ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
УДК: 321
Постольская Елена Владимировна, магистрант направления государственное и муниципальное управление, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» e-mail: [email protected]
Пясецкая Елена Николаевна, к.соц.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
e-mail: [email protected]
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Аннотация: в статье представлены особенности взаимодействия публичной власти и гражданского общества в Севастополе, особое внимание уделяется анализу диалога органов власти и местного сообщества, выделены проблемы построения эффективных коммуникаций. Представлены результаты исследования распространения определенных форм и механизмов участия муниципального сообщества, прежде всего территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова: гражданское общество, гражданское участие, органы власти, муниципальное сообщество, территориальное общественное самоуправление.
Postolka Elena Vladimirovna, postgraduate of the areas of state and municipal management, Kursk state University e-mail: [email protected]
Piasecka Elena Nikolaevna, candidate of social.n., associate Professor of the Department of public administration, Kursk state University
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
e-mail: [email protected]
THE AUTHORITIES AND LOCAL COMMUNITY: THE PROBLEMS OF BUILDING EFFECTIVE COMMUNICATION
Abstract: the article presents the features of interaction between public authorities and civil society in Sevastopol, special attention is paid to the analysis of the dialogue between the authorities and the local community, the problems of building effective communications are highlighted. The results of the study of the spread of certain forms and mechanisms of participation of the municipal community, especially territorial public self-government.
Key words: civil society, civil participation, authorities, municipal community, territorial public self-government.
В последнее время в субъектах РФ зарождаются новые варианты взаимодействия публичной власти и гражданского общества, отражающие специфику диалога, поиск и выбор оптимальной модели сотрудничества. На основе проведенного анализа возможных моделей гражданского взаимодействия публичной власти и местного сообщества можно выделить проблемы построения эффективных коммуникаций.
В рамках существующих программ развития Севастополя происходит отбор и распространение определенных форм и механизмов участия муниципального сообщества. Прежде всего, это территориальное общественное самоуправление (ТОС), с конца 2015 года началось активное движение жителей по созданию и регистрации ТОС, на середину 2018 года было зарегистрировано 30 ТОС. Численность населения, проживающего в границах ТОС, приблизилась к 29 тысячам.
Предоставление Правительством Севастополя государственной поддержки в форме грантов на конкурсной основе ТОС, в которых реализуются проекты, основанные на инициативах граждан, позволяет повысить
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 использование интеллектуального и культурного потенциала жителей города для принятия решений в сфере социальной и культурной политики города, разрешения выявленных проблем, самореализации гражданами собственных запросов.
Севастопольские ТОСы уже имеют опыт взаимодействия с администрациями муниципальных образований в решении проблем, связанных с озеленением парковых зон, уборкой пляжных и придомовых территорий. Руководство города ожидает практической помощи, обратной связи, которая позволит выявлять проблемы жителей города и консолидировано вырабатывать пути их решения. Для этого внесены предложения по изменению законодательства города, упрощен регламент регистрации ТОС. В качестве ориентира еще в 2015 г. принята программа развития территориального общественного самоуправления до 2020 г. [1], которая, впрочем, нуждается в значительных дополнениях и изменениях. В рамках программы предполагалось создание благоприятной среды и стимулов к участию ТОС в реализации стратегических направлений развития Севастополя; повышение уровня профессионализма, квалификации и компетенций представителей территориального общественного самоуправления; государственная информационная поддержка территориального общественного самоуправления. На развитие территорий ТОС из регионального бюджета согласно программе направят около 30 млн. рублей в виде грантовой поддержки. В 2018 г. был проведен конкурс среди ТОС на гранты в сумме от 500 тысяч до 3 миллионов рублей [4]. При этом на конкурс, гранты в котором получили 26 проектов из 11 ТОС, всего было представлено 34 проекта. Большая часть проектов касается организации освещения территорий, установки детских и спортивных площадок, а также приобретения оборудования для учреждений культуры на территории муниципальных образований, где действуют ТОС. То есть речь идет об инициативах по решению социальных проблем города.
Чиновниками проводятся встречи с общественными активистами, часть ТОСов выступили с инициативой возрождения народных дружин, следящих за
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 правопорядком в городе, решают вопросы по ремонту помещений для народных дружин, другие занимаются общественной безопасностью в ином направлении, восстанавливают освещение, занимаются благоустройством территорий, участвуют в культурно-массовых мероприятиях.
Конкурс показал и проблемы в работе с ТОС: недостаточная информационная подготовка участников, слабое знание правил участия в конкурсе, процесса сбора документов, процедуры создания проектов; несовершенство процедур и критериев оценки проектов; слабое информационно-имиджевое сопровождение со стороны СМИ [2].
Для исследования взаимодействия органов публичной власти и муниципального сообщества в рамках ТОС в Севастополе и выявления особенностей и проблем формирования механизмов гражданского участия было проведено эмпирическое социологическое исследование методом анкетного опроса. В качестве респондентов выступили 3 группы опрошенных: население территорий, на которых работают ТОСы; эксперты - представители государственной власти (Администрации Севастополя) и местного самоуправления (администрации городских округов); представители общественных организаций.
Препятствующими эффективному взаимодействию органов городской власти и муниципального сообщества проблемами респондентами названы: несогласованность интересов городских властей и населения (60,2 %) и недоверие (19,1 %). Несогласованность интересов определяется на основании убеждения, что большинство участников диалога руководствуется личными интересами и выгодами, это касается как чиновников, так и представителей общественности и отдельных граждан [3].
Практически половина опрошенных (47,2 %) респондентов считают необходимым построение диалога между органами власти и муниципальным сообществом, 11,3 % респондентов отметили в качестве посредников экспертные организации, 20,1 % - общественные палаты и советы, 23,4 % -СМИ.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
Граждане видят следующие способы влияния на органы власти для решения личных проблем и проблем города: 25,6 % - обращения и коллективные письма; 16,8 % - участие в публичных слушаниях; 15,7 % -обращения в территориальные органы местного самоуправления (ТОС).
Мы задали респондентам ряд вопросов, выявляющих их информированность о конкретных формах гражданского участия.
Так, абсолютное большинство (88,4 %) не знают о процедуре проведения опроса граждан по вопросам местного значения в Севастополе, из них треть (34,1 %) полагают, что опрос проходит на любом информационном ресурсе города, где все зарегистрированные пользователи имеют право ответить на размещенные вопросы. Это представление об организации опросов населения муниципального образования по вопросам местного значения не соответствует действительности. Информировать население о возможностях и правах граждан принять участие в решении вопросов местного значения должны органы местного самоуправления. Однако на практике оказывается, что население плохо информировано о конкретных формах участия в местном самоуправлении или даже не знает об их существовании. Низкий уровень собственной информированности о вопросах участия в местном самоуправлении отмечают почти половина (48,3 %) респондентов, также незнакомы они с правилами и алгоритмом участия в решении местных проблем.
Важный вопрос о размещении объявлений о проведении публичных слушаний затруднил с ответом 25,3 % респондентов. Остальные в качестве источника информации указали официальные СМИ (газета и телевидение 23,2 %), официальный портал администрации города (35,9 %), официальный сайт Законодательного собрания (28,1 %).
Таким образом, респонденты считают недостаточной работу, проводимую администрацией города на официальном портале по информированию жителей города о возможностях участия в местном самоуправлении. Стоит отметить, что городские информационные ресурсы
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 преимущественно ориентированы на потребителей информации, а не участников событий. Из официальных информационных ресурсов жители города не могут получить полную информацию обо всех возможностях участия в местном самоуправлении.
Представляется справедливым тезис о необходимости заинтересованности сотрудников органов местного самоуправления в полноценном информировании граждан о возможных формах участия в местном самоуправлении, для чего следует использовать более разнообразные способы размещения информации, от сети Интернет до открытых встреч с жителями города. Респондентами были поддержаны следующие варианты повышения уровня информированности о формах участия в местном самоуправлении:
• освещение в СМИ опыта удачных практик участия населения в местном самоуправлении (56,8 %);
• с наполнение разделов официальных сайтов и порталов органов власти информацией о формах участия (32,9 %);
• онлайн-консультант на Информационном портале Севастополя (34,6 %);
• проведение конференций, семинаров по формам участия (15,8 %).
Доступ к информации о результатах участия в решении социальных
вопросов местного значения респонденты считают очень важным. Практика участия в местном самоуправлении должна описываться, опыт использования каждой формы участия населения в местном самоуправлении, его особенности нужно распространять, ведь активность и качество участия зависит прежде всего от транслируемого поведения служащих органов местного самоуправления.
К предпочтительным формам формы участия в местном самоуправлении (коммуникаций между органами власти и муниципальным сообществом): общественные экспертизы решений (41,9%), обсуждение проектов и решений в СМИ (32,4%), социологические опросы (31,53%), интернет-обсуждения проектов решений и нормативно-правовых актов на форумах (29,3%).
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
Таблица 1. Наиболее важные формы участия в местном самоуправлении
Формы участия в местном самоуправлении % от числа опрошенных
общественные экспертизы решений 41,9
обсуждение проектов и решений в СМИ 32,4
социологические опросы удовлетворенности населения 31,53
интернет-обсуждения проектов решений и нормативно-правовых актов 29,3
общественные палаты (советы) 11,3
Консультации с общественностью 5,4
По результатам эмпирического исследования замечена положительная взаимосвязь уровня доверия к муниципальной власти и участия в таких формах общественной деятельности, как коллективное благоустройство территории, сбор средств, организация праздников.
Основными формами социальной активности граждан выступают уборка, благоустройство территории (от 22,9% до 43,9%, в среднем - 27,5%), а также коллективная взаимопомощь (сбор денег, вещей и т.п.), устройство и проведение праздников, а также сбор подписей, коллективные обращения в органы власти и другие официальные учреждения. Эмпирически данные позволяют выявить некоторую закономерность: чем выше уровень доверия к муниципальной власти (респонденты однозначно доверяют ее представителям или скорее доверяют, нежели не доверяют), тем более явно выражены такие формы общественной активности, как участие в благоустройстве территории, сбор средств и организация праздников. Чем ниже уровень доверия - тем выше удельный вес опрошенных, принимающих участие в акциях по сбору подписей, коллективных обращениях в органы власти и другие официальные учреждения.
Респонденты, доверяющие местному руководству, заметно чаще являются инициаторами коллективных действий на уровне двора (улицы). Среди доверяющих таких оказалось 34,0%; среди тех, кто не доверяет руководству своего муниципального образования, на 10% меньше (25,6%). Можно предположить, что политическое доверие на уровне муниципалитетов в определенной степени стимулирует общественную активность граждан.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
Большая часть респондентов (68,23%), как оказалось, не исключает для себя возможности включиться в какую-либо общественную инициативу и вступить ради этого в контакт с незнакомыми или малознакомыми людьми. Значительная часть опрошенных (32,07%) руководствуется в данном отношении личными мотивами - они могли бы это сделать в случае нарушения их прав. Чисто альтруистические мотивы высказывались реже, но они также присутствуют - так, 16,68% респондентов могли бы включиться в общественные инициативы в случае ущемления прав окружающих их людей. И почти треть опрошенных (30,57%) руководствовались бы в данном случае необходимостью решения какой-либо общественной проблемы.
Нами выявлен ряд объективных и субъективных проблем, сдерживающих развитие системы ТОС на территории города Севастополя и составляющих проблемы построения эффективных коммуникаций между органами власти и муниципальным сообществом:
1) отсутствие представления о возможностях ТОС как механизме обеспечения гражданского участия в решении социальных проблем;
2)отсутствие четкого механизма взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления;
3) недостаточность материально-технического обеспечения ТОС;
4) низкий уровень информированности населения по вопросам создания и направления деятельности ТОС;
5) недостаточность поддержки со стороны органов власти города проектов, предлагаемых ТОС.
Таким образом, в настоящее время в Севастополе опробуются первые практики формирования взаимодействия органов власти и муниципального сообщества, создание и совершенствование механизмов и развитие форм гражданского участия. Уровень их развития позволяет судить о наличии проблем построения эффективных коммуникаций в сфере территориального общественного самоуправления.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
Список источников:
1. Постановление Правительства Севастополя от 27 апреля 2015 г. N 115-ПП «Об утверждении государственной программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Севастополе на 2016 - 2020 годы»// Официальный портал исполнительной власти города Севастополя https: //sevastopol. gov.ru
2. Пясецкая Е.Н. Факторы эффективности электронного участия граждан во взаимодействии власти и общества // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2018. -№ 2.- С. 92-97.
3. Слатинов В.Б. Развитие институциональных форм участия общественности в реформировании государственного и муниципального управления в российских регионах: проблемы и перспективы // Становление и развитие гражданского общества в российских регионах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -2016.- С. 52-58.
4. Официальный портал исполнительной власти города Севастополя URL: https://sevastopol.gov.ru (дата обращения: 18.10.2018).