УДК 33.054.22
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
Зинченко Валерия Андреевна, студентка направления ГМУ Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Аннотация: в данной статье рассматривается и даётся характеристика общественному контролю, осуществляемому за деятельностью органов местного самоуправления, выделяются его основные составляющие. Даётся оценка современного состояния реализуемого общественного контроля на территории города Курска. Построена лестница общественного участия, а так же проведён анализ удовлетворенности и эффективности работы органов местного самоуправления, тенденции, оформившиеся в сфере развития системы общественного контроля, сделаны выводы и предложения, касающиеся совершенствования общественного контроля.
Ключевые слова: общественный контроль, местное самоуправление, общественное участие, коллективистские отношения, социальный капитал, гражданский мониторинг, гражданская экспертиза.
Piasetskaya Elena Nikolaevna, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Management and State Medical University, Kursk State University e-mail: [email protected]
Zinchenko Valeria Andreevna, 4th year student of the Faculty of Economics and Management, Kursk State University
e-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF PUBLIC CONTROL OF THE ACTIVITIES OF MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE KURSKY CITY
Аnnotation: in this article, the characteristics of public control exercised over the activities of local self-government bodies are examined and its main components are determined. An assessment is given of the current state of the public control exercised on the territory of the city of Kursk. A ladder of public participation was constructed, as well as an analysis of the satisfaction and efficiency of local government bodies, trends in the development of the public control system, conclusions and proposals on improving public control.
Keywords: public control, local government, public participation, collectivist relations, social capital, civil monitoring, civil examination.
Эффективная реализация общественного контроля в современных условиях требует технологических изменений, а так же трансформации ценностно-смысловых комплексов населения и муниципальных служащих, направленных на формирование у населения гражданской активности, данная проблема является одной из самых обсуждаемых в научной литературе [6].
Сложившуюся ситуацию в городе Курске можно характеризовать тем, что доминирующие в сознании граждан ориентации не содействуют их включению в практики гражданского контроля [5]. Слабая выраженность доверительных практик в повседневном общении не стимулирует интеграцию человека в прочные коллективистские отношения, которые стимулировали бы наращивание социального капитала как ресурса гражданского контроля. При этом существует убежденность населения в невозможности при сложившихся условиях добиться социальной справедливости, что порождает социальную апатию и пессимизм.
Рассмотрим признаки, присущие общественному контролю и характеризующие его, отображенные на рисунке 1.
Рисунок 1- Специфические признаки общественного контроля
Так, только будучи реализованным коллективно, во взаимодействии, гражданский контроль может быть наполнен действительно реальным содержанием. Внедрение технологий гражданского контроля на муниципальном уровне невозможно без теоретического анализа, разработки новых перспективных подходов к его изучению. Наиболее перспективным в
сложившихся условиях представляется социально-сетевой подход [1]. Суть его в том, что именно социальные сетевые сообщества постепенно становятся основными агентами гражданского контроля на местном уровне. Социальные сети и сообщества обладают рядом специфических качеств, среди которых имеются: простота создания и поддержки, отсутствие географических барьеров, быстрое распространение информации среди значительного числа людей, эффективная мобилизация целевых аудиторий и профессиональных сред, относительно точное измерение эффективности обратной связи, высокая степень мобильности и уровня взаимной интеграции, а также сравнительно низкая зависимость от внешних факторов воздействия - цензуры, внешнего контроля. Это позволяет активно использовать их возможности как в социально-экономических, так и в политических процессах.
Проводя оценку данным исследования на тему: «Эффективность социальных сетей в региональном сообществе» можно отметить, что уровень межличностного доверия в обществе мал. Лишь 33,12% респондентов считают, что людям можно доверять, отрицательно отвечают на вопрос 51,51%.
Присутствует так же факт того, что гражданский контроль, по мнению респондентов, должен восстановить принцип справедливости, дискредитированный коррупционными практиками и чиновничьим произволом. К основным причинам, определяющим необходимость гражданского контроля, они относят подконтрольность органов местного самоуправления органам государственной власти (22,44%), развитость коррупционных отношений (44,68%), злоупотребление местных чиновников должностными обязанностями в угоду своих интересов (46,42%), имитации в органах местного самоуправления (39,85%) [5].
На практике контроль трансформируется в индивидуалистические установки и ориентации, реализуемые почти исключительно в приватной сфере, что определяется отчуждением человека от большинства социальных институтов и низким институциональным доверием к ним. Построим схему уровней общественного участия, отраженного на рисунке 2.
Низкий Уровень участия Высокий
Рисунок 2 - Схема уровней общественного участия Гражданский контроль затруднен и в силу того, что процесс информационного взаимодействия власти с населением носит формальный и нередко имитационный характер[1]. Опрос показал: более 65,00% респондентов
либо не удовлетворены получаемой информацией о деятельности органов местного самоуправления, либо затруднились ответить на данный поставленный вопрос.
При этом 29,00% респондентов считают, что информация не отражает реального состояния дел, 16,00% - информации недостаточно. У значительной части граждан не сформирована потребность в получении информации о деятельности органов местной власти. В тех случаях, когда она присутствует, несоответствие предоставляемой информации потребностям населения дополнительно стимулирует отчуждение граждан от общественно-политической жизни муниципального образования. Рассмотрим формы общественного контроля, изображенного на рисунке 3.
Рисунок 3 - Формы общественного контроля
Наиболее перспективными на муниципальном уровне являются гражданский мониторинг и гражданская экспертиза. Гражданский мониторинг представляет собой инициируемое населением, общественными организациями, социальными сетевыми сообществами специально организованное системное наблюдение, оценку и анализ деятельности органа или должностного лица местного самоуправления. При этом проведение мониторинга требует от исполнителей специальных знаний и навыков в сфере сбора, анализа, обобщения и интерпретации информации. Гражданская экспертиза представляет собой деятельность, включающую анализ и оценку нормативных и других управленческих практик местного самоуправления, воздействующих на условия жизни и реализацию прав и законных интересов широких слоев граждан и конкретных социальных групп.
Применение гражданского мониторинга и гражданской экспертизы в чисто технологическом отношении может быть использовано только в том
случае, если они соответствуют вполне конкретным требованиям. К их числу относятся: целесообразность, планомерность, расчлененность на операции, рефлексивность [3].
Проводя анализ активности жителей региона в решении своих проблем, можно выявить её неизменно низкий уровень. Результаты ответов, которые отражают причину участия в проводимых мероприятиях, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос «Основные мотивы Вашего участия в общественных мероприятиях?»
№ п/п Наименование мотивов участия Всего
1 возможность принести пользу людям 55 %
2 общение с интересными людьми 44 %
3 приобретение полезных связей и знакомств 27 %
4 возможность реализовать собственные идеи 24 %
5 возможность сгладить наносимый человеком вред 16 %
6 возможность профессионального роста 16 %
7 возможность повысить собственный статус 13 %
8 возможность решать собственные проблемы 13 %
9 возможность влиять на общественное мнение 13 %
10 возможность влиять на принятие решений в органах власти 12 %
11 Другое 1 %
12 в общественной жизни участвовать не собираюсь 10 %
* Источник: собственная разработка на основе данных отображенных на официальном социологическом портале Курской области [5].
Для того чтобы как-то обобщить многообразие проявлений «участия» в реальной жизни, обычно применяют концепцию «лестницы участия», впервые предложенную Шерри Р. Арнштейн в 1969 году, где были осуществлена систематизация и представлены в виде продуктивной метафоры восемь стратегий привлечения гражданского общества к вопросам планирования и управления. Так, данная лестница отражает, что не все коммуникации по поводу проекта (решения) являются полноценным участием (см. рис.4).
Гражданское управление Реальные полномочия,
Наделение полномочиями реальное участие
Партнерство
ISSN: 2414-0309 5
Планирование_
Оплачиваемое участие
Консультации «Символическое» участие
Учёт мнения
Информирование
«Терапия»
Манипулирование Отсутствие участия
Рисунок 4 - Лестница общественного участия
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что перспектива развития гражданского контроля на местном уровне определяется сложной комбинацией факторов, в большей степени носящих глубинный ценностный характер, а поэтому требует комплексного подхода, реализуемого с учетом долгосрочной перспективы. Он должен носить системный характер. Если рассматривать ситуацию, сложившуюся в городе Курске, то губернатор города, считает что налаживание общественного контроля необходимо. Наиболее важные и трудные задачи связаны с формированием у населения, а также муниципальных сообществ - гражданского сознания, которое сопровождается модификацией доминирующих ценностно - смысловых комплексов в направлении идей справедливости и солидарности.
Список литературы:
1. Медовикова, Е.А. Развитие форм связей органов местного самоуправления муниципального образования с населением // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3 (11). - С. 363-376.
2. Огнева Е. А. Общественный контроль как основа народовластия // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, - 2015. — С. 36-39.
3. Попов А.А. Закон "Об общественном контроле" как продолжение реформы местного самоуправления в России // Самоуправление.- 2014. - №4.
4. Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adm.rkursk.ru.
5. Официальный социологический портал Курской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: Ы1р://соцпортал46.рф/
6. Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы России в условиях распространения концепции «новой публичности»: проблемы и ограничения // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 3. С. 61-68.