Научная статья на тему 'Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования'

Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОПРОС / CRITICALITY / REFLECTION / PROBLEM TRAINING / TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING / STRATEGIC POLL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна

В данной работе обоснована необходимость развития критичности как важной характеристики, обеспечивающей развитие аналитических и рефлексивных способностей будущих педагогов дошкольного образования. Акцентировано, что результатом развития критичности в условиях вуза становится способность обучающихся выбирать самый результативный и рациональный во всех отношениях способ действия, что характеризует данное качество для педагога как сущностное в достижении профессиональных результатов и направленное на выстраивание успешной профессиональной стратегии. Определены важные особенности личности педагога, в том числе дошкольного образования, с точки зрения развития критичности. Выделены основополагающие принципы, обуславливающие развитие критичности будущего педагога. Сделан вывод, что особое значение в развитии критичности будущего педагога дошкольного образования приобретают технология критического мышления и способ результативного обучения, известного как Стратегический опрос; показаны преимущества их применения в образовательном процессе вуза при подготовке будущих педагогов дошкольного образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им.К.Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criticality development as important quality of futurepreschool teacher

In this work need of development of criticality as the important characteristic providing development of analytical and reflexive skills of future preschool teachers is proved. It is accented that ability of students to choose the most productive and a way of action rational in every respect that characterizes this quality for the teacher as intrinsic in achievement of professional results and directed to forming of successful professional strategy becomes result of development of criticality in the conditions of higher education institution. Important features of the identity of the teacher, including preschool education, from the point of view of criticality development are defined. The fundamental principles causing development of criticality of future teacher are marked out. The conclusion is drawn that in development of criticality of future preschool teacher the technology of critical thinking and a way of the productive training known as Strategic poll are of particular importance; advantages of their application in educational process of higher education institution when training future preschool teachers at the Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University).

Текст научной работы на тему «Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017

№ 4 (28). С. 28-32. УДК 378.2

И. Б. Бичева

Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования

В данной работе обоснована необходимость развития критичности как важной характеристики, обеспечивающей развитие аналитических и рефлексивных способностей будущих педагогов дошкольного образования. Акцентировано, что результатом развития критичности в условиях вуза становится способность обучающихся выбирать самый результативный и рациональный во всех отношениях способ действия, что характеризует данное качество для педагога как сущностное в достижении профессиональных результатов и направленное на выстраивание успешной профессиональной стратегии. Определены важные особенности личности педагога, в том числе дошкольного образования, с точки зрения развития критичности. Выделены основополагающие принципы, обуславливающие развитие критичности будущего педагога. Сделан вывод, что особое значение в развитии критичности будущего педагога дошкольного образования приобретают технология критического мышления и способ результативного обучения, известного как Стратегический опрос; показаны преимущества их применения в образовательном процессе вуза при подготовке будущих педагогов дошкольного образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им.К.Минина.

Ключевые слова: критичность, рефлексия, проблемное обучение, технология критического мышления, стратегический опрос

Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 28-32.

I . B . Bi с h eva

Criticality development as important quality of future preschool teacher

In this work need of development of criticality as the important characteristic providing development of analytical and reflexive skills of future preschool teachers is proved. It is accented that ability of students to choose the most productive and a way of action rational in every respect that characterizes this quality for the teacher as intrinsic in achievement of professional results and directed to forming of successful professional strategy becomes result of development of criticality in the conditions of higher education institution. Important features of the identity of the teacher, including preschool education, from the point of view of criticality development are defined. The fundamental principles causing development of criticality of future teacher are marked out. The conclusion is drawn that in development of criticality of future preschool teacher the technology of critical thinking and a way of the productive training known as Strategic poll are of particular importance; advantages of their application in educational process of higher education institution when training future preschool teachers at the Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University).

Keywords: criticality, reflection, problem training, technology of critical thinking, strategic poll

удущему педагогу для успешной профессиональной деятельности необходима развитая способность критически осмысливать профессиональные ситуации; находить способы продуктивного взаимодействия с коллегами; объективно оценивать свои возможности. Поэтому значимость такого качества как критичность (от греч. kritike - искусство разбирать, судить) становится для него жизненно важной характеристикой, обеспечивающей развитие аналитических и рефлексивных способностей.

Критичность личности раскрывается учеными как особая сторона мышления - «привилегия мысли сознательного процесса» (Рубинштейн С.Л.), заключающегося в возможности осознания ошибки; одно из «основных качеств ума» (Теплов Б.М.), позволяющее оценивать работу мысли, взвешивая и всесторонне проверяя все доводы за и против; фактор «личностной сохранности» личностно-мотивационной сферы человека (Зейгарник Б.В.).

В исследованиях подчеркивается значимость критичности как полифункциональной характеристики в интеллектуальной деятельности человека, направленной на нахождение оптимального способа решения задачи (А.С. Байрамов). Основополагающими признаками развития критичности личности выделяются: критичность к своим суждениям, действиям и высказываниям, как наиболее существенная характеристика мышления; критичность к себе, оценке своей личности, понимаемая как осознание себя, своих возможностей, достоинств и недостатков; критичность к своим переживаниям (Б.В. Зейгар-ник, И.И. Кожуховская, др.).

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что критичность для будущего педагога -важнейшее личностное качество, выраженное в постоянном стремлении проверять и перепроверять смысл поступающей информации, не ограничиваясь простой оценкой самих фактов.

Важными особенностями личности педагога с точки зрения развития критичности являются: способность к анализу, объяснению, интерпретации и оценке конкретных идей, ситуаций, событий; умение рассуждать логично, осмысленно, в соответствии с объективными данными, учитывая различные точки зрения, осуществляя выбор наиболее эффективной и рациональной.

В рассматриваемом контексте особую роль приобретает развитие аналитико-рефлексивных способностей обучающихся как условия непрерывного изучения и осмысления своих индивидуальных особенностей, свойств, способов деятельности в различных ситуациях, в том числе ситуациях морального выбора. Например, размышляя о своей будущей профессии, сопоставляя и оценивая свои возможности (как достоинства, так и негативные проявления), будущие педагоги начинают лучше осознавать свое предназначение в выбранной профессиональной об-

ласти и понимать специфику работы с детьми дошкольного возраста. В процессе рефлексивного рассуждения формируется способность к логичному и последовательному изложению фактов; целенаправленность и активность в поиске необходимых аргументов, подтверждающих индивидуальность позиции; развиваются рациональность и критичность мышления, навыки взаимодействия и коммуникации, др.

Критичность основывается на ценностях и идеалах, формирующих собственное понимание смысла происходящего, характер суждений, действий и поступков личности как по отношению к себе, так и другому, отражая мировоззренческие установки и позиции. Результатом ее развития становится способность будущего педагога выбирать самый эффективный и рациональный во всех отношениях способ действия, направленный на достижение высокого качества профессиональной деятельности и выстраивание успешной профессиональной стратегии.

Поэтому развитие критичности будущего педагога должно основываться на приоритете следующих принципов:

- принципа осознанной перспективы, предполагающего использование актуального опыта обучающихся (ценностных представлений, культурных особенностей, различий, др.) и обосновывающего приобретение знаний как динамичный и творческий процесс самопознания, в результате которого личность овладевает системными знаниями; осваивает логику саморазвития и видения собственных потенциальных преимуществ и возможностей проявления творчества, необходимых для становления педагога-новатора и развития высокого уровня профессионализма;

- принципа доступности, направленного на развитие ясности мышления и восприятия информации, умеренное использование профессиональных терминов;

- принципа активизации внутренней мотивации обучающихся посредством создания высоко значимых для личной и будущей профессиональной деятельности обучаемых ситуаций познания;

- принципа ответственности, предполагающего участие обучающихся в процессе своего образования, позволяющего оказывать помощь и поддержку на основе их личного опыта;

- принципа свободного выражения, отражающего проявление интереса, одобрения и признания успехов, уважения и дружелюбного отношения с обучающимися, в том числе, в ситуациях нового способа деятельности или поведения, выражения своих чувств, эмоций, размышлений;

- принципа диалоговой коммуникации, направленного на тренировку речевых способностей и закрепление вербальных способов размышления.

Актуальность развития критичности будущего педагога во многом определяется их личным

опытом и мотивацией к процессу приобретения, обновления знаний, стремлением к их анализу, обсуждению, обобщению. Данные факторы обеспечивают результативность обучения и повышение качества образования при условии целенаправленного использования современных обучающих технологий, прежде всего, технологии критического мышления и способа результативного обучения, известного как Стратегический опрос, которые успешно применяются при подготовке педагогов дошкольного образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им.К.Минина.

В технологии критического мышления выделяют социокультурный, технологический и методический контексты, что позволяет преподавателю структурировать содержание учебного материала таким образом, чтобы пройти полный цикл обучения на одном занятии [3, 9].

Социокультурный контекст выражает идею воспитания личности открытого общества и организацию образовательного процесса во взаимосвязи с реальными жизненными и профессиональными ситуациями, которые необходимо разрешить.

Технологический контекст реализуется в соответствии с этапами (стадиями) циклической модели: вызов - осмысление - рефлексия. Цель первой стадии - актуализация и обобщение знаний обучаемых перед изучением новой темы или исследованием проблемы с помощью вызова устойчивого интереса к изучаемой проблеме, мотивации к учебной деятельности, побуждения обучающихся к активной самостоятельной работе. Цель второй стадии состоит в организации поиска информации, направленной на решение поставленной задачи на стадии вызова и предполагает получение обучающимися новой информации, ее осмысление и соотнесение с уже имеющимися знаниями. Третья стадия - рефлексивная - способствует формированию у обучающихся личностного отношения к изучаемой информации, обеспечивая целостность ее осмысления и обобщения; присвоение нового знания посредством размышления о том, что узнали в процессе поиска.

Методический контекст реализуется совокупностью методических приемов, применяемых на различных стадиях учебного занятия (вызов - осмысление - размышление) и предполагает: оценку (выявление ошибок) - самоконтроль (выявление причины ошибки) - критику (согласие, опровержение, контраргументы) - построение прогноза. Разнообразие методических приемов (синквейн, кластер, рыбий скелет, логические цепочки, инсерт, др.) позволяет значительно расширить способы эффективного усвоения содержания учебной дисциплины в зависимости от решаемых задач, учета индивидуальных возможностей обучающихся, обеспечивая актуализацию имеющегося опыта и развитие потенциальных возможностей.

В настоящее время технология развития критического мышления занимает особое место в системе педагогического образования, способствуя самосовершенствованию профессиональной подготовки педагогов в процессе интерактивного взаимодействия; активному смысловому освоению и наполнению собственных знаний, в том числе с высоким уровнем неопределенности. Результатом применения данной технологии становится развитие у будущих педагогов понимания различных «взглядов на мир» на основе взаимоуважения и продуктивного сотрудничества; способность мыслить критически в непрерывно изменяющемся информационном мире; выработка обоснованных суждений, развитие способности продумывать вопросы, анализировать ответы на основе аргументации выводов, обосновывать способы вариативные решений, др.

Метод стратегического опроса, разработанный специалистом-социологом Ф. Пэвей [13], является формой размышления о происходящем; способом обучения через постановку и решение проблем посредством системы определенных вопросов, которые сгруппированы в шесть блоков: наблюдение, чувства, размышление, необходимые перемены, личная оценка, ваши действия. Данные группы вопросов охватывают различные этапы решения проблемы; подбираются и дополняются в соответствии с общим уровнем подготовленности обучающихся, реальных условий и предполагают алгоритм: от осознания проблемы - до предпринимаемых действий по ее решению.

Важной особенностью стратегического опроса является умение задавать такие вопросы, которые направлены на динамику развития и вариативные возможности разрешения ситуации, что обуславливает его применение для поиска творческих решений: Что нужно изменить? В чем смысл этой ситуации в вашей жизни? Какие аспекты вас заинтересовали больше всего? Вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», не используются, так как оставляют обучающихся в пассивном состоянии. Также в стратегическом опросе не используется вопрос «Почему», поскольку подобный вопрос направлен на защиту или рационализацию существующего решения, что может создать сопротивление переменам.

Структура вопросов в стратегическом опросе является двухуровневой.

Вопросы, связанные с наблюдением, размышлением, чувствами, относятся к первому уровню процесса стратегического опроса и в целом описывают ситуацию или проблему с помощью поиска различной информации и личностным отношением обучающихся.

Второй уровень включает стратегические вопросы, увеличивающие движение, направленные на создание новой информации, ее анализ и синтез и предполагающие ответы от того, что известно, к области неизвестного, того, что могло

бы быть. Это вопросы, направленные на поиск необходимых перемен, более идеальной ситуации и разработку стратегии изменения с учетом всех возможных альтернатив. На основании глубокого анализа различных путей и способов, приводящих к необходимым изменениям, организуется исследование их последствий и потенциальных препятствий. Обосновывается влияние предполагаемых решений на другие альтернативы, поиск иных способов достижения эффекта от каждого варианта. Особое внимание уделяется осознанию обучающимися своих чувств и самоанализу.

Например, при рассмотрении проблемы выбора образовательной программы в области дошкольного образования (в рамках учебной дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного возраста»), механизм решения проблемы выглядит следующим образом.

Наблюдение:

Что Вы знаете о проблеме?

Как Вы узнали об этом?

Насколько другие педагоги обеспокоены этим?

Как это отражается на их жизни?

Какую информацию нужно собрать о данной ситуации?

Чувства:

Как Вы чувствуете себя в связи с этой проблемой?

Как эта проблема влияет на Ваше состояние?

Какие ощущения Вы испытываете, думая об этой проблеме?

Размышление:

Что означает эта проблема в Вашей жизни?

Как бы Вы изменили ситуацию, если бы захотели это сделать?

Каковы основные структуры, которые влияют на эту ситуацию?

Необходимые перемены:

Что необходимо сделать, чтобы привести текущую ситуацию в соответствии с Вашими представлениями?

Что точно должно быть изменено?

Как могут произойти эти изменения? Приведите примеры.

Личная оценка:

Что требуется от Вас для участия в осуществлении перемен?

Что полезного желаете Вы сделать для их осуществления?

Какая поддержка Вам необходима для реализации этих перемен?

Ваши действия:

Что бы Вы предприняли для решения этой проблемы?

Как Вы можете привлечь других педагогов, чтобы они приняли участие в работе над этой проблемой?

Применение стратегического опроса в образовательном процессе повышает качество усвоения изучаемого содержания за счет постоянного

вовлечения обучающихся в активное рассуждение. Предоставление обучающимся возможности самим обдумать, проанализировать ситуацию и сделать наиболее подходящие для себя и своего окружения выводы способствует развитию уверенности и содействует проявлению положительных эмоций от предстоящих перемен; приводит к появлению и внедрению новых идей и стратегий развития; приучает к критическому исследованию нового знания, его творческому преобразованию.

Таким образом, важным фактором развития критичности будущих педагогов дошкольного образования является переосмысление формы предоставления содержания исследуемых явлений и событий как инновационно направленных, обеспечивающих интерактивный режим профессионального становления каждого обучающегося.

Рассмотренные технология развития критического мышления и метод стратегического опроса обеспечивают эффективность педагогического процесса и конструктивное взаимодействие субъектов образования.

Опыт применения технологии развития критического мышления и метода стратегического опроса позволяет выделить следующие важные преимущества, повышающие качество подготовки педагогов дошкольного образования:

- интенсификация процесса обучения за счет организации системного и культурного освоения обучающимися изучаемого содержания в сфере будущей профессиональной деятельности и применения различных методик группового сотрудничества и осуществления обратной связи, формирующих навыки конструктивного диалога и продуктивного взаимодействия;

- обеспечение единства анализа и синтеза, индукции и дедукции с учетом учебной дисциплины, темы и характера материала;

- формирование потребности обучаемых в использовании имеющихся знаний и активизация их самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование концептуального мышления будущих педагогов, возможности учиться, решая проблемы, критически анализируя разнообразные точки зрения в процессе совместного познания, обмена идеями, способами деятельности и их творческого переосмысления;

- развитие у обучающихся уважительного отношения к различным мнениям, способности размышлять, обдумывать, проявлять доброжелательность, понимание, творчество и инициативу;

- акцент не на объяснении и изложении теоретического материала, не на простую передачу знаний и информации, а на комплексное восприятие ситуации, выявлении и решении конкретной проблемы, связанной с изучаемым содержанием, что повышает эффективность его усвоения, развивает логичность и доказательность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. . доктора психол. наук. Баку, 1968.

2. Белинова Н. В., Старикова А. Ю. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 108-110.

3. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Помазов А.Е.Технология развития критического мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 137-139.

4. Бичева И.Б., Царева И.А. Развитие критичности как важного качества построения профессиональной карьеры специалиста. Научные исследования и разработки 2016. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 142-146.

5. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А. Уфа, 2015. С. 112-114.

6. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 16-22.

7. Вострикова Н.М. Критическое мышление как психолого-педагогический феномен в условиях компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 250.

8. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Няголова М.Д. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентностную модель профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 15.

9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, 2003. 284 с.

10. Кожуховская И.И., Зейгарник Б.В. Нарушение критичности в структуре деятельности. // Психология. 1978. № 1.

11. Сафонова Т. С. Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития критического мышления через чтение и письмо) // Образование и воспитание. 2015. №2. С. 25-28.

12. Царева О.С., Бичева И.Б. Проблемная лекция как условие повышения качества образовательного процесса в вузе. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 176-179.

13. Adapted from Peavey, F. (1994) By Life's Grace: Musings on the Essence of Social Change, New Society Publishers, Philadelphia, pp. 86-111.

REFERENCES

1. Bajramov A.S. Dinamika razvitija samostojatel'nosti i kritichnosti myshlenija u detej mladshego shkol'nogo vozrasta: Avtoref. diss. . doktora psihol. nauk. Baku, 1968.

2. Belinova N. V., Starikova A. Ju. Problema podgotovki pedagogov doshkol'nogo obrazovanija: regional'nyj aspekt // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2016. № 2. S. 108-110.

3. Bicheva I.B., Bulgacheva A.V., Pomazov A.E.Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija obuchajushhihsja v vuze. V sbornike: Innovacionnye tehnologii upravlenija: sbornik statejpo materialam II Vserossijskojnauchno-prakticheskojkonferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.Minina. Nizhnij Novgorod, 2015. S. 137-139.

4. Bicheva I.B., Careva I.A. Razvitie kritichnosti kak vazhnogo kachestva postroenija professional'noj kar'ery specialista. Nauchnye issledovanija i razrabotki 2016. Sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 142-146.

5. Bicheva I.B., Careva O.S. Refleksija kak uslovie razvitija lichnostnyh i professional'nyh kachestv obuchajushhihsja // Rol' nauki v razvitii obshhestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor Sukiasjan A.A. Ufa, 2015. S. 112-114.

6. Bicheva I.B., Chelnokova E.A., Judakova O.V., Careva I.A. Professional'noe razvitie lichnosti pedagoga v sovremennyh uslovijah // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2017. № 54-4. S. 16-22.

7. Vostrikova N.M. Kriticheskoe myshlenie kak psihologo-pedagogicheskij fenomen v uslovijah kompetentnostnogo podhoda // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 4. S. 250.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gucu E.G., Kochetova E.V., Njagolova M.D. Professional'naja refleksija prepodavatelja vuza v uslovijah perehoda na kompetentnostnuju model' professional'nogo obrazovanija // Vestnik Mininskogo universiteta. 2015. № 3 (11). S. 15.

9. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe myshlenie: tehnologija razvitija. SPb: Al'jans-Del'ta, 2003. 284 s.

10. Kozhuhovskaja I.I., Zejgarnik B.V. Narushenie kritichnosti v strukture dejatel'nosti. // Psihologija. 1978. № 1.

11. Safonova T. S. Nam nuzhno uchit'sja myslit' kriticheski! (Priemy razvitija kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pis'mo) // Obrazovanie i vospitanie. 2015. №2. S. 25-28.

12. Careva O.S., Bicheva I.B. Problemnaja lekcija kak uslovie povyshenija kachestva obrazovatel'nogo processa v vuze. V sbornike: Industrija turizma i servisa: sostojanie, problemy, jeffektivnost', innovacii: sbornik statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 176-179.

13. Adapted from Peavey, F. (1994) By Life's Grace: Musings on the Essence of Social Change, New Society Publishers, Philadelphia, pp. 86-111.

Информация об авторе Information about the author

Бичева Ирина Борисовна Bicheva Irina Borisovna

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,

кафедры психологии и педагогики дошкольного associate professor of the Department of Psychology

и начального образования. and Pedagogy of preschool and primary education.

Нижегородский государственный педагогический Nizhniy Novgorod State Pedagogical University

университет им.К.Минина. (Minin University).

E-mail: irinabicheva@bk.ru E-mail: irinabicheva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.