УДК37
ЕРЁМЕНКО Галина Викторовна
Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» г.Тында, Россия [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В статье рассмотрена деятельность вузов, которая осуществляется в условиях возрастающей конкуренции, когда вузы вынуждены вести конкурентную борьбу за своих потребителей, в лице которых выступают студенты. Поэтому при организации университетской подготовки необходимо создание условий, которые дали бы соответствующую профессиональную подготовку и практический опыт в соответствии с запросами страны и конкретного региона в приемлемый промежуток времени. По многочисленным исследованиям, проведенным в республике, можно отметить, что в настоящее время около 5% штатной численности учителей вакантны, а это более тысячи рабочих мест - учителей математики и физики, иностранных языков, истории, основ государства и права и т.д. Велика текучесть среди преподавательского состава, прежде всего среди лиц молодого и среднего возраста. Среди главных причин этого процесса - неоправданно низкая заработная плата и неудовлетворительные жилищно-бытовые условия. В рамках нашего исследования был проведен социологический опрос и анкетирование работодателей и работников образования, который показал, что выпуск специалистов ТИ (ф) СВФУ в г. Нерюнгри по некоторым педагогическим специальностям перенасытил рынок и в то же время сформировал недостаток специалистов по другим направлениям.
Ключевые слова: деятельность вузов, профессиональная подготовка, трудоустройство выпускников, педагогическая специальность, рынок труда.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-161-165 Galina V. EREMENKO
Baikal-Amur Institute of Railway Transport - Branch of Far East State Transport University Tynda, Russia [email protected]
EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES IN THE LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AND THEIR RELATIONSHIP WITH THE PUBLIC EMPLOYMENT SERVICE
The article describes the activities of higher education institutions in increasingly competitive conditions. Under these circumstances, universities have to compete for their customers, in the face of which the students perform. Therefore, the organization of university training is necessary to create conditions that would give appropriate training and practical experience according to the demands of the country and a specific region within a reasonable period of time. According to numerous studies carried out in the Russian Federation it may be noted that currently about 5% of regular number of teachers are vacant, and this is more than a thousand jobs - teachers of mathematics and physics, foreign languages, history, the foundations of the state and law, etc. We can notice the great turnover among teaching staff, especially among young and middle-aged people. Among the main causes of this process -is unreasonably low wages and poor living conditions. A public opinion poll and survey of employers and teachers were held within the framework of our research, which showed that graduates of the NorthEastern University, the office in Neryungri (Republic of Sakha (Yakutia)) on certain pedagogical specialties, have perenasytil market and at the same time formed a lack of specialists in other areas.
Keywords: activities of universities, vocational training, job placement, teaching profession, labor market
В рамках вступления России в Болонский процесс актуализируется необходимость изменения образовательной стратегии развития профессионального образования, как системы организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида [1].
В настоящее время деятельность вузов осуществляется в условиях возрастающей конкуренции, когда вузы вынуждены вести конкурентную борьбу за своих потребителей, в лице которых выступают студенты. В отношении деятельности по подготовке специалистов вузы в большей степени имеют дело с рынком покупателей (работодателей), характеризуемым превышением предложения над спросом, чем с рынком продавцов. В рамках нашего исследования необходимо отметить, что образовательная система каждой страны адаптируется под специфические нужды и квалификационные требования, предъявляемые системой трудоустройства региона. Поэтому при организации университетской подготовки необходимо создание условий, которые дали бы соответствующую профессиональную подготовку и практический опыт в соответствии с запросами страны и конкретного региона в приемлемый промежуток времени.
Определение данных потребностей и реальных способов их удовлетворения путем организации оптимальной системы высшего образования в условиях Северо-Восточного региона России позволяет обоснованно определить структуру кадров, необходимых для развития региона, содержание профессиональной подготовки, типы и виды профессиональных образовательных учреждений, сроки и форму подготовки.
Региональное образовательное пространство Республики предполагает взаимосвязь различных уровней образования, их преемственность, представляет совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в профессиональных образовательных процессах, является исходным материалом как для прогнозирования типов профессиональных учебных заведений, так и содержания подготовки специалистов в них.
Необходимо отметить, что молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, и для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
Таким образом, стоит отметить, что профессиональное образование, являющееся важной составной частью всей системы образования, в свою очередь, также представляет собой сложную, многоуровневую социально-экономическую систему. Важнейшим и первичным звеном этой системы являются образовательные учреждения, готовящие этих специалистов.
По многочисленным исследованиям, проведенным в республике, можно отметить, что в настоящее время около 5% штатной численности учителей вакантны, а это более тысячи рабочих мест - учителей математики и физики, иностранных языков, истории, основ государства и права и т.д. Велика текучесть среди преподавательского состава, прежде всего среди лиц молодого и среднего возраста. Многие уходят в негосударственные организации. Среди главных причин этого процесса - неоправданно низкая заработная плата и неудовлетворительные жи-лищно-бытовые условия.
Средняя заработная плата в сфере образования республики составляет половину среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников предприятий и организаций по всем отраслям экономики и только одну треть от средней заработной платы в промышленности. Из-за такого уровня оплаты труда в образовании далеко не все выпускники педагогических вузов приходят в школы.
В целях создания устойчивого потенциала педагогических кадров для различных типов учебно-воспитательных учреждений республики были открыты: Педагогический институт (1996 г.), Институт зарубежной филологии и регионоведения, Институт математики и информатики (1999 г.), Институт физической культуры и спорта (1999 г.), Физико-технический институт (2000 г.), Институт психологии (2010 г.), Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ (2010 г.), Институт естественных наук СВФУ (2013 г.). В 2010 г. в связи со структурной модернизацией региональной системы высшего образования и в целях развития системы высшего образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов был официально учрежден в апреле на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова Северо-Восточный федеральный университет в г. Якутске, при котором в настоящее время продолжают функционировать представленные выше институты и факультеты, готовящие педагогические специальности и направления.
Также в состав данного университета входит Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри (был создан в 1992 г., далее переименован), при котором открыты кафедры: «Педагогика и методика начального образования», «Математика и информатика», «Русская филология», «Иностранные языки», где также на протяжении долгого времени осуществляется подготовка специалистов с педагогической направленностью.
В связи с переходом на уровневую подготовку кадров возникла необходимость пересмотра Перечня направлений и профилей. В варианте, по которому созданы государственные образовательные стандарты, предложено основание для выделения направлений: каждое из направлений представляет отдельную сферу образовательной деятельности.
Многоуровневая система предполагает обучение в магистратуре, но, несмотря на предоставленную возможность продолжить обучение в магистратуре, очевидно, что свыше 90% бакалавров после окончания обучения окажутся на рынке труда. Поэтому при проектировании региональной модели будущих бакалавров важно выявить приоритеты профильной подготовки в регионе; определить, какими специальными компетенциями, соответствующими запросам работодателей региона, должен обладать выпускник. Одновременно выбор направления должен быть согласован с возможностями вуза, его материально-технической базой, квалификацией профессорско-преподавательского состава, мотивацией студентов.
Итак, многоуровневая система образования в республике отвечает, во-первых, интересам обучающихся, завершая определенный уровень подготовки и приобретая профессиональную квалификацию, гарантированно получает социально-материальную и профессиональную защищенность; во-вторых, требованиям кадровой политики как государства, так и республики, района в частности.
Необходимо отметить, что ускоренные темпы развития высшего и среднего образования в республике не соответствуют темпам преобразований в экономике. Следствием такого диспропорционального развития рынка образовательных услуг и рынка труда является рост обращаемости выпускников системы профессионального образования в органы службы занятости.
В целях кадрового обеспечения ведущих и перспективных отраслей экономики в 2003 г. Указом Президента Республики Саха (Якутия) принята Концепция государственной кадровой политики, которая определяет приоритетные направления реализации государственной кадровой политики.
В 2003 г. были приняты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О распределении выпускников вузов», «О порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием Республики Саха (Якутия) за счет средств республиканского бюджета и их трудоустройства».
В Республике Саха (Якутия) в целом и в Нерюнгринском районе в частности вопросам трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования придано государственное значение. Решение данных вопросов осуществляется на основе республиканского закона «О целевой контрактной подготовке специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием».
На 2013-2020 гг. принята Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда [2]
В нормативно-правовую систему республики, регламентирующую порядок целевой подготовки специалистов, входят: Закон Республики Саха (Якутия) от 11.12.2011г. № 1011-З N 917-1У «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.05.2012г. № 220 «О порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием Республики Саха (Якутия) и их трудоустройства».
В соответствии с постановлением место трудоустройства выпускника, прошедшего целевую подготовку, определяет Заказчик - отраслевое министерство или ведомство согласно заявкам, поданным учреждениями, муниципальными образованиями и другими организациями и предприятиями.
В 2013 г. Министерство образования РФ включило показатели трудоустройства в число критериев эффективности вуза. Необходимо отметить, что данный критерий значительно повышает ответственность вуза за дальнейшую профессиональную судьбу выпускников.
В настоящее время из федерального бюджета финансируются мероприятия по трудоустройству выпускников, в том числе ярмарки вакансий и организация различных стажировок и т.п. Необходимо отметить, что в программах по трудоустройству молодежи существуют возрастные ограничения до 20 лет. В значительной части выпускников учреждений начального и среднего профобразования возраст выпускников превышает установленные ограничения. Ведь в образовательные учреждения очень многие поступают после прохождения воинской службы или берут отсрочку в связи с рождением ребенка, а также по другим причинам.
В этой связи в целях содействия каждому выпускнику в решении вопроса трудоустройства в частности и наиболее рационального распределения по рабочим местам всех выпускников в целом Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) был разработан порядок формирования Плана распределения выпускников. Соответствующее Положение было утверждено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 215 «О порядке трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в Республике Саха (Якутия)».
Положение также регламентирует межведомственное взаимодействие по проведению мониторинга потребности предприятий и хозяйствующих субъектов в кадрах, а также данных о прибытии специалистов на рабочие места и их закрепление в течение первых лет работы.
В Республике Саха (Якутия), в г. Якутске, при СВФУ был организован Центр карьеры, целью которого является содействие трудоустройству выпускников в соответствии с полученной специальностью или направлением подготовки.
Основные задачи: «оказание информационно-консультационной поддержки студентам и выпускникам по вопросам развития их карьеры, успешного трудоустройства; организация вре-
менной занятости обучающихся с целью поддержки в профессиональной и социальной адаптации; содействие трудоустройству выпускников в соответствии с полученной специальностью; взаимодействие с работодателями по вопросам трудоустройства студентов и выпускников университета; мониторинг и анализ рынка труда, трудоустройства выпускников» [3].
В 2011 г. при Техническом институте (филиале) СВФУ в г. Нерюнгри был также открыт Центр карьеры, который в дальнейшем был переименован в Отдел организации приема абитуриентов. Центр карьеры занимался до переименования профориенатационной работой, сопровождением студентов в процессе обучения и оказанием помощи в трудоустройстве выпускников. В настоящее время данные функции переданы на кафедры.
Кроме того, в рамках нашего исследования, нами был проведен социологический опрос и анкетирование работодателей и работников образования, который показал, что выпуск специалистов ТИ (ф) СВФУ по некоторым педагогическим специальностям, а именно по специальностям и направлениям подготовки «Русский язык и литература», «Английский язык и литература», «Педагогика и психология», уже перенасытил рынок труда Нерюнгринского района в сфере образования. Если рассматривать вакантные места по этим же направлениям и специальностям по улусам РС (Я), то можно отметить, что практически в каждом улусе республики наблюдается нехватка психологов, учителей начальных классов, педагогов-предметников, социальных педагогов и логопедов. Но выпускники при распределении не рассматривают варианты переезда в улусы. В большинстве из-за причин нестабильности, низкого заработка, жилищных условий и т.д.
Необходимо отметить, что педагогические работники в современном обществе представляют важную профессиональную группу, оказывающую значительное влияние на культуру общества, социально-политические и экономические процессы. Однако узкопрофильная подготовка кадров, преобладающая в российской высшей школе, препятствует самореализации и адаптации ее выпускников к условиям жизни в современном сообществе. Следовательно, необходимо рассматривать варианты подготовки кадров в зависимости от существующего рынка труда с прогнозом на пять-десять лет.
В связи с этим появляется необходимость в открытии новых специальностей и направлений подготовки специалистов под потребности рынка труда и разработке плана мероприятий по эффективному трудоустройству выпускников ТИ (ф) СВФУ педагогических специальностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, Левен /Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 года [Текст] // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 156-161.
2. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы.
3. Официальный сайт СВФУ. Раздел Центр Карьеры [Электронный ресурс] http://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/usr/carrier_center/o-tsentre/goals
REFERENCES
The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade. Communiqué of the Conference of European Ministers responsible for Higher Education, Leuven. Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009. Higher education in Russia. 2009. № 7. Pp. 156-161.
State program of the Russian Federation "Promotion of employment" for 2013-2020.
Ofitsialny NEFU site. Section Career Center. Available at: http://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/usr/carrier_center/o-tsentre/goals
Информация об авторе
Information about the author
Ерёменко Галина Викторовна, старший преподаватель, кафедра «Экономика», Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г.Тында, Россия [email protected]
Galina V. Eremenko, Senior Lecturer, BaikalAmur Institute of Railway Transport - Branch of Far East State Transport University, Tynda, Russia [email protected]
Получена: 12.12.2016
Received: 12.12.2016
Для цитирования статьи: Ерёменко Г. В., Образовательные учреждения высшего образования педагогических специальностей на рынке труда Республики Саха (Якутия) и их взаимосвязь со службой занятости населения. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 161-165. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-161-165.
For article citation: Eremenko G. V., [Educational institutions of higher education of pedagogical specialities in the labor market of the Republic of Sakha (Yakutia) and their relationship with the public employment service] . Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 161-165. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-161-165. (in Russian)