ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
DOI: 10.14515/monitoring.2014.1.09 УДК 378.4(571.56-25):338(571.56)
Р.А. Кузьмина, Л.Ю. Писарева КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
ПИСАРЕВА Лариса Юрьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики труда и социальных отношений Финансово-экономического института СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Е-тэН: [email protected].
КУЗЬМИНА Раиса Ариановна — кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики труда и социальных отношений Финансово-экономического института СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Е-тэН: [email protected].
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF FEDERAL UNIVERSITIES
PISAREVA Larisa Yur'evna - Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Chair of Labor Economics and Social Relations, Ammosov NorthEastern Federal University. Е-mail: [email protected].
KUZMINA Raisa Arianovna, Professor, Chair of Labor Economics and Social Relations, Ammosov North-Eastern Federal University.. Е-mail: [email protected].
Аннотация. В статье дается оценка влияния Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова на региональное социально-экономическое развитие как индикатора эффективности деятельности федерального вуза. Оценка проводилась на основе фокус-групповых исследований с участием внутренних экспертов (преподаватели, аспиранты и студенты СВФУ), а также экспертов, представляющих такие сферы, как транспорт, инновации, здравоохранение, культура, с соблюдением требований к их отбору и количеству. Для подтверждения выводов использованы результаты других социологических исследований.
Обсуждение в ходе фокус-групповых дискуссий с экспертами вопросов достижения индикаторов для группы федеральных университетов с целью установления их роли в экономическом развитии региона как задачи социальной ответственности вуза приводит к выводу о необходимости пересмотра подходов к оценке третьей роли новых институтов образования. Уделив особое внимание определению степени влияния инновационной составляющей
Abstract. The article provides an assessment of the influence of Ammosov North-Eastern Federal University on the regional socio-economic development as an indicator of effectiveness of Federal University.
The study was based on the focus groups involving internal experts (instructors, post-graduate students, NEFU students) and experts representing transport, innovations, health, and culture. Results of other studies were also used to prove the findings.
Discussions with experts during focus groups on how to achieve the indicators related to social responsibility revealed the need to review approaches toward the "third" role of the new educational institutions.
Paying particular attention to the level of influence of the innovative activities of the university on the socio-economic development of the region, the authors obtained the experts^ opinion on how the influence depends on the development of regional economy. In low-innovation environment the effect may not be seen in the short-term period being an imperative imposed by the Russian Ministry of
деятельности вуза на социально-экономическое развитие региона, авторы получили экспертное мнение о зависимости эффекта от условий развития экономики региона. В условиях малоинновационной среды это влияние не проявляется в краткосрочный период, установленный требованиями Минобрнауки РФ. На начальном этапе первостепенную значимость для достижения изменений в общественном развитии имеет научно-образовательная деятельность федеральных университетов. Для сокращения дефицита
высококвалифицированного рабочего персонала на региональном рынке труда и реализации своей новой миссии образовательные программы федеральных университетов должны быть ориентированы на подготовку специалистов для системы среднего профессионального образования, испытывающего дефицит педагогических кадров по специальным предметам.
Ключевые слова: федеральный университет, индикаторы, бизнес-структура, социальная ответственность, социализирующая роль, человеческий капитал.
Федеральные университеты, созданные в целях консолидации финансовых и человеческих ресурсов на территории 7 округов РФ для формирования автономных учреждений, способных решить задачу перехода российской экономики в инновационное русло, подводят первые итоги деятельности. Используя разные инструменты для сбора информации о проделанной работе, каждый вуз стремится получить материал, позволяющий оценить собственную роль в развитии региона влияния.
Северо-Восточный федеральный университет им/ М.К. Аммосова является одним из 9 федеральных вузов страны, которые ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. СВФУ был официально учрежден в апреле 2010 г. на базе Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, вуза с 75-летней историей.
Сегодня это многоотраслевой вуз, располагающий широкими возможностями для проведения учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы, в котором обучаются около 19 тыс. студентов. В состав университета входят 6 научно-исследовательских институтов, 11 институтов, 8 факультетов, 3 филиала — Политехнический институт в Мирном, Технический институт в г. Нерюнгри и Чукотский филиал, который был открыт в конце 2010 г. в Анадыре. Университет располагает развитой инфраструктурой научно-образовательного комплекса, современным оборудованием для развития фундаментальных и прикладных исследований.
СВФУ инициировало совместный проект с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ с целью выявления роли университета в социально-экономическом развитии Северо-Восточного региона РФ. Взяв на себя обязательство по эффективному использованию средств, выделенных федеральным университетам, вузы столкнулись с необходимостью работать в условиях невероятного напряжения сил и
97 _
Education and Science. What is significant in making social changes at the initial stage is the activity of the federal universities. To reduce the need for highly qualified personnel in regional labor market and to fulfill new mission, the educational programs of the federal universities should be oriented towards training specialists for the system of secondary vocational education that suffers shortages of pedagogical staff for special subjects teaching.
Keywords: Federal University, indicators, business-structure, social responsibility, socializing role, human capital.
возможностей для достижения тех показателей, которые могут обеспечить выход на уровень, соответствующий полученному статусу. В этой ситуации обостряются вопросы принятия правильных управленческих решений, построения оптимальной организационной структуры вуза, верного определения последовательности приоритетных задач.
Проведенный в мае-октябре 2012 г. первый этап исследования на тему «Оценка роли и потенциала СВФУ в региональном развитии», основу методики которого составили глубинные и фокус-групповые интервью с экспертами, позволили получить данные, характеризующие деятельность СВФУ за 2 года с момента создания. Групповые сфокусированные интервью были ориентированы на участие в них различных целевых аудиторий, внутренних и внешних, включая студенчество, руководство лабораторий и центров, директоров факультетов и институтов, профессорско-преподавательский состав, деятелей культуры, здравоохранения, охраны природы, руководителей вузов Северо-Восточного и Дальневосточного регионов, представителей транспортной отрасли. Основная задача заключалась в том, чтобы выяснить, какой уровень взаимодействия сложился между университетом и другими общественными институтами в рамках стратегической цели о признании его на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона.
Предлагаемый ниже анализ касается данных, полученных по итогам серии фокус-групп первого этапа реализации проекта, а также материалов других исследований, проведенных социологической лабораторией Финансово-экономического института СВФУ1.
Федеральный университет как новый тип бизнес-структуры
Создание федеральных университетов в России вызвало большой интерес академической и вузовской общественности к их новой социальной роли: развития окружающей городской среды, интеллектуального пространства локального сообщества, а также масштабного влияния на региональном уровне [1, 4, 7]. В США и Западной Европе высшие учебные заведения давно вписались в социум и успешно его развивают. В Скандинавских странах третья роль университетов закреплена законодательно и по подобию бизнес-структур разработаны и утверждены социальная ответственность и этика вузов. Сторонники третьей роли вузов в обществе называют такой подход акционерным и настаивают на расширении понятия «миссия» университета [ 3].
1 Социологическая лаборатория была открыта при кафедре философии Якутского государственного университета в 1986 г. как результат сотрудничества с НИИ КСИ (г. Ленинград) и ЯГУ в рамках исследования, направленного на изучение межнациональных отношений в молодежной среде якутского студенчества. Лаборатория выполняет задачи организации прикладных социальных исследований в интересах внутренних и внешних заказчиков. В период становления федерального университета потребность в первичных социологических данных у руководства университета значительно возросла. В 2010-2012 гг. в исследованиях приняли участие все целевые аудитории, участвующие в деятельности университета. Особенное внимание уделялось опросам студентов, молодых ученых, аспирантов. Лаборатория активно сотрудничает с ВЦИОМ в рамках всероссийских проектов, организуя сбор и обработку первичных данных по различным тематическим блокам, включающим РС(Я) в общероссийскую выборку. Самостоятельные исследования лаборатории выполнялись по заказам региональных структур, в том числе Правительство РС(Я), Институт управления при Президенте РС (Я), УФ ОМС по РС(Я), Информационный центр при Президенте РС(Я), Национальную вещательную компанию «САХА», Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я), Управления федеральной антимонопольной службы по РС(Я), Федеральной службы безопасности по РС(Я).
98 _
Российская практика взаимодействия вузов с внешними аудиториями исторически ограничивалась горизонтальными межвузовскими связями, производственной практикой студентов и договорами на распределение выпускников. Вузы несли ответственность преимущественно за качество профессиональной подготовки выпускников на стадии выхода, не стараясь отслеживать последствия его профессиональной деятельности, обеспечивая тем самым количественную потребность отечественного рынка труда в профессиональных кадрах. Деятельность отечественных вузов распространялась ранее на формирование кадрового предложения, кадрового резерва для организаций народного хозяйства. Нести ответственность за формирование спроса на выпускаемых специалистов вузы не были готовы. Так же вузы относились к оттоку человеческого капитала — молодых специалистов, получивших высококлассное образование в России, за рубеж. Экспорт человеческих ресурсов, обеспечивающих производство добавленной стоимости в экономике других стран, не контролировался образовательными учреждениями, миссия которых замыкалась на подготовке кадров и увеличения потенциала вузовской науки. Вузы были институтами, передающими, отдающими знания.
Сегодня миссия и стратегическая цель вуза формулируются по аналогии с бизнес-структурами. Вуз должен научиться сопоставлять понесенные затраты на выпуск специалиста и просчитать объемы вырученных средств, которые вчерашний выпускник может привнести в развитие вуза, использовать накопленные знания для их эффективной коммерциализации. В конце концов, как любая другая корпоративная структура, вуз призван нести ответственность за вклад в социально-экономическое развитие окружающей территории.
Не свойственная ранее вузам ориентация на финансовую самостоятельность в современных условиях поставила федеральные университеты перед решением сложной задачи — построения новой системы социально-трудовых отношений, ориентированных на производство знаний в различной «упаковке», включающей конкурентоспособных специалистов, консалтинговые услуги, наукоемкие технологии, внедренческие проекты и социальные проекты.
Такая постановка задачи обостряет необходимость развития взаимодействия вуза с общественностью, обеспечивающей оптимизацию его социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами среды [6]. Таким образом, федеральные университеты, помимо устойчивых межвузовских связей, должны установить диалог с бизнесом и общественным сектором на закрепленной за ним территории.
Взаимовлияние вуза и региона как необходимое условие достижения показателей эффективности
Изменения, связанные с хозяйственно-правовой формой деятельности вуза, затрагивающие статус образовательного учреждения, вызвали серьезные инновационные процессы во внутривузовской среде. Следуя «Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов» [5], руководство СВФУ задействовало различные механизмы по достижению показателей, ориентированных на обеспечение выхода университета на конкурентоспособный на международном рынке уровень образовательного процесса и обеспечение результативного вклада исследовательских и технологических работ в социально-экономическое развитие территорий и регионов федерального округа.
Средства государственной поддержки, направленные на утвержденные в Программе развития мероприятия и меры по развитию отдельных структурных подразделений 99 _
университета, позволили за 2 года существования СВФУ обеспечить значительные количественные изменения. Это касается прежде всего модернизации научно-исследовательской базы специальностей естественно-научного и технического профиля, создания малых инновационных предприятий, стажировок в зарубежных и российских научных центрах, привлечения ведущих российских и зарубежных ученых для работы в СВФУ, формирования нового имиджа университета, укрепления структур, занятых воспитательной и внеучебной работой со студентами,
Участники фокус-групп в целом положительно оценивают динамику происходящих изменений в вузе. Это могут проиллюстрировать выдержки из высказываний преподавателей и студентов:
«На нашей кафедре (прикладная математика) был осуществлен набор в отдельную группу с баллами ЕГЭ 72 и выше в 2010 г. Они учатся по особой программе, лекции у них читают приезжие профессора, преподаватели центральных вузов...»
«Мы в этом году сделали набор на три совершенно новых профиля: «генетика — генное наследство человека», «растениеводство» и «охотоведение». У нас получился такой уникальный набор, там даже есть олимпиадники всероссийские. Студенты очень активные с первого курса по разработке индивидуального плана».
«Вот, например, у нас в мединституте сформировалось несколько лабораторий с момента поступления субсидирования по «Программе развития СВФУ». Они называются учебно-научные, т.е. там проходят и образовательные процессы и можно проводить научно-исследовательские работы. Лаборатории коллективного пользования: иммунологические, диагностические, психонейрофизиологические. »
«По «Программе развития СВФУ» мы получили новое оборудование — лазерный сканер «Геосистемс» швейцарской компании. Съездили в командировки, отсняли АЛРОСовские карьеры, карьерные работы, проводимые компаниями «Якутцемент», Кангаласким угольным разрезом...»
«У нас на факультете тоже открыли, в частности, на кафедре экологии лабораторию совместную российско-германскую по изучению и геологическому мониторингу Арктики. Эта лаборатория трудоустраивает студентов, студенты работают в качестве лаборантов на полставки и зарплату получают. И в том числе практические занятия проводят в данной лаборатории по таким предметам, как охрана, национальное использование водных ресурсов.».
Однако большинство участников обсуждения (представители преподавательского, научного, студенческого сообществ) полагают, что на данном этапе требовать от университета выполнения показателей, характеризующих его вклад в обеспечение социально-экономического развития территорий и регионов, преждевременно. Студенты на данный вопрос затруднились ответить и в качестве единственного комментария предложили продолжать работу по укреплению имиджа нового университета:
«Пиар-деятельность может привлечь выпускников из других регионов».
100 _
Среди преподавателей мнение об оценке вклада в развитие региона сводилось к необходимости продолжения модернизации образовательного процесса и развития системы непрерывного образования:
«Будет внедрено непрерывное образование, тогда регионы получат ожидаемый результат. Надо решить проблему качества обучения в школах, послевузовскую подготовку наладить. И инновации в регион, в реальный сектор экономики могут войти только в том случае, если мы будем обучать интенсивно, обеспечив непрерывное дополнительное профессиональное образование. Развитие территории можно обеспечить за счет приоритета модернизации образовательного процесса и обеспечения непрерывного образования».
«Достаточно много было сказано, и я присоединяюсь на основе собственного опыта. С кадрами дело не плохо, а очень плохо. В связи с этим я вообще считаю постановку вопроса об инновациях в университете преждевременной. Для университета это вообще не задача на сегодняшний день, а задача обеспечить приемлемый уровень подготовки кадров. Прежде всего в области фундаментальной науки, потому что без фундаментальных знаний не может быть никаких инноваций».
Внешние эксперты также не готовы комментировать результаты влияния СВФУ на развитие экономики Северо-Восточного и Дальневосточного регионов. Положительно внешние эксперты смогли оценить влияние традиционных направлений деятельности университета в области культуры, науки, образования, развивающихся на протяжении длительного времени. В частности, так прокомментировала взаимовлияние зав. кафедрой Института языков и культур народов северо-востока РФ:
«В этом отношении мы, так же как и прежде, имеем связи с дальневосточным регионом. В этом году впервые вышли на Чукотку, по чукотскому языку. И приняли на обучение по специализации «Чукотский язык и литература» одну студентку. И для нас это уже позитивная линия. Второе. Набрали из Камчатской области (Быстринского района) эвенку, которая также будет заниматься впервые в нашем университете по специализации «Эвенский язык и литература». И рассчитываем, что через 4 года мы подготовим специалиста для Камчатского края, который будет отвечать за развитие языков культуры эвенов этой области».
Механизм перевода устоявшейся структуры в новое состояние предполагает учет специфических параметров его функционирования. Речь идет о том, что влияние на развитие региона тот или иной субъект будет оказывать пропорциональное тому влиянию, которое на этот субъект оказывает регион [2, с. 173]. Соответственно, взаимовлияние, которому подвержены и которое оказывают федеральные университеты, расположенные в зоне высокой плотности населения, наличия развитой транспортной инфраструктуры и значительной доли отраслей производственного комплекса в региональной экономике, будет интенсивнее и результаты взаимодействия будут ощутимее в более ранние сроки.
Низкая плотность населения и гуманитарная специализация экономики региона, обеспечивающая основную занятость в общественном секторе, ограничивает возможности СВФУ по достижению основных показателей деятельности федеральных университетов.
101 _
Сложившаяся в регионе структура потребности в кадрах характеризуется высокой долей рабочих мест в непроизводственной сфере — 69%. Производственный сектор экономики обеспечивает занятость только 31% работающего населения РС (Я). Непроизводственная сфера представлена в основном услугами образования (15%), государственного управления и обеспечения военной безопасности (12%), торговли и ремонта (11%), транспорта и связи (10%). В производственном секторе экономики доминируют рабочие места в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (8%), строительстве (7%), добычи полезных ископаемых (6%) [8].
Результаты исследования качественных параметров трудовых ресурсов РС (Я) свидетельствуют, что человеческий капитал республики имеет выраженную гуманитарную направленность с преобладанием знаний и навыков информационно-коммуникативного и управленческого характера (умение планировать свое время — 67%, умение устанавливать контакт с незнакомыми людьми — 66%, умение принимать на себя ответственность за результаты труда по собственной инициативе — 64%, умение работать на компьютере — 59%) и с недостаточностью владения инструментальными навыками (неумение изготавливать своими руками технологически сложные вещи — 76%, неумение управлять сложной техникой, станками, механизмами — 70%). Население ориентировано на те навыки, которые практически на треть (35%) остаются невостребованными. Около половины опрошенных жителей республики (51%) не работают по полученной специальности.
Человеческий капитал РС (Я) в его качественном разрезе уступает по большинству имеющихся у населения навыков общероссийским показателям. В среднем на 9% в регионе идет отклонение от российских данных по уровню владения представленными в опросе умениями и навыками. Исключение составляет навык использования компьютерной техники, где 10%-ное отклонение наблюдается, наоборот, в пользу РС (Я).
В республике имеющийся человеческий капитал недоиспользуется в среднем на 15% больше, чем в РФ. Основные навыки связаны с научно-образовательной и управленческой деятельностью.
В сложившейся структуре экономической специализации региона необходимо в первую очередь обеспечить развитие производственного сектора, способствуя созданию малых предприятий агропромышленного, строительного, автодорожного, перерабатывающего комплексов, обеспечивающих занятость, и в первую очередь высококвалифицированных рабочих. Однако положительных изменений в сложившейся структуре можно ожидать не ранее чем через 5 лет. Для этого придется изменить качество среды, и сделать это без университета невозможно. Но и сам университет должен меняться.
Выбирая приоритеты развития, СВФУ акцентировал внимание на учреждение малых инновационных предприятий, заняв первую строчку в рейтинге федеральных вузов по трансферу технологий в 2012 г. По результатам фокус-групп процесс создания малых предприятий упирается в решение ряда проблем несовершенства законодательной базы РФ. В частности это касается регулирования вопросов создания малых инновационных предприятий федеральными вузами как автономными образовательными учреждениями, лишенными тех льготных условий, которые предоставлены бюджетным вузам. Отличия связаны с процедурами передачи в аренду малым инновационным предприятиям имущества университета, а также формирования уставного капитала хозяйственных обществ.
Из фокус-группового обсуждения: «МИПы — это уникальная возможность для вуза создавать свое предприятие при государственной поддержке, таких программ в стране раньше не было. В то же время возникает очень много вопросов, потому что 102 _
это новое начинание. Есть закон о МИПах, но он достаточно сырой. Есть проблемы простой оценки стоимости интеллектуальной собственности или ноу-хау. С одной стороны, просто взять и оценить, как записано в рекомендациях, но с другой — есть запрет и требование прохождения оценочной процедуры в специализированной фирме. В стране проводится много семинаров, встречаются, разговаривают. Одни проблемы решаются, но трудности все равно остаются. Однако сама программа очень полезна».
Из фокус-группового обсуждения: «Так как республика изначально была добывающей, она таковой и остается. У нас крупных производств, научно-исследовательских как не было, так и не будет. И нет той инфраструктуры, которая долгое время складывалось при тех же оборонных предприятиях, которые существуют в Новосибирске, Омске, Москве, Питере. Мы только начинаем развивать ее. При университете появилась структура АИЦ (Арктический инновационный центр), которая должна курировать инновационные предприятия. На сегодняшний день их мало. Люди не идут, они не верят, что, допустим, моя идея будет приносить мне прибыль. Два года прошло, а результатов нет. Но на самом-то деле два года для таких крупных проектов — это не срок. Реальная отдача может быть в течение 5-6 лет. Причина — в государственном финансировании и законы не доработаны. Здесь необходимо в первую очередь наладить не саму структуру, а законодательство вокруг этого».
СВФУ стал одним из инициаторов внесения поправок в действующее законодательство по созданию малых инновационных предприятий. Законодательная инициатива ректора СВФУ была представлена в виде неоднократных письменных обращений в Государственную Думу РФ, Министерство образования и науки РФ с обоснованием необходимости изменений ФЗ № 217, касающихся автономных образовательных учреждений. Запланированные с 1 января 2013 г. поправки в ФЗ № 217 свидетельствуют о большой работе, проделанной вузом по отстаиванию интересов развития научно-инновационного сектора региональной экономики. Новое законодательство позволяет вузу быть гибче и действовать более оперативно, решая самостоятельно вопросы изменений в уставном капитале предприятия, вхождения в уже учрежденные ранее предприятия, снятия ограничений для предприятий по доле в уставном капитале. Другой проблемой активного выхода на производственные показатели является сложная цепочка получения разрешительной документации, обеспечивающей запуск производственного цикла и сертификацию готового продукта. Обеспечение продвижения готовой продукции на региональный рынок ограничен его малой насыщенностью. Таким образом, влияние на развитие регионального социума эти проекты могут оказать лишь в ситуации встречного ускорения темпов развития производства.
Научно-образовательный приоритет корпоративной ответственности СВФУ
Исторически сложившаяся этносоциальная структура разделения труда, исследованная в 1990-е гг. в Институте языка, литературы и истории СО АН СССР, для коренного населения была связана с занятостью преимущественно в гуманитарной сфере и сельском хозяйстве. И в настоящее время жители республики репродуцируют укоренившуюся с советских времен ориентацию на педагогические специальности, предлагаемые головным вузом в качестве классического университетского образования. Низкий уровень развития производственного сектора экономики в регионе способствует воспроизводству традиционной потребности в 103 _
кадрах гуманитарного профиля. СВФУ готовит кадры по 67 специальностям высшего профессионального образования, из них только 21 (31%) технического профиля. Следует отметить, что ссузы республики обеспечивают подготовку кадров по 86 специальностям, из них 46 (54%) технического профиля.
Перед вузом стоит задача повышения качества образовательных программ технического профиля, обеспечивающих формирование навыков работы со сложной техникой и механизмами. СВФУ вкладывает средства Программы развития в модернизацию образовательного процесса программ транспортного, горно-геологического, строительного, инженерно-технического профиля. Однако, по мнению сотрудников университета, участвовавших в фокус-группах, выделяемое финансирование не всегда обеспечивает потребности в полном объеме. Закупки могут быть приостановлены на одном из этапов в связи с сокращением финансирования, а оборудование в недоукомплектованном виде будет простаивать, ожидая следующей очереди. Обучение на новом оборудовании еще не везде включено в структуру образовательных программ.
Из фокус-группового обсуждения: «На горном факультете открыт НОЦ «Геотехнологии Севера», в рамках которого студенты учатся применять новейшие технологии 30-моделирования в изучении горных пород и проведении горных работ. Однако занятия в лабораториях на новом оборудовании пока не включены в образовательные программы. Студенты практикуются пока в рамках деятельности научных кружков, дополнительных кафедральных занятии».
Проведенное в январе 2013 г. исследование по заказу Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я) среди 8 региональных ссузов, ориентированных на подготовку кадров для горнодобывающей отрасли выявило значительные изменения в уровне технической оснащенности программ подготовки высококвалифицированных рабочих. Практические занятия проводятся в обновленных лабораторных кабинетах с использованием современного оборудования. Студентам ссузов в большей степени нравятся специальные предметы, подготовка по которым ведется профессиональными педагогами, хорошо знающими свой предмет и умеющими доступно объяснить его основы. С другой стороны, ощущается нехватка преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения (маркшейдерское дело, геодезия). В целом, по мнению участников фокус-групп из числа руководителей и преподавателей ссузов, работодатели сегодня заинтересованы в рабочих специальностях и просят помощи в подготовке соответствующих кадров.
Из фокус-группового обсуждения: «В последнее время есть хорошая тенденция, что работодатели наконец-то посмотрели в нашу сторону — сами приходят. Может быть, по всей России обостряется внимание к этому вопросу. В торгово-промышленных палатах уже имеются какие-то результаты. У нас практикуется адресная подготовка, были выпущены для работодателей группы монтажников дважды, помимо этого в прошлом году — 100 станочников-токарей. И в этих же целях заказчик выделил около 5 млн для приобретения оборудования, т.е. работодатель в уже понимает, что мы главные поставщики этих услуг. Самое главное, чтобы мы эти услуги мы реализовали качественно, чтобы все это вошло в традицию».
В рамках исследования выявлена значимая социализирующая роль средних специальных учебных заведений в развитии подрастающего поколения республики. И педагоги, и руководители ссузов, а также сами студенты отмечают изменения в лучшую сторону, которые происходят с ними в процессе обучения. Если школа не обращала внимания на этих детей, если там многие предметы давались им с трудом, потому что не были объяснены доступным образом, то в профессиональной среде, созданной мастерством педагогов специальных дисциплин, формируется не только высококвалифицированный рабочий, но и состоявшаяся личность.
С другой стороны, по мнению участников исследования, в обществе не сложился положительный имидж рабочих профессий. Школы ревностно относятся к профориентации на ссузы. Нет интеграции общего и профессионального образования. Вузы не обеспечивают в полном объеме подготовку педагогов специальных дисциплин для ссузов. Адаптация молодых специалистов в системе среднего профобразования проходит с трудом.
В настоящее время СВФУ, используя свой научно-образовательный потенциал, может влиять на изменение качественного состава кадров республики через более тесное сотрудничество с ссузами республики. В период, когда трансфер технологий проходит стадии роста и развития, одной из ключевых задач социальной ответственности вуза в этой связи может стать подготовка специалистов для работы в учреждениях среднего профессионального образования, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению региональной элиты высококвалифицированного рабочего персонала, повышению качества трудовых ресурсов. Соответственно научно-образовательная компонента позиционирования СВФУ на сегодня является и должна оставаться приоритетом.
Заключение
Таким образом, достижение индикаторов, предъявляемых к федеральным вузам, должно проходить поэтапно, в соответствии со сложившейся социально-экономической ситуацией в регионе, изменения в которой требуют времени и усилий со стороны не только федерального университета, но и органов региональной власти.
Результаты исследования показывают, что на первом этапе формирования федерального университета его вклад в социально-экономическое развитие региона будет зависеть от темпов роста производства и развития транспортно-логистической инфраструктуры в данном регионе. Чем динамичнее формируется производственный сектор экономики, тем ощутимее уровень инновационного воздействия на эти процессы со стороны университета. На данном этапе для повышения роли и влияния университета на экономику региона предпочтительно использовать имеющийся в вузе опыт подготовки специалистов, в решении проблемы кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования. При этом вуз должен выступить в роли куратора подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
Литература
1 Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 203-218.
2 Бенневорт П., Сандерон А. Участие университетов в региональном развитии: создание потенциала в условиях малоинновационной среды // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1.
3 Вахштейн В. С. Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / под ред. М. В. Ларионовой. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. С. 17-19.
4 Зиновьева О. Университет и город: общий путь решения проблем современного урбанистического развития // Вестник Института Кенана в России. 2011. Вып. 20. С. 121-127.
5 Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов // Министерство образования и науки Российской Федерации : [веб-сайт]. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/fed/09.09.22-fu.konc.pdf.
6 Кочетова В. С. Социальная ответственность бизнеса в системе корпоративных коммуникаций // Медиаскоп : электрон. науч. журн. Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 2010. Вып. 2.
7 Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 133-144.
8 Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия) : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Респ. Саха (Якутия). Якутск, 2012.