ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
УДК: 321
Постольская Елена Владимировна, магистрант направления Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ
Аннотация: в статье анализируются проблемы информационной открытости и повышения качества управленческой деятельности представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Изучена деятельность представительного органа государственной власти на примере Законодательного собрания Севастополя.
Ключевые слова: органы публичной власти; информационная открытость; право на информацию; представительный орган государственной власти субъекта РФ.
Postolka Elena Vladimirovna, postgraduate of the areas of State and municipal management, Kursk state University
e-mail: [email protected]
THE QUESTION OF INFORMATION TRANSPARENCY OF THE LEGISLATIVE ORGAN
Abstract: the article analyzes the problems of information openness and improving the quality of management of the representative body of state power of the subject of the Russian Federation. The activity of the representative body of the state power on the Example of the legislative Assembly of Sevastopol is studied.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
Keywords: public authorities; information openness; right to information; representative body of the state power of the subject of the Russian Federation.
Органы публичного управления обладают существенными объемами информации, представляющей большой общественной интерес. Задачей органов законодательной (представительной) власти в условиях сложных социальных процессов и нарастающих политических и экономических вызовов является создание моделей принятия государственных решений, основанных на участии гражданского общества в управлении государством, развитие современных механизмов общественного контроля.
Институт открытости информации публичных органов власти является достаточно новым в российских условиях, его внедрение сопровождается трансформацией экономической и политической систем, распространившейся на региональный уровень. В настоящее время наблюдается процесс активного внедрения норм и технологий, формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность власти и доступ к ее информационным ресурсам.
Рядом авторов рассматривается возможность и перспективы использования информационных технологий для обеспечения открытости публичной власти, этой проблеме посвящены труды Е.Н.Пясецкой и других авторов [2].
Исследование нормативно-правовых актов показало, что на региональном уровне существует достаточно широкий спектр инструментов обеспечения доступа к информации публичных органов власти.
Открытость власти является результатом социального взаимодействия населения, отдельных его социальных групп с институтом власти, она призвана создавать на отдельных территориях условия для поиска и использования гражданами необходимой для их жизнедеятельности информации. Влияние такого подхода на изменение восприятия власти и принимаемых ей решений гражданами сложно переоценить. Реальная доступность информации о принимаемых решениях создает прозрачность деятельности органов власти [1].
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
Административные барьеры открытости, проблема совершенствования механизма обеспечения открытости деятельности органов публичной власти, развития его инструментов остаются недостаточно изученными.
Одним из таких инструментов является официальный сайт органов власти. Нами был проанализирован один из таких сайтов, а именно сайт Законодательного Собрания города Севастополя [4]. В результате анализа было выявлено, что сайт по содержанию имеет практически всю нужную информацию, так же он достаточно прост в использовании и своевременно пополняется необходимой информацией. Но, к сожалению, не все жители знают о существовании сайта, что свидетельствует об их правовой неграмотности и недостаточно сформированном информационном поле публичных органов власти. Полноценные официальные сайты требуют серьезного подхода к размещаемой информации, стимулируют социальную ориентацию и дисциплинируют органы публичной власти. Доступ к информационным ресурсам органов власти расширяет информированность и, в конечном итоге, уровень социальной защищенности граждан.
Большое влияние на формирование атмосферы открытости власти в России оказывают органы законодательной власти. В идеале для реализации принципа доступности информации о деятельности публичных органов власти необходимо, чтобы все ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — были открыты и подотчетны обществу.
Региональные парламенты формируются в результате прямых выборов, законодательный орган призван выражать общую волю граждан в принимаемых решениях, являясь представительным органом. Свойства выборности, связь избирателей с их представителями, коллегиальности в принятии решений делают органичными прозрачность и открытость представительных органов власти в вопросах учета социальных запросов и потребностей граждан, в предоставлении информации о своей деятельности [3].
В создавшихся условиях необходимо развитие мониторинга официальных сайтов органов публичной власти, что позволит выявить проблемные зоны функционирования официальных сайтов, стимулировать депутатов и
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 представителей аппарата законодательных органов, совершенствовать функциональные характеристики сайтов.
Реализация принципов открытости осуществляется путем применения соответствующих основных механизмов (инструментов), постоянное совершенствование которых позволит реализовать тенденции поступательного движения к обеспечению открытости представительных органов государственной власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что политика гласности деятельности органов законодательной власти оказывает значительное влияние на формирование общей атмосферы открытости и доверия публичной власти в России. Реализация законодательных принципов открытости, доступности, достоверности информации требует существенных изменений не только в организации процессов сбора, переработки и передачи информации, но и в серьезной «перезагрузке» деятельности органов публичной власти, их ориентации на активные формы взаимодействия с гражданами.
Список источников:
1. Каменская Е.А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России// Общество: политика, экономика, право, 2016. - №2. - С. 18-24.
2. Пясецкая Е.Н. Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. 2016.- № 1 (3). - С. 5.
3. Слатинов В.Б. Реформирование государственной службы в постсоветской России: институциональные аспекты. Монография / Слатинов В. Б.. Орел, 2011.
4. Официальный сайт Законодательного Собрания города Севастополя. [Электронный ресурс]. - URL: https: //sevzakon.ru/ (дата обращения: 18.04.2018).