рую налагает на него это сосуществование. Иллюстрацией может служить молитва «Аль хет» («За грехи»). Во время этой молитвы еврей просит прощения, в том числе за грехи, которые он не совершал, так как, согласно традиции, каждый еврей несет определенную ответственность за грехи других евреев.
Истинная религиозность предполагает слияние личной ответственности с общественным самосознанием. Для еврейской традиции пренебрежение физической стороной своего существования в этом мире неприемлемо. Только живя общественной жизнью, человек может наиболее полно исполнять законы Торы.
Веление Торы «жить в мире» включает в себя и создание семьи. Роль семьи очень значительна в иудаизме. Израиль начался как семья и по-прежнему чувствует себя семьей, и свидетельство, которое он несет нациям, включает и святость семейной жизни.
Еще одним духовным основанием единения народа Израиля является тшува.
Между началом Рош га-Шана и концом Иом-кипура десять дней. Они называются десятью днями тшувы. Тшува — это момент духовного рождения человека, его духовной самоидентификации с еврейским народом, осознания себя одним из тех, с кем был заключен Завет. Это момент становления. Человек становится носителем всех тех идей и принципов, которые объединяют народ Израиля.
Н.В. Субботина
ОБЩЕСТВО ИИСУСА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Общество Иисуса является самым влиятельным католическим орденом, имеющим почти пятивековую историю. Оно было основано Игнатием Лойолой, написавшим конституцию ордена и «Духовные упражнения», являющиеся основой работы Общества и в настоящее время. Папа Павел III одобрил и утвердил уложения института Общества Иисуса в Апостольском послании «Regimini militantis Ecclesiae» от 27 сентября 1540 г. Уже в первые десятилетия своего существования иезуиты распространили свое влияние от Японских островов до Бразильского побережья. Первоначальная цель состояла в подавлении реформации и укреплении позиций папского престола. Их активная деятельность в экономической и политической сферах вызывала враждебное отношение к ордену. За первый век своего существования число членов выросло с нескольких человек до 22 126 (по данным самих иезуитов). Орден был упразднен папой Климентом XIV буллой «Dominus ac
Redemptor noster». Это была вынужденная мера. Общество сохранило свой официальный статус только в России и Пруссии. Иезуиты добились официального восстановления только в 1814 г. Орден ни в чем не отступает от своего принципа: Ad majorem Dei gloriam (Для вящей славы Божьей). Общество почти сразу приобрело универсальное значение, сосредоточив в своих руках преподавание (преимущественно высшее), миссионерство и священническое служение. В 70-е гг. XX в. папа Пий IX провозгласил свою солидарность со многими учениями иезуитов. Дальнейшая судьба ордена тесно связана с папским престолом.
В настоящее время орден сохраняет глобальный характер своей деятельности. Среди современных иезуитов — люди самых различных профессий. Нынешний генерал ордена Питер-Ханс Кольвенбах так обозначил вектор деятельности иезуитов в современном мире: «Мы хотим защитить веру и заложить принципы справедливости в отношениях между людьми, вдохновляясь Евангелием и духовным учением Игнатия Лойолы».
Общество Иисуса по-прежнему оказывает влияние на основные направления деятельности католической церкви. Его члены занимают важное место в ватиканской дипломатии, принимают участие в составлении папских булл, энциклик, посланий.
Сегодня в мире насчитывается более 2000 учебных заведений, созданных иезуитами, обучение в которых не обязывает к дальнейшим связям с Церковью. Общество выпускает около 100 периодических изданий на 50 языках общим тиражом 150 миллионов экземпляров. На русском языке выходит журнал «Точки», который выпускает Институт философии, теологии и истории святого Фомы.
Согласно данным ордена, сейчас в мире насчитывается 89 провинций. Во главе каждой провинции стоит провинциал. Его назначает генерал. Провинции объединены в 12 ассистенций. Они управляются ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Во главе ордена стоит генерал, избираемый пожизненно Генеральной конгрегацией. В состав провинций входят орденские дома, называемые коллегиями, если в них размещаются учебные заведения, или резиденциями ордена. В России в 1992 г. учрежден Независимый регион России.
Орден имеет массовые организации для мирян — марианские конгрегации и апостолат молитвы. 34-я Генеральная конгрегация 1995 г. постановила: «Сотрудничество с мирянами является одновременно конституционным элементом нашего способа действия и призвания к личному, коллективному и организационному обновлению. Мы призваны к оказанию помощи мирянам, к партнерству с ними в выполнении их миссии и к открытости для новых форм будущего сотрудничества» (Декрет 13, п. 26. С. 131; Кольвенбах П.-Х. Воспитание в духе святого Игнатия // Точки. 2001. № 1—2).
Члены Общества опережают официальный Ватикан в понимании современных проблем. В периодических изданиях иезуитов не обходятся стороной самые острые проблемы межрелигиозного диалога.
Работы членов Общества Иисуса (А. де Любак, Т. де Шарден, X. Ранер, Э. Пшивара, Ф. Суарес, К. Ранер, X. Бальтазар) определяют облик современной католической философии и теологии.
По данным журнала «Jesuites de France», в мире насчитывается 20 408 иезуитов, 64 члена ордена — жители Российского региона.
Т.С. Вевюрко
ВАЖНОСТЬ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ РУССКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ
Философия, развивавшаяся более двух веков в русских духовных академиях и семинариях, только начинает изучаться в нашей науке как нечто целое. Между тем по причине «школьного» характера и достаточно узкой направленности единство и целостность развития составляют существенную черту этой философии. В первой половине XX в., когда вне самих академий предпринимались попытки дать оценку их философскому наследию, выделились два противоположных мнения. В.В. Зеньковский, автор одной из наиболее значительных обобщающих монографий по истории русской философии, отзытался о мыслителях школы в том духе, что «влияние их произведений будет лишь расти, а не уменьшаться со временем»1. В то же время строгий рецензент всей русской мысли Г.Г. Шпет приписытал духовно-академической мысли «бесплодность»2 и приходил к вытоду, что «у нас не было православной философской школы»3. Хотя суждения обоих авторов едва ли можно счесть беспристрастными, все-таки время подтвердило скорее первую точку зрения, чем вторую. Современные университетские ученые признают, что «именно в академической среде была сформирована высокопрофессиональная философская школа, а умозрение было представлено не просто интуи-циями, а обдуманными системами»7.
Повышение интереса к философии русских духовных школ в последние годы, отмеченное ростом числа энциклопедических и словарных статей, публикаций и научных работ по данной теме, религиоведческое рассмотрение может связать с актуальностью в нашем обществе некоторых проблем, общих для философии и религии, которые ставились духовноакадемистами. Можно с изрядной долей уверенности утверждать, что среди этих проблем