Научная статья на тему '«Основы риторики» в 9-м классе: «Академическое красноречие»'

«Основы риторики» в 9-м классе: «Академическое красноречие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3053
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ / ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩИЕ / РАЗВИВАЮЩИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева И. М.

Автор делится опытом решения обучающих, развивающих, воспитательных задач, приводит технологическую карту урока, формирует умение академического красноречия в курсе «Основы риторики» в 9-м классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Основы риторики» в 9-м классе: «Академическое красноречие»»

ф

Эксперимент и инновации в школе

Уроки по предметам

№ 1/2015

Андреева И.М.

«Основы риторики» в 9-м классе: «Академическое красноречие»

Аннотация

Ключевые слова:

Автор делится опытом решения обучающих, развивающих, воспитательных задач, приводит технологическую карту урока, формирует умение академического красноречия в курсе «Основы риторики» в 9-м классе.

коммуникативные умения, академическое красноречие; задачи обучающие, развивающие, воспитательные; методы; формы проведения урока.

Ф

Цель занятия — изучение особенностей академического красноречия как одного из родов красноречия.

Задачи

Обучающие:

1) сформировать умение распознавать виды красноречия;

2) знать основных представителей академического красноречия;

3) знать основные виды академического красноречия;

4) формировать умения пользоваться риторическими знаниями.

Развивающие:

1) сформировать умения анализировать, сопоставлять, классифицировать, работать с текстом, извлекать и преобразовывать информацию;

2) развить коммуникативные умения.

Воспитательные:

1) воспитывать глубокое уважение, бережную любовь и восхищение родным языком.

Форма проведения:лекция.

Методы: практические — конспект, тезисы, планконспект; обучение как исследование — определение значений слов, организация поисковой и познавательной деятельности путем постановки познавательных задач; методы логического мышления — анализ и сопоставление.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, документ-камера, компьютер.

В теории и практике образования авторы уделяют довольно много внимания развитию коммуникативных умений [1-10], однако развитию академического красноречия уделяется недостаточно внимания.

Ф

Продолжение статьи на следующей странице

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 37

24.03.2015 15:07:28

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ход занятия

Этапы урока Цель Содержание урока

1. Организационный Создать условия для появления у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс — Доброе утро, ребята! — Проверьте, все ли готово к занятию

2. Основная часть

Мобилизующий этап Организовать деятельность учащихся, сосредоточить внимание — Наше занятие мне бы хотелось начать с просмотра видеофрагментов. Внимание на экран (в видеофрагментах представлены три вида красноречия: социально-политическое — речь на митинге; судебное — защитная речь адвоката; академическое — лекция в вузе)

Познавательная задача № 1 Актуализировать мыслительные операции Определите, какие виды красноречия представлены в видеофрагментах. Ответ должен звучать в форме рассуждения

Ф

Может быть, в видеофрагменте представлена не митинговая речь, а агитационная речь?

Что можно сказать о третьем видеофрагменте?

А если я назову однокоренные слова к названию данного рода красноречия: академик, академия, академический.

Попытайтесь сформулировать тему урока

Этап формулирова- Сформулировать цель и Откроем тетради, запишем число и тему занятия

ния темы и цели тему урока «Академическое красноречие».

Исходя из темы, определите цель нашего занятия

Этап изучения язы- Актуализировать мыслитель- Термин «академический» в данном случае несколько условен. Точнее говоря,

кового материала ные операции его выбрали, не найдя другого термина для обозначения одного из наиболее

влиятельных родов красноречия, которое можно назвать научным. Под «академическим» подразумевается строго научное по характеру красноречие, отличающееся глубокой аргументированностью, строгим стилем речи, к тому же имеющее специфическую терминологию.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном — вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача — научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Яркими представителями академического красноречия были мастер бесед-диалогов Сократ, его ученик Платон, а также Демосфен, Аристотель — мастер академического склада. Перенесемся в Россию. XVIII в. — основатель Московского университета М.В. Ломоносов, лектор Страхов, поэт и критик, обладавший ярким дарованием лектора, — Мерзляков. В XIX в. выделяется группа талантливых лекторов: Грановский Т.Н. — родоначальник русской школы академического красноречия; Сеченов И.М. — физиолог; Тимирязев К.А. — ботаник; Ключевский В.О. — критик, историк, этнограф; Буслаев Ф.И. — филолог, языковед, искусствовед; Менделеев Д.И. — создатель таблицы химических элементов

Запишите первую часть домашнего задания:

Найдите информацию на тему «Особенности лекторского мастерства представителей академической школы XIX в. Можно подготовить небольшую презентацию об одном из лекторов.

Пример ответа: Менделеев вообще никогда не пользовался записями при чтении лекции, так как был убежден, что лекция, если она читается, а не излагается, получается нескладной

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 38

24.03.2015 15:07:28

ф

«Основы риторики» в 9-м классе: «Академическое красноречие»

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД

Приветствует учащихся, настраивает на работу Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию

Смотрит видеофраг- Смотрят видеофрагменты

мент

Ф

Организует высказывания учащихся.

Задает вопросы.

Дает возможность вспомнить изученные роды красноречия и их отличительные особенности.

Организует диалог Организует подводящий диалог

Объявляет тему урока Организует высказывания учащихся Читает лекцию.

На интерактивной доске демонстрирует портреты:

Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель, Ломоносов, Страхов, Мерзляков, Грановский, Сеченов, Тимирязев, Ключевский, Буслаев, Менделеев

Ожидаемые ответы

1. Я считаю, что первый видеофрагмент — это пример судебного красноречия. Во-первых, действие происходит в зале суда. Во-вторых, выступление оратора направлено в защиту обвиняемого, а это значит, что эту речь произносит адвокат. Следовательно, перед нами один из видов речей (адвокатская — защитная) судебного красноречия.

2. Я согласен с одноклассником, что это пример судебного красноречия. Хочется добавить следующие аргументы: адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого (это и показано в видеофрагменте). Также такая речь обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания.

3. Я считаю, что в следующем видеофрагменте речь идет о социально-политическом красноречии. Во-первых, на видеофрагменте показан митинг. Значит, это пример митинговой речи. Во-вторых, речь произносится страстно, с эмоциональной напряженностью. В-третьих, содержание речи — актуальная тема, «тема дня». Таким образом, я доказал, что это пример социально-политического красноречия. Ожидаемый ответ: Нет. Агитационная речь близка к митинговой, но отличается гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче.

Ожидаемые ответы: Произносит речь преподаватель (это было указано), точно определена тема, слушатели — взрослые люди, смеем предположить, что это студенты. Затрудняемся дать название (определение) данному виду красноречию. Ответ: академическое красноречие

Открывают тетради, записывают число и тему занятия Ответ: Познакомиться с академическим красноречием

Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной речи Участие в диалоге. Познавательные: Анализ, сравнение фактов, умение делать выводы.

Логические: Построение логической цепи в рассуждении

Коммуникативные: Умение отстаивать свою точку зрения. Владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные:

Открытие нового через подводящий диалог

Регулятивные:

Целеполагание

Слушают и, используя удобную форму, составляют план, конспект, записыва- Мотивационные: ют ключевые слова, составляют тезисы данной лекции. Записывают фамилии Сохранение положи-представителей академического красноречия тельной мотивации

ИКТ

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование

знаний.

Создание опорного образа урока или схемы

Ф

Объясняет домашнее Записывают 1-ю часть домашнего задания задание

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 39

24.03.2015 15:07:28

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Познава- Актуализи-тельная за- ровать мыс-дача № 2 лительные операции

Какие виды академического крас- Организует Ожидаемые ответы: Мотивационные:

норечия можно было бы выделить? подводящий лекция; доклад Сохранение положительной

Некоторые из них были названы в диалог мотивации

процессе лекции

Выделяют несколько разновидностей академического красноречия.

Научное (здесь можно отметить такие формы публичного выступления, как лекции (вузовская), научный доклад, научное обозрение, научное сообщение). Научно-популярное (это публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией).

Учебное (к ним относятся публичные выступления (доклады) на научные темы студентов, учащихся техникумов и школ).

Организует На интерактивной

самостоятель- доске схема. Ученую работу ники переносят ее

и работу в в тетрадь, заполняя

парах по мере продол-

жения лекции. Затем свои записи ученики сверяют с записью на интерактивной доске. (Используется эффект «шторки»). Сначала открывается второй столбец, позже открывается и третий столбец.

Выполняют задание

Регулятивные: Самостоятельное выполнение действий; Контроль, сверка с образцом, оценивание своего результата

Вузовская лекция является одним из наиболее распространенных видов академического красноречия, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной. Лекция отличается углубленностью и аргументированностью суждений

Обсуждают в парах. Исправляют ошибки. Коллективно решают, какими примерами дополнить каждый столбик

Коммуникативные:

Работа в парах.

Участие в диалоге с соблюдением правил речевого этикета

ИКТ

Пример записи

Академическое красноречие Разновидности 'j' Виды

Научное Лекция (вузовская или школьная)

^ Научный доклад

Научный обзор

"5*" Научное сообщение

Научно-популярное Научно-популярная лекция

Учебное Доклады на научные темы студентов, учащихся техникумов и школ

Ф

Познава- Актуали- — Скажите, ребята, а Органи-

тельная за- зировать чем отличается школьная зует диадача № 3 мысли- лекция от вузовской? лог

тельные операции

Вторая часть домашнего Объяс-задания: няет доПисьменно ответьте на машнее

вопрос: «Чем отличается задание научно-популярная лекция от вузовской лекции?»

Ожидаемый ответ

В вузе лекции цикловые, т. е. берется какая-либо тема, состоящая из нескольких разделов. Сначала студентам читают курс лекций, затем материал отрабатывается на практических занятиях, а потом идет зачет или другая форма контроля. В школе же чаще лекции эпизодические, когда учителю необходимо изложить большой по объему материал за один урок или за два урока в старших классах (уроки литературы, истории), язык лекции другой, лекция может прерываться, когда учитель предлагает выполнить практические задания. Это связано с психологическими особенностями слушателей.

Записывают 2-ю часть домашнего задания

Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной речи

Участие в диалоге

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 40

24.03.2015 15:07:28

ф

«Основы риторики» в 9-м классе: «Академическое красноречие»

Ф

Познава- Актуализи- Следующие виды научного красноречия — тельная ровать мыс- это научный доклад, научное обозрение, задача лительные научное сообщение. Чем они отличаются

№ 4 операции друг от друга и что между ними общего?

Организует Идут ответы ребят. высказывания учащихся

Коммуникативные: Умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения

Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на научной конференции, симпозиуме, семинаре, международном конгрессе с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов. Он бывает посвящен отдельному вопросу и, за редким исключением, должен являться научным открытием. Отличается строгой аргументированностью и доказательностью. Научное обозрение — это краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер. Научное сообщение — это предельно короткий доклад о результатах научных исследований, это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы.

В докладе освещаются и кратко оцениваются главным образом научные открытия. Отличается от научного доклада предварительной информационностью. Ограничен во времени изложения. Научное сообщение всегда предметно и предельно конкретно по своей сути. Например, возьмем ваше выступление на конференции Научного общества учащихся. Это научное сообщение. Докажем это. Молодцы!

Члены жюри информированы через рецензию (информационную карту), которую пишет ваш научный руководитель. Они знакомы с содержанием работы.

В устном выступлении вы соблюдаете трехчастную структуру: вступление, основная часть и заключение

Читает лекцию

Организует

диалог

Слушают лекцию

Участвуют в диалоге Ожидаемые ответы: работа написана на конкретную тему; на защиту отводится 7-10 минут

Коммуникативные: Умение вести диалог, правильно выражать свои мысли

Ф

Познава- Актуализи-

тельная ровать мыс-

задача лительные

№ 5 операции

Я предлагаю вам сейчас посмотреть текст публичной речи на защите научно-исследовательской работы на научной конференции учащихся и найти все композиционные части: вступление, основную часть, заключение (зачитывают только вступление и заключение).

Помните, ребята, что, выступая с сообщением, нужно говорить, а не читать написанное. Замечательный оратор Емельян Ярославский в своей статье «О стиле, форме и языке агитации» писал: «Научись говорить без бумажки. Можно написать свою речь, составить краткий конспект речи, отметить несколькими строками главные вопросы, выписать цитаты... Но при всех условиях надо стараться обращаться к слушателям с живым словом, а не читать подряд написанное».

Необходимо помнить о краткости речи, которая состоит не только в краткости по времени, но прежде всего краткость — это отсутствие лишнего, не относящегося к содержанию. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного. А мыслей, чувств, эмоций — много

Пред- Выполняют Коммуникатив-

лагает задание, рабо- ные:

выполнить тают с текстом работать в па-

задание (выделяют рах, отстаивать

вступление, свою точку

основную часть и заключение), зрения

работают в Познаватель-

парах, зачи- ные:

тывают только Открытие ново-

вступление и заключение го знания

Запишите 3-ю часть домашнего задания: Объясняет Записывают ИКТ

Заполнить таблицу «Виды академического красноречия домашнее домашнее за-

и их отличительные особенности» (таблица выводится на экран через документ-камеру). задание дание Регулятивные: Самостоятель-

Затем еще раз обращаемся ко всем частям домашнего Сверяют со ное выполнение

задания Выводит на своими запи- действий; кон-

экран сями троль

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 41

24.03.2015 15:07:28

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ф

Познавательная задача № 6

Актуализировать мыслительные операции

А в конце занятия (это уже Организует стало традицией, хоро- самосто-шим правилом узнавать в ятельную день хотя бы одно слово), работу давайте обратимся к вашим записям: «Незнакомое слово». Значение каких слов вы не знаете, а эти слова звучали в процессе лекции

Ожидаемый ответ: физиолог, симпозиум, конгресс, компетентный

Составляется список этих слов. Ребята работают в группах (каждая группа составляет свой словарь непонятных слов), используя словари. (Проверка знаний этих слов пройдет на следующем уроке.) Также в группах ребята проговаривают слова и их лексическое значение, которые были новыми на предыдущем занятии.

Коммуникативные: Работа в группе

Регулятивные: Самостоятельное выполнение действий

Познавательные: Открытие нового знания. При выполнении задания используют словарь

ИКТ

Рефлексия Организовать фик- Вопросы Организует Идут ответы учеников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сацию нового содер- Что сегодня узнали на высказы-

жания, изученного занятии? вание уча-

на уроке, степени Вспомните, как звучала щихся

соответствия резуль- цель занятия, достигли ли

татов поставленной мы ее?

цели

Заверша- Сохранить положи- Академическое красно- Подводит Слушают учителя

ющий этап тельную мотивацию речие помогает форми- итог

ровать научное мировоззрение, учит логической культуре и жесткой аргументированности. Знать особенности этого рода красноречий необходимо, потому что каждый из вас на уроках выступал в роли лектора. Сегодня мы сделали еще один шаг к постижению очень трудной, но интересной и важной науки — риторики

Регулятивные:

Итоговая рефлексия Коммуникативные: Понимание другого и высказывание своей точки зрения

Познавательные: Самостоятельно делать выводы

Мотивационные: Сохранение положительной мотивации

Ф

Литература

1. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции // И нновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 21-29.

2. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы // И нновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 1. С. 24-31.

3. Воложанина Н.В., Соколова О.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в условиях современной гимназии (из опыта работы МБОУ гимназии № 63 г. Челябинска) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С. 55-61.

4. Вострикова Е.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011 . № 2. С. 19-23.

5. Емельянова И.А. Пути формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта // И нновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 41-45.

6. Карташева А.А. Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы творчества и креативности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С. 47-52.

7. Пенькова Е.А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С. 29-34.

8. Семенова Ю.Л. Диалог культур в билингвальном образовании как ресурс формирования коммуникативной компетенции учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 45-50.

9. Сиденко А.С. О проекте в условиях билингвального образования: «развитие коммуникативной компетентности учителя средствами описания передовых практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 46-49.

10. Сиденко Е.А. VI Международный семинар по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4. С. 41-43.

11. Стурикова М.В. Тест как оценочное средство развития коммуникативной компетенции школьников и студентов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 76-78.

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 42

24.03.2015 15:07:28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.