_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 378
И.А. Царева
магистрант, Мининский университет Т.И.Пядина
магистрант, Мининский университет
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос актуальности развития правовой компетентности будущих педагогов, как составной части профессиональной компетентности. Общекультурные и профессиональные ценности являются основой правовой компетентности будущих педагогов. Авторы акцентируют внимание на создании правового пространства образовательной организации, способствующего развитию правовой компетентности обучающихся.
Ключевые слова
Право, правовая компетентность, педагог, образование, правовое пространство,
правовое сопровождение.
В настоящее время стремительное развитие системы высшего образования обуславливает теоретико-практическое осмысление и освоение правовых основ профессиональной деятельности педагогов в соответствии с нормами права и защиты интересов.
Научные исследования свидетельствуют о проблемах, формирующих интуитивный опыт в реализации правовых норм, что приводит к правонарушениям и снижению правового статуса субъектов профессиональной деятельности: отсутствие у будущих педагогов системных знаний основных содержательных норм в области будущей профессии; неосознанность значимости правовых отношений. Поэтому вопросы, связанные с правовой подготовкой будущих педагогов, обеспечивающей реализацию правовых потребностей и позволяющей выстраивать законопослушные субъект-субъектные отношения, акцентируют в качестве приоритетной задачу развития правовой компетентности.
Правовая компетентность исследуется как междисциплинарная проблема, решение которой находится в поле юриспруденции и педагогики (С.Р. Бекишиева, В.Л. Климентов, Н.Р. Нуриахметова, др.) и раскрывается как:
- социально-психологическая характеристика личности, позволяющая «успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле» (И.Ю. Серяева);
- качество субъекта, проявляющееся в профессионально-значимых личностных качествах, отражающих способность к универсальным способам деятельности; основанных на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях; результативно проявляющиеся в уровне сформированности и овладения правовыми знаниями, способности преобразовывать их в правовые установки, убеждения, мотивы правовой деятельности; практически применять в профессиональной деятельности;
- «системноличностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности реализовать правовые нормы при решении вариативных задач в сфере профессиональной деятельности, осуществлять правовое воспитание и защиту детей» [1, с. 25].
- динамичная система, характеризующаяся приобретением и развитием новых качеств и свойств;
- интегративная характеристика педагога, направленная на регулирование профессиональных отношений с позиции норм педагогики и права, обеспечивая единство теории и практики юриспруденции, образования и воспитания. Как отмечают Е.Н. Рябышева и Н.И. Плаксина, интегративность правовой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
компетентности личности заключается в уровне правовой осведомленности; характеризуется осознанным восприятием социально-правового опыта, готовностью и способностью действовать, оценивать свою жизнедеятельность на основе нравственно-правовых норм.
Правовую компетентность будущих педагогов мы рассматриваем как составную часть профессиональной компетентности, обеспечивающей формирование правовых интересов; целостное овладение нормами профессионально-правовой культуры; развитие правового мировоззрения и самосознания, правовой регуляции профессиональных отношений; профессионально-правовой образованности; правового поведения, др. [3, 7, 8].
Такое понимание обуславливает структуру правовой компетентности по аналогии со структурой профессиональной компетентности. Учеными (А.С. Аникиной, И.Д. Белоновской, Д.А. Микаиловым, Е.О. Филипповой и др.) выделяются такие компоненты как: ценностно-смысловые и мотивационные; содержательно-правовые; функционально-деятельностные; рефлексивно-оценочные.
Совокупность представленных компонентов обеспечивает необходимую ценностно-целевую направленность познания, поведения, самооценки профессиональной деятельности как правовой.
В научно-педагогических исследованиях убедительно показано, что развитие правовой компетентности будущих педагогов наиболее эффективно при реализации контекстного подхода, предполагающего проблемное профессионально-ориентированное изучение правового содержания и правовых аспектов профессиональных отношений. В этой связи А.С. Аникиной предлагаются правовые правоориентирующие, правооценочные, правореализующие и правовоспитательные задачи, направленные на развитие правовых компетенций [1]. Результативность профессионально-проблемных ситуаций достигается решениями, которые формирует как реальное, так и перспективное видение правовой проблемы. Подобный подход обеспечивает непрерывное развитие правовой компетентности обучающихся и в образовательной, и в будущей профессиональной деятельности.
Важное значение в развитии правовой компетентности будущих педагогов имеет освоение норм профессиональной этики, которая рассматривается как «научное направление, изучающее проявления нравственности и принципов профессиональной этики в области педагогического труда, закономерности поведения и взаимоотношения в системе «педагог»-«педагог»-«обучающийся», обеспечивающее содержание правил и норм педагогической деятельности, выраженных в форме этических кодексов» [4]. Поэтому, развитие правовой компетентности будущих педагогов должно основываться на понимании и осознании общекультурных и профессиональных ценностей как нормы профессиональных отношений; обеспечиваться системным изучением правовых знаний и норм, способов законопослушного поведения и взаимодействия; формированием устойчивых правовых убеждений, развитием правовой активности и ответственности.
Рассматриваемый аспект, с одной стороны, усиливает роль познания правового статуса личности: индивидуального (своих гражданских прав и свобод); образовательно-профессионального сообщества (права и обязанности); воспитанников (защита прав детей). А с другой - обуславливает создание правового пространства образовательной организации как системы правового сопровождения, предусматривающего достижение обучающимися необходимого уровня правовой мотивации и активности, правовой образованности и культуры, правовой воспитанности, правового поведения и взаимодействия.
Список использованной литературы
1. Аникина А.С. Профессионально-ориентированные правовые задачи как средство формирования правовой компетентности будущего педагога // Образование и наука. 2011. № 8 (87). С. 25.
2. Базурина Е.Н., Хижная А.В., Емелина А.В. Формирование правовой культуры студентов // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 202-204.
3. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2003.
4. Бичева И.Б., Варивода В.С. Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 6.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х
5. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
6. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.
7. Бичева И.Б., Шальнова О.А. Развитие профессионально-правовой культуры в структуре профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций. В сборнике: Результаты научных исследований. Международная научно-практическая конференция. Научно-издательский центр «Аэтерна. 2015. С. 220-223.
8. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 162-164.
© Царева И.А., Пядина Т.И., 2017
УДК 378
И.А. Царева
магистрант, Мининский университет Т.И.Пядина
магистрант, Мининский университет
КАЧЕСТВО, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Статья раскрывает вопрос актуальности развития целеустремленности как важного условия для профессионального развития личности. В статье подробно обоснованы такие понятия, как «цель» и «устремленность». Авторы определяют личностно-профессиональные качества, которые обеспечивающие целеустремленность специалиста, критерии ее оценки.
Ключевые слова
Цель, устремленность, целеустремленность, профессиональное развитие, значимые качества, оценка.
При подготовке профессионально-компетентного специалиста в современных условиях актуализирует важность развития личностных и профессиональных характеристик обучающихся, способных формулировать свои идеи, замыслы с позиции принципов гуманизма и профессиональной этики, что обусловливает развитие целеустремленности личности как качества, необходимого для реализации личностных и профессиональных стратегий развития.
Научно-теоретические исследования понятия «целеустремленность» раскрывают его как многокомпонентную структуру, сочетающую различные мотивационно-волевые качеств личности, обеспечивающие достижение осознанного образа действия.
Рассматривая понятие «целеустремленность» как качество, содержательно отражающее два логически взаимосвязанных между собой компонента: цель и устремление.
Цель - системообразующий элемент деятельности, обеспечивающей четкое описание направления достижения перспективной идеи, вектор развития личности и организации. Способность ставить реальную