Научная статья на тему 'Интеграция инженерного образования с наукой и производством при подготовке студентов-электриков к профессиональной деятельности'

Интеграция инженерного образования с наукой и производством при подготовке студентов-электриков к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ЭНЕРГЕТИКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киушкина В. Р.

Подготовка современного специалиста на основе интеграции образования, науки и производства это эффективный процесс, который обеспечит современный уровень и конкурентоспособность выпускников. Сегодня промышленные предприятия испытывают серьезный дефицит в молодых специалистах, подготовленных к работе на новом технологическом оборудовании, требующем сформированности у выпускников практико-ориентиро-ванных компетенций. Кафедра ЭПиАПП ТИ (ф) СВФУ в своей образовательной деятельности использует различные направления формирования компетентного специалиста при широком сотрудничестве с работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция инженерного образования с наукой и производством при подготовке студентов-электриков к профессиональной деятельности»

УДК 378:610.9 В.Р. Киушкина

ИНТЕГРАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ЭЛЕКТРИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовка современного специалиста на основе интеграции образования, науки и производства — это эффективный процесс, который обеспечит современный уровень и конкурентоспособность выпускников. Сегодня промышленные предприятия испытывают серьезный дефицит в молодых специалистах, подготовленных к работе на новом технологическом оборудовании, требующем сформированности у выпускников практико-ориентиро-ванных компетенций. Кафедра ЭПиАПП ТИ (ф) СВФУ в своей образовательной деятельности использует различные направления формирования компетентного специалиста при широком сотрудничестве с работодателями.

Ключевые слова: инженерное образование, интеграция, производственная практика, энергетика, учебная деятельность.

Кант писал: «Наука - это не только знания, но и сознание как этим знанием пользоваться».

~Г Наиболее перспективными в плане повышения эффектив-И ности инженерно-технического образования становятся механизмы интеграции инженерного образования с фундаментальной наукой и производством, в котором на первое место поставлены наука, техника, технология.

По существу сегодня это должен быть новый уровень интеграции важнейших элементов системы подготовки специалистов, которая обеспечит современный уровень и конкурентоспособность выпускников. Подготовка современного специалиста на основе интеграции образования, науки и производства - это эффективный процесс профессионального становления личности обучаемого, обусловленный высоким уровнем профессионализма научнопедагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью, и направленный на формирование готовности к обучению через всю жизнь, на формирование профессиональных ком-

петенций, способности к самоорганизации, мобильности и конкурентоспособности на рынке труда [1].

Статистические данные [2] последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный дефицит в молодых специалистах, подготовленных к работе на новом технологическом оборудовании, требующем сформированности у выпускников практико-ориентированных компетенций. Исследование проблемы качества подготовки студентов показало, что готовность молодых специалистов к решению практических задач в реальных производственных условиях не отвечает уровню современных требований со стороны работодателя, т.е. выпускники не владеют в полном объеме технологиями современного производства.

Многочисленные научные исследования показали, что интеграция высшей профессиональной школы, науки и производства всегда являлась движущей силой повышения качественного уровня подготовки специалистов и формирования образовательного пространства университетского комплекса. На практике формирование единого образовательного пространства университетского комплекса осуществляется на основе объединения информационных пространств структурных подразделений образования, науки и производства; переноса и продуктивного использования единых целей и идей, принципов, знаний, методов и технологий из одних областей в другие; формирования новых форм коллективной деятельности [2].

Подготовка будущих специалистов, способных не только применять научные и практические достижения в своей профессиональной деятельности, но и участвовать в их разработке - процесс длительный и требующий своего начала со школьного и вузовского обучения.

Именно преподаватель задает мотивацию исследовательской деятельности студента и формирует его индивидуальный запрос и интерес в определенной области своей будущей деятельности на выполнение исследовательского проекта. Далее при выходе на производственную практику студент получает индивидуальное задание с научной направленностью (примером на кафедре ЭПиАПП ТИ (ф) СВФУ могут служить опыт преподавания таких дисциплин как «Надежность систем теплоснабжения», «Надежность электро-

снабжения», «Электромагнитная совместимость», «Моделирование ЭП», и др.). При выполнении задания работа студента переходит в исследовательский дипломный проект. Темы проектов привязываются к объектам промышленной энергетики, студенты знакомятся с объектами при прохождении производственной практики, совместно со специалистами выявляют необходимые пути модернизации и анализируют возможности внедрения новых технологий и применения научных и практических достижений. Результатом положительной стороны данного подхода является большой объем дипломных проектов, рекомендованных членами ГАК к внедрению.

Систему высшего практико-ориентированного образования зачастую связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии. Объединены ли в данном случае три компоненты исследуемой интеграции?

На кафедре ЭПиАПП ТИ (ф) СВФУ организованы тематические стенды «Научные достижения в энергетике», ежегодно первокурсники участвуют в мероприятии кафедры «Экскурс в историю энергетики и современное ее состояние», участвуют в дисциплинарных семинарах «Современные технологии ресурсо- и энергосбережения в энергетике». Более активные в учебном процессе преподаватели, постоянно совершенствующие и расширяющие свои знания в области новых достижений в промышленной энергетике, используют все эти моменты на своих лекционных занятиях. Система дисциплин и курсов по выбору обеспечивает знакомство с современными научными достижениями. Блок дисциплин специализации студентов базируется на научно-теоретических основах и достижениях практики, преимущественное чтение лекций на старших курсах - это ведущие специалисты с предприятий, участвующих в реальном современном производственном процессе, постоянно повышающие свою профессиональную компетенцию, владеющие достижениями практики и вопросами возможного внедрения научных достижений в производственный процесс. Это так же является предпосылкой для содержания индивидуального задания на практику, особенно производственно-преддипломную. Результатом могут в данном случае служить тематики дипломных проектов, нацеленные широкое участие студентов в научно-

исследовательской работе, направленной на совершенствование практической деятельности энергетических служб в области оптимизации, реконструкции, модернизации и технического перевооружения объектов промышленности, а так же отзывы работодателей о выпускниках кафедры.

Динамично развивающаяся практика обусловила введение специальных курсов по актуальным производственным проблемам («Информационные технологии в энергетике», «Основы программирования в электротехнике», «Автоматизация управления энергетическими системами» и т.д.). Производственная практика позволит обобщить полученные знания в условиях производства и ознакомиться с лучшими новейшими методами и современными технологиями практической деятельности производственных служб. Вместе с тем она позволит усилить практические аспекты дипломных проектов в процессе подготовки их к защите.

Важной задачей в организации преддипломной производственной практики является подбор баз практики, которые стали бы полигоном для образования и производства, практической школой внедрения современных научно-исследова-тельских достижений в производственную деятельность и, конечно, были бы заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров.

Дальнейшая стратегия подготовки специалистов совместно с производством требует более полного взаимодействия образования и производства, их взаимной ответственности за качество специалистов. Важно, чтобы производство выступало не только как сфера потребления специалистов, но и как учебно-практическая база в подготовке выпускников университета и школой современного производственного опыта.

Одним из возможных вариантов такого механизма является интегрированная система обучения. Данная система предполагает органичное соединение теоретического обучения студента в вузе с производственной подготовкой по избранной специальности на предприятии или организации. При обязательном выполнении образовательных стандартов, начиная с 4-го или 5-го курсов студенты очной формы частично переходят (по собственному желанию) на обучение в вечернее время с одновременным оформлением в штат предприятий на полный рабочий день (трудоустраиваются на предприятия положительно зарекомендовавшие себя студенты во время прохождения практик со 2-го курса [3]). Подобный подход суще-252

ственно отличается от традиционной практики возможностью адаптации к условиям реальных производственных отношений до завершения обучения в вузе. При этом преимущества каждой стороны очевидны.

Для кафедры - это обеспечение интеграции образования, науки и производства, организация практик и производственной подготовки студентов, гарантированное трудоустройство выпускников с перспективой карьерного роста и приемлемым уровнем заработной платы, наличие современной лабораторной и экспериментальной базы (хотя бы на базе предприятия), реализация непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе и преподавательских, возможность отслеживать выпускников после окончания института с целью корректировки содержания учебного процесса.

Кто и как подготовит конкурентоспособного специалиста?

Необходимо вести мониторинг научных достижений с тем, чтобы оценить эффективность их использования для нужд отечественного образования и промышленности. Для этого нужны соответственно подготовленные кадры, как результат интеграции образования, науки и производства. Необходима постоянная корреляция между основными видами и функциями деятельности, необходимыми специалисту на предприятии, и знаниями и умениями, формируемыми в вузе, поскольку деятельность является определяющим вектором при проектировании содержания подготовки.

Интеграция образования науки и практики означает появление принципиально новой основы формирования профессиональной деятельности будущего специалиста, что требует разработки адекватных моделей, в теоретической форме задающих систему переходов от учебно-творческой деятельности к профессиональной [4].

Проектирование содержания инженерного образования основано на подготовке специалиста, адекватно отвечающего профессиональным требованиям, которые сориентированы на такие характерные черты деятельности специалиста, как многоаспектность, многоплановость, сочетание различных функций и видов деятельности, т.е. подготовку социально и личностно востребованных высококвалифицированных специалистов, которые в быстро изменяющихся социально-экономи-ческих условиях могут принимать своевременные эффективные решения.

Процессы интеграции образования, науки и производства можно рассматривать на различных уровнях. Основными факторами, препятствующими процессу интеграции образования, научной деятельности и производства на макроуровне, являются ведомственная разобщенность интегрируемых сфер и отсутствие координации действий всех структур в этом направлении [1].

1. Мухаметзянова Г.В. Системная целостность образования, науки и производства - инновационный путь развития экономики. // Казанский педагогический журнал. - Казань:ИПППО, №10(64), 2008.

2. Тихановская С.М. Производственная подготовка будущих педагогов профессионального обучения в условиях университетского комплекса «наука-обрзование-производство». // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М: МГИУ, 2009. - 23 с.

3. Киушкина В.Р., Бугаева М.В. Трудоустройство выпускников энергетических специальностей. // Материалы научно-методической конференции «Проблемы качества подготовки специалистов в системе Высшего профессионального образования». - Нерюнгри: Изд-во ТИ(ф)ЯГУ, 2009. - С. 195-198.

4. Исхакова Д.Д. и др. Модель деятельности и подготовка специалиста технологического профиля. // Казанский педагогический журнал. - Казань:ИПППО, №10(64), 2008. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------

Киушкина В.Р. - кандидат технических наук, доцент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО Северо-Восточного федерального университета, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, [email protected]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.