Научная статья на тему 'Общественная безопасность и противодействие коррупции в Российской Федерации'

Общественная безопасность и противодействие коррупции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
761
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГРАММА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гирько Сергей Иванович, Лесников Геннадий Юрьевич

В статье освещаются отдельные положения Концепции общественной безопасности Российской Федерации, характеризующие институциональные аспекты понятия общественной безопасности. Авторы рассматривают вопросы реализации Концепции в области противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public security and anti-corruption in the Russian Federation

The article highlights some of the provisions of the Concept of Public Security of the Russian Federation, which characterize the institutional aspects of the concept of public safety. The authors examine the issues of implementation of the Concept in the field of anti-corruption.

Текст научной работы на тему «Общественная безопасность и противодействие коррупции в Российской Федерации»

Социально-политические науки

32014

2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Гирько Сергей Иванович, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКУ «ВНИИ МВД России»), начальник института

Место работы: Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКУ «ВНИИ МВД России»)

[email protected]

Лесников Геннадий Юрьевич, доктор юридических наук, профессор, Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКУ «ВНИИ МВД России»), главный научный сотрудник

Место работы: Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКУ «ВНИИ МВД России»)

[email protected]

Аннотация: в статье освещаются отдельные положения Концепции общественной безопасности Российской Федерации, характеризующие институциональные аспекты понятия общественной безопасности. Авторы рассматривают вопросы реализации Концепции в области противодействия коррупции.

Ключевые слова: концепция; программа, общественная безопасность, национальная безопасность, стратегия, противодействие коррупции, антикоррупционные стандарты

PUBLIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Girko Sergei Ivanovich, LLD, professor, honored scientist of Russia, Head FGKU «All-Russian Research Institute Ministry of the Interior of Russian Federation»

Place of employment: FGKU «All-Russian Research Institute Ministry of the Interior of Russian Federation»

[email protected]

Lesnikov Gennady Y., LLD, professor, FGKU «All-Russian Research Institute Ministry of the Interior of Russian Federation», chief researcher

Place of employment: FGKU «All-Russian Research Institute Ministry of the Interior of Russian Federation»

[email protected]

Abstract:. The article highlights some of the provisions of the Concept of Public Security of the Russian Federation, which characterize the institutional aspects of the concept of public safety. The authors examine the issues of implementation of the Concept in the field of anti-corruption.

Keywords: The concept; program, public safety, national security strategy, anti-corruption, anti-corruption standards.

1 Статья подготовлена с использованием СПС «Консультант Плюс.

22

Гирько С. И., Лесников Г. Ю.

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации приобретают все большую актуальность. Необходимым и значимым стимулом для дальнейшей разработки этого научного направления стала утвержденная Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (далее -Концепция)2.

ФГКУ «ВНИИ МВД России», будучи головным научным учреждением министерства, длительное время, в несколько этапов, с привлечением других научных учреждений страны занимался разработкой этой весьма важной фундаментальной проблемы3 4. От понимания сущности понятия общественной безопасности, в конечном счете, зависела правильность определения целей и задач государства в сфере ее обеспечения. О научном интересе к проблеме свидетельствует и существенное увеличение в последнее время публикацион-

~ «4

ной активности по исследуемой тематике .

Действующая Концепция, определяя место общественной безопасности в соответствующей иерархии понятий, «представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации»5. В документе специально отмечается, что «концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Концепция определяет участников обеспечения общественной безопасности, являясь основополагающим документом стратегического планирования, формирующим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В Концепции сформулированы основные приоритеты государства в сфере обеспечения общественной безопасности. Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и тех-

2 См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // Утверждена Президентом Российской Федерации № Пр-2658 от 14 ноября 2013 года.

3 См.: Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. М.: ВНИИ МВД России, 2009.

4 Следует отметить, что термин «общественная безопасность, накануне появления Концепции использовался довольно широко в различных ведомственных нормативных актах, но не имел своего общепринятого институционального отражения соответствующего уровня. Достаточно сказать, что в МВД России существовало целое направление деятельности с соответствующей структурой, которая называлась - милиция общественной безопасности. И понятие «общественная безопасность» объективно отражало, в основном, прикладной ведомственный подход.

5 См.: Концепция общественной безопасности в Российской Фе-

дерации // Утверждена Президентом Российской Федерации №

Пр-2658 от 14 ноября 2013 года.

ногенного характера.

В общем контексте реализации положений Концепции представляется целесообразным остановиться на противодействии и преодолении коррупции, как важном направлении обеспечения общественной безопасности.

Коррупция как социальное явление характеризуется многообразием и высокой организованностью форм, затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, а также существенным образом ослабляет государственные, социальные институты, вызывает в обществе недоверие к органам власти. Системная коррупция, порождающая круговую поруку и практически исключающая утечку какой-либо информации, становится нормой, а назначение, продвижение по службе и получение различных льгот и преференций связаны с необходимостью дачи взятки. Наиболее опасным проявлением коррупции является сращивание чиновников с криминальными структурами. В результате такого сращивания появляются новые модели государственного управления, которые в конечном итоге заставляют федеральные органы власти принимать экстраординарные меры и прибегать к проведению комплексных оперативно-профилактических операций по декриминализации целых регионов.

Определение коррупции дано в статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»6. Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды данному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. По сути, коррупция - это такие отношения между людьми, когда принятие какой-то инстанцией значимых решений превращается в товар и обменивается на деньги или услуги.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года7, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. При этом ряд норм Стратегии (ст. 39, 48, 55 и др.), закрепляющих механизмы противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе борьбы с коррупцией, устанавливают необходимость взаимодействия государства и институтов гражданского общества8.

Необходимо отметить, что на современном этапе в Российской Федерации в целом уже сформировалась

6 Консультант Плюс,1992-2014 © http://www.consultant.ru/law/review/472420.html

7 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

8 Там, же.

23

Социально-политические науки

32014

законодательная база в сфере противодействия коррупции, предприняты соответствующие законодательные, экономические, организационные, политические, информационные меры, направленные на государственное регулирование в сфере противодействия коррупции, защиту общества и государства от коррупционных проявлений, однако проблемы в указанной области до сих пор сохраняются. Концептуальные основы государственной антикоррупционной политики Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях закреплены в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460. В соответствии с п. 5 названной Стратегии целью антикоррупционной политики Российского государства является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Российская Федерация на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, связанных с коррупцией.

С учетом объединенных усилий государства и общества, направленным на борьбу с преступностью, в документе отмечается достижение определенного прогресса в уменьшении степени криминализации общественных отношений. Однако ряд криминогенных факторов, к числу которых относится и коррупция, являясь одной из системных угроз общественной безопасности, продолжает оказывать негативное воздействие на состояние общественной безопасности в стране.

В Концепции констатируется, что, несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.

Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.

В содержании Концепции сформулированы основные направления деятельности сил обеспечения общественной безопасности в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам в пределах их компетенции, которыми являются: совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, привле-

чение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения. Непосредственно в сфере противодействия коррупции - это выявление и последующее устранение причин коррупции и условий ее возникновения, разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции; минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. В качестве ожидаемых результатов реализации настоящей Концепции в указанном направлении отмечается совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма .

Профилактическое направление в противодействии коррупции является определяющим, тем более деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции по объективным причинам осуществляется в режиме периодических кампаний, которые порой не носят строго системного характера . В рамках антикоррупционного законодательства созданы антикоррупционные фильтры, включающие ограничения, запреты, антикоррупционные стандарты, специальные меры организационного характера. Это обусловлено тем, что на государственной службе происходит смена поколений, соответственно изменяется кадровая политика в государственном аппарате и иных властных структурах. На госслужбу приходят граждане России, родившиеся в 90-е годы, уходят госслужащие, работавшие в «лихие 90-е», становится невыгодной, а порою и невозможной коррупционная деятельность действующих сотрудников.

Однако нормы права способны действовать эффективно лишь в условиях сложившейся многообразной и объемной системы морально-нравственных принципов. К сожалению, нравственная атмосфера в государственном аппарате, в других властных структурах, да и в самом обществе пока еще не способствует тому, чтобы личность с коррупционными мотивами была исключением из правил, а не правилом. Коррупционное поведение в современном российском обществе получило негласный статус нормы в социальноэкономической и правовой культуре, а антикоррупционное поведение, напротив, негласно осуждается.

Поэтому реализации настоящей Концепции нужна государственная программа формирования нравственных ценностей в обществе, исправления последствий их деформации. Выполнению этой задачи, безусловно, соответствует Программа по антикоррупцион-

9 В настоящей Концепции коррупция рассматривается как самостоятельное социальное явление вне акцента традиционной его связи с организованной преступностью. Обычно в криминологии под коррупцией понимается определенная система отношений, основанных на противоправных действиях должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам, которая характеризуется сращиванием коррумпированного государственного аппарата, муниципальной органов власти с общеуголовной преступностью. Проблема коррупции, как правило, рассматривается в рамках исследования организованной преступности.

10 Постоянное внесение изменений в действующее уголовное и административное законодательство, усложнение составов приводит к дезориентации сотрудников правоохранительных органов и к существенному снижению общепредупредительного потенциала основных кодифицированных нормативных актов. (Некоторые вопросы методологии уголовной политики // Пробелы в Российском законодательстве. 2013. № 2. С. 125).

24

Гирько С. И., Лесников Г. Ю.

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ному просвещению на 2014 - 2016 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 14 мая 2014 г. № 81 б-р, содержанием которой является разработка и совершенствование правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также принятие соответствующих организационно-управленческих решений по обеспечению вышеназванных условий. В рамках реализации программы предполагается изучение иностранного опыта касающегося популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина, а также организация взаимодействия с международными организациями, иностранными ведомствами, научными и образовательными структурами по распространению соответствующих передовых практик.

Социальные конфликты, возникающие в результате системной коррупции, способны кардинальным образом повлиять на состояние общественной безопасности в современном обществе, причем происходит это не всегда легитимным образом, что наглядно иллюстрируется проявлениями экстремизма, терроризма, чередой ближневосточных революций, в том числе прошедших на постсоветском пространстве, а также процессами, происходящими в настоящее время на Украине. Современная уголовная политика требует новых идей в теории стратегии и тактики разрешения социальных конфликтов с помощью внеправовых методов, которые составляют основу эффективного противодействия преступности. Кажущаяся невозможность разрешения социального конфликта, неиспользованные нерепрессивные варианты его разрешения в итоге приводят к необходимости принятия мер государственного принуждения, при этом криминологические последствия принимаемых государственных ре-~ 11 шений не просчитываются .

На каждом историческом этапе развития государство нуждается в определении приоритетов. Сейчас - это охрана прав граждан, в первую очередь личных. Именно эти приоритеты отражены в Концепции общественной безопасности Российской Федерации. Как известно, ООН включила измерение уровня общественной безопасности в число показателей социального благополучия в стране. Такая позиция прямо вытекает из международно-признанного и закрепленного в Конституции России права человека и гражданина на эффективную охрану его жизни, здоровья, свободы, личной и имущественной неприкосновенности от любых посягательств. Российская Федерация продолжает двигаться в направлении совершенствования существующих и создания новых механизмов обеспечения общественной безопасности. Настоящая Концепция в этом смысле является определяющим документом долгосрочного развития Российской Федерации в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. 11

Список литературы:

1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // Утверждена Президентом Российской Федерации № Пр-2658 от 14 ноября 2013 года.

2. Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. М.: ВНИИ МВД России, 2009.

3. http://www.consultant.ru/law/review/472420.html

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

5. Лесников Г.Ю. Некоторые вопросы методологии уголовной политики // Пробелы в Российском законодательстве. 2013. № 2. С. 125

6. Лесников Г.Ю. Уголовная политика как стратегия и тактика борьбы с преступностью // Современные проблемы уголовной политики: материалы IV Международной научно-практической конференции (Краснодар 27-29 сентября 2013 года): в 2 т./под ред. А. Н. Ильяшенко. Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2013. Т.

1. С. 129.

11 Лесников Г.Ю. Уголовная политика как стратегия и тактика борьбы с преступностью // Современные проблемы уголовной политики: материалы IV Международной научно-практической конференции (Краснодар 27-29 сентября 2013 года): в 2 т./под ред. А. Н. Ильяшенко. Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2013. Т. 1. С. 129.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.