УДК 17.023.3
Л. С. Перевозчикова* Р. В. Дорохина** ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ
В статье раскрыта тема влияния иезуитов на развитие науки, высшее образование и студенческие корпорации. Выявлены принципы, по которым жили члены данного Ордена, и этическая составляющая работы со студенчеством. Были высказано предположение и приведены аргументы в пользу того, что иезуитский Орден является более студенческой корпорацией, нежели клерикальной организацией.
Ключевые слова: орден, духовенство, студенчество, иезуиты, университет.
L. S. Perevozchikova, R. V. Dorokhina Jesuits Order educational policy
This article considers the Jesuit influence on the development of science, higher education and student corporation. The principles on which this Order members lived and ethical component of the work with students are being revealed. Assumption that the Jesuit Order is a student corporation rather than clerical organization was made and the author presented some arguments to prove it.
Keywords: order, clergy, students, Jesuits, university.
Орден Иисуса с самого начала своего существования привлекал к себе внимание как со стороны духовенства, так и мирской власти. Неоднозначное отношение папы римского к Ордену как защитнику папской власти и укрепление таковой в католической Европе давало иезуитам такие привилегии и возможности, о которых даже помыслить не мог ни один духовный орден. Даже доминиканцы, «псы господни» — инквизиторы средневековой Европы не имели таких полномочий и прав, какими обладали иезуиты. Они же в полной мере пользовались полученными привилегиями, в первую очередь касавши-
Перевозчикова Лариса Сергеевна — доктор философских наук, Воронежский государственный технический университет, институт архитектуры и градостроительства; perevozch@vgasu.vrn.ru
** Дорохина Римма Викторовна — кандидат философских наук, Воронежский государственный технический университет, институт архитектуры и градостроительства; dor-rimma@yandex.ru
мися образовательного процесса, некоторые положения которого не всегда устраивали представителей академического сообщества. Образовательная политика и институализационный характер Ордена дали высокоразвитых и хорошо ориентирующихся в любой жизненной ситуации и интеллектуальном пространстве полезных для Ордена членов. Обучение наукам открывало для Ордена большие перспективы, иезуиты могли быть духовниками у истеблишмента и одновременно советниками, миссионерами-проповедниками, учеными в университетах (как в своих, так и в других), но если оценивать последний пункт объективно, то по большому счету знаменитых ученых-иезуитов Орден миру не дал. Среди академической плеяды можно особо выделить преподавателя парижского университета иезуита Мальдоната, который имел до тысячи слушателей, Андрея Густав Веттера, Анри Биго и Ив Кальвез. Иезуитский Орден еще до официального своего признания сделал ставку на образование и интеллектуальное развитие, а все потому, что изначально это было студенческое сообщество, состоявшее из студентов и возглавляшееся студентом.
Политика Ордена Иисуса изначально была направлена на контролирование всех сфер общества. Осуществлялось такое влияние благодаря различным факторам. Рассмотрим эти факторы в порядке значимости для Ордена с точки зрения данного исследования. Для рассмотрения факторов, или ресурсов, воспользуемся классификацией Пьера Бурдьё [6, р. 1], который их в свою очередь называл капиталами. И на первое место определим социальный ресурс, подразумевающий под собой принадлежность к определенным сословиям, слоям. На начальном этапе основания Ордена видим среди его членов как выходцев из дворянского сословия, так и простолюдинов. Дальше мы наблюдаем динамику приема в Орден людей как из дворянских семей, так и зажиточных буржуа, имеющих вес в обществе; простолюдинов, если они не имеют особых талантов, перестают принимать. В Орден вступали как явно, так и тайно. Тайными членами Ордена в своем большинстве были чиновники, имеющие высокий социальный статус, что позволяло Ордену расширять влияние и связи в определенных кругах общества.
Культурный ресурс — это моральные ценности, нормы, правила поведения, образования, воспитания и пр. Образование в политике Ордена играет решающую роль, т. к. образованный и воспитанный человек добьется поставленной цели быстрее и эффективнее, чем не обладающий таковыми качествами. Члены Ордена, получившие образование в университетах, могли рассчитывать на то, что их примут преподавать там же, а это означало открытие коллегии, формирование штата, привлечение студентов, разделяющих их взгляды, и как следствие — распространение и продвижение целей и миссии Ордена.
Экономические ресурсы Ордена, которые появлялись как следствие его деятельности, — это ценности и частная собственность. Частная собственность у Ордена Иезуитов появлялась как дар либо покупалась, а удачное вложение денежных средств в активы приносило проценты. Также сюда можно отнести пожертвования. Все это формировало фонд Ордена. Частная собственность, капитал, ценные бумаги, информация (которая продается и покупается) делали Орден финансово состоятельным и независимым, что не давало повода для влияния на него извне.
Орден также располагает политическими ресурсами, которые, по мнению Бурдьё, состоят из множества практик отдельных субъектов, обладающих теми или иными капиталами (ресурсами), местом в политическом пространстве. Политический ресурс объединяет в себе все вышеперечисленные ресурсы. Обладание же ресурсами порождает всласть [4, с. 145-146]. Именно поэтому иезуиты играли большую роль на мировой политической арене. Но удержать власть всегда было довольно сложно, поэтому дела у иезуитов шли с переменным успехом: Орден Иисуса был то востребован, то гоним.
Иезуиты поставили цель распространить свое влияние на все сферы жизни — от духовных до светских. Придерживаясь правила «для достижения цели все средства хороши», иезуиты в своей деятельности напрочь забывают, что в первую очередь являются духовным орденом и, отрицают все правила нравственности и морали. Ценности, исповедуемые людьми духовного сословия, должны значительно отличатся от ценностей простых мирян. Но иезуиты как самый коварный, умный, изворотливый и искушенный в политике и религии (а в Средние века одно от другого было неотделимо) духовный орден старались играть по правилам «и вашим и нашим». И самое интересное, что это довольно длительное время им удавалось, как удается и сейчас.
Игнатий Лойола, основатель Ордена Иисуса, начал заниматься руководством духовной деятельностью, будучи студентом. Первое свое сообщество он основал при университете Алкала, в него вошли его друзья и знакомые, желающие заняться духовным совершенствованием. Данное студенческое сообщество поставило перед собой две цели: 1) личное освящение и 2) заботу о душах своих ближних. В связи с разнообразными жизненными коллизиями Игнатию пришлось покинуть город и продолжить обучение в парижской Сорбонне, где он основал Орден Духовных Рыцарей, впоследствии Орден Иисуса, также будучи студентом и вместе со студентами. Исходя из этого вывод напрашивается сам: раз Лойола и его товарищи основали Орден, будучи студентами университета и, следовательно, в его стенах, значит Орден стоит считать студенческим объединением, которое только впоследствии переросло в международный Орден духовной направленности. В большинстве случаев такая динамика — от студенческих орденов до духовных — характерна для периода позднего Средневековья, но, как правило, организации, возникшие в университетах, так и оставались студенческими корпорациями. Сами иезуиты свой Орден не считают студенческим объединением по той причине, что официально его утвердил папа римский в 1540 г., уже после того, как его члены окончили университет, хотя фактически он был образован почти на десятилетие раньше.
15 августа 1534 г. шесть первых членов нового ордена присягнули на верность братству, связав таким образом себя с ним, и по примеру других студенческих корпораций стали жить сообща в одном доме, полностью разделяя и поддерживая интересы Ордена.
Переехав в Рим, Орден Духовных Рыцарей настолько разросся, что начали думать об образовании монашеского Ордена и придумывать для него новое название. Игнатий Лойола говорил:
Я советую, назвать его Орденом Иисуса. Это наивысшее из всех имен было мне божественным образом внушено еще во время моего уединения в Манрезе
и недавно подтверждено, когда близ Рима Бог Отец приобщил меня к своему Сыну. Потому дорогие братья, нам нечего искать другого [3, с. 25].
Через три года после подачи заявки папе римскому, Орден Иисуса утвердили как монашеский, с правом принятия в него студентов, наставлением и попечительством как за ними, так и за их имуществом.
Из монашествующего ордена Орден Иезуитов быстро переквалифицировался в образовательный, т. к. Игнатий Лойола понял, какую выгоду может получить, властвуя над умами людей. Изначально всю образовательную функцию Лойола отдавал университетам, но увидев, как студенты-иезуиты, создавая студенческие сообщества, тренировались в остроумии, занятиях наукой и проведении диспутов, задался идеей внедрения членов Ордена в университеты и не только. После чего еще при жизни Лойолы иезуиты стали преподавать в Римском, Ингольштадтском университетах. Открылись школы, гимназии и коллегии в Палермо, Риме, Ферраре, Флоренции, Падуе, Перудже, Неаполе, Монреале и т. д.
В Италии к концу 1554 г. и к началу 1555 г. насчитывается пятнадцать иезуитских гимназий, на Сицилии — три, из которых одна с университетским курсом, в Португалии — две, в Испании — две, одна из них с университетским курсом, в Германии — одна; всего 23 высших учебных заведения... кроме того, имеется 12 коллегий иезуитских учеников при католических университетах, где читают лекции иезуитские профессора (в Испании) [1, с. 41].
Таким образом интеллектуальная деятельность захлестнула иезуитский Орден, породив высокообразованных клириков, способных быть не только миссионерами и преподавателями, но и духовниками европейских королей, играющими в их деятельности существенную роль, их советниками.
Иезуиты для своих студентов выпросили у папы особые милости, дающие им привилегии, которыми могут пользоваться лишь выпускники. Иезуитские коллегии имели право раздавать ученые степени наравне с университетскими, что университетским властям, мягко говоря, не нравилось и с чем они активно боролись. В самом начале всем несогласным с таким положением дел, будь то студент или профессор, грозили отлучением от Церкви, апеллируя к папской булле. Вот пример одного из правил иезуитского Ордена, утвержденного папой Павлом III:
.они могут иметь при университетах коллегии и для этих коллегий могут нанимать имения и другое имущество с доходами и процентами с них, дабы обращать их на пользу и надобность учащихся. Все доходы с коллегиальной собственности должны употребляться на воспитание учеников; по достижении ими достаточных познаний в науке, общество может после тщательного испытания принимать их в свою среду и давать места учителей [1, с. 61-62].
Сами про себя и процесс обучения в настоящий момент иезуиты пишут так:
.в 1540 г. Иезуиты были вовлечены в работу в сфере образования. Сначала их внимание концентрировалось на подготовке новых членов Общества. Затем, в 1548 г., по просьбе жителей Мессины, Италия, Иезуиты открыли свою первую школу для светских студентов. Сегодня существует 3 730 иезуитских образова-
тельных учреждений по всему миру, которые дают образование 2,5 миллионам студентов. Немного более 4 000 Иезуитов и 125 000 светских и монашествующих сотрудников, а также священников работают вместе в апостолатах образования Общества, которые включают в себя школы программы Вера и Радость (Fe y Alegría), которые способствуют социальным переменам посредством целостного и народного просвещения среди неимущих, особенно в Латинской Америке и Испании. В систему образования входят также технические и профессиональные школы, так же, как и учреждения начального, среднего и высшего образования [2].
Изначально свои школы иезуиты создавали «не для деревенской детворы, не для миллионов тружеников, а для "избранной" молодежи: для сыновей феодалов, чиновников и купцов, а также для тех наиболее способных юношей скромного происхождения, которых они рассчитывали в дальнейшем превратить в иезуитов» [5]. Братья иезуиты довольно серьезно отнеслись к процессу обучения, вследствие чего в середине XVI в. они поехали с миссионерской деятельностью в Америку, где в результате открыли три учебных заведения в Рио-де-Жанейро, Сан-Сальваторе и Фернамбуке, далее в Лиме, Куско и Лампасе.
Студенты-иезуиты по примеру других студентов при университетах стали создавать свои корпорации. Одной из таких знаменитых корпораций была Марианская Содалиция (от лат. sodalitas, atis — содружество, союз), образованная в 1631 г. в городе Гродно. У нее были свой устав, печать и привилегии. В Марианскую Содалицию входили студенты, особо почитавшие Богоматерь, отсюда и название корпорации. Как сейчас, так и более четырехсот лет назад студенческие корпорации религиозного толка придерживались определенных принципов, среди которых на первом месте всегда выступали духовность и служение.
Одна из современных студенческих корпораций находится в Береговом университетском городке Озера университета Лойола в Чикаго. 10 октября 1924 г. было создано студенческое братство Alpha Delta Gamma. Братство является иезуитским, что наглядно иллюстрирует его девиз "Ad Dei Gloriam" («За славу Божию») — сокращенный многовековой девиз иезуитов "Ad Maiorem Dei Gloriam" («К вящей славе Божией»), который был создан Св. Игнатием. Эта организация не допускает дискриминации на основании веры, расы или этнической принадлежности, основана на идеалах Общества Иисуса. Буквы, принятые для братства — ADG, служили сокращением его девиза.
Национальное братство Alpha Delta Gamma основано на Пяти Базовых Принципах, известных, как «Пять S»: Религиозность, Ученость, Служение, Дух учения и Общественное благо. Сегодня Alpha Delta Gamma оценивает Пять Базовых принципов всё также высоко. Каждая община в течение учебного года старается изо всех сил дополнить «Пять S» множеством аспектов. Но наиболее важно, что Alpha Delta Gamma всё еще помнит истинный смысл, почему ее Отцы-основатели начали разговор в тот судьбоносный день 1924 года. И этот смысл — Истинное Братство [7].
Принцип духовности основан на преданности христианским идеалам, мужественности и бескорыстному служению ближним. Принцип образованности указывает на то, что многие братства стремятся повысить интеллектуальный уровень своих выпускников посредством старательного обучения. В основе их
взгляда на образование находится идеал универсально образованного человека, способного применить свои знания в различных областях социальной практики. Под ним всегда понималось повышение интеллектуального уровня посредством усердного обучения, овладение профессиональными и социокультурными компетенциями. Служение — это одновременно и принцип, и обязанность, провозглашаемая всеми без исключения корпорациями. В первую очередь под ним понимается активная деятельность по борьбе с социальными пороками, участие в важнейших гражданских инициативах, работа ради достижения общественного блага. Иногда ценность служения раскрывается на примере понятия «во-лонтерство» — бескорыстный труд на благо окружающих. Как правило, кодексы предусматривают иерархию служения: человечеству, родине, колледжу, братству, своим коллегам. Принцип социальной направленности означает, что студенты вовлечены в социально значимую деятельность, реализуемую через благотворительные акции и волонтерство. Корпоративная деятельность, занятость в работе по развитию самой организации также рассматривается как фактор нравственного воспитания студентов. Эта совместная деятельность проходит в духе дружбы и взаимопомощи и способствует культурному, духовному и научному развитию.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить такие положительные моменты в образовательной и корпоративной политике Ордена, как целеустремленность, братство, уважение старшинства, веротерпимость, стремление к свободе, самоопределению, интеллектуальной деятельности. Все эти этические ценности позволили Ордену Иезуитов не просто выжить в нелегкие времена, но и дали возможность построить новые учебные учреждения, открыть собственные университеты и внедрить своих интеллектуалов в другие учебные заведения, создать коллегии и студенческие корпорации. Правильное использование своих ресурсов, выработка стратегии позволили Ордену воплотить большинство проектов в жизнь. Орден Иисуса — это синтез науки и веры, коллективного начала и индивидуализма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бёмер Г. История ордена иезуитов / пер. с нем. Н. Попова. — М:. Ломоносовъ, 2012.
2. Иезуитское образование. — URL: http://www.jesuit.ru (дата обращения: 18.04.2014).
3. История иезуитского ордена, составленная по подлинным отчасти неизданным документам аббатом Гетто автором Истории Церкви во Франции и многих других исторических сочинений. — Т. 1, кн. 1-3: 1491-1598 / пер. О. А. Циклинской. — М.: Русская печать, 1912.
4. Радугина О. А. Дворянский род как субъект исторического развития и социокультурный институт общества. — Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография», 2011.
5. Эпштейн А. Орден иезуитов // Книга для чтения по истории средних веков / под ред. А. Сказкина. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/skazk/12. php (дата обращения: 12.04.2014).
6. Bourdieu P. Esquisse d'une théorie de la pratique. — Genève: Ed. de Droz, 1972.
7. History of Alpha Delta Gamma. — URL: http://alphadeltagamma.org (дата обращения: 06. 02. 2011).