УДК 01.53; 159.9; Э71
Федотова Ольга Дмитриевна
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования
Доктор педагогических наук, профессор E-Mail: [email protected]
Латун Владимир Владимирович
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры социально-экономической географии Кандидат географических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образования в Китайской Народной Республике в их освещении в российских диссертациях. Показано, что интерес к проблемам образования в Китае определяется наличием глубоких культурных и философских традиций, фактом динамичного экономического развития, географической сопредельностью России и Китая.
На основе контент-анализа выявлен полигон распределений диссертационных исследований по проблемам образования с 2002 по 2013 годы. В статье разграничивается проблематика, рассматриваемая в диссертациях по педагогике и психологии. Показано, что многие работы, выполненные по искусствоведению, имеют педагогический характер. Все психологические исследования выполнены в компаративном ключе.
При анализе страновой принадлежности авторов установлено, что психологопедагогическая проблематика представлена преимущественно исследователями из Китая, в то время как работы по иным гуманитарным направлениям выполнены на паритетных началах российскими и китайскими исследователями. Делается вывод о том, что в настоящее время наблюдается восходящий тренд, характеризующий интерес отечественных исследователей к системе образования в Китае. Российские исследователи узнают о ней преимущественно то, что предлагается самими носителями данной культуры и идеологии.
Ключевые слова: Российская Федерация; Китай; глобализация; науковедение; система образования; психология; педагогика; диссертационные исследования; контент-анализ; взаимообогащение педагогических культур.
Идентификационный номер статьи в журнале 164РУЫ613
Olga Fedotova
Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-Mail: [email protected]
Vladimir Latun
Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-Mail: [email protected]
Education in China: psychology and pedagogical perspective of dissertation researches
Abstract: On the basis of the content analysis the range of distributions of dissertation researches on education problems from 2002 to 2013 is revealed. In article the perspective considered in dissertation works on pedagogics and psychology is differentiated. It is shown that many dissertation works performed on the direction of the researches "art criticism", have pedagogical character. All psychological researches are executed in a comparative key.
In the analysis of accessory of authors to a certain country it is established that the psychology and pedagogical perspective is presented mainly by researchers from China. Dissertation researches on other humanitarian directions are executed on a parity basis by the Russian and Chinese researchers.
The following conclusion is drawn. Now the ascending trend characterizing interest of the Russian researchers to an education system in China is observed. The Russian researchers receive information on an education system in China mainly that which is offered by carriers of the Chinese culture and ideology.
Keywords: Russian Federation; China; globalization; science of science; education system; psychology; pedagogics; dissertation researches; content analysis; mutual enrichment of pedagogical cultures.
Identification number of article 164PVN613
В современной геокультурной ситуации глобализационные тенденции проявляются параллельно с тенденциями к фрагментации современного мира. Политическая, экономическая, этноконфессиональная и социокультурная разнородность европейских и азиатских стран, сохраняющаяся в XXI веке, является значимым источником дестабилизации мира. Отмечается, что «в современной философии образования активно обсуждается вопрос о том, что глобализационные тенденции, способствующие идентификации образовательных систем, усилению культурных взаимосвязей, не должны вести к сокращению цивилизационного разнообразия» [1, с. 30]. Несмотря на то, что благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий возможности межцивилизационного взаимодействия усиливаются, в современных условиях не наблюдаются явно проявляющиеся тенденции к снятию культурных рассогласований, характеризующих ментальные установки и ценностные ориентации жителей стран Запада и Востока. Системы образования в странах Европы и Азии имеют значительные различия, характеризующие особенности их вхождения в современную систему всемирных связей в самых различных областях социокультурных практик. Вместе с тем некоторые азиатские страны, относящиеся к региону Восточной Азии, показывают достойный пример если не для подражания, то для исследования особенностей развития систем образования, а также факторов, определивших их позитивную динамику. Исследование систем образования в трансграничных регионах вносит значительный вклад в понимание тенденций развития сопредельных пограничных территорий, что очень важно для реализации стратегии развития образования и науки в Российской Федерации [2, 3].
Интерес к проблемам образования в Китайской Народной Республике со стороны российских ученых определяется рядом факторов, среди которых наличие глубоких традиций, позволяющих считать китайскую культуру самобытным цивилизационным явлением, неоспоримый факт динамичного экономического развития, сделавший данную страну второй экономикой мира, а также глубина исторических связей и географическая сопредельность, выраженная в том, что граница с Китаем является вторым по протяженности (после границы с Казахстаном) рубежом нашей страны.
Вопросы, связанные с необходимостью научного изучения Китая на академическом уровне, были подняты еще в начале XIX века известным государственным деятелем графом С.С. Уваровым, разработавшим в 1810 году малоизвестный в России «Проект Азиатской академии» [4]. В данной работе, написанной на французском языке, будущий автор «теории официальной народности» убедительно показал, что Россия еще не знакома ни с философией, ни с литературой, ни с языком самобытного сопредельного Китая. Составляя план изучения культуры Китая, С.С. Уваров определил миссию русских и зарубежных ученых, которым будет поручено исследовать эту страну. Ученые Азиатской академии, по мысли С.С. Уварова, должны будут заниматься не сочинением своих диссертаций, но, получив возможность доступа к уникальным артефактам, письменным и устным источникам, сосредоточить свое внимание на переводе на европейские языки оригинальных рукописей, книг, фольклора. Это отрыло бы и России, и Европе сокровища китайской философской мысли и мира поэзии, а также позволило бы изучить сложнейший китайский язык на основе овладения родственным, как считал С.С. Уваров, но более ясным и простым в грамматическом отношении маньчжурским языком.
Как справедливо отмечают В.П. Борисенков и Б.Л. Вульфсон, «отношения между Россией и Китаем формировались еще в XVIII - XIX вв., но приобрели качественно новый характер после возникновения Советского Союза... Многие студенты и аспиранты прошли подготовку, защитили кандидатские и докторские диссертации в советских вузах» [5, с. 13]. Проблемы образования в Китайской Народной Республике являются предметом исследования отечественных ученых-гуманитариев. В этой связи представляет определенный интерес
исследование вопроса о том, как объективированы знания о системе образования Китая на диссертационном уровне.
Эмпирическим информационным массивом исследования проблемы представленности сведений о системе образования Китая может служить Единый электронный ресурс Российской государственной библиотеки (раздел «Каталог авторефератов диссертаций»), который отражает имеющиеся в наличии авторефераты диссертационных исследований [6]. В качестве методов исследования использовались контент-анализ, позволяющий надежно фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого содержания и проводить их квантификацию [7, 8, 9]. Использовались также сравнение, интерпретация, аналогия, генерализация. В зависимости от постановки конкретной задачи исследования определялись категория анализа и единица счета. Полученные данные вносились в таблицы EXEL, что позволяло построить гистограммы, визуализирующие полученные результаты.
Решая задачу определения частотности представленности авторефератов по психологопедагогической проблематике, мы избрали в качестве смысловой единицы (категории) анализа концепт «Китайская Народная Республика», представленный как официальным названием (в том числе в ФИДЕ аббревиатуры), так и сокращенным вариантом «Китай». В исследуемый информационный массив включались также исследования, содержащие географические названия отдельных территорий и/или областей страны. Кроме того, мы придерживались принятой в науковедении методологической позиции, согласно которой концепт может быть представлен «различными рабочими единицами анализа, включающими как прямое упоминание лексической единицы, так и ее использование в однокоренных словосочетаниях, обладающих распознавательной силой» [10, с. 21]. Единицей счета являлась диссертационная работа, представленная в исследуемом эмпирическом массиве. Анализ содержания электронного каталога Российской государственной библиотеки по определенным выше позициям показал, что первые упоминания о проблемах образования в Китае в диссертационных исследованиях относятся к 2002 году, последние - к 2013 году. Результаты контент-аналитического исследования представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Полигон распределений диссертационных исследований по психолого-педагогической проблематике (Китай)
Распределение диссертационных исследований в период с 2002 по 2013 годы не отличается равномерностью. Из общего числа защищенных диссертаций (51 работа) максимальное их число приходится на 2009 год, минимальное - на 2002, 2008 и 2013 годы. В 2003 г. не было защищено ни одной диссертации по проблемам образования в Китае.
Психолого-педагогическая проблематика рассматривалась в рамках многих научных направлений современного гуманитарного знания. Диссертационные исследования распределены в соответствии с областями исследований согласно шифрам специальностей паспортов ВАК следующим образом (Рисунок 2).
35
30
25
20
15
10
5
0
Рис. 2. Распределение диссертационных исследований по отраслям наук
Как наглядно показано на гистограмме, педагогические исследования, как и следовало ожидать, доминируют среди всех иных областей исследования. Второе место по количеству диссертаций, защищенных по психолого-педагогической проблематике, как ни парадоксально, принадлежит не психологии, а искусствоведению. Содержательный анализ тематики данных исследований показал, что некоторые из них можно с определенной долей условности отнести к разряду междисциплинарных, имеющих значительный педагогический уклон (если не чисто педагогических) исследований. К их числу относятся работы, выполненные по следующим темам: «Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития» (2009), «Современные и традиционные методы обучения сценической речи в китайской театральной школе: из опыта преподавания в Шанхайской театральной Академии» (2005), «Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития» (2009) «Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе» (2009).
Аспекты психологической проблематики представлены в исследовании Н.Б. Боковой «Политико-психологический анализ образа России в массовом сознании граждан КНР», выполненной по политологии.
В Таблице приведены данные по частотности распределений диссертационных работ по годам и научным областям.
Таблица
Распределения диссертационных исследований по проблемам образования
в Китае (по областям наук)
Педаго гическ ие Психоло гические Культу рология Искусство ведение Филос офские Полити ческие Социоло гические Истори ческие
2002 1
2003
2004 5
2005 3 1 1 2
2006 3 1 1 1
2007 4 1 1
2008 1
2009 8 2
2010 1 1
2011 2 1 1 1
2012 6 1
2013 1
Диссертационные исследования различных аспектов психолого-педагогических проблем образования в Китае были систематизированы по критерию «Паспорт специальности научного работника» и выявили следующую картину распределений (Рисунок 3).
19.00.07
19.00.01
13.00.08
13.00.05
13.00.04
13.00.02
13.00.01.
1 1 1
5йЭ1
2
4
5
18
Ч—
10
ч—
12
ч—
14
ч—
16
Ч—
18
20
4
Рис. 3. Распределение по паспортам специальности (педагогические и психологические науки)
На рисунке отчетливо видно, что количество диссертаций, относящиеся к областям исследования, обозначенным шифрами специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования и 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии, имеют самый большой разброс значений. Уточнение тематических линий исследований по педагогической проблематике (Рисунок 4) показало, что количество исследований, непосредственно фиксирующих в своих названиях компаративный вектор, превалирует.
Управление образованием Профессиональное образование Проблемы социализации Теория и практика воспитания Этнопедагогика Сравнительная педагогика История педагогики и образования
121:31
10
10
12
5
3
2
0
2
4
6
8
Рис. 4. Распределение диссертаций по педагогическим наукам по основным тематическим линиям
Большое внимание исследователи уделили также проблемам истории образования, в том числе теме российского педагогического зарубежья. Обращает на себя внимание тот факт, что особый интерес исследователей вызывают проблемы музыкального воспитания и фортепианной педагогики Китая. Качественное своеобразие социальной ситуации в Китае отражено в исследовании «Семейное воспитание в Китае в условиях политики "Плановое деторождение"», характеризующем этнопедагогические аспекты современной государственной политики и воспитательной практики.
Все психологические исследования, выполненные в рамках указанных выше шифров специальностей, имеют ярко выраженный сравнительный модус и раскрывают особенности развития личности учащихся средних школ и студентов в современном Китае, поддерживающем инициативность и стремление к достижениям своих граждан. Это в полной мере согласуется с мнением В.Я. Суртаева о том, что общество все больше будет требовать «от молодых людей субъектности в проявлении инициатив... в социокультурной сфере, в которой они могут наиболее полно самореализловать свои способности и дарования». [11, с.
7]
Педагогически и психологически значимая проблематика отражена в диссертациях, не относящихся к психологии и педагогике (Рисунок 5).
Постижение иной культуры Теоретико-методол. основы исследования Обучение отдельных категорий лиц Высшее образование Образование в духовной культуре Педагогическая деятельность художника
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5
1 2 4 4
2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 II
1
111111 " 7 "
Рис. 5. Тематика диссертаций по проблемам образования, представленная в гуманитарных исследованиях, не относящихся к педагогике и психологии
В данных работах особый интерес представляют подходы к интерпретации категорий «образование» и «обучение» в контексте этнонациональной специфики и особенностей мировоззрения населения, восходящих к религиозным основам социокультурной практики.
Анализ тематики, обращенной к проблемам образования и обучения, представленной в диссертационных работах рассматриваемого периода, актуализирует вопрос о том, кому принадлежит их авторство (Рисунок 6).
35
30
25
20
15
10
5
0
6
7
111 ИЖ33ЕН
■
13.00.00.
19.00.00
иные науки
□ Китай □ Россия
Рис. 6. Соотношение диссертационных работ, выполненных российскими и китайскими исследователями
На Рисунке 6, отражающем результаты контент-аналитического исследования (единица счета - фамилия исследователя, однозначно относимая к определенной этнической
группе) показали, что педагогическая и психологическая проблематика представлена преимущественно исследователями из Китая, в то время как работы по иным гуманитарным направлениям выполнены на паритетных началах.
Таким образом, в настоящее время наблюдается восходящий тренд, характеризующий интерес отечественных исследователей к самым различным аспектам проблем становления и развития системы образования в Китае, что вполне объяснимо той ролью, которую играет в современном мире эта великая держава. Географическая близость при наличии качественного своеобразия культурного кода, стратегическое партнерство наших стран в рамках международных организаций и объединений вызывает потребность в глубоком проникновении в ментальные основания современной социокультурной практики Китая и ее акторов. Вместе с тем с определенной долей условности можно заключить, что российские исследователи узнают о системе образования Китая преимущественно то, что предлагается самими носителями данной культуры и идеологии. Можно высказать осторожное предположение о том, что данные работы были выполнены исследователями из КНР в рамках реализации программ академической мобильности аспирантов, что связано с определенными тематическими и временными ограничениями, а также некоторой долей просветительства. Поэтому необходима актуализация исследований по психолого-педагогической проблематике, отвечающей задачам объективного познания тех сторон организации, функционирования и оценки образовательной практики, которые позволят выявить как позитивные, так и негативные аспекты опыта. Без этого идея взаимообогащения национальных педагогических культур в условиях динамичных глобализационных изменений не может быть осмыслена и реализована.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-
педагогическом контексте [Текст] / О.Д. Федотова, Е.В. Пивунов // Гуманизация образования, 2008. № 2. С. 30-35.
2. Федотова О.Д. Российское образование в системе трансграничных связей [Текст] О.Д. Федотова, И.А. Окунева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки 2010, № 9, С. 15 - 2Q.
3. Чигишева О.П. Современный этап развития педагогической науки в контексте глобализационных тенденций [Текст] / О.П. Чигишева // Вестник Донского государственного технического университета, 2011. Т. 11, № 3(54). - С. 371-378.
4. Ouwaroff, S. Project d’une Academie Asiatique. [Текст] St.-Peterbourg. De L’imprimerie D’alexandre Pluchart et Comp. 1810. - 5Q p.
5. Борисенков В.П., Вульфсон Б.Л. Введение. [Текст] // Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ - XXI вв.: Сравнительный анализ. М., 2007. С. 12 - 18.
6. http://www.rsl.ru/; http://aleph.rsl.ru/F/?func=flle&flle_name=flnd-
b&local_base=xref
7. Cohen, L, Manlon, L, Morrison K. Ressearch methods ln educatlon. London and New York: Routledge, 2QQS. 638 pp.
S. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. [Текст] М.: NOTA
BENE, 1999. 224 с.
9. Общая психодиагностика. [Текст] М.: Изд-во Московского государственного
университета, 1987. - 304 с.
1Q. Федотова О.Д., Катичева М.Г. Контент как методологический индикатор
реформы образования [Текст] // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.2011 № 2 .С. 19 - 29.
11. Суртаев В.Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики. Санкт-
Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета
культуры и искусств, 2008. - 320 с.
Рецензент: Джанерьян Светлана Тиграновна, доктор психологических наук,
профессор, зав. кафедрой психологии личности Южного федерального университета.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Fedotova O.D. Evropa i Azija: geokul'turnye faktory v istoriko-pedagogicheskom kontekste [Tekst] / E.V. Pivunov, O.D. Fedotova // Gumanizacija obrazovanija, 2008. № 2. S. 30-35.
Fedotova O.D. Rossijskoe obrazovanie v sisteme transgranichnyh svjazej [Tekst] / O.D. Fedotova, I.A. Okuneva.// Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki 2010, № 9, S. 15 - 20.
Chigisheva O.P. Sovremennyj jetap razvitija pedagogicheskoj nauki v kontekste globalizacionnyh tendencij [Tekst] / O.P. Chigisheva // Vestnik Donskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2011. T. 11, № 3(54). - S. 371-378.
Ouwaroff, S. Project d’une Academie Asiatique. [Tekst] St.-Peterbourg. De L’imprimerie D’alexandre Pluchart et Comp. 1810. - 50 p.
Borisenkov V.P., Vul'fson B.L. Vvedenie. [Tekst] // Rossija - Kitaj: obrazovatel'nye reformy na rubezhe HH - XXI vv.: Sravnitel'nyj analiz. M., 2007. S. 12 - 18.
Tatarova G.G. Metodologija analiza dannyh v sociologii. M.: NOTA BENE, 1999. 224 s.
http://www.rsl.ru/; http://aleph.rsl.ru/F/?func=file&file_name=find-
b&local_base=xref
Cohen, L, Manion, L, Morrison K. Ressearch methods in education. [Tekst] London and New York: Routledge, 2008. 638 pp.
Obshhaja psihodiagnostika. [Tekst] M.: Izd-vo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1987. - 304 s.
Fedotova O.D. Kontent kak metodologicheskij indikator reformy obrazovanija [Tekst] / O.D. Fedotova, M.G. Katicheva // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki.2011 № 2 .S. 19 - 29.
Surtaev V.Ja. Molodezh' kak ob#ekt i sub#ekt kul'turnoj politiki. [Tekst] Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2008. - 320 s.