Лесников Г. Ю.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
16. РАЗНОЕ
16.1. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ1
Лесников Геннадий Юрьевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник
Место работы: Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКУ «ВНИИ МВД России»)
Аннотация: В статье анализируется процесс подготовки и принятия Концепции общественной безопасности Российской Федерации, ее значение и важность для определения основных направлений развития государства и общества, рассматриваются сопутствующие проблемы мирового порядка и международной безопасности, исследуются отдельные аспекты противодействия экстремизму. Указанные вопросы рассматриваются применительно к деятельности органов внутренних дел
Ключевые слова: концепция, общественная безопасность, экстремистская деятельность, деятельность органов внутренних дел, стратегия, тактика, борьба с преступностью, основные приоритеты, программы профилактики правонарушений
THE CONCEPT OF SOCIAL SECURITY AND ITS IMPORTANCE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Lesnikov Gennadiy Yu., doctor of legal Sciences, Professor, chief researcher
Work place: Federal state institution "All-Russian research Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation"
Annotation: The article analyzes the process of preparation and adoption of the Concept of Public Security of the Russian Federation, its value and importance to determine the main directions of development of the state and society are considered related problems of world order and international security, examines some aspects of combating extremism. These issues are discussed in relation to the activities of law-enforcement bodies
Keywords: concept, public security, extremist activities, the activities of the internal affairs bodies, strategy, tactics, crime, the main priorities of the program of crime prevention
Около двух лет прошло с момента утверждения Президентом Российской Федерации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (далее - Концепции)2. Результаты комплексной работы по ее созданию уже внесли и, в дальнейшем, еще внесут определенный вклад в формирование современной
1 Статья подготовлена с использованием СПС «Консультант Плюс.
2 См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // Утверждена Президентом Российской Федерации № Пр-2658 от 14 ноября 2013 года.
уголовной и административной политики, а концептуально обоснованное понятие общественной безопасности будет чаще использоваться в нормативных документах различных уровней3.
ВНИИ МВД России, свыше 20 лет занимается разработкой фундаментальных проблем общественной безопасности, а также ее отдельных прикладных аспектов, касающихся деятельности органов внутренних дел4. На основе анализа теоретических и правовых основ в сфере обеспечения общественной безопасности, правоприменительной практики в России и за рубежом научными сотрудниками института были сформулированы концептуальные подходы к раскрытию сущности и содержания научной категории - общественная безопасность в Российской Федерации5.
В дальнейшем каждый период развития нашего государства и мирового сообщества дополнял и уточнял содержание общественной безопасности все новыми аспектами и приоритетами с учетом постоянно меняющейся политики противодействия криминальным проявлениям. Именно Концепция общественной безопасности закрепила на нормативном уровне основные приоритеты Российской Федерации в этой сфере.
События, происходящие в мире, оказывают непосредственное влияние на общественную безопасность, изменяют миропорядок, обрушают устоявшиеся стереотипы, нарушают нормы международного права, а порою открыто противоречат общечеловеческим ценностям. Сметается веками накопленный опыт совместного проживания людей, насаждается культ силы, который в дальнейшем выходит из-под контроля. По мнению некоторых ученых, в современных условиях «возникает угроза подмены объединения усилий международного сообщества в сфере противодействия преступности гегемонией мирового лидера, навязывающего другим государствам решение криминологиче-
3 В п. 4 Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // 28 июня 2014 года N 172-ФЗ отмечается, что «в части стратегического планирования в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности настоящий Федеральный закон применяется с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в этих сферах».
4 В 2015 году 19 декабря ФГКУ «ВНИИ МВД России» исполняется 70 лет. Решение об образовании института было принято в сложнейшее для страны время, буквально в первые месяцы после окончания Великой Отечественной войны. Это лишь подтверждает значимость для нашего государства исследования проблем противодействия преступности и роль органов внутренних дел в этом процессе.
5 В 2009 году на заседании секции по актуальным проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации один из концептуальных подходов получил поддержку и одобрение, послужив основой для будущего проекта Концепции // Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. М.: ВНИИ МВД России, 2009; Гирько С.И. Общественная безопасность: вопросы реализации Концепции до 2020 года. Вестник Совета Федерации № 7-8. 2014. С. 81.
Бизнес в законе
4'2015
ских проблем силовыми по существу, криминальными методами вне правового поля6.
Органы внутренних дел, и в частности, органы полиции, находясь в тесном контакте с населением, практически ежечасно отслеживают ситуацию в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка. В этих условиях проблемы профилактики правонарушений приобретают особую важность и значимость. Активное воздействие органов полиции на предкриминальное и посткриминальное поведение граждан, позволяет эффективно работать в направлении обеспечения общественной безопасности. Практически в каждом регионе приняты программы профилактики правонарушений. На их основе разрабатываются комплексные мероприятия по профилактике отдельных видов преступлений и административных правонарушений.
Вместе с тем, как и ранее, направления перемен в криминальной среде, их уровень и темпы распространения свидетельствуют о том, что феномен преступности по объективным характеристикам и степени ее влияния, как на общественное сознание, так и на социум в целом, превращается в реальную угрозу общественной безопасности. Прежде всего речь идет о таких формах преступного сообщества, как организованная преступность, профессиональная преступность и коррупция»7.
Необходимо также отметить, что в странах Западной Европы наблюдаются проблемы понимания и осознания некоторых вопросов соблюдения прав и свобод человека, порою открыто противоречащих общепринятым нравственным нормам. Особенно, это касается социальных аспектов снижения рождаемости, легализации однополых браков, приводящие к увеличению количества одиноких людей и другим негативным социальным последствиям8 Такая ситуация свидетельствует о том, что либеральные социальные конструкции в развитых обществах на определенных этапах не способны в полной мере обеспечить общественную безопасность, дестабилизируя социальную обстановку.
Подобная криминализация общественных отношений происходит в условиях противоречивого процесса глобализации, через повышение общественной опасности административных правонарушений и появление новых составов преступлений в УК РФ. В определенной степени это цена, за то непрофессиональное отношение к обеспечению общественной безопасности, неадекватное определение пределов ее ограничения, которое царило в мире на протяжении многих лет. Меняется человек под воздействием социальных, политических, экономических и прочих перемен, меняется состояние общественной безопасности и отношение к ней. В этих условиях повышается степень тревожности, развивается неуверенность в завтрашнем дне и, как следствие, - возникновение социальной апатии и депрессивного поведения.
6 Клейменов И.М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, уголовная политика в условиях глобализации. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. - Омск, 2015. С. 4.
7 Голик Ю.В., В.И. Карасев. Коррупция как механизм социальной деградации. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 11
8 Неслучайно, одной из задач обеспечения общественной без-
опасности является «превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера,
защита прав и законных интересов российских граждан за рубе-жом...»//п.26 д). Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Современная ситуация на Украине лишь добавляет остроты осознания близости той пропасти, в которую может ввергнуться человечество. Именно поэтому, российское общество - сообщество граждан разных вероисповеданий культур, проживающих в российском государстве, нуждается в собственной защите, как от криминала, так и от попыток общей дестабилизации ситуации и иных неконституционных действий.
В Концепции сформулировано отдельное направление деятельности по обеспечению общественной безопасности в области противодействия экстремизму, которое предполагает принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов, противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма, четкого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет9 Кроме того, указанное направление предполагает «выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путем осуществления мер по предупреждению такой деятельности, совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц»10.
Общественная безопасность - это актуальная тема, результаты разработки которой, прямо используются при формировании уголовной политики России как стратегии и тактики борьбы с преступностью. Концепция общественной безопасности является одним из основополагающих документов, который наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов федерации формирует общее поле государственной политики борьбы с преступностью.
Своим появлением Концепция общественной безопасности подтверждает тот факт, что на современном этапе без решения институциональных проблем, отражающих общетеоретические вопросы уголовной политики как стратегии и тактики борьбы с преступностью, своеобразной идеологии противодействия криминальным проявлениям, остановить рост криминала не удастся.
Ограниченный, только юридически-криминалистический образ мышления по отношению к проблеме преступности в обществе не может быть эффективным. Соответственно и политические решения, обусловленные только лишь юридически-криминалистическими воззрениями, не учитывающие исторические, социологические, психологические знания не только заранее обречены на неэффективность, но и представляют опасность для самого общества.
Государство и общество должны оценить как воспитательно-профилактический, так и упреждающий ха-
9 п. 28 б). Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
10 Там же.
Лесников Г. Ю.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
рактер уголовной политики, что значительно усиливает ее влияние на состояние преступности и обеспечение правопорядка и в целом общественной безопасности. Уголовная политика, являясь системой мер правового, организационного и иного (внеправового) характера, направлена на разработку комплексных программ предупреждения и борьбы с преступностью, ресоциализации преступников и занимает особое место в системе государственной власти России.
Довольно часто в научных дискуссиях по проблемам противодействия преступности критикуется отсутствие единой уголовной политики и ее отражение в едином документе, однако следует отметить, что решения в рамках стратегии и тактики борьбы с преступностью являются политическими.
Концепция общественной безопасности подтверждает этот тезис через установление приоритетов в обеспечении общественной безопасности и, соответственно, определение пределов использования уголовной репрессии в этом процессе. Именно поэтому концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разрабатывались в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В Концепции прямо отмечается, что обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации, здесь же формулируется определение общественной безопасности, под которой понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера11.
Отдельно в Концепции определены цели обеспечения общественной безопасности:
а) достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
б) повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;
в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе12.
Позитивен также тот факт, что в документе цели противодействия преступности увязаны с другими угрозами в общем контексте обеспечения общественной безопасности, что, безусловно, вносит существенный вклад в развитие современной уголовной политики. Решение вышеназванных проблем, совершенствование системы социального обеспечения, направленное на снижение количества социальных конфликтов, предупреждение административных правонарушений, повышение эффективности государственного контроля над преступностью, по нашему мнению, представляют собой единую научную задачу.
11 См.: п. 4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
12 См.: п. 25. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Список литературы:
1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // Утверждена Президентом Российской Федерации № Пр-2658 от 14 ноября 2013 года.
2. Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. М.: ВНИИ МВД России, 2009;
3. Гирько С.И. Общественная безопасность: вопросы реализации Концепции до 2020 года. Вестник Совета Федерации № 7-8. 2014. С. 81.
4. Клейменов И.М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, уголовная политика в условиях глобализации. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - Омск, 2015. С. 4.
5. Голик Ю.В., В.И. Карасев. Коррупция как механизм социальной деградации. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 11