ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
УДК: 321
Постольская Елена Владимировна, магистрант направления государственное и муниципальное управление, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» e-mail: [email protected]
Пясецкая Елена Николаевна, к.соц.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
e-mail: [email protected]
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО
УЧАСТИЯ
Аннотация: в статье представлены особенности развития институтов гражданского участия в России, особое внимание уделяется анализу задач и функций общественных движений как форме гражданского взаимодействия. Характеризуется деятельность общественных движений, которая создает коммуникативное поле для социальных инициатив и инноваций в отстаивании интересов граждан.
Ключевые слова: гражданское общество, социальные институты, гражданское участие, общественные движения, социальная справедливость, социальная инициатива.
Postolka Elena Vladimirovna, postgraduate of the areas of state and municipal management, Kursk state University
e-mail: [email protected]
Piasecka Elena Nikolaevna, candidate of social.n., associate Professor of the Department of public administration, Kursk state University
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
e-mail: [email protected]
SOCIAL MOVEMENT AS AN INSTITUTION OF CIVIC PARTICIPATION
Abstract: the article presents the peculiarities of the development of civil participation institutions in Russia, special attention is paid to the analysis of the tasks and functions of social movements as a form of civil interaction. The activity of social movements, which creates a communicative field for social initiatives and innovations in defending the interests of citizens, is characterized.
Key words: civil society, social institutions, civil participation, social movements, social justice, social initiative.
По оценкам исследователей, гражданское общество в России развивается медленно и пока еще не стало целостным образованием общественных институтов, удовлетворяющих необходимые потребности граждан [4]. Прежде всего речь идет об институтах, которые способствуют процессу социализации гражданина, вхождению в социокультурное пространство и решение социальных проблем, а также решение вопросов взаимодействия между жителями территории и властными структурами. В качестве таких социальных институтов гражданского общества специалистами рассматриваются: некоммерческий сектор, экспертное сообщество, общественные организации и движения, профсоюзы, формы местного самоуправления (в том числе ТОС), СМИ [3].
Можно рассматривать гражданское общество как социокультурное поле, способствующее реализации прав и свобод человека в различных сферах деятельности. Целью гражданского общества можно считать создание открытого пространства всесторонних коммуникаций, легитимного взаимодействия, которое можно разделить на сферы деятельности гражданина: политическая активность, гражданское и правовое самосознание, социальная ответственность и социальное партнерство на основе равенства, соблюдения,
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 прав и свобод гражданина, социальная поддержка отдельных социальных групп. Иинституциализация его носит прежде всего нормотворческий характер.
В части эффективного взаимодействия населения и органов публичной власти нас интересуют прежде всего задачи социокультурной политики, благодаря которой граждане становятся субъектами коллективного взаимодействия в рамках определенной территории.
Институты гражданского участия для реализации этой цели можно разделить на две группы: первую - осуществляющую влияние на государственные структуры и их представителей через традиционные, партиципативные формы участия в выборах, партийной деятельности, профсоюзов, информации в СМИ, экспертные группы, ТОС, лоббирование; и вторую - принятие важных решений, меняющих качество управления, для удовлетворения запросов граждан, которая может проходить как в партиципативной форме диалога через собрания и слушания, так и в форме протеста, в том числе и через общественные движения и организации.
Можно сказать, что все перечисленные формы гражданского участия выполняют общую институциональную функцию объективной рациональной деятельности по выявлению и удовлетворению первостепенных социальных нужд и проблем населения.
Предметом нашего анализа не являются уже сложившиеся институты -политические партии и профсоюзы, их место в социальной и политической жизни российского общества уже достаточно хорошо изучено и определено.
Гораздо больший интерес в рамках изучения институтов гражданского общества, на наш взгляд, представляют социальные движения, которые формулируют социальные запросы, зреющие в обществе.
Социальные движения определяются специалистами как устойчивое объединение людей или их групп, которые объединены общими ценностями и целью, направленной на изменение привычных отношений с властью, и деятельностью для реализации цели. Участники движения противопоставляют
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 себя иным социальным группам и представляют собой солидарное активное сообщество [2].
Институциональная форма социального движения позволяет выстроить приоритеты коллективных действий: общие социальные интересы, социальное равенство, социальная справедливость, социальная безопасность, социальная инициатива, социальный контроль. Создаваемое коммуникативное пространство способствует переходу от иерархичного партиципативного управления к социальному партнерству и самоуправлению.
Социальная инициатива становится востребованной формой взаимодействия публичной власти и общества, обеспечения социальных интересов граждан. В целях обеспечения своих социальных интересов социальные группы могут оказывать давление на существующую систему правовых норм, указывая на их несоответствие перечисленным принципам социальной справедливости и равенства. Социальная активность расширяет рамки социальных движений и увеличивает преобразовательную деятельность гражданского участия.
Реализуемая в рамках социального движения социальная инициатива детерминирует возникновение и развитие новых форм взаимодействия субъектов общества и модернизационных преобразований в целом. Социальная инициатива, социальная инновация, мобильность, социальная поддержка, являются активными преобразующими функциями социальных групп и направлены на продвижение и реализацию их целей.
Немецкий социолог Карин Клеман считает, что в основе создания российских социальных движений лежит прагматический подход, так как он возникает на конкретных практиках и ситуациях взаимодействия, оценке событий, среды [1]. Подход соответствует российским реалиям, мобилизует граждан для решения конкретных проблем в условиях аполитичного общества.
Примерами социальных по решению социальных проблем движений можно назвать движение «За честные выборы» (2012г.), за сохранение
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 Химкинского леса, против уплотненной застройки, за контроль над коммунальными услугами, движение автомобилистов «Стопхам» и др.
В качестве движений лоббистов можно выделить Гражданский союз, союз «Обновление», Ассоциация товаропроизводителей, Гильдия риэлторов, Всероссийский союз страховщиков, Зерновой союз и др.
Существует также значительное количество общественных движений с неконфликтной пробематикой, поддерживаемых властными структурами, это общероссийские общественные движения «Россия», «Матери России», «За здоровую Россию», общественные организации «Деловые женщины России»; ассоциации и общественные организации врачей, волонтерское движение и др.
Новые движения создаются инициативными группами тех, кто не имеет отношения к власти и политике, но стремится решить конкретную проблему, не боясь вступить в конфликт. Подобные движения по аналогичным проблемам создаются во всем мире. Качество и успешность гражданского участия в них зависит от зрелости и опыта участников движения, так в Москве был создан Совет Инициативных групп (2007г.), добившийся от мэрии определенных уступок по вопросам Химкинского леса.
Главной институализационной задачей современных российских социальных движений является легитимизация хаотичных социальных инициатив, которые с помощью общественной известности становятся фактором преобразования российской реальности.
В современном мире гражданское взаимодействие в форме социальных движений выполняет функции расширения сферы влияния граждан в решении социально значимых проблем и роста субъектности гражданского общества на социальные и политические процессы [5]. Они придают такому участию институциональный характер и создают коммуникативное поле для социальных инициатив и инноваций в отстаивании интересов граждан.
В России этот институт гражданского общества пока незначителен по своему влиянию, что мешает полноценному развитию функций участия и социального контроля гражданского общества.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
Список источников:
1. Клеман К. Социальные движения в России в 1985-2015 годах. Альманах 30 [Электронный ресурс]. - URL: http://last30.ru/issue/activism /research/ (дата обращения: 10.05.2018).
2. Кин Дж. Демократия и гражданское общество / Дж. Кин; пер. с англ. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 400 с.
3. Пясецкая Е.Н. Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. 2016.- № 1 (3). - С. 5.
4. Слатинов В.Б. Развитие института государственной гражданской службы в условиях современной трансформации системы политико-административного управления: новые приоритеты и ограничения// Управление в XXI веке. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 277-281.
5. Слатинов В.Б. Законодательное регулирование государственной службы// Pro et Contra. - 2000.- Т. 5. - № 1. - С. 123-137.