8. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)
8.1. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Потапов Илья Николаевич. Должность: руководитель аппарата правления. Место работы: АО «Евразийский трубопроводный консорциум». E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся противодействия коррупции в негосударственном секторе экономики; обосновываются актуальность и значимость указанной проблемы. На основе результатов диссертационного исследования, подготовленного автором, предлагаются механизмы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, осуществляемой в данной области. Содержащиеся в статье выводы и решения имеют как практическую, так и теоретическую направленность.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, противодействие коррупции в негосударственном секторе экономики, коммерческий подкуп, бизнес-сообщество.
MECHANISM OF COMBATING CORRUPTION IN THE NONSTATE SECTOR OF THE ECONOMY
Potapov Ilya Nikolaevich. Position: head of the apparatus of the board. Place of employment: JSC "Eurasian Pipeline Consortium". E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with issues related to combating corruption in the non-state sector of the economy; the urgency and significance of this problem are substantiated. Based on the results of the dissertation study prepared by the author, mechanisms are proposed for improving the effectiveness of law enforcement agencies in this area. The conclusions and decisions contained in the article are both practical and theoretical. Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption in the non-state sector of the economy, commercial bribery, business community.
В последнее время проблема противодействия коррупции в Российской Федерации приобрела системный характер и в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 6831, обозначена как одна из основных угроз государственной и общественной безопасности. Рост коррупции негативно сказывается на всех сторонах общественной жизни: дестабилизирует правопорядок, дезорганизует общественные отношения, подрывает доверие к высшим органам государственной власти, вследствие чего ставит под сомнение их легитимность, оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат, девальвирует правосудие, приводит к
1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (См.: Собр. законодательства Рос Федерации. 2016. № 1, ст. 212).
необоснованному расходованию государственных денежных средств и истощению бюджета и т.д.
Одновременно с этим в Российской Федерации на протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция снижения показателей деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений коррупционной направленности. Следует отметить, что если в 2012 г. количество выявленных преступлений коррупционной направленности достигло своего пика, то к концу 2013 г. наметилась тенденция к его снижению: в результате принятых мер в 2012 г. было зарегистрировано 49,5 тыс. преступлений коррупционной направленности, в 2013 г. - 42,5 тыс. (-14,2%)2 преступлений, в 2014 г. эта цифра составила 32,0 тыс. (-24,6%) преступлений, в 2015 г. - 32,0 тыс. (-0,1%), в 2016 г. - 32,9 тыс. (+1,4%)3.
В то же время официальные данные лишь частично характеризуют криминогенную обстановку. Ведомственная статистика представляет собой лишь цифры, которые оценивают прежде всего деятельность правоохранительных органов: сколько выявлено преступлений, сколько лиц привлечено к уголовной ответственности и т.д. Но общую картину состояния коррупции в целом в стране оценить крайне сложно по причине высокой латентности. Выявление и раскрытие коррупционных преступлений продолжает оставаться проблемой для правоохранительных органов Российской Федерации, многие из таких преступлений, в том числе в социально значимых сферах, остаются невыявлен-ными 4.
Отмеченный в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 , высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере признан одним из основных вызовов и угроз экономической безопасности. Современные формы коррупции в экономике свидетельствуют об устойчивой тенденции сращивания бизнеса и государственного управленческого аппарата на основе взаимовыгодных противоправных схем, повышения «интеллектуального уровня» коррупционных механизмов и включения должностными лицами в свои коррупционные схемы бизнесменов. Развитие ситуации связано с такими явлениями, как аффилированность и участие чиновников в управлении коммерческими предприятиями через родственников и доверенных лиц с одновременным предоставлением льгот и преференций за счет имеющегося административного ресурса. В настоящее время фактически можно вести
2Здесь и далее в скобках указаны данные прироста по отношению к аналогичному показателю прошлого года.
3 При подготовке настоящей статьи использовались данные государственной и ведомственной статистической отчетности ФКУ «ГИАЦ МВД России» формы 5-БЭП (050) Сводный отчет по России «Сведения о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности» за 2012 - 2016 г.
4 См., например: Коллантай В.А. Оперативно-розыскная характеристика хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве // Российский следователь. 2013. № 18. С. 27 - 30.
5 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии эко-
номической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (См.: Собр. законодательства Рос Федерации. 2017.
№ 20, ст. 2902).
речь о перемещении коррупции из государственного сектора экономики в негосударственный.
В настоящее время коммерческие организации активно задействованы в выполнении приоритетных для государства и общества национальных программ, сопряженных с выделением значительного объема бюджетных средств. По этой причине коррупция в негосударственном секторе экономики наиболее наглядно проявляется в управленческих процессах, связанных с распределением материальных ресурсов, выделяемых в рамках государственного заказа коммерческим структурам, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительной сфере, оборонной отрасли, спорте и др.6
При этом коррупция в бизнес-сообществе (организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и их объединений), т.е. в негосударственном секторе экономики, представляет не меньшую общественную опасность, чем коррупция в сфере деятельности органов государственной и муниципальной власти и управления. Как свидетельствует ситуация в отечественной экономике, из-за нерешенности проблемных вопросов борьбы с распространением коррупции в негосударственном секторе экономики достижение задач, поставленных в последнее время Президентом РФ по развитию частного бизнеса и преодоления зависимости от импорта, в условиях санкций в отношении нашего государства становится все более проблематичным.7
Государство нацелено на использование честного бизнеса в качестве своего союзника при построении современной и эффективной экономики, благополучного общества, справедливой правовой системы, однако незащищенность бизнеса от коррупции выступает своего рода «тормозом» при движении в данном направлении. В связи с этим в указанной выше Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года одной из задач по обеспечению безопасности экономической деятельности названо «создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств».
Статистические данные о динамике преступлений, совершенных против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ), свидетельствуют о нестабильности тенденций увеличения или снижения. По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2012 г. было выявлено 1170 фактов коммерческих подкупа; в 2013 г. - 1700 (+47,1%); в 2014 г. - около 1600 (-5,8%); в 2015 г. - около 1800 (+15,7%); в 2016 г. - 1165 (-35,3%).
По экспертным оценкам отечественных специалистов, выявление коррупционных преступлений составляет всего 1 -2% от фактического числа совершенных
6 См..: Потапов И.Н. Организационно-правовые факторы, способствующие проявлению коррупции в негосударственном секторе экономики // Социально-политические науки: журнал. М.: Юр-ВАК, 2017. № 1. С. 151-155.
7 См.: Деревянко Е.О. Коррупция в негосударственном секторе экономики // Сборник материалов межведомственного круглого стола «Актуальные проблемы противодействия коррупции», посвященного 70-летию со дня образования Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России». 2016. С. 44-51.
деяний8. Аналогичное положение дел наблюдается в отношении злоупотреблений полномочиями руководителей коммерческих организаций, о которых чаще всего становится известно лишь рядовым сотрудникам, и они из-за боязни потерять работу не сообщают о подобных фактах в правоохранительные органы.
Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать определение коррупции в рассматриваемой сфере. Так, коррупция в негосударственном секторе экономики представляет собой умышленное использование лицом своего служебного положения в коммерческой и некоммерческой организации различных организационно-правовых форм, при этом не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением; государственной корпорацией, государственной компанией, государственным и муниципальным унитарным предприятием, акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, направленное на извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц вопреки законным интересам службы в указанных организациях, равно как и обещание, предложение, посредничество и предоставление лицу, обладающему служебным положением, каких-либо материальных и/или нематериальных благ с тем, чтобы это лицо совершило противоправное деяние с использованием своего служебного положения, в интересах дающего или иных лиц.
В качестве форм коррупции в негосударственном секторе экономики нами выделяются следующие: вовлечение добросовестного бизнеса в коррупционные отношения; использование коррупции недобросовестными коммерческими структурами во взаимоотношениях с представителями государственных и бизнес-структур для своего преуспевания; преступные коррупционные деяния, совершаемые внутри организации.
С целью наиболее эффективного решения проблем выявления и раскрытия преступлений коррупционной направленности, совершаемых в негосударственном секторе экономики, нами предлагаются ряд теоретических и практических положений, которые могут быть положены в основу механизмов противодействия данному явлению, в том числе с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов.
В частности, в содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений коррупционной направленности в негосударственном секторе экономики, на наш взгляд, должны включаться следующие элементы: уголовно-правовые признаки преступлений9; характеристика лиц, совершающих преступления; способ совершения преступления.
Среди способов совершения преступлений коррупционной направленности в негосударственном секторе экономики нами выделяется группа криминальных фикций, которые можно обозначить «преступные соглашения» («фиктивные сделки»). Для такого рода криминальных соглашений, обычно заключаемых в устной форме, свойственно не только наличие сво-
8 См., например: Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность. М.: Норма, 2007. С. 181.
9 Подробнее см.: Деревянко Е.О., Потапов И.Н. Актуальные во-
просы квалификации преступлений коррупционной направленности, совершаемых в негосударственном секторе экономики // Научный портал МВД России. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014.
№ 2 (26). С. 70-76
бодного либо вынужденного волеизъявления сторон, но и совершение каждой из сторон каких-либо действий (либо несовершение нежелательных действий) в интересах другой стороны. Наиболее характерными примерами криминальных фикций класса «фиктивных сделок» в рассматриваемой сфере являются ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп») и 204.1 УК РФ («Посредничество в коммерческом подкупе»).
Определение названных выше криминальных фикций и включение их в характеристику способов совершения преступлений коррупционной направленности в рассматриваемой сфере позволит оперативным сотрудникам устанавливать обстоятельства, вытекающие из природы и особенностей двусторонних и многосторонних сделок (предмет сделки; кто именно, в каких целях, из каких побуждений участвовал и что конкретно делал в процессе подготовки, осуществления сделки и реализации ее результатов). Это позволит им более целенаправленно осуществлять оперативно-розыскные меры по выявлению и раскрытию механизма подготовки, совершения и сокрытия преступлений данного вида.
В системе методов выявления и документирования преступлений, предусмотренных ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»), одним из ключевых является метод криминалистического сравнительного анализа. В качестве объектов сравнительного анализа могут выступать:
1) единичные понятия, т.е. мысленные образы конкретных, единственных в своем роде (единичных) предметов, вещей, процессов, явлений, действий, людей, событий;
2) общие понятия, т.е. мысленные образы каких-либо классов, родов, групп, видов, разновидностей предметов (процессов, явлений и т.д.);
3) сами единичные предметы, те или иные множества предметов и других элементов окружающего мира.
При сравнительном анализе во внимание принимаются признаки объектов, т.е. то, в чем они сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются, а также результаты сравнения, осмысление которых дает
дополнительное, выводное знание об объектах анали-
.,„10 за .
По нашему мнению. оперативным сотрудникам в борьбе с коррупцией в негосударственном секторе экономики следует использовать гласное содействие представителей бизнес-сообщества на основании положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса, в соответствии с которой официально признано, что бизнес-сообщество выражает готовность сотрудничать с правоохранительными органами и оказывать им содействие в выявлении и раскрытии преступлений коррупционной направленности11. Представляется необходимым закрепить в данном документе следующие формы содействия правоохранительным органам:
сообщение в правоохранительные органы любой ставшей известной информации о совершенном или готовящемся правонарушении или преступлении, связанном с фактами коррупции;
10 См.: Потапов И.Н., Бертовский Л.В. Способы совершения преступлений коррупционной направленности в негосударственном секторе экономики и методы их выявления // Проблемы экономики и юридической практики: журнал. М.: Юр-ВАК, 2017. № 2. С. 155 - 162.
11 Более подробно см.: Потапов И.Н., Деревянко Е.О. Участие подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса // Вестник МВД России. М.: ОАД МВД России, 2014. № 6 (135). С. 9-15.
содействие правоохранительным органам в случае проведения проверочных мероприятий или расследования, связанных с возможным совершением коррупционных преступлений, в том числе участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, предоставление необходимых документов и информации.
Также представляют, на наш взгляд, интерес предложения по совершенствованию правового регулирования организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию рассматриваемых преступлений путем внесения изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты. В частности, нами предлагается дополнить ст. 17 Закона «Об Оперативно-розыскной деятельности»12 нормой следующего содержания:
«Обращение лица об оказании гласного содействия в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должно быть зарегистрировано по правилам работы с обращениями граждан, установленными федеральным законом. Отсутствие официальной регистрации такого обращения влечет признание результатов оперативно-розыскных мероприятий с участием данного гражданина недопустимыми доказательствами».
Кроме того, мерой правового характера, способствующей обеспечению законности и эффективности оперативно-розыскной деятельности по противодействию указанным преступлениям, по нашему мнению, будет являться закрепление в ведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы оперативно-розыскной деятельности, требований, предъявляемым к ее результатам с учетом положений ч. 1 ст. 88 и ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Для этого Приложение к приказу МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»13 следует дополнить п. 18.1 следующего содержания:
«Результаты ОРД, предоставленные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны отвечать требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, предъявляемыми к доказательствам в целом, а по своему содержанию - исключать возможность подстрекательских действий со стороны органа, осуществляющего ОРД».
В процессе документирования преступлений коррупционной направленности, совершаемых в негосударственном секторе экономики, необходимо учитывать следующие особенности:
Документирование преступлений указанной категории может осуществляться оперативными сотрудниками путем реализации комплекса оперативно-розыскных мероприятий и иных мер, не прибегая к самостоятельному проведению оперативного эксперимента без поручения следователя в рамках доследст-венной проверки. Оперативный сотрудник путем проведения других оперативно-розыскных мероприятий с применением видео-, звукозаписи, кино- и фотосъем-
12 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»// «Российская газета». 1995. № 160.
13 См.: «Российская газета». 2013. № 282.
ки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, должен обеспечить подтверждение того, что умысел на совершение коррупционного деяния сформировался у лица заранее, т.е. до проведения оперативного эксперимента.
При поступлении заявления о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении коррупционной направленности, подследственность которого отнесена к компетенции Следственного Комитета РФ, оперативным подразделениям необходимо передать его в указанный орган для проведения процессуальной проверки в порядке ст. 144 УПК РФ с готовностью провести оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя с последующим предоставлением результатов оперативно-розыскной деятельности.
Если оперативным сотрудником самостоятельно либо с помощью лиц, оказывающих содействие, выявлены признаки коррупционного преступления, но состав преступления не является оконченным, то учитывая, что согласно ч. 2 ст. 30 УК РФ за подготовку к совершению тяжких и особо тяжких преступлений предусмотрена уголовная ответственность, при наличии материалов, подтверждающих выполнение гражданином подготовительных действий, необходимых для осуществления противоправного деяния, требуется направлять в установленном порядке результаты оперативно-розыскной деятельности в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела до задержания с поличным, что позволит принять процессуальное решение, закрепить доказательства и наступательно проводить неотложные следственные
14
действия .
В целях совершенствования организации взаимодействия следственных органов Следственного комитета РФ, органов внутренних дел Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступлениями коррупционной направленности, в том числе при их выявлении, пресечении, раскрытии, расследовании, предупреждении, разработан авторский проект положения о порядке межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с преступлениями коррупционной направленности. В положении предусматриваются порядок взаимодействия на стадии предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями (МВД России, ФСБ России) в следственный орган (СК России), при поступлении сообщений о преступлениях, на стадии документирования преступной деятельности до возбуждения уголовного дела, в ходе предварительного расследования, по приостановленным уголовным делам. Принятие данного документа позволит повысить эффективность взаимодействия между оперативными подразделениями и следственными органами в борьбе с преступлениями коррупционной направленности.
Осуществлена проверка статьи «Механизмы противодействия коррупции в негосударственном секторе экономики» в системе «Антиплагиат». По состоянию на 27.09.2017 года процент собственного текста работы составил 83 %.
14 См.: Потапов И.Н., Деревянко Е.О. Всегда ли оперативный эксперимент панацея для изобличения коррупционера? // Пробелы в российском законодательстве: журнал. М.: Юр-ВАК, 2017. № 2.С. 178-182.
Список литературы:
1. Потапов И.Н., Деревянко Е.О. Всегда ли оперативный эксперимент панацея для изобличения коррупционера? // Пробелы в российском законодательстве: журнал. М.: Юр-ВАК, 2017. № 2.С. 178-182.
2. Потапов И.Н. Организационно-правовые факторы, способствующие проявлению коррупции в негосударственном секторе экономики // Социально-политические науки: журнал. М.: Юр-ВАК, 2017. № 1. С. 151-155.
3. Потапов И.Н., Бертовский Л.В. Способы совершения преступлений коррупционной направленности в негосударственном секторе экономики и методы их выявления // Проблемы экономики и юридической практики: журнал. М.: Юр-ВАК, 2017. № 2. С. 155 - 162.
Рецензия
на рукопись статьи И.Н. Потапова «Механизмы противодействия коррупции в негосударственном секторе экономики»
В рецензируемой статье автором в сжатом виде приводятся результаты подготовленного диссертационного исследования, направленного на решение вопросов противодействия коррупции в негосударственном секторе экономики в оперативно-розыскном аспекте.
За последние 15-20 лет проблемы борьбы с коррупцией достаточно часто становилась предметом обсуждения в профессиональной среде ученых-юристов, практических работников. Однако подавляющее большинство подобных дискуссий было посвящено проблеме коррупции в контексте борьбы со взяточничеством и другими должностными преступлениями. Вопросам противодействия преступлениям коррупционной направленности, совершаемым лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, как субъектами преступлений, предусмотренных гл. 23 УК РФ, в настоящее время по-прежнему уделяется мало внимания в научной и учебной литературе.
В этой связи вне всякого сомнения приведенные в статье умозаключения автора о сложностях, возникающих в процессе выявлении и раскрытия преступлений коррупционной направленности в негосударственном секторе экономики, и путях их преодоления отличаются новизной и актуальностью.
В настоящее время проведенные ФГКУ «ВНИИ МВД России» экспертные опросы и материалы территориальных подразделений ЭБиПК МВД России, полученные в ответ на запросы в связи с подготовкой научных исследований, свидетельствуют о единстве в понимании рассмотренных в статье вопросов практическими работниками. На сегодняшний день для подавляющего большинства сотрудников ЭБиПК очевидны важность эффективного взаимодействия со следственными органами, системный подход к привлечению субъектов коррупционных преступлений к уголовной ответственности, необходимость эффективного документирования подобных преступлений с последующим признанием результатов оперативно-розыскной деятельности допустимыми доказательствами. Автором представленной на рецензирование работы предлагаются конкретные способы решения обозначенных проблем , носящие как теоретический , так и прикладной характер.
В целом работа подготовлена на высоком профессиональном уровне. Наименование статьи соответствует ее содержанию; тема раскрыта.
Вывод: статья И.Н. Потапова «Механизмы противодействия коррупции в негосударственном секторе экономики» отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и может быть рекомендована для опубликования.
Научный руководитель:
ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», кандидат юридических наук, доцент Е.О. Деревянко