M.V. Mamonov Temporal Structure of Population Expectations: Classification Bases
On the basis of empirical data analysis the author proposes a chronological classification of social and political expectations. The differentiation of situations-based (short-term), medium-term, long-term expectations is substantiated.
Key words and word-combinations: expectations, mass media, political process.
На основе анализа эмпирических данных автор предлагает хронологическую классификацию общественнополитических ожиданий. Обосновано выделение ситуативных (краткосрочных), средне- и долгосрочных ожиданий.
Ключевые слова и словосочетания: ожидания, средства массовой информации, политический процесс.
УДК 32.01:316.75 ББК 60.05+60.06
М.В. Мамонов
ТЕМПОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ
Рассмотрение ожиданий общественнополитического характера, как фактора формирования массовых настроений и политического поведения населения, предполагает выявление целого ряда характеристик. Важнейшей из них является темпорапьность; она выражается в фиксации периода ожиданий -временного отрезка, в рамках которого сформировавшиеся ожидания остаются актуальными и население выражает надежду на их реализацию (достижение), но при этом оказывается не готовым к проявлению собственной реакции на рассогласование ожиданий и оценок реальности либо вероятности их реализации. Данная проблема мало изучена, что определяет ее значимость. Выявление периода ожиданий позволяет прогнозировать динамику политического поведения населения и обозначать вероятные точки бифуркации политического процесса.
В отечественной науке существует классификация электоральных ожиданий, предложенная С.Д. Барановым. Он выделяет три вида ожиданий: долгосрочные, или стратегические, - связанные с жизненной стратегией избирателя, среднесрочные - касающиеся текущего этапа жизни человека (от 2-3 до 10-20 лет) и краткосрочные [1, с. 24]. Уважая представленную исследовательскую позицию, тем не менее заметим, что если для выделения кратко- и среднесрочных ожиданий есть достаточно оснований, то суще-
ствование стратегических электоральных ожиданий (более 20 лет) вызывает сомнения. Критически осмысливая предложение ученого, считаем целесообразным выделение трех хронологических типов ожиданий, каждый из которых отличается своим объектом и, следовательно, используемыми при реализации технологиями:
1) краткосрочные (ситуативные) ожидания, появление которых обусловлено актуализацией каких либо ситуативных проблем «здесь и сейчас»;
2) среднесрочные - со сроком реализации проблем до 2-3-х лет;
3) долгосрочные ожидания - с предполагаемым сроком реализации более 2-3-х лет.
Ситуативные ожидания формируются в качестве реакции населения на отдельные ограниченные по времени события и сюжеты. Часть из них является результатом личного опыта, другие становятся актуальными благодаря средствам массовой информации и деятельности политических субъектов (например, электоральные кампании и разнообразные форс-мажорные ситуации, ставшие следствием нарушения сформировавшей траектории протекания процесса). Во втором случае элементами системы массовых ожиданий такие события становятся благодаря масс-медиа, актуальность порожденных ими ожиданий снижается после угасания интереса к проблеме как со стороны средств массовой информации, так и населения.
Данные социологических опросов свидетельствуют, что внимание населения к какому либо ситуативному политическому сюжету сохраняется в течение 3-4 недель после его актуализации. В дальнейшем происходит угасание интереса, при условии, что он целенаправленно не поддерживается средствами массовой информации.
Динамика внимания людей к произошедшему во многом объясняется действиями масс-медиа. Так, интерес населения к событиям в Беслане (сентябрь 2004 г.) сохранялся только в течение первых недель с момента трагедии. Спустя месяц уровень интереса снизился до обычных показателей [2-5]. В первую неделю после захвата школы этому событию было посвящено 17,82% публикаций в периодических печатных изданиях, однако интерес средств массовой информации стал падать уже к концу первой недели. В течение второй недели после теракта в Беслане масс-медиа говорили о нем в 1,4 раза меньше, чем в первую, в третью - в 2,6 раза меньше, в четвертую - в 4 раза меньше [6, с. 22].
Аналогичная ситуация наблюдается и с другими политическими событиями и сюжетами. Наиболее показателен в этом отношении 2007 г., наполненный важными внутриполитическим событиями. Для примера рассмотрим данные еженедельных социологических опросов, проводимых Фондом «Общественное мнение» по наиболее актуальным проблемам. В соответствии с методикой респондентам предлагалось назвать наиболее значимую для них проблему прошедшей недели, освещенную в средствах массовой информации (табл. 1) [7-21].
Повышенный интерес к деятельности властных органов в период с 15 по 29 сентября 2007 г. определялся отставкой премьер-министра М. Фрадкова и назначением нового Председателя Правительства. Высокий уровень интереса сохранялся всего лишь в течение двух недель. Рост интереса к деятельности
властных органов в 20-х числах октября был вызван «прямой линией» Президента России В. Путина. Всплеск интереса к проблемам социального и экономического развития страны в середине октябре объяснялся скачком инфляции. Интерес к выборам депутатов Государственной Думы стал снижаться уже через несколько дней после голосования, несмотря на масштабность предвыборной информационно-агитационной работы.
Таблица 1
Мнение респондентов о наиболее актуальных и значимых событиях, освещенных в СМИ в сентябре - декабре 2007 г. (%)
Актуальная Дата опроса
проблема недели сентябрь октябрь ноябрь декабрь
01 08 15 22 29 06 13 20 27 03 10 17 24 08 15
Международная жизнь, события 14 15 9 10 11 9 9 15 13 9 24 12 17 8 6
Катастрофы, преступления, скандалы в России 11 7 2 7 3 9 4 3 7 26 12 15 12 2 6
Внутриполитические события 3 5 32 29 23 17 8 27 11 5 4 8 11 34 24
Экономика и социальная жизнь в России 5 4 3 5 6 9 21 13 11 8 4 6 3 2 4
Известные люди, наука, спорт, праздники в России 3 5 0 2 2 3 3 1 1 3 4 3 1 1 1
Другое 8 5 4 5 3 5 3 3 4 5 2 4 3 2 3
Затрудняюсь ответить 61 63 54 48 56 52 55 44 57 48 55 56 59 54 58
Приведенные цифры подтверждают выявленную нами ранее закономерность, согласно которой максимальный срок интереса населения к одномоментному событию не превышает одного месяца. Наиболее отчетливо данная закономерность проявилась в случае со сменой руководителя правительства страны (сентябрь).
Таким образом, ситуативные ожидания, порожденные отдельными событиями, имеют строгую темпоральную определенность. Управление ими затруднено в случае, если события, лежащие в их основе, не носят плановый характер. Длительное поддержание интереса к проблеме и, следовательно, ситуативных ожиданий сопряжено со значительными усилиями со стороны средств массовой информации.
Необходимо выделить и такую характеристику данного вида ожиданий, как упрощенность и конкретность. Это обусловлено природой краткосрочных (си-
туативных) ожиданий: будучи порожденными одним-двумя событиями, они позволяют людям самостоятельно определить характер собственных ожиданий. Целенаправленное влияние каких-либо политических субъектов на процесс формирования ожиданий в данном случае весьма затруднено, так как речь идет об уже самостоятельно сформировавшихся, пусть и неустойчивых, представлениях людей о вариантах развития ситуации. Изменение этих представлений под воздействием поступающей информации - процесс не всегда предсказуемый и, как следствие, малоуправляемый.
Преодолеть трудности управления ситуативными ожиданиями возможно в случае обеспечения информационного доминирования политического субъекта в течение первых часов после произошедшего события, когда и формируется реакция индивида на новую информацию. Именно поэтому базовой рекомендацией поведения в кризисной ситуации является скорейшее обнародование реакции заинтересованными сторонами. Это не всегда удается, так как зависит от параметров самой ситуации. В целом не стоит преувеличивать значение ситуативных ожиданий, однако их следует учитывать.
Среднесрочные ожидания более устойчивы. Анализ политической практики свидетельствует о том, что они масштабнее по своей природе и имеют более продолжительный срок - сохраняют актуальность в течение 2-3-х лет. Объектом данного вида ожиданий могут быть как условия жизни людей, так и результаты функционирования политических институтов и субъектов. Одним из первых, кто обосновал существование двухлетнего срока ожиданий, был Дж. Девис, который заметил, что если в период экономического роста начинается неожиданный спад и различие между ожиданиями и реальными условиями достигает критической величины, происходит социальный взрыв. Причем революция может произойти в течение короткого промежутка времени, но не более двух лет -по истечении этого срока люди склонны смириться с ситуацией [22].
В российской политической практике двухлетний период ожиданий проявляется прежде всего в оценке перспектив улучшения ситуации. Избрание В.В. Путина Президентом РФ привело к стремительному повышению позитивных ожиданий как в отношении изменения ситуации в стране в целом, так и в отношении личностных перспектив россиян. Завершение двухлетнего периода президентства В.В. Путина (декабрь 2001 г.) сопровождалось снижением уровня позитивных и усилением нейтральных ожиданий (табл. 2) [23].
Таблица 2
Динамика изменения позитивных ожиданий россиян в 1998-2003 гг. (%)
Позитивное ожидание Дата опроса
декабрь
1998 1999 2000 2001 2002 2003
Улучшение ситуации в стране 16 43 47 31 33 33
Улучшение ситуации лично для себя 21 41 46 36 38 39
Двухлетний срок подтверждается и анализом ожиданий населения относительно деятельности новых руководителей на региональном уровне. Так, по данным опроса «РОМИР - Саратов», проведенного в июне 2005 г., 46,4% опрошенных полагало, что в течение первых полутора-двух лет новому губернатору (П.Л. Ипатову, приступившему к обязанностям в апреле 2005 г.) удастся «реализовать основные направления деятельности» [24, с. 7]. Оценки остальных опрошенных значительно рознятся. К слову сказать, завершение двухлетнего периода губернаторства П.Л. Ипатова сопровождалось стремительным падением уровнем доверия: если в первые месяцы его работы на новой должности (июнь 2005 г.) ему доверяли более 60% жителей региона, то в сентябре 2007 г. - уже 48,2% [25]. В марте 2008 г. уровень доверия губернатору снизился до 33,7% [26].
Анализ обращений граждан, поступающих в органы власти, также свидетельствует о сохранении ранее выявленной тенденции. Как показывает практика, авторы обращений готовы в течение двух лет ждать от власти шагов по решению жизненно важных для них проблем, однако по прошествии этого срока их оценки власти резко меняются. Рассмотрим данный тезис на материалах Саратовской области.
Ежегодно в правительство Саратовской области обращается 60-65 тыс. человек с просьбой оказать содействие в решение проблем. Так, в 2000 г. зарегистрировано 60 558 обращений, в 2001 г. - 53 262, в 2002 г. - 60 077, а в 2003 г. - 63 171 обращение [27]. Их рост неизбежно приводит к повышению уровня ожиданий населения. Однако процент исполнения всевозможных наказов и обращений остается невысоким и колеблется от 7 до 25% в зависимости от целей ведения статистики по данному вопросу [27].
Для большинства граждан неудачный опыт обращения за помощью в органы власти становится причиной разочарования. В результате уровень негативных оценок деятельности власти возрастает [27, 28]. Так, количество обращений жителей Саратовской области в правительство Саратовской области возросло с 4898 в 1995 г. до 63 171 в 2003 г., что привело к увеличению количества негативных оценок деятельности органов власти и лично губернатора области Д.Ф. Аяцкова (уровень недоверия к нему вырос с 11,1% в 1998 г. до 68% в 2003 г.). Нет оснований утверждать, что данный фактор является единственным, определяющим отношение к главе региона, но он, бесспорно, значим. Обращение в органы власти - своеобразный опыт личного взаимодействия с властными структурами, и полученный результат оказывается намного значительнее медиа-воздействия.
Таким образом, анализ практического материала позволяет нам считать обоснованным выделение среднесрочных ожиданий со сроком реализации от нескольких месяцев до 2-3-х лет.
Долгосрочные ожидания, превышающие срок в 2-3 года, базируются на сформировавшейся системе ценностей, при этом объектом ожиданий становятся те ценности, которые целенаправленно актуализируются, в нашем случае - отдельными политическими институтами. Поэтому можно называть их ценностными ожиданиями.
Под ценностями следует понимать «фундаментальные ментальные образования, абстрактные идеалы, существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия» [29, с. 62]. Ценности, таким образом, выражаются в отношении человека к окружающему миру, имеют устойчивый и основополагающий характер. Они фиксируются в форме эмпирически выявляемых предпочтений и ориентаций индивида. Структура ценностей формирует и структуру долгосрочных ожиданий: «Ценности - это желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной группы, общества) состояние социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности» [30, с. 13-14].
В ходе обоснования хронологической классификации ожиданий населения нами было предложено и обосновано выделение трех самостоятельных типов ожиданий: краткосрочных (ситуативных), продолжительность существования которых не превышает нескольких недель, среднесрочных - со сроком реализации до 2-3-х лет и долгосрочных, отличительной чертой которых является их значительная временная устойчивость. Срок реализации данных ожиданий превышает 2-3-х-летний период. Различие в природе каждого из типов ожиданий определяет специфику поведения, мотивированного ими. Это ставит задачу разработки технологий управления ожиданиями различного типа как в части их структурирования, так и в реализации.
По логике данной статьи политическую деятельность по управлению массовым поведением можно представить как процесс постоянного конструирования системы ожиданий и их реализации в повседневной практике. При этом наибольшее значение имеют средне- и краткосрочные (ситуативные) ожидания, так как именно они имеют жестко фиксируемое временное измерение, что необычайно важно для политического процесса. Специфика объектов ожиданий позволяет формировать набор уникальных технологий, оперирование которыми способствует достижению поставленных целей. Достаточно сложной представляется проблема определения приоритетов в процессе формирования ожиданий и влияния различных хронологически определенных типов ожиданий на политическое поведение. Эта проблематика требует дополнительного изучения.
Библиографический список
1. Баранов С.Д. Российское электоральное пространство: структура и динамика («круглый стол») // Вестн. Моск. ун-та. Сер 12: Политические науки. 2000. № 4.
2. иКЬ: bd.fom.ru/report/map/dd062522
3. иКЬ: bd.fom.ru/report/map/dd044411
4. иКЬ: bd.fom.ru/report/map/d074522
5. иКЬ: bd.fom.ru/report/map/dd044411
6. Как забывают теракты // Коммерсантъ Власть. 2005. № 35.
7. иКЬ: bd.fom.ru/report/ma p/d075101
8. иКЬ: bd.fom.ru/report/map/d074902
9. иКЬ: bd.fom.ru/report/map/d074802
В.Н. Кузин
10. URL: bd.fom.ru/report/map/d074702
11. URL: bd.fom.ru/report/map/d07460l
12. URL: bd.fom.ru/report/map/d07450l
13. URL: bd.fom.ru/report/map/d074402
14. URL: bd.fom.ru/report/map/d07430l
15. URL: bd.fom.ru/report/map/d07420l
16. URL: bd.fom.ru/report/map/d074l0l
17. URL: bd.fom.ru/report/map/d07400l 1S. URL: bd.fom.ru/report/map/d07390l
19. URL: bd.fom.ru/report/map/d073S0l
20. URL: bd.fom.ru/report/map/d07370l
21. URL: bd.fom.ru/report/map/d07360l
22. Davis J., Gurr T. The «J-curve» of rising and declining satisfaction as a cause of some great revolutions and contained rebellion // Violence in America. N.Y., l969.
23. URL: bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom075l/d075l22.
24. Бутенко Т. Дембельский аккорд // Время. 2007. 2 апр. (№ 12).
25. URL: saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=20l90&phrase_id=72l79
26. URL: www.redcollegia.ru/2955.html/
27. URL: saratov.gov.ru/government/departments/priem/arhiv.html
28. Фомин O.H., Иванова H.B. Политический анализ: методика определения центров сил. Саратов, 2005.
29. Ховалыг Д.В. Коммуникативная природа ценностей и их трансформация в медийном пространстве // Политические исследования. 2008. № 1.
30. Пирогова Ю.С. Динамика ценностных ориентаций населения региона на современном этапе трансформации общества: дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2004.
V.N. Kuzin
Stating the Food Security Problem in the USSR:
Historical and Legal Aspect
The author notes that the discussion of the USSR food security problem arose in 1920s. The process of formation of the relevant legal basis for the salvation of this problem in the context of the state development process is considered.
Key words and word-combinations: state policy, food security problem, food resources, state and party documents.
Отмечено, что проблема продовольственной безопасности в СССР поднята в 1920-е годы. В контексте государственного развития рассматривается процесс формирования правовой основы решения проблемы продовольственной безопасности.
Ключевые слова и словосочетания: государственная политика, продовольственная безопасность, продовольственные ресурсы, государственные и партийные документы.
УДК 338.43:351
ББК 65.32:67.401.11 (2Рос)
В.Н. Кузин
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СССР: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
I I ринято считать, что проблема продовольственной безопасности была осознана мировым сообществом еще в 1970-х годах [1, с. 89-92]. Но и сегодня у ученых и специа-листов-управленцев отсутствует единое понимание сущности продовольственной безопасности и как научной категории, и как прак-