Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/196PVN614.pdf DOI: 10.15862/196PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/196PVN614)
УДК 37.06
Федотова Ольга Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону1 Зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Николаева Елена Александровна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Аспирант кафедры психологи и педагогики высшего образования
E-mail: [email protected]
Идеи радикализма в современной педагогической проекции
1 344000, г. Ростов-на-Дону, Большая Садовая, 105/42
Аннотация. Статья посвящена теоретической проблеме методологического характера -становлению новой педагогической концепции, получившей название «радикальная педагогика».
Авторы отмечают неоднозначность определения данного термина и наличие различных векторов рассмотрения проблематики радикализма в педагогической проекции. На основе историко-теоретического анализа показано, что идеи радикального переустройства системы образования и педагогической практики имеют глубокие исторические корни. В современной педагогике концепт «радикальная педагогика» понимается двояко. Он определяется некоторыми теоретиками как понятие, фиксирующее смену представлений о познавательном потенциале, условиях и факторах формирующего воздействия на человека, определяющее систему педагогических мер и решений. Вторая группа исследователей трактует данный термин как бескомпромиссное стремление добиваться реальных преобразований в соответствии с взглядами на развитие социально-политической, идейной и экономический сферы. На основе контент-аналитического исследования публикаций специального журнала «Радикальная педагогика» авторами показано, что в настоящее время данная концептуализация находится в стадии интенсивного роста. Происходит ее теоретическое оформление и расширяется проблемно-тематическое поле.
Ключевые слова: терроризм; экстремизм; радикализм; педагогика; радикальная педагогика; теоретическая концептуализация; политика; теория; технология.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Федотова О.Д., Николаева Е. А. Идеи радикализма в современной педагогической проекции // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/196PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/196РУМ614
Ь^: //naukoveden ie.ru 196РУШ14
В настоящее время особую актуальность приобретает проблематика, связанная с обострением террористической угрозы и ростом радикалистских и экстремистских настроений в обществе. Данные проблемы являются объектом политического и научного дискурса [1, 2, 3]. Они получают педагогическую проекцию, становясь объектами особого внимания педагогов как проблемы, требующие теоретического осмысления и анализа современных воспитательных практик [4, 5, 6, 7].
Концепт «радикализм» (от лат. radicalis - коренной) в современной педагогике имеет две смысловые коннотации и используется 1) как понятие, фиксирующее смену представлений о познавательном потенциале, условиях и факторах формирующего воздействия на человека, определяющее систему педагогических мер и решений; 2) бескомпромиссное стремление добиваться реальных преобразований в соответствии с взглядами на развитие социально-политической, идейной и экономический сферы. В настоящее время получили развитие педагогические идеи, отражающие как формы правого (русский великодержавный национализм, фашизм, радикальный консерватизм, апартеид), так и левого радикализма (якобинство, движение «новых левых», анархизм), а также их гибридные формы (либеральный радикализм, неоевразийский радикализм, радикальный исламизм как идеология религиозно-политического экстремизма и др.).
Общественная мысль прошлого характеризовалась широким спектром радикальных идейных течений. Вокруг них консолидировались педагоги, представляющие различные познавательные позиции и социально-политические убеждения. История педагогических идей отражает различные качественно специфические позиции, в которых нашли отражение идеи различной степени радикальности, революционности, новаторства.
Значительную роль в преодолении схоластических подходов в обучении сыграл Я.А. Коменский (1592-1670), вклад которого в развитие образования признается всеми теоретиками как позиция, приведшая к радикальному изменению европейской педагогической практики. Я.А. Коменский выделил и сформулировал дидактические принципы, которые не потеряли значимости в современном образовательном процессе, ввел в практику иллюстрированные книги, дал классификацию обучающихся по критерию возраста. Он создал проект стройной системы образования, в рамках которой учитывались как познавательные потребности и возможности ребенка, так и необходимость материального обеспечения его жизни после окончания школы.
Ж.Ж. Руссо (1712-1778) выдвинул концепцию воспитания «естественного человека», который получает дозированные знания о мире в соответствии со своей познавательной потребностью, сложившейся в конкретной ситуации к конкретной минуте. Дж. Локк (1632 -1704) развивал идеи о том, что душа ребенка, будучи от рождения tabula rasa, т.е. «чистым листом», приобретет опыт и знания только в ходе собственных познавательных усилий формирующегося человека. Вклад американского философа Дж. Дьюи (1859-1952) позволил изменить акцент в процессе обучения с «вкладывающей» парадигмы на актуализацию саморазвивающей деятельности ребенка, при которой он извлекает знания из собственной практической самодеятельности и тем самым расширяет и обновляет личный опыт. С данной линией в понимании условий и сути процесса познания согласуется и теоретическая позиция С. Френе (1896-1966), который ввел в практику методику обучения без официальных учебников, вместо которых использовал самостоятельно изготовленные школьниками учебные тексты, набранные в школьной типографии, а также элементы системы программированного обучения. Бразильский педагог Паулу Фрейре (Paolo Freire, 1921-1997) протестуя против «вкладывающей» парадигмы, выступал за «освобождающее образование», состоящее из актов познания, в которых «люди учат друг друга, опосредованные миром и объектами познания».
В настоящее время наблюдается значительный интерес научного сообщества к педагогическим проблемам, связанным с изменением, кардинальным улучшением практики образования (T. McGettigan, 1999)
В понимании предмета радикальной педагогики не существует единства: некоторые теоретики связывают ее с глубоко политизированными аспектами учебных заведений, политики и методов. Они считают, что образование может и должно быть ориентировано к радикальным социальным изменениям [8]. Для других радикальная педагогика относится к ультрасовременным событиям в области образования: последние теории, методы и методы, которые обещают повторно изобрести существенно процессы обучения и изучения. Наблюдаются попытки рассмотреть феномен педагогической проекции радикализма сквозь призму проблем феминизма и психоанализа [9].
О тенденции к возрастанию интереса к проблемам радикальной педагогики свидетельствует появление журнала "Radical pedagogy", который стал ареной острых дискуссий по проблемам радикализма е его педагогической проекции [10 ]. Представляется целесообразным проанализировать содержание данного журнала с целью выяснения тематических полей, доминирующих как проблемы обсуждения в публикациях зарубежных педагогов и политиков.
Концепция и методика исследования. Для реализации цели исследования мы считаем необходимым выделить тематические кластеры, отражающих основное содержание публикаций в журнале. К таковым относятся материалы, объединяемые семантическими концептами «Политика», «Теория» и «Технология». Кластер «Политика» включает как публикации, отражающие социально-политические аспекты темы, так и стратегии в сфере образовательной политики, в том числе относящиеся к проблеме формирования образовательного идеала. Статьи в журнале сгруппированы по двум issues в volume.
Эмпирическим источником исследования являются все имеющиеся на настоящее время номера журнала "Radical Pedagogy", который издается с 1999 г. В число анализируемых номеров входят как основные тематические статьи, так и рецензии и обзоры.
Для исследования тематического содержания используется метод контент-анализа. Категориями анализа являются понятия «Политика», «Теория» и «Технология», выделяемые в отдельные кластеры. Единицей счета является тематическая статья. Полученные данные заносятся в таблицы программы EXEL, затем при помощи инструментов данной программы строятся простые гистограммы, которые дают наглядное представление о тенденциях в тематическом распределении публикаций по радикальной педагогике.
Результаты исследования
На основе подсчета позиций в тематических распределениях по кластерам была построена гистограмма (Рисунок 1), анализ которой позволяет сделать некоторые предварительные выводы о тенденциях развитии интереса научного сообщества к проблематике радикализма в ее педагогической проекции.
14
Рис. 1. Распределения публикаций журнала «Радикальная педагогика» по тематическим кластерам: (и) политика; (%) теория; - технология
Прежде всего, явно прослеживается неравномерность в выходе номеров журнала. На Рис. 1 отчетливо видно, что имеются две волны заметного проявления интереса к проблемам радикальной педагогики. Первый пик приходится на 2001 год, второй - на 2006 год. Резкий спад интереса наблюдается в 2004 - 2005 годах. В период с 2009 по 2012 годы журнал не издавался, о чем свидетельствует годовое распределение номеров.
Как показывает гистограмма, публикации в рамках тематического кластера «Политика», в отличие от кластера «Технология», прослеживаются во всех номерах журнала. Можно выделить два пика популярности данной проблематики, которые приходятся на 2003 и 2006 годы. Публикации характеризуются усиленным интересом авторов к проблемам социального неравенства, расизма в образовании, ущемления прав на образование представителей национальных и сексуальных меньшинств, мигрантов и жителей развивающихся стран. В целом, по количеству публикаций в рамках данного кластера наблюдается ниспадающая линия тренд. Это свидетельствует об уменьшении интереса к политическим аспектам образовательных стратегий.
В рамках тематического кластера «Теория» представлены публикации различного характера: результаты эмпирических исследований, философские тексты, интервью с деятелями науки. О попытках осмыслить новую проблематику, характеризующую самые различные аспекты радикализма в его педагогической проекции, свидетельствует тот факт, что многие авторы называют свои теоретические работы методологического характера «эссе». «Эссе» как педагогический жанр наиболее точно отражает теоретически не оформленное, «схваченное» на интуитивном, а не на дискурсивном уровне новое знание. Эссе позволяет в свободной форме излагать оригинальные авторские идеи, которые зарождаются на междисциплинарных пересечениях тематики. Наибольшее внимание авторы уделяют разбору
Ь^: //naukoveden ie.ru 196РУШ14
проблем феминистической педагогики и критической педагогики. Кластер «теория» характеризуется восходящим трендом.
Кластер «Технологии» объединяет весьма разноплановые публикации, авторы которых предлагают различные методические подходы к преобразованию существующей педагогической практики. Наблюдается явный нисходящий тренд в количестве публикаций, посвященных технологическим аспектам. Технологические новации связываются, прежде всего, с появлением компьютерных технологий, позволяющих осуществлять дистанционное образование и организовывать самостоятельное изучение учебного материала.
Обращает на себя внимание тот факт, что по тематике, входящей в кластеры «Политика» и «Технология» ведется полемика. Показательным примером является дискуссия между авторами Faith Maina и Russell Butson, которая имела место в 2002 - 2003 гг. Наличие острой полемики являются признаком, свидетельствующей об интенсивном росте педагогической концептуализации «радикальная педагогика»
Таким образом, при признании наличия проблемного поля, связанного с педагогическими проекциями радикалистских идей, в педагогике не наблюдается единства в понимании содержания и объема данного термина. Для одних теоретиков обсуждение вопросов, связанных с радикализмом в любой его проекции означает анализ глубоко политизированных аспектов педагогической практики. Другая группа авторов утверждает, что традиционные педагогические цели и методы неэффективны. Они не отвечают требованиям к реализации современных стратегий обучения. Радикально новые подходы должны отвечать задачам формирования человека, живущего в современном мире, построенном на сложном балансе политических и экономических интересов.
Выводы. Новый журнал Radical Pedagogy объединяет самых различных представителей педагогической мысли, относящих себя как к числу политически и этнически мотивированных авторов. Они нацелены на обсуждение новых педагогических аспектов, связанных с распространением идей радикализма. Информационное пространство журнала предоставляет возможность каждому автору представить и обсудить свою оригинальную позицию по вопросам образования и изменений в социальном мире. Это свидетельствует о том, что в педагогической проекции ХХ и XXI веков проблемы политически центрированного радикализма сохраняют свою значимость. Они выступают в формах этнонационализма, правого, левого, либерального и неоевразийского радикализма.
Доминирование проблематики, отражающей различные аспекты теоретического обоснования радикальной педагогики в ущерб рассмотрению технологических аспектов ее реализации, свидетельствуют о стадии интенсивного роста данного педагогического направления. Новое направление педагогики требует дальнейшего осмысления и анализа тенденций ее развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Fedotova O.The content of a site of the president of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. №3. С. 392-396.
2. Аршинова А.И. Молодежный радикализм в политическом процессе современной России: 1990 -2000-е гг. Автореферат дис. ... кандидата политических наук. М., 2012.
3. Федотова О.Д. Психолого-педагогическая превенция терроризма в европейских странах: у истоков проблемы // Федотова О.Д., Сафонцев С.А., Чигишева О.П. и др. Психолого-педагогические превентивные технологии противодействия экстремизму в социокультурной практике европейских стран /. Под редакцией О.Д. Федотовой. Ростов-на-Дону, 2013. С. 4-8.
4. Федотова О.Д. У истоков проблемы педагогической превенции терроризма: подход западногерманского исследователя // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. №6. С. 121-126.
5. Николаева Е.А. Проблемы психолого-педагогической превенции идеологии радикализма за рубежом // Федотова О.Д., Сафонцев С.А., Чигишева О.П и др.. Психолого-педагогические превентивные технологии противодействия экстремизму в социокультурной практике европейских стран / Под редакцией О.Д. Федотовой. Ростов-на-Дону, 2013. С. 9-30.
6. Борзилов Ю.П. Особенности радикалистской позиции О.Г. Аникст и ее влияние на развитие отечественной педагогики и образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2013.
7. Федотова О.Д., Витенко Н.П. Гражданская идентичность в российских проектах мусульманского образования первой четверти XIX века // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 2. С. 76.
8. Cohen, A., Bai H., Green L. An Experiment in Radical Pedagogy: Enactment of Deep Democracy Practices in a Philosopher's Café // Radical pedagogy, 2008. Volume 9,Issue 2. //http://www.radicalpedagogy.org/radicalpedagogy94/Volume_9_Issue_2.html
9. Telesco, G.A. Using Sociodrama for Radical Pedagogy: Methodology for Education
and_Change Volume 8: Issue 2 2006//
http://www.radicalpedagogy.org/radicalpedagogy94/Volume 8 Issue 2.html
10. http://www.practiceinternational.org/research/presentation-by-johanna-gustavsson-and-lisa-nybergradi cal -pedagogy
11. http://www.radicalpedagogy.org/radicalpedagogy94/About_this_Journal.html
Рецензент: Белоусова Алла Константиновна, зав. кафедрой психологи образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, доктор психологических наук, профессор.
Fedotova Olga Dmitrievna
Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-mail: [email protected]
Nikolaeva Elena Aleksandrovna
Southern Federal University Russia, Rostov on Don E-mail: [email protected]
Ideas of radicalism in modern pedagogical projection
Abstract. The main idea of this article is to show theoretical problem of methodological character of the formation of a new pedagogical concept "radical pedagogy". The authors of this article underline that the definition of this term is rather various and the problems of radicalism in pedagogical projection have been discussed in different ways. Theoretical and historical analysis shows that the education system and different views of the radical reconstruction in it have deep historical roots. The same is observed in teaching practices. The concept of "radical pedagogy" can be shown in two ways in modern pedagogy. The first group of theorists defines this concept as the notion that secures the changing views about cognitive capacities and conditions forming human exposure. All these factors have influence on the system of pedagogical measures and solutions. The second group of theorists defines this term as an uncompromising commitment to achieve real transformation. This transformation can be done according to the ideas on the development of socio-political, ideological and economic spheres. Publications of the special journal "Radical pedagogy" and their content-analytical research show that nowadays there is intensive development of this new pedagogical concept.
Keywords: terrorism; extremism; radicalism; pedagogy; radical pedagogy; theoretical conceptualization; politics; theory; technology.
REFERENCES
1. Fedotova O.The content of a site of the president of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. № 3. S. 392-396.
2. Arshinova A.I. Molodezhnyy radikalizm v politicheskom protsesse sovremennoy Rossii: 1990 -2000-e gg. Avtoreferat dis. ... kandidata politicheskikh nauk. M., 2012.
3. Fedotova O.D. Psikhologo-pedagogicheskaya preventsiya terrorizma v evropeyskikh stranakh: u istokov problemy // Fedotova O.D., Safontsev S.A., Chigisheva O.P. i dr. Psikhologo-pedagogicheskie preventivnye tekhnologii protivodeystviya ekstremizmu v sotsiokul'turnoy praktike evropeyskikh stran /. Pod redaktsiey O.D. Fedotovoy. Rostov-na-Donu, 2013. S. 4-8.
4. Fedotova O.D. U istokov problemy pedagogicheskoy preventsii terrorizma: podkhod zapadnogermanskogo issledovatelya // Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2010. T. 7. № 6. S. 121-126.
5. Nikolaeva E.A. Problemy psikhologo-pedagogicheskoy preventsii ideologii radikalizma za rubezhom // Fedotova O.D., Safontsev S.A., Chigisheva O.P i dr.. Psikhologo-pedagogicheskie preventivnye tekhnologii protivodeystviya ekstremizmu v sotsiokul'turnoy praktike evropeyskikh stran / Pod redaktsiey O.D. Fedotovoy. Rostov-na-Donu, 2013. S. 9-30.
6. Borzilov Yu.P. Osobennosti radikalistskoy pozitsii O.G. Anikst i ee vliyanie na razvitie otechestvennoy pedagogiki i obrazovaniya : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Rostov-na-Donu, 2013.
7. Fedotova O.D., Vitenko N.P. Grazhdanskaya identichnost' v rossiyskikh proektakh musul'manskogo obrazovaniya pervoy chetverti XIX veka // Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie. 2011. № 2. S. 76.
8. Cohen, A., Bai H., Green L. An Experiment in Radical Pedagogy: Enactment of Deep Democracy Practices in a Philosopher's Café // Radical pedagogy, 2008. Volume 9,Issue 2. //http://www.radicalpedagogy.org/radicalpedagogy94/Volume_9_Issue_2.html
9. Telesco, G.A. Using Sociodrama for Radical Pedagogy: Methodology for Education and Change Volume 8: Issue 2 2006// http://www.radicalpedagogy.org/radicalpedagogy94/Volume_8_Issue_2.html
10. http://www.practiceinternational.org/research/presentation-by-johanna-gustavsson-and-lisa-nybergradi cal -pedagogy
11. http://www.radicalpedagogy.org/radicalpedagogy94/About_this_Journal.html