Научная статья на тему 'Образование в постиндустриальном обществе'

Образование в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина А. К.

В информации охарактеризованы результаты конференции «Образование в постиндустриальном обществе», проведенной 2 декабря 2013 г. в очной и заочной форме. Здесь же представлены воспоминания сотрудников, друзей, учеников и последователей академика РАО А.М. Новикова, дана оценка научного наследия ученого, обоснована актуальность проблематики его исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в постиндустриальном обществе»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

EDUCATION IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Орешкина А.К.

Заведующая лабораторией методологии образовательного пространства ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. В информации охарактеризованы результаты конференции «Образование в постиндустриальном обществе», проведенной 2 декабря 2013 г. в очной и заочной форме.

Здесь же представлены воспоминания сотрудников, друзей, учеников и последователей академика РАО А.М. Новикова, дана оценка научного наследия ученого, обоснована актуальность проблематики его исследований.

Ключевые слова: педагог, учитель, теория образования, современная методология, виды деятельности, отечественное образование, преемственность системы непрерывного образования.

2 декабря 2013 г. в Москве в помещении Президиума РАО (ул. Погодинская, 8) состоялась Международная научная конференция «Образование в постиндустриальном обществе», посвященная памяти Александра Михайловича Новикова - академика РАО, Заслуженного деятеля науки России, доктора педагогических наук, профессора, иностранного члена Академии педагогических наук Украины, члена Союза журналистов, лауреата Государственной премии РФ.

Oreshkina A.K.

Head of the Laboratory of Methodology of Educational Space, Institute for Theory and History of Pedagogy of the RAE, Doctor of science (Education).

E-mail: [email protected]

Annotation. The article summarizes the results of the «Education in Post-Industrial Society» conference, (2 December 2013). The memoirs of the employees, friends, students and followers of A. M. Novikov as well as an evaluation of the scientific heritage of the academician and the relevance of the problem of his research are presented in the article.

Keywords: pedagogue, teacher, theory of education, modern methodology, types of activity, national education, succession of the system of continuous learning.

В конференции приняли участие специалисты из Российской Федерации (в том числе Татарстана, Бурятии), Украины, Республики Беларусь, Латвийской Республики; из различных регионов РФ - Белгорода, Екатеринбурга, Архангельска, Улан-Удэ, Новокузнецка (Кемеровская область), Санкт-Петербурга, Казани, Москвы и Подмосковья (Истра, Можайск, Ликино-Дулёво, Сергиев Посад, Ступино, Егорьевск, Орехово-Зуево), представляли ведущие вузы страны: Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Бурятский государственный университет, Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Федеральный институт развития образования, Московский институт развития образования, Российскую международную академию туризма, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», ФГБОУ ВПО «Академия социального управления», МГТУ имени Н.Э. Баумана, ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина», Академию труда и социальных отношений, Российский университет дружбы народов (РУДН), ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Высшую школу народных искусств, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и др.

В качестве почетных гостей конференции присутствовали сын академика А.М. Новикова Дмитрий Александрович Новиков, член-корреспондент РАН, представители Президиума Российской академии образования (Болотов Виктор Александрович, действительный член РАО; Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО; Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович, член-корреспондент РАО; Кубрушко Петр Федорович, член-корреспондент РАО; Левицкий Михаил Львович, член Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО; Попков Владимир Андреевич, действительный член РАО; Ткаченко Евгений Викторович, действительный член РАО; Чистякова Светлана Николаевна, член-корреспондент РАО, академик-секретарь отделения профессионального образования Президиума РАО; Шаповалова Ирина Александровна, начальник Управления координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований аппарата Президиума РАО), Министерства образования Московской области (Брыкин Юрий Вадимович). Среди представителей стран СНГ, присутствовавших на конференции, следует назвать Головченко Глеба Александровича, ответственного секретаря Национального союза журналистов Украины, директора колледжа прессы и телевидения в г. Николаеве, кандидата педагогических наук (Украина, г. Николаев); Гедранович Валентину Васильевну, проректора по научной и международной работе Минского института управления, кандидата педагогических наук, доцента (Республика Беларусь, г. Минск); Пальчук Марину Ивановну, доцента кафедры инклюзивной педагогики и андрагогики Крымского республиканского института последипломного педагогического образования (Украина). Кроме того, присутствовали представители СМИ (Палтиевич Роман Лазаревич, главный редактор газеты «Горизонты современного образования» ФИРО, Тюрина Людмила Георгиевна, редактор журнала «Alma Mater», Руденко Светлана Анатольевна редактор «Учительской газеты»).

Очное участие в конференции приняли 105 человек, заочное - более 110 человек.

В адрес конференции получены Приветствия участникам конференции от Президиума РАО, педагогов и научной общественности города Николаева (Украина), Комитета

Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию, Министерства образования Московской области.

С приветственным словом выступила

Шаповалова Ирина Александровна - начальник Управления координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований Президиума РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Лейбович Александр Наумович - заместитель директора Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», член-корреспондент РАО - отметил, что А.М. Новиков, крупнейший специалист в области методологии образования, опирался в своих исследованиях на то, что имеет прогностические перспективы, - генезис понятия «умения» как основы компетентностного подхода. По словам А. Н Лейбовича, академик А.М. Новиков прошел научный путь от педагогической практики к педагогической теории, оставив след в истории педагогической науки как Величайший ученый, организатор проектов в рамках ряда федеральных программ.

Брыкин Юрий Вадимович, заведующий отделом высшего дополнительного послевузовского профессионального образования Министерства образования Московской области, Плотников Анатолий Николаевич, проректор по учебной работе МГИУ, Иванова Светлана Вениаминовна, директор ФГНУ ИТИП РАО, Чистякова Светлана Николаевна, член-корреспондент РАО, академик-секретарь отделения профессионального образования Президиума РАО, Левицкий Михаил Львович, член Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, отметили существенный вклад А.М. Новикова, выдающегося российского ученого-педагога, в создание современной методологии, педагогики и теории образования, развитие стратегии системных изменений в отечественном образовании, направленных на решение проблем его гуманизации и демократизации, развитие идей опережающего образования, разработку организационно-образовательной инфраструктуры системы непрерывного образования. В своих выступлениях они подчеркнули, что теоретические результаты научной школы С.Я. Батышева - А.М. Новикова «Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования» свидетельствуют о неисчерпаемом научном потенциале и апробированы в экспериментальной деятельности, направленной на оптимизацию развития отечественного образования в контексте мировых инновационных процессов.

С докладами выступили:

Ткаченко Евгений Викторович, действительный член РАО, отметивший твердую гражданскую позицию А.М. Новикова в отношении защиты системы начального профессионального образования, его вклад в развитие учения С.Я. Батышева.

Болотов Виктор Александрович, действительный член РАО, рассказал о влиянии работ А.М. Новикова на развитие педагогической науки стран СНГ. Он особо подчеркнул значение педагогической теории, методологии и методики для системы образования. В качестве примера были приведены ресурсные центры Белоруссии. Болотов В.А. указал, что необходимо обобщить все созданное А.М. Новиковым, поддержал мысль организаторов и участников конференции о регулярном проведении конференции, где можно было бы обсуждать существующие в образовании проблемы и находить способы их решения.

Филонов Георгий Николаевич, действительный член РАО, подчеркнул умение А.М. Новикова решать проблемы непрерывного образования, его особую роль в создании фонда методологического сознания педагога, разработке подходов к развитию преемственности системы непрерывного образования.

Попков Владимир Андреевич, заведующий кафедрой общей химии Международной медицинской академии им. И.М. Сеченова, действительный член РАО, Заслуженный деятель науки, профессор, отметил в своем выступлнии значение деятельности Новикова для образования, упомянув с особой гордостью, что ему довелось лично общаться с Александром Михайловичем. Он особо остановился на умении А.М. Новикова проводить научную дискуссию, сохранять позицию, но при этом никогда не переносить научный спор на межчеловеческие отношения, уважать чужое мнение, в чем и заключалась причина такой популярности А.М. Новикова и его высокой цитируемости.

Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией Истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, доктор педагогических наук, профессор, рассказал о значении работ А.М. Новикова по методологии и методике образования; о том, как Александр Михайлович прошел путь от учителя до мыслителя-ученого, о его просветительской деятельности, о целостности его личности, совмещавшей в себе теоретика, методолога, политика, педагога, вызывающего чувство глубочайшего уважения. Богуславский особо отметил, что именно А.М. Новиков тонко чувствовал особенности развития типов общественных культур и основные его тенденции, что позволило разграничить представления об информационном и постиндустриальном обществе.

Гедранович Валентина Васильевна, проректор по научной и международной работе Минского института управления, кандидат педагогических наук, доцент, представила характеристику развития образовательных систем Республики Беларусь с позиции теории А.М. Новикова, воплощенной в педагогической практике.

Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, отметил влияние педагогических идей Новикова на развитие дидактики в условиях информатизации образования.

Зернова Галина Павловна, ведущий научный сотрудник Регионального научнометодического центра педагогической рискологии ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», кандидат педагогических наук, выразила сожаление по поводу того, что с потерей А.М. Новикова обеднел Диссертационный совет ГБОУ ВПО «Академия социального управления», так как именно А.М. Новиков сделал огромный вклад в практическую работу академии, выступая в качестве эксперта, оппонента, консультанта и руководителя, умеющего грамотно и чутко работать с соискателями. Выразила уверенность в том, что ученики развивают его идеи, гордятся тем, что судьба свела их с этим великим человеком, который по праву сказал: «Я помогал людям растить крылья».

Новиков Дмитрий Александрович, член-корреспондент РАН, профессор, доктор технических наук, поблагодарил за приглашение на конференцию, развил мысль о том, что человек живет в делах и добре, которое он оставил. Подчеркнул, что на его увлечение методологией оказал большое влияние именно отец. Отметил необходимость сотрудни-

чества с ФГНУ ИТИП РАО. Заявил, что считает своим долгом дописать две неоконченные книги Александра Михайловича и что сайт академика Новикова продолжит свою работу.

Введенский Вадим Николаевич, заведующий кафедрой педагогики и методики профессионального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры», доктор педагогических наук, профессор, подчеркнул, что А.М. Новиков, отказавшись от традиционного подхода к определению методологии и предложив рассматривать ее с точки зрения видов деятельности, внес неоценимый вклад в теорию педагогики.

Осмоловская Ирина Михайловна, заведующая лабораторией дидактики ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, доктор педагогических наук, подчеркнула, что А.М. Новиков, исходя из идеи развития постиндустриального общества, обогатил педагогическую практику. Осмоловская И.М. заметила, насколько велика роль идей Новикова. Александр Михайлович четко ставил животрепещущие проблемы: почему не идут реформы в образовании, почему ставятся цели, возникают идеи, но нет инструментария для их достижения. А.М. Новиков боролся с предметоцентризмом, четко формулировал проблемы и намечал направление их решения, обращал внимание на обязательное существование в дидактике декомпозиции и агрегации. По словам Осмоловской, Александр Михайлович был уникальным человеком, мог «настраиваться к людям на одну волну», страстно желая помочь каждому.

Палтиевич Роман Лазаревич, главный редактор газеты «Горизонты современного образования» Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», кандидат педагогических наук, рассказал о А.М. Новикове как друге, о сотрудничестве во Всесоюзном методическом центре профессионального образования, подчеркнул, что А.М. Новиков работал с учреждениями профессионального образования по всей стране: в Казани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

Ломакина Татьяна Юрьевна, директор Национального центра ЮНЕСКО/ ЮНЕВОК в Российской федерации, заведующая лабораторией теории непрерывного образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, доктор педагогических наук, профессор, рассказала о знакомстве с А.М. Новиковым с 1987 г. и роли академика в создании центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК, активной деятельности центра по проведению конференций, научных семинаров, проектов.

Кубрушко Петр Федорович, член-корреспондент РАО, первый проректор ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина», доктор педагогических наук, профессор, подчеркнул значение идей и личности А.М. Новикова для развития профессионально-педагогического образования, подготовки преподавателей для профессиональных учреждений различных уровней.

Сковородкина Ирина Зосимовна, директор института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета, доктор педагогических наук, профессор, соруководитель экспериментальной площадки «Непрерывная подготовка педагогических кадров в условиях университетского комплекса», отметила, что А.М. Новиков был транслятором инноваций: в течение более чем десяти лет он проводил мастер-классы для аспирантов и соискателей в САФУ. Она отметила также, какое огромное значение

для педагогической практики имеют книги академика «Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении», «Постиндустриальное образование».

Моисеев Игорь Владимирович, преподаватель технологии Московского областного колледжа информационных технологий, экономики и управления г. Ликино-Дулёво Московской области, рассказал о влиянии идей и подходов, предложенных Новиковым на педагогическую практику среднего профессионального образования, поделился опытом прохождения практики студентов колледжа в Финляндии.

Ронжина Наталья Владимировна, доцент кафедры права Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат философских наук (г. Екатеринбург), указала на отсутствие целостного представления о системе профессионально-педагогического образования до А.М. Новикова, отметила большое значение двух созданных им учебников по профессионально-педагогическому образованию.

Ложкина Нина Александровна, аспирант МГАУ им. Горячкина, рассказала о совместном обучении российских и зарубежных студентов как новой форме организации обучения в постиндустриальном обществе.

Казаренков Вячеслав Ильич, профессор кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, академик Международной академии наук высшей школы, доктор педагогических наук, профессор, рассказал, как в научной деятельности многомерно раскрылась личность академика, как сам докладчик находил для себя ответы в книгах Новикова. Казаренков подчеркнул, что А.М. Новиков обладал необычайной харизмой, был поистине энциклопедической личностью.

Головченко Глеб Александрович, ответственный секретарь Национального союза журналистов Украины, директор колледжа прессы и телевидения в г. Николаеве, кандидат педагогических наук, продемонстрировал фильм о пребывании А. М. Новикова в Украине «Он был»

Перетягина Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО, рассказала о влиянии А.М. Новикова на становление молодых исследователей. Александра Михайловича отличали энциклопедичность научных интересов, глубина и основательность в осмыслении предмета исследования, смелость иначе посмотреть на известное и увидеть в нем новизну. Будучи практиком, он был сподвижником практико-ориентированного подхода в науке. Он писал не только «что» делать, но и «как». Александр Михайлович Новиков, будучи сам очень талантливым человеком, умел притягивать к себе талантливых молодых исследователей. Под его руководством защитили свои научные исследования 33 кандидата наук и 11 докторов наук.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.