Риторическая компетенция как основа эффективной деятельности преподавателя вуза
Л. А. Баландина*, Г. Ф. Кураченкова**
Аннотация. Взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения находится в центре внимания лингвометодики. Выделяют следующие компетенции, необходимые для эффективной речевой деятельности преподавателя вуза: языковая, речевая, коммуникативная, культуроведческая, риторическая. В рамках данной статьи исследуется риторическая компетенция как совокупность следующих качеств личности педагога: естественность поведения, контакт с аудиторией, борьба с утомлением внимания студентов, адаптивное риторическое поведение и др. Каждому, особенно начинающему, преподавателю важно уметь проводить диагностику своих личных качеств, умений и навыков для работы в аудитории. В их числе: образ оратора (одежда, поза, голос и др.), владение языковыми, стилистическими и этическими нормами, оценка знаний аудитории.
Ключевые слова: начинающий лектор; образ оратора; компетентностный подход; языковая компетенция; речевая компетенция; риторическая компетенция; естественность поведения преподавателя; контакт с аудиторией; борьба с утомлением внимания студентов; адаптивное риторическое поведение преподавателя; риторическая диагностика.
Rhetorical Competence as a Basis of Effective Activity of a
Lecturer
L. A. Balandina, G. F. Kurachenkova
Abstracts. Interaction between a lecturer and students during educational process is a spotlight of lingvomethodology. The following competences are necessary for an effective lecturer's speech activity: linguistic, speech, communicative, cultural and rhetorical. This article focuses on the rhetorical competence as a combination of the following characteristics: natural behavior, contact with the audience, managing students' attention, adaptive rhetorical behavior etc. It is important for every lecturer, especially for a beginner to analyze personal traits, skills and abilities to work with the audience, including: speaker' image (clothes, posture, voice etc.), command of language, stylistic and ethic standards, students' knowledge assessment.
Keywords: novice lecturer; speaker's image; competence-based approach; language competence; speech competence; rhetorical competence; lecturer's natural behavior; rapport with an audience; managing students' attention; lecturer's adaptive rhetorical behavior; rhetorical diagnostics.
Вопросы искусства речи волновали лю- легенде Юпитер призвал к себе Меркурия и дей ещё в древности. Сам термин «оратор- приказал «дать людям риторику». Соглас-ское искусство» античного происхождения но этому мифу риторика положила начало (из лат. orator < orare «говорить»). Его сино- человеческой цивилизации. За 2500 лет су-нимы — «риторика» и «красноречие». ществования риторики суть её трактоваВ древних сочинениях рассказывается о лась по-разному. Древние греки рассматри-божественном возникновении риторики: по вали риторику как «искусство убеждения».
*Баландина Лолита Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: rusyaz@fa.ru
**Кураченкова Галина Фёдоровна - доцент кафедры «Русский язык» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: rusyaz@fa.ru
Монологическая речь, по мнению Платона, Сократа, Аристотеля и других философов, была призвана обратить в свою веру слушающих. В Древней Греции ораторское искусство неразрывно связывали с политикой. Все знаменитые греческие ораторы известны как крупные политические деятели (Пе-рикл, Демосфен). Неслучайно Аристотель писал: «Слово — самое сильное оружие человека».
Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство хорошо говорить». Искусство здесь означало совершенствование речи и со стороны её воздействия на слушателя, и с точки зрения эстетической характеристики. Во II в. до н. э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).
Цицерону принадлежит известное изречение: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора».
В эпоху Средневековья и в начальный период Возрождения риторика стала трактоваться как «искусство украшения речи». Таким образом, убеждение (мысль) отделилось от выражения (языка).
В наше время в понятия «риторика», «ораторское искусство», «красноречие» стали вкладывать следующий смысл: 1) способность говорить красиво и убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.
Российские мыслители и учёные —Н. Бердяев, Д. Менделеев, Д. Лихачёв — формировали мастерство учебных диалогов и полемических бесед, закладывая основы академической риторики. Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика, знание и учёт адресата, умение находить уровень доступности, интереса, мотивации, будить мысль студентов, стимулировать их способности и одарен-
ность.
Классическая риторика считала одной из главных задач оратора непременное внимание к аудитории при установленном воздействующем контакте с ней.
Сегодня общение преподавателя и студентов в процессе обучения исследуется в учебной риторике. С точки зрения современной науки и методики педагоги-лекторы, особенно начинающие, должны обращать внимание на целый ряд факторов: это осознание целей и задач данного вида общения, подготовка речи, образ оратора, эмоциональное воздействие на слушателей, содержание речи, композиция и стиль речи (отбор слов, произношение) и др.
Одним из важных факторов в этом ряду становится образ оратора.
Установлено, что при первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:
60% — кто оратор, что он из себя представляет;
30% — как оратор говорит;
10% — что оратор говорит.
Образ оратора (как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что он говорит. Первое впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов (одежда, поза, выражение лица, жесты, голос), которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика выступающего.
Интересным примером академического оратора и академического красноречия может служить Дмитрий Иванович Менделеев — русский химик. По мнению его современников, эффективное восприятие лекций оратора объяснялось личностью ученого:
- яркими внешними данными («Вы начинаете любоваться мощною, напоминающей микеланджеловского Моисея, сумрачно грозной фигурой. В ней хорошо все: и этот лоб мыслителя, и сосредоточенно сдвинутые брови, и львиная грива падающей на плечи шевелюры, и извивающаяся при покачивании головой борода»);
- незаурядными интеллектуальными способностями («И когда этот титан, в сумрачной аудитории, с окнами, затемненными
липами университетского сада <.. .> говорит вам о мостах знания, прокладываемых чрез бездну неизвестного <...> нервный холодок пробегает по вашей спине от сознания мощи человеческого разума.»);
- коммуникативными, риторическими способностями: умением чувствовать аудиторию, интеллектуально и эмоционально контактировать с ней («Еще немного, и вы, вникая в трудный иногда для неподготовленного ума путь доводов, все более и более поражаетесь глубиной и богатством содержания читаемой вами лекции»)1.
Продолжим разговор об образе оратора во второй части статьи.
А сейчас подробнее остановимся на том, как оратор говорит, насколько успешно сформированы необходимые для его профессиональной деятельности компетенции2.
В настоящее время в лингводидактической литературе развивается понятие компетент-ностного подхода. Компетентностный подход ориентирован на формирование таких личностных качеств, которые позволят человеку стать успешным в профессиональной и личностной жизни. Однако, разрабатывая и описывая различные компетенции для наших студентов, размещая указания по этой теме на страницах программ дисциплин и на различных сайтах, давайте вспомним о том, какими компетенциями должны обладать сами преподаватели?
Описывают следующие компетенции, необходимые для эффективной речевой деятельности преподавателя:
- языковая компетенция — владение нормами современного русского языка;
- речевая компетенция — владение способами формирования мыслей посредством языка;
- коммуникативная компетенция — умение решать средствами языка задачи общения в конкретных, типичных для профессиональной деятельности коммуникативных ситуациях;
- культуроведческая компетенция —
владение нормами этикета, культурой межнационального общения;
- риторическая компетенция — способность создавать, произносить и осмысливать текст в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.
Из пяти вышеперечисленных компетенций (каждая из которых одинаково важна!) складывается успешная коммуникативная деятельность преподавателя. Она может оцениваться по следующим параметрам:
- целенаправленность;
- активность;
- результативность.
В рамках данной статьи хотелось бы остановиться немного подробнее на риторической компетенции как совокупности таких качеств личности педагога, которые определяют его способность к эффективному общению с аудиторией. В числе таких качеств — грамотно построенная речь преподавателя. Не вызывает сомнения тот факт, что речь преподавателя вуза профессионально и этически ориентирована. Преподаватель вуза — речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится. Это определяет особые требования к речи и накладывает особые обязательства на выступающего.
Речь — понятие широкое, это не только слова и не только информация в чистом виде. Речь — это «информация» + «общение преподавателя с аудиторией».
Для студентов важны следующие критерии, по которым они воспринимают лектора и оценивают общение с ним:
- естественность поведения;
- контакт с аудиторией;
- борьба с утомлением внимания студентов.
Естественность поведения — это: раскованность преподавателя; его доброжелательный настрой по отношению к слушателям; разговорный стиль произнесения речи; умение «оторваться» от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном;
1Мурашов А. А. Культура речи учителя: Учеб. пособие. М.; Воронеж, 2005. С. 137.
2В научной литературе принято различать понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция — это совокупность знаний, умений, навыков, опыта деятельности, личностных качеств и ценностей, заданных по отношению к какой-либо цели.
Компетентность — это владение соответствующей компетенцией.
Компетенция — цель образовательного процесса, а компетентность — это характеристика личности, результат образования и самообразования учащегося.
простота изложения материала.
Вспомним профессора Т. Н. Грановского, читавшего в Московском университете курс всеобщей истории. Современники писали: «Грановский не имел на кафедре блестящего ораторского таланта, поражающего с первого раза; но в манере изложения его было столько простоты, увлекательности, пластичности и внутреннего сосредоточенного жара, который выражался в его прекрасных и грустных глазах; в его тихом голосе было столько симпатии, что, смотря на него и слушая его, я не удивлялся тому всеобщему энтузиазму, который производил он своими лекциями»3. В естественности и простоте Т. Н. Грановского и заключалась огромная сила его воздействия на слушателей.
Контакт с аудиторией — важнейшая составляющая речи оратора, важнейший момент общения. Это эмоциональное соприкосновение со слушателями, когда выступающий и аудитория становятся единым целым.
Контакт с аудиторией необходим: для привлечения внимания слушателей; для того, чтобы речь воспринималась легко и с интересом; чтобы сделать творческим и взаимообогаща-ющим процесс речевого выступления и воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).
Контакт с аудиторией должен начинаться с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Оратору не следует «одергивать» аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Мощное средство влияния на аудиторию — зрительный контакт с ней. Можно «блуждать взглядом» 30% времени, но остальное время надо смотреть в глаза слушателям. Тогда аудитория будет чувствовать заботу о себе, а оратор видеть, интересно ли слушателям, не устали ли они.
Контакт с аудиторией устанавливается также с помощью мастерства изложения материала — это: вопросы к аудитории (тогда слушатели оживляются, принимая участие в обсуждении); интригование («Об этом я скажу чуть позже», «Сейчас я расскажу удивительный факт...»); так называемые «зацепки» (рассказ, интересный факт, легенда); отступление от темы.
Что настраивает аудиторию против выступающего и разрушает контакт и энергетику зала?
1. Высокомерие: менторский тон, презрение, высказывание превосходства («О-о! Вы этого не знаете? А я думала, здесь грамотные люди собрались!..»).
2. Неоправданный затянувшийся по времени спор со слушателями.
3. Публичные замечания.
4. Выражение вслух своих предпочтений или антипатий по принципиальным вопросам (религии, политики, национальностей и т. д.), по которым у слушателей могут быть противоположные точки зрения.
5. Враждебные выпады в адрес кого-либо.
Борьба с утомлением внимания студентов — также важная задача, которая стоит перед лектором.
Речь преподавателя-лектора должна вызывать интерес. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку», — писал А. Толстой. Но как бы интересна ни была лекция, внимание утомляется. Необходимо знать приемы поддержания внимания: прямое требование внимания от слушателей; обращение с неожиданным вопросом; тайна занимательности; вопросно-ответный прием; примеры из художественной литературы; элементы юмора (исторические анекдоты); занимательные истории. Приведем одну из таких историй, посвященных красноречию.
«Однажды Аристотелю отдали в обучение очень разговорчивого молодого человека. После долгой беседы он спросил у своего наставника, какую плату тот возьмет с него за обучение.
— С тебя — вдвое больше, чем с остальных, — ответил философ.
— Почему? — удивился тот.
— Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать и слушать.»
Изменившиеся подходы к академической речи предполагают использование творческих мини-заданий, разыгрывание сценок во время лекции и т. п. И тогда не возникнет «симптома занудного профессора» и аудитория не останется в роли пассивного слушателя!
Все вышеназванные критерии — есте-
3Мурашов А. А. Личность и речь: Эпоха кризисов: Учеб. пособие. М.; Воронеж, 2005. С. 376.
ственность поведения, контакт с аудиторией, борьба с утомлением внимания студентов — входят в понятие «адаптивное риторическое поведение».
Адаптивное риторическое поведение — умение так повернуть риторику ситуации, чтобы она привела к единению с аудиторией. Это творческое общение, включающее: похвалу («Любопытно! Учёные до этого ещё не додумались!»); пробуждение интереса аудитории («Может, и мы откроем неизвестные.»).
Адаптивный оратор — это человек, который преподносит мысли слушателям, кажущиеся им их собственными. Адаптивное речевое поведение — это сведение к минимуму запрещающих формулировок. Важный момент в адаптивном поведении — переключение внимания и эмоционального состояния аудитории. При этом могут быть использованы внезапный довод, необычный факт, остросюжетный рассказ, каламбуры (о чем уже шла речь выше).
Адаптивный преподаватель должен уметь анализировать аудиторию по ее невербальным самопроявлениям: по активности — пассивности реагирования, внимательности — невнимательности слушания. Риторически корректно удивить слушателя спокойствием, когда ожидается взрыв; грамотно переключать внимание на неожиданный вывод.
«Есть такие специальности, для которых адекватная ориентировка в собеседнике является профессиональной необходимостью», — пишет А. А. Леонтьев. Профессия педагога в этом ряду стоит на первом месте. Мгновенная и точная оценка знаний аудитории, умение «перестроиться на ходу» — важный момент адаптивного поведения. Владение речью и адаптивность — два категоричных императива, определяющих современного вузовского преподавателя.
Теперь несколько слов об образе оратора и о факторах, которые необходимо учитывать. Известно крылатое выражение «Театр начинается с вешалки». Его можно было бы перефразировать так: «Лектор начинается с одежды».
Одежда не должна быть скучной, унылой, будничной, «пресной». Но она и не должна бросаться в глаза, быть слишком яркой! Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи,
надо сделать для себя соответствующие выводы. Спортивный стиль — джинсы, куртка — также вряд ли уместны для преподавателя. Классический костюм для мужчин и классический стиль в одежде для женщин всегда будут соответствовать ожиданиям студентов, характеру ситуации и придадут уверенность самому выступающему.
Как произносить речь — сидя или стоя — зависит от размера аудитории. В небольшой аудитории можно сидеть. Но иногда даже маленькая аудитория лучше настраивается на рабочий лад, если оратор стоит.
Поза (положение, осанка) — важная часть общего впечатления об ораторе с точки зрения не только симпатии аудитории, но и его собственного состояния. Если оратор сутулится или держится скованно, это сказывается на его внутреннем состоянии. Хорошая поза означает равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность, энергичность.
Походка важна для выражения различных настроений и подчеркивания, выделения речи. Она может служить формой физической «пунктуации». Однако ничем не оправданная ходьба по аудитории отвлекает слушателей, в отличие от умеренной ходьбы, которая помогает аудитории расслабиться.
Выражение лица оратора должно быть естественным. Для этого следует время от времени смотреть в глаза слушателям, сидящим в аудитории, отрываясь от текста лекции.
Особо хочется сказать об улыбке. Изучением мускулов лица впервые начал серьезно заниматься в XIX в. французский невролог Дученни. Он доказал, что, когда человек улыбается, мимические мышцы лица посылают сигналы в специальные отделы мозга — «центры удовольствия». Активизация этих центров приводит к повышению в организме человека уровня эндорфинов — гормонов, которые борются со стрессом, страхом, неуверенностью, плохим настроением и даже самочувствием! Поэтому улыбка во время выступления, общения с людьми — наш надежный помощник.
Оратору следует также обратить внимание на жесты, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. Обучение технике жестов — кропотли-
вый процесс, который должен осуществляться целенаправленно.
Для преподавателя очень важны тембровые возможности голоса. В риторике много внимания уделяется этому феномену, этой индивидуальной характеристике человека, уникальной, как отпечатки пальцев.
Здесь хочется снова вспомнить Д. И. Менделеева и его умелое владение своим голосом. В одной из работ о нем читаем: «Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких теноровых нотах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение. Мы скоро привыкли к этому оригинальному способу изложения, который гармонировал и с оригинальным обликом Менделеева и вместе с тем помогал усвоению того, что он говорил»4.
Существует целый ряд специальных упражнений, развивающих ораторский голос. Предлагаем вам несколько полезных советов.
Полезные советы:
1. Каждый день по 10-15 минут произносите скороговорки.
2. Выучите скороговорки наизусть. Добейтесь четкого, уверенного, правильного произнесения.
3. Начав с медленного темпа речи, постепенно убыстряйте его.
4. Меняйте громкость (тихо - громче -еще громче).
5. Меняйте интонацию («грустно», «с удивлением», «радостно» и т. д.).
6. Психологи рекомендуют петь в лесу, где вас никто не слышит. Так происходит освобождение от зажатости голоса.
7. Полезно петь чаще, когда захочется, например под караоке. Громкое пение не только поднимет настроение, но и станет прекрасной тренировкой для голосовых связок.
Итак, каждый преподаватель, особенно начинающий свою профессиональную деятельность, должен уметь провести диагностику своих личных качеств, умений и навыков (компетенций).
Данные для риторической диагностики:
I. Образ оратора.
• Поза.
• Походка.
• Выражение лица, жесты.
• Тембровые возможности голоса, техника речи.
II. Языковая компетенция.
• Владение языковыми нормами.
• Владение стилистическими нормами.
III. Коммуникативная компетенция.
• Заданность целевой установки.
• Отбор речевых тактик, направленных на достижение коммуникативного результата.
IV. Культуроведческая компетенция.
• Владение этическими нормами.
V. Риторическая компетенция.
• Естественность пове-
дения.
• Контакт с аудиторией. Адаптивное
• Борьба с утомленным риторическое
вниманием студентов. поведение
• Анализ состояния
аудитории.
В заключение несколько слов о том, как важно правильно настроить себя перед выступлением. Все знают, что наряду с такими понятиями, как «искусная речь», «ораторское искусство», «мастерство публичного выступления», существуют противоположные им: «ораторская лихорадка», «боязнь выступления», «страх перед аудиторией». Они могут иметь различные формы проявления: дрожание губ и голоса, учащенное дыхание, сердцебиение, мышечная скованность, бессонница накануне выступления. Через «ораторскую лихорадку», когда человека в буквальном смысле «трясет» перед выступлением, проходит 90% людей, 90% людей боятся выступать публично. Для большинства из них страх перед аудиторией (а также перед микрофоном) занимает второе место после страха смерти!
Известен исторический факт: когда Наполеону предстояло произнести речь перед аудиторией в 500 человек, он потерял сознание. Как побороть в себе страх, победить «ораторскую лихорадку»?
Воины одного из племен Новой Каледонии перед схваткой с врагом плясали у костра ритуальный танец победы и исполняли такую
4Мурашов А. А. Культура речи учителя: Учеб. пособие. М.; Воронеж, 2005. С.138.
песню:
«Атакуем мы врагов?
— Да!
— Мы сильны?
— Да!
— Мы их победим?
— Да!..»
Эта песня — не что иное, как аутотренинг, создающий определенный настрой — настрой на победу и уверенность в своих силах.
В наши дни, конечно же, существуют другие способы создания положительного настроя перед важным делом, в частности перед выступлением. Они особенно важны для начинающего преподавателя. Вот некоторые из них.
Полезные советы («рецепты» красноречия)
1. Текст выступления следует прочитать дома перед зеркалом три раза.
2. Можно записать себя на магнитофон, прослушать запись (понравилось ли вам, как вы говорите?).
3. Лучше повторять «про себя» текст выступления, когда вы находитесь в движении (идете по парку, гуляете по лесу и т. д.).
4. Попробуйте войти в состояние игры перед выступлением («Сегодня я играю роль блестящего оратора!»). Сыграйте уверенного в себе человека, раскованного и свободного.
5. Произнося речь, не забывайте улыбаться. Держитесь уверенно и достойно.
Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же узнать о главных секретах ораторского искусства и их применении полезно как можно раньше.
* * *
Афоризмы о красноречии
Слово — самое сильное оружие.
Аристотель
Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию.
Скилеф
Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
Морис Талейран Прекрасная мысль теряет свою цену, если она
дурно выражена.
Вольтер
Самое главное в общении — услышать то, что не было сказано.
Дракер
Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери Красноречие начинается с умения слушать.
Скилеф
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время.
Гораций
Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать.
Скилеф
Главное в ораторском искусстве состоит в том, чтобы не дать приметить искусства.
Квинтилиан
Библиография:
1. Аннушкин, В. И. Риторика / В. И. Ан-нушкин // Экспресс-курс : учеб. пособие. М. : Наука, 2008.
2. Мурашов, А. А. Личность и речь : эпоха кризисов / А. А. Мурашов // учеб. пособие. М. ; Воронеж : Издательский дом Российской академии образования, 2005.
3. Мурашов, А. А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов // Учеб.-метод. пособие. М. ; Воронеж, 2002.
4. Граудина, Л. К. Риторика и стилистика / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева // Учеб. пособие для 11 классов образовательных учреждений. - М. : Русское слово, 2008.
5. Материалы XV Международной научной конференции «Риторика как предмет и средство обучения». Московский педагогический государственный университет. М., 2011.
6. Кузнецов, И. Н. Прикладная риторика / И. Н. Кузнецов // Учебник для вузов. М. : Вла-дос, 2010.