщений на традиционно проводимой в университете студенческой Неделе науки.
128 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1