УДК 82.085:378.147
Т.Д. ПЛЮСНИНА, И.С. УСПЕНСКАЯ
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье рассматривается вопрос о соотношении курса риторики и других лингвистических наук в системе гуманитарной подготовки студентов. Отмечается специфика преподавания профессиональной подготовки в техническом вузе. Предлагаются виды работ по формированию ораторского мастерства будущих специалистов.
The question of correlation of rhetoric and other linguistic sciences in the system of humanitarian students training is considered. Specific character of teaching professional rhetoric in vocational institutions is stated. Different forms of work to format oratory skills of future specialists are proposed.
Включение риторики - особой дисциплины - в учебные планы и госстандарты вузовской подготовки предоставляет преподавателям возможность работать над риторическим образованием будущих специалистов - выпускников технических вузов.
Риторика как учебный предмет в технических вузах нашла свое место в учебном процессе, определилась в основных чертах, сформулировала основные цели и задачи обучения. Но дискуссионными продолжают оставаться следующие вопросы:
• место риторики в курсе речеведче-ских дисциплин;
• специфика ее преподавания на ознакомительном, систематизирующем, обобщающем и совершенствующем риторические знания, умения этапах;
• определение границ общей риторики, изучающей общие законы эффективного речевого общения, и частной, профессионально и практически ориентированной;
• создание целостного представления о системе основных жанров публичной речи, наиболее востребованных в определенной научной и профессиональной сферах;
• разработка технологии обучения речевым жанрам.
Учебные языковые дисциплины, читаемые на младших курсах технических вузов,
создают предпосылки для введения на старших курсах - завершающем этапе обучения - нового предмета - профессионально ориентированной риторики.
Наша аудитория - магистры, получающие дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы», которые должны владеть навыками академического красноречия, риторикой научной речи, элементами эристики. Состав аудитории предопределил выбор стратегии и тактики преподавания риторики, понимаемой не как перечень рекомендаций по речевому общению и публичным выступлениям, а как теория и искусство оптимизации коммуникативно-речевой деятельности специалиста. В преподавании курса очевидной является необходимость оптимального сочетания теоретических знаний (представление о риторическом каноне как системе действий от инвенции к элокуции, топиках, риторических тропах и фигурах, средствах аргументации и приемах спора и так далее) с практическими навыками в составлении и произнесении публичных речей, что повышает эффективность речевого поведения, формирует профессиональный имидж ритора.
Специфика обучения риторике студентов старших курсов (магистров) заключается в практической отработке и совершенствовании заложенных ранее навыков успеш-
200 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1
ной публичной монологической и диалогической речи на профессионально ориентированном учебном материале.
На занятиях практической риторики моделируются ситуации, приближающие студента к реалиям сферы профессионального общения, когда студент в условиях тренинга выступает в следующих ролях:
• молодой ученый, делающий доклад на научной конференции;
• референт, составляющий обзор научной литературы;
• вузовский лектор, владеющий мастерством академического красноречия;
• оппонент или пропонент - участник научной дискуссии.
Для риторического воспитания и практического формирования оратора-профессионала полезными являются имитация и анализ риторических образцов, дающих представление о качествах личности
*
оратора - этических и речевых , это могут быть фрагменты лекций И.П.Павлова, Д.И.Менделеева, К.А.Тимирязева, лекции профессоров своего вуза старой (дореволюционной) школы и современных.
Обучая жанровым и стилистическим особенностям риторических моделей, необходимо развивать у будущих риторов операционную мобильность, то есть умение варьировать риторические модели научной и учебной ораторской прозы применительно к конкретной ситуации с целью
создания уместных влиятельных высказы-
^ **
ваний .
• Аннушкин В.И. Риторика и стилистика. Ч.1. // Учебное пособие для студентов социально-экономических и юридических факультетов. М., 2004.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. // Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996.
Учитывая высокую степень мотивации магистров на завершающем этапе при изучении курса риторики и используя практику активного говорения, мы проводим такие достаточно эффективные занятия, как:
• конкурс референтов, готовящих аннотации, рефераты-презентации по материалам научных публикаций;
• аргументированные блиц-ответы на актуальные научные, социально-политические, нравственные вопросы;
• микролекции по специальности, прочитанные магистрами студентам младших курсов на учебных занятиях по культуре речи.
Вузовская лекция, научный доклад, участие в предзащите магистерской диссертации с элементами дискуссии и соблюдением научной этики позволяют определить степень сформированности навыков профессионального общения ритора в рамках Ритор - Аудитория, проанализировать индивидуально-авторское своеобразие стиля и манеры изложения ритором материала, этику его поведения. Однако достаточно хорошая профессиональная подготовка, высокое качество красноречия, наличие «своего стиля», креативная речь еще не являются показателями личностных качеств оратора.
Этический и нравственный облик будущего специалиста, его моральный авторитет, гедонистическая направленность его деятельности (создание атмосферы согласия, добра, любви) - важные составляющие в иерархии гуманистических ценностей ри-торико-педагогической системы. Поэтому риторическое образование должно сопровождаться этическим просвещением, эстетическим и нравственным воспитанием. Деятельность преподавателей можно считать успешной, если риторика станет мировоззрением личности.
_ 201
Санкт-Петербург. 2005