№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ^
Свиридова Н.В., преподаватель, кафедра философии,
Академия государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, Россия
ОБЩЕСТВО ИИСУСА В XX ВЕКЕ: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Общество Иисуса является самым влиятельным католическим монашеским орденом, имеющим почти пятивековую историю. Оно было основано Игнатием Лойолой
(1491 — 1556), написавшим ^_
конституцию Ордена и «Духовные упражнения», являющиеся основой работы Общества и в настоящее 4 время. Папа Павел III (1534 — 1549) одобрил и утвердил уложения института Общества Иисуса в Апостольском послании «Regimini militantis Ecclesiae» от 27 сентября 1540 года.
В первые десятилетия своего существования иезуиты распространили свое влияние от Японских островов до Бразильского побережья. Первоначальная цель состояла в подавлении Реформации и укреплении позиций папского престола. Их активная деятельность в экономической и политической сферах вызывала враждебное отношение к Ордену. Общество Иисуса ни в чем не отступает от своего принципа: Ad majorem Dei gloriam (для вящей славы Божьей). Общество почти сразу приобрело универсальное значение, сосредоточив в своих руках преподавание (преимущественно высшее), миссионерство и священническое служение.
В настоящее время исследование деятельности Общества Иисуса является особо значимым. В 1992 году после долгого перерыва оно было восстановлено в России. В непростых отношениях Русской православной церкви и
Католицизм в XX веке переживает кризис, особенно усилившийся во второй половине века.
участник, специфику которого нельзя игнорировать.
XX век стал непростым периодом в истории иезуитов. Изменившийся мир по_ч требовал глубоких трансформаций форм их деятельности в светском мире. По мнению многих исследователей, католицизм в XX веке переживает кризис, особенно усилившийся во второй половине века.
Для исполнения миссии в изменившихся условиях Общество Иисуса перестраивается, пытаясь соблюсти разумный баланс идей своего основателя И. Лойолы и требований современного мира. Лойола не желал, чтобы иезуит ограничивался какой-либо одной работой. Он должен быть готов к любой деятельности, которая в конкретных обстоятельствах в той или иной стране является самой срочной, самой необходимой для оказания духовной помощи. Эта ориентация на разносторонность окажется востребована в XX веке. Инструкция «Социальная деятельность» генерала Общества Иисуса Джованни Батиста Янссенса (1946 — 1964), изданная в Риме в 1949 году, призывает к активным действиям в изменившимся мире: «Я одобряю также посылку в ряд районов тщательно подобранных людей на заводы и
папского престола появился новый
В непростых отношениях Русской православной церкви и папского престола появился новый участник, специфику которого нельзя игнорировать.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
фабрики, чтобы они некоторое время работали вместе с рабочими, разделяя с ними их заботы... Пусть посещают рабочих и бедняков в больницах, приютах и, соблюдая надлежащую осторожность, в их домах» [1].
II Ватиканский собор (1962 — 1965) стал главным событием для католической церкви в XX веке. Члены Ордена выступили в качестве экспертов. Общество Иисуса объединяло в своих рядах теологов различных взглядов. Иезуит Ф. Хюрт представлял схоластическую точку зрения. Жан Даниэлу (1905 - 1974) и Анри де Любак (1896 — 1991) относились к «новой теологии». Это направление возникло в католицизме после Второй мировой войны с целью переосмысления католической теологии и очищения ее от устаревших представлений и приближения к реальным проблемам человека. «Новая теология» поставила вопрос о неизбежной связи богословия и современной истории и о роли антропологии в теологии.
Одним из наиболее влиятельных теологов II Ватиканского собора был иезуит Карл Ранер (1904 — 1994). Являясь приверженцем трансцендентального томизма, он предлагает использовать антропологический метод в теологии, заключающийся в сопоставлении божественного откровения и человеческой субъективности. Это заложило основы «антропологического поворота». Учение Ране-ра об «анонимном христианине» является основой для диалога представителей различных религий. «В публикациях Ранера по духовному богословию на передний план выходит пастырский аспект» [2].
Заслугой иезуитов был и вопрос об экуменизме, поднятый на соборе. Члены Общества Иисуса считают, что задача современного христианства - раздвинуть церковные границы. Современный мир бросает вызов традиционному католицизму, который, опираясь на многовековую традицию, дает новый ответ на вопросы современности.
После II Ватиканского собора напряженность в отношениях Общества Иисуса с папским престолом стала нарастать из-за различного понимания процесса обновления. Советник папы Пия XII из числа иезуитов П. Ломбарди в 60-х годах выпустил книгу
«Собор. Реформа в области милосердия». Он предлагал реорганизовать папскую курию, отказаться от роскоши, убрать различия в одежде между высшим и низшим духовенством, заменить коллегию кардиналов сенатом, куда должны были входить и миряне. Книга П. Ломбарди вызвала недовольство в Ватикане. Кардинал Оттавиани (префект священной канцелярии) включил ее в индекс запрещенных книг.
В 70-е годы XX века иезуиты продолжают заниматься миссионерством в различных частях земного шара. XXXII Генеральная Конгрегация, которая была созвана в 1975 году генеральным настоятелем Ордена Педро Аррупе (1965 -1983), обобщила деятельность иезуитов в формуле: «Служить вере и содействовать справедливости». Общество Иисуса поддерживало некоторые революционные движения в Латинской Америке, осужденные папой Иоанном Павлом II (1978 — 2005). Чилийский иезуит Г. Арройо организовал оппозиционную католическую группу «Христиане за социализм». «Иоанн Павел II подчеркнул, что члены Ордена должны избегать пути «либерализации» и отказаться от любой политической деятельности» [3]. Борьба с современным атеизмом требует новых методов. Иезуиты видят его причины в плохих социальных условиях и способом борьбы считают социальную работу. «Предметом нашего апостольского служения, -заявил П. Аррупе 2 января 1967 года, - является, прежде всего, защита веры, в частности от разных форм атеизма, мы не без колебаний ищем новые пути» [4].
Новый стимул идти по пути экуменизма дал двадцать девятый генерал Питер Ханс Кольвенбах, избранный 13 сентября 1983 года. Папа Иоанн Павел II поддерживал другого кандидата. П. Кольвенбах голландец по национальности с армянскими корнями. Он владеет восемью языками и является лингвистом по образованию. П. Кольвенбах был членом комиссии по проведению диалога между православными и католиками. По словам Кольвенбаха, иезуиты делают все, чтобы развивать сотрудничество церквей в качестве прелюдии к полному церковному единению.
Члены Общества Иисуса считают, что задача современного христианства — раздвинуть церковные границы.
V__у
№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011
Состоявшаяся в 1995 году XXXIV Генеральная Конгрегация подчеркнула важность диалога между различными религиями. «Диалог необходим на всех уровнях: в повседневной жизни, при совместном преодолении общественных проблем, при сравнении различных путей веры, изучении философии и теологии» [5]. Ориентация на диалог, сотрудничество, милосердие, толерантность - ключевые принципы деятельности Общества Иисуса во второй половине XX века.
Система образования в иезуитских учебных заведениях подверглась модернизации в соответствии с изменениями в общественной жизни. Крупнейшими иезуитскими университетами являются Джор-джтаунский, Фордхэмский, находящиеся в США и Григорианский в Риме. Обществу Иисуса принадлежат около 200 университетов, 500 колледжей и 9000 школ во всем мире. В них сейчас готовят не только теологов, но и представителей вполне мирских профессий: юристов, экономистов, программистов. В сфере образования иезуиты активно сотрудничают со светскими организациями. Они реально оценивают свои шансы в этой области и пытаются использовать современные методы работы: организовывают летние лагеря, издают молодежные журналы. Генеральный настоятель Общества Иисуса считает: «Нынешняя молодежь испытывает страх перед будущим... Девальвация ценностей и идеалов лишает ее твердой почвы под ногами. Вздохи о том, что это поколение не такое, как нам хотелось, ничего не изменят. Согласно с духом Ratio, его нужно принять таким, какое оно есть, то есть как поколение, которое требует иных, нетрадиционных методов воспитания» [6]. Организационным центром по работе с молодежью является «Иниго». Его филиал открылся в 1993 году в России в городе Новосибирске.
Иезуиты осуществляют активную издательскую деятельность. Выходят более 100 периодических изданий на пятидесяти языках мира тиражом 150 миллионов экземпляров. Журналы Общества Иисуса публикуют материалы не только по католической духовности, истории церкви и деятельности
Ордена, но и по современным светским проблемам.
На территории России Общество Иисуса большую часть XX века действовало нелегально. Решение об образовании в Ордене ветви восточного обряда было принято в 1920 году генералом Владимиром Ледухов-ским (1915 — 1942). Воплощение этой идеи в жизнь началось с 1924 года с посвящения француза Шарля Буржуа в византийско-православный обряд.
В 1925 году в СССР приезжал иезуит Мишель Д'Эрбиньи, возглавлявший Восточный институт в Риме. Он хотел ознакомиться с религиозной ситуацией в послереволюционной России. В апреле 1925 году в Риме при Конгрегации Восточных церквей организуется комиссия «Pro Russia» для помощи католикам в Советском Союзе и русской эмиграции в Европе, президентом которой был назначен иезуит Мишель Д'Эрбиньи. В 1926 году после своей епископской хиротонии Мишель Д'Эрбиньи приехал в Советский Союз, где тайно рукоположил в епископы несколько человек, некоторых даже без разрешения папы, что является нарушением канонического права. В 1930 году он назначен председателем комиссии по делам России в Ватикане.
Иезуиты активно вели миссионерскую деятельность в центрах русской эмиграции. Среди известных русских иезуитов этого времени можно упомянуть Николая Бока (1880 — 1962) - бывшего дипломата Императорской российской миссии в Риме; Ивана Кологривова (1890 — 1954) - профессора русской духовности в Папском восточном институте в Риме.
Во время войны в 1941 году на Украину прибыл с апостольской миссией иезуит Пье-тро Леони. Он был арестован (по обвинению в шпионаже) в 1945 году и до 1955 года пробыл в заключении. Освободившись, он продолжил миссионерскую деятельность среди русских эмигрантов в Канаде. В 1959 году вышла его книга «Шпион Ватикана».
С 1919 по 1930 год миссионерской деятельностью на Кавказе занимался иезуит Пьер Аладжиани. Двенадцать лет он просидел в тюрьмах, освободился в 1954 году. В 1969 году вышла его книга «Мои тюрьмы в советском раю».
Деятельность иезуитов в современной России официально была
Ориентация на диалог, сотрудничество, милосердие, толерантность — ключевые принципы деятельности Общества Иисуса во второй половине XX века.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
возобновлена в 1992 году. 12 сентября 2000 года Общество Иисуса прошло процедуру перерегистрации. Сейчас официальное название российского отделения Ордена: «Независимый Российский регион Общества Иисуса». В него входят территории стран СНГ, кроме Прибалтики.
Объединяющим центром российских иезуитов является Институт теологии, философии и истории святого Фомы Аквин-ского, расположенный в Москве. Это негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Выпускает специалистов-религиоведов. Институт теологии, философии и истории святого Фомы Аквинского был основан в 1991 году как колледж для подготовки мирян в качестве катехизаторов. В 1998 году, когда руководство колледжем приняли на себя иезуиты, он получил статус института. Его деятельность имеет широкую экуменическую направленность. Это проявляется в составе преподавателей и слушателей, которые далеко не всегда придерживаются католического вероисповедания. К работе привлекаются лучшие преподаватели светских и духовных учебных заведений. Институт занимается и издательской деятельностью. Дважды в год выходит журнал «Точки» («Рипйа»), раньше издавался журнал «ТИео1о£1а». Издается журнал «Символ», посвященный диалогу Востока и Запада. Журнал был основан в 1979 году Славянской библиотекой в Париже.
Работы теологов-иезуитов на русский язык до недавнего времени почти не переводились. Была издана на русском языке основная работа П. Тейяра де Шардена «Феномен человека», вызвавшая большой интерес. При содействии Российского независимого региона Общества Иисуса публикуются переводы работ, определяющих облик католической философии в наше время. Изданы некоторые труды А. де Любака, Г. У. фон Бальтазара, Э. де Мелло, Х. Ранера. В журнале «Точки» опубликован «Духовный дневник» основателя Общества Иисуса Игнатия Лойолы.
Общество Иисуса занимают важное место в современной деятельности католической церкви. Члены Общества Иисуса не всегда солидарны даже в основных вопросах. Они высказывают различные, порой противоположные воззрения, отличающиеся от
официального католического курса. Специфика служения Общества Иисуса состоит не в наборе конкретных целей, которые, правда, тоже ставятся, а в готовности к исполнению любых миссий по приказу церкви. Основная деятельность сосредоточена на трех основных сферах: преподавание, миссионерская деятельность, священническое служение в приходах. Ведущие теологи Общества Иисуса К. Ранер, И. Мец, А. де Любак выступают за открытость католицизма для светской культуры. Декреты последних Генеральных Конгрегаций ориентированы на диалог между религиями. Экуменическую деятельность ведут образовательные и социальные учреждения иезуитов. Орден, созданный для борьбы с ересями, эволюционировал до инициатора диалога и взаимного партнерства с иными религиями. Теологи-иезуиты активно разрабатывают экуменическое направление. Современные иезуиты работают на границах христианства. Служение членов Общества Иисуса переместилось с географических границ христианства на границы религии и науки, религии и культуры, религии и атеизма.
Таким образом, Общество Иисуса пережило глубокую трансформацию в XX веке. Теологи-иезуиты приняли активное участие во II Ватиканском соборе. Они сумели, опираясь на многовековую традицию, обосновать открытость католицизма для межрелигиозного диалога. В России и за рубежом члены Общества Иисуса ведут активную работу в сферах образования, науки и средств массовой информации. В своей деятельности иезуиты сумели соединить верность традиции с открытостью по отношению к глобализирующемуся миру. ;>)
1. Тонди А. Иезуиты. М., 1955. С. 117.
2. История II Ватиканского собора. Том I / Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова, А. Зубова. М., 2003. С. 538.
3. Печников Б.А. Отцы тьмы или иезуиты Просвещения. М.,1989. С.56.
4. Guichard A. Les jesuites. Paris, 1974 . P. 199.
5. Charentenay P. de Des jesuites pour L'Europe // Jesuites de France. Paris, 2004. Р. 11.
6. Кольвенбах П.Х. Воспитание в духе св. Игнатия // «Точки» 1-2, 2001. С. 119-120.