ПАМЯТИ УЧЕНОГО
Александр Михайлович НОВИКОВ
Ушёл из жизни большой учёный Александр Михайлович Новиков. Мы потеряли не только учёного с большим именем, но и яркого замечательного человека.
Новиков Александр Михайлович родился 2 декабря 1941 года в г.Фрунзе, ныне Бишкек, окончил Московский государственный заочный педагогический институт (1966), доктор педагогических наук (1989), профессор (1991), действительный член РАО (1996), член Союза журналистов РФ (1994). На педагогической работе с 1963 г.; с 1966 г. работал в институтах АПН СССР; 1977-1992 гг. - заместитель директора, директор Всесоюзного научно-методического центра профессионально-технического обучения молодежи; 1992-1995 гг.
- проректор по профессиональному образованию Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области; 1995 г. - академик-секретарь Отделения базового образования Российской академии образования; с 2002 г.
- руководитель Центра теории непрерывного образования Учреждения Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики».
Александр Михайлович Новиков - видный ученый, педагог, организатор научно-исследовательских и научно-методических работ практикоориентированной реализации идей непрерывного образования. Внес большой вклад в дело реформирования и развития профессиональных образовательных учреждений с учетом стратегии системных изменений в образовании, создание научных трудов, направленных на решение проблем гу-
манизации и демократизации образования, развитие идей опережающего профессионального образования, разработку организационно-образовательной инфраструктуры системы непрерывного образования. В контексте разработанных А.М.Новиковым теорий - теории формирования трудовых умений (1989 г.); теории непрерывного образования (1991-1996 гг.); теории развития отечественного образования в условиях перехода к постиндустриальному обществу (2007-2009 гг.); современной методологии образования (2009-2011 гг.) в различных регионах РФ осуществляется процесс реструктуризации сети профессиональных образовательных учреждений различных видов и типов (ПТУ, ССУЗов, Учебно-производственных комбинатов, Учебных центров, Центров образования). Александр Михайлович руководил экспериментальной деятельностью в системе высшего профессионального образования в рамках проекта Российской Научно-социальной образовательной программы «Шаг в будущее» (раздел «Шаг в будущее, Москва») на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана, являющейся экспериментальной площадкой при Президиуме РАО.
А.М. Новиковым опубликовано более 350 научных работ по методологии, теории педагогики, теории и методике трудового обучения и профессионального образования, психологии и физиологии труда: монографии, книги, пособия, брошюры; системно представлены актуальные вопросы развития отечественного образования в публикациях ведущих журналах: «Педагогика», «Народное образование», «Вопросы психологии», «Профессионал», «Специалист», «Школа и производство», «Профессиональное образование», «Высшее образование в России», «Школьные технологии», «Мир образования - образование в мире». Особое значение имеют серии монографий и пособий по методологии образования: «Профтехшкола: стратегия развития» (1991г.), «Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении» (2 изд.: 1995, 1996гг.), «Как работать над диссертацией» (4 изд.: 1994, 1996, 2000, 2003гг.), «Профессиональное образование России - перспективы развития» (1997г.), «Энциклопедии профессионального образования» в 3-х тт. (1999г.), «Российское образование в новой эпохе» (2000г.), «Национальная идея России / возможный подход» (2000), «Докторская диссертация?» (1999, 2001, 2003гг.), «Методология образования» (2002, 2005гг.), «Истории профессионального образования в России» (2003г.), «Образовательный проект/ Методология образовательной деятельности» (2004г.), «Методология учебной деятельности» (2005г.), «Развитие отечественного образования» (2005г.), «Методология» (2007г.), «Основания педагогики», «Постиндустриальное образование» (2008г.). А.М.
Новиков является соавтором и соредактором учебника «Профессиональная педагогика» (1997, 1999, 2010гг.); соавтором монографий «Теория и практика непрерывного образования: Труды российско-болгарского международного сотрудничества», «Теория и практика непрерывного образования: Труды российско-польского международного сотрудничества» (2010, 2011гг.). Под научным руководством Александра Михайловича Новикова подготовлено 11 докторов и 33 кандидата наук.
А.М.Новиков являлся одним из создателей научной школы С.Я.Батышева - А.М. Новикова «Профессиональная педагогика - теория непрерывного образования», которая осуществляет систематическую плодотворную деятельность начиная с 60-х гг. XX века по настоящее время.
На базе научной школы начиная с 2007г. под руководством А.М.Новикова ежегодно проводились Международные конференции; Международные Батышевские чтения (в России и Украине) под эгидой ЮНЕСКО и в рамках деятельности Национального Центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в Российской Федерации, созданном при Институте теории и истории педагогики в 2010г.; Круглые столы, научно-практические семинары с элементами научной школы для молодежи и школьников в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Перспективными исследовательскими приоритетами научной школы выступают: методологические и теоретические последствия глобализации, развитие постиндустриального образования в России.
А.М.Новиков активно участвовал в заседаниях экспертных советов ВАК; грантах РГНФ; на протяжении многих лет являлся членом диссертационных советов Российской Педагогической Академии последипломного образования, Академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров МОН РФ, Международной академии туризма.
Александр Михайлович Новиков - Заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, член Союза журналистов, лауреат Государственной премии РФ в области образования.
Коллеги и сотрудники Института скорбят и выражают чувство соболезнования родным и людям, близко знавшим Александра Михайловича. Будем помнить имя большого учёного!