экономистов // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 9-11.
2. Бичева И.Б., Медведева Т.Ю., Поваров Н.А. Теоретико-методические основы профессионального развития педагогов дополнительного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-3. С. 473-477.
3. Бичева И.Б., Царева О.С. Развитие профессиональной мобильности магистрантов в социально-воспитательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 397.
4 Бичева И.Б., Царева И.А. Развитие критичности как важного качества построения профессиональной карьеры специалиста. Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. М.: Издательство «Олимп», 2016. С. 142-146.
5. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
6. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
7. Царева О.С., Гриневич Л.А., Бичева И.Б. Педагогические условия формирования целеустремленности у обучающихся вуза. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 160-162.
© Царева И.А., Пядина Т.И., 2017
УДК 378
И.А. Царева
магистрант, Мининский университет Т.И.Пядина
магистрант, Мининский университет
ОБУЧАЮЩИЕ МЕТОДЫ, КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье рассматриваются различные методы обучения, а именно: репродуктивный, информационный, метод проблемного обучения, эвристический, исследовательский, метод проблемного переноса. Проблемное обучение - это наиболее перспективный подход подходов к развитию познавательной активности, творческих способностей и самостоятельности обучаемых. Выделены основные черты деятельности обучающихся.
Ключевые слова
Метод обучения, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, метод проблемного переноса, метод проблемного изложения, самостоятельность, деятельность, эвристический
метод обучения.
В образовательном пространстве всегда актуально применение различных методов обучения. Именно от правильного выбора метода обучения зависит результат деятельности преподавателя. Метод обучения -это научно обоснованная или выработанная система совместных действий преподавателей и студентов, которая призвана обеспечить практическую и познавательную деятельность обучаемых и привести к достижению цели обучения.
Познавательная деятельность - это психические, интеллектуальные процессы в виде восприятия, мышления и поведения.
Выделяют следующие общедидактические методы обучения:
1. Информационные - основной целью является воспроизведение учебного материала, примером может быть «информативная» лекция.
2. Репродуктивные - основной целью данных методов является формирование навыков по воспроизведению действий или информации, по принципу «выучил - рассказал» или «научился применять - действуй».
3. Метод проблемного изложения - основная цель этого метода научить способу доказательства, способу решения на примере преподавателя.
4. Метод проблемного переноса - основной целью имеет обучение действию по применению известных знаний в новых условиях. Этот продуктивный метод, дает новое знание.
5. Эвристический (или частично-поисковый) - основная цель - научить творческому решению
задач.
6. Исследовательский (поисковый) - основной целью является научить обучающихся формировать проблемы.
Активизация познавательной деятельности - это деятельность преподавателя, которая направлена на разработку и использование такого содержания форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемых при усвоении знаний, формировании умений и навыков, а также применение их на практике[4].
Одним из наиболее перспективных подходов к развитию познавательной активности, творческих способностей и самостоятельности обучаемых большинство исследователей считают проблемное обучение. Проблемное обучение - это способ формирования знаний, при котором обучаемый систематически вовлекается в процесс творческого решения проблем.
Суть проблемного изложения заключается в том, что создавая проблемную ситуацию, педагог не только дает конечное решение проблемы, но и раскрывает логику получения соответствующего решения, анализируя возникающие противоречия [2]. Данный вид проблемного обучения реализуется в лекциях, при этом используются следующие педагогические приемы: знакомство с историей возникновения научной проблемы и методикой её разрешения; сообщение о наличии различных точек зрения, о незавершенности изучения отдельных проблем; формулировка положений и рекомендаций по самостоятельному исследованию неразрешенных вопросов; постановка проблемных вопросов, задач с выраженным противоречием.
Исследовательский вид проблемного обучения - это самостоятельный поиск решения. Преподаватель по определенной системе в форме исследовательских заданий составляет проблемные задачи. При это может предлагаться индивидуальное решение задачи или использование групповых методов поиска технических решений (метод синектики, мозговой атаки и т.д.)
В процессе проблемного изучения можно выделить основные черты деятельности обучающихся.
1. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
2. Формулировка новых проблем в знакомых стандартных условиях.
3. Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы.
4. Умение видеть альтернативы решения и т.д.
Проблемной может называться та задача, предполагающая нестандартные решения, а значит, использование творческого мышления обучающихся.
Таким образом, ожидаемый эффект от проблемного обучения в полной мере может быть получен лишь в случае перехода к всеохватывающей, централизованно управляемой дидактической системе, ориентированной на проблемность и не ограничивающейся одной или несколькими учебными дисциплинами.
Список использованной литературы:
1. Жученко, А.А. Профессионально-педагогическое образование в России: содержание и организация / А.А. Жученко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2011. - 136 с.
2.Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управленческо-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения / Маркова С.М., Цыплакова С.А // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2015.- № 11-12. - С. 100-102.
3. Реан, А.А., Бодовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан., Н.В. Бодовская., С.И. Розум. - Спб.: Питер, 2011. - 432 с.
4. Цыплакова С.А. Проектирование как способ преобразования педагогической действительности / Цыплакова С.А. // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 10 (18). - С. 17.
© Царева И.А., Пядина Т.И., 2017